Об итогах визита премьер-министра Франции Франсуа Фийона в Марокко

Конкретизация франко-марокканских договоренностей, достигнутых в октябре 2007г. в ходе визита в Марокко президента Франции Николя Саркози, стала главной целью состоявшейся 17 — 18 апреля с.г. поездки в королевство премьер-министра Франции Франсуа Фийона. Примечательно, что глава правительства Франции, равно как и президент этой страны, выбрали именно Марокко для первого официального визита.

Как ранее сообщалось, в октябре прошлого года в ходе официального визита Саркози в Марокко были подписаны контракты на сумму в 3 млрд евро. Самый крупный из них стоимостью в 2 млрд евро касается строительства скоростной железной дороги /TGV/ между Танжером и Касабланкой.

Как и у каждого подобного визита, можно выделить его экономические и политические итоги. Сначала о первых. 17 апреля в ходе визита Фийон объявил о подписании 17-ти соглашений — главным образом экономических, а также подтвердил обязательство Франции продать Марокко многоцелевой фрегат типа FREMM стоимостью 500 млн евро. Как подчеркнул в этой связи Фийон, он принял участие в 9-м межправительственном франо-марокканском семинаре для того, чтобы «лично проверить, что реализуются все соглашения и все решения», принятые главой Франции «для углубления франко-марокканского сотрудничества».

В частности, стороны договорились о выделении Парижем транша в 75 млн евро на проектирование TGV. Франция выделила кредит в размере 150 млн евро на строительство трамвайных линий в Рабате. Этот проект должен заработать в 2010 году. Одновременно был парафирован контракт на такую же сумму, который выиграли французские компании Alstom и BTP Colas.

Специализирующаяся в сфере туризма французская компания Pierre et Vacances подписала протокол о соглашении, которое предусматривает строительство в Марокко до 2013 года сети гостиниц общей вместимостью 10 тысяч человек.

В ходе визита Фийона Французская ассоциация развития /ФАР/ подписала несколько соглашений о предоставлении Марокко займов. Один из них в объеме 22,5 млн евро будет направлен на подготовку марокканских кадров, нехватка которых остается одной из главных проблем для экономики королевства. Еще 35 млн евро пойдет на создание системы очистки сточных вод в г.Агадир.

В ходе визита со стороны французских предпринимателей, сопровождавших Фийона /таких оказалось 45 человек/, были высказаны пожелания марокканской стороне провести реформу марокканской налоговой системы, а также «более справедливо разрешать конфликты, которые происходят между различными участниками экономического взаимодействия в Марокко». За этими внешне гладкими определениями скрывается недовольство французского бизнеса тем, что в любых экономических коллизиях между французскими и марокканским предпринимателями на территории Марокко действует только одно правило — марокканец всегда прав.

Во всем этом достаточно интересны подробности относительно закупки фрегата типа FREMM. Это — самый продвинутый проект западноевропейского кораблестроения. Планируется, что 10 кораблей этого проекта получат ВМС Италии, 17 — ВМС Франции. Марокко может стать первой страной — неучастницей проекта — которая получит подобный корабль.

Тактико-технические характеристики фрегатов проекта FREMM: длина — 139 метров, водоизмещение — 5,9 тысяч тонн, скорость — 27 узлов, экипаж — 145 человек. Фрегаты будут поставляться в нескольких версиях — противолодочной, противокорабельной, противовоздушной обороны, поддержки наземных операций сухопутных войск. Для Марокко фрегат будет строить французская компания DCNS, что позволяет предположить, что его вооружение будет аналогичным тому, что заказали французские ВМС, а именно: легкие торпеды MU-90 «Импакт», противокорабельные ракетные комплексы ММ-40 «Экзосет», ЗРК «Астер-15» с вертикальными пусковыми установками, корабельные автоматические орудия калибра 76 мм, два вертолета типа NH-90.

Относительно политических итогов поездки: в ходе различных выступлений Фийон неоднократно давал высокую оценку реформам, проводимым в королевстве, а также заявил о «полном совпадении взглядов» двух стран по различным международным проблемам. Это неудивительно. В условиях жесткой конкуренции за рынки североафриканских стран Франция всеми силами стремится оставаться первым торговым партнером для королевства и первым инвестором. В 2007г. объем торговли между двумя странами составил 6,5 млрд евро.

В первый день визита Фийона принял в Ифране король Марокко Мохаммед У1. Согласно официальным данным, переговоры между ними касались главным образом политических вопросов, и в частности, проблемы западносахарского урегулирования. Как подчеркнул в ходе визита Фийон, Франция «поддерживает инициативу» Марокко относительно урегулирования западносахарской проблемы через предоставление сахарским провинциям самой широкой автономии в рамках королевства. Как известно, предложение Рабата категорически отвергается сепаратистским Фронтом ПОЛИСАРИО и Алжиром.

По оценке Фийона, сделанной в ходе визита, «Марокко является моделью успешного развития несмотря на то, что оно не обладает энергетическими ресурсами». Он также пообещал, что Франция поддержит пожелание Марокко, добивающегося от Евросоюза т.н.продвинутого статуса — более высокого, нежели статус простого ассоциированного члена ЕС. Франция, которая будет председательствовать в Евросоюзе с июля с.г., «сделает все, чтобы продвинуть вперед это досье», пообещал Фийон.

Еще один важный политический жест в сторону Марокко, который сделал Фийон, касался предложения разместить штаб-квартиру будущего Средиземноморского союза в одной из стран Южного Средиземноморья. И хотя он не конкретизировал эту страну, ясно, что в данном случае подразумевалось Марокко. Как уточнил Фийон, целью создания Союза является придание духа «истинного партнерства» взаимодействию стран Средиземноморья в разных областях, и в частности, в сферах «устойчивого развития» и безопасности.

Как известно, идею создания Средиземноморского Союза выдвинул и активно продвигает президент Франции Н.Саркози. В марте с.г. он предложил, чтобы совместное председательство в этом новом региональном альянсе по принципу ротации осуществляли одна страна с южного берега Средиземного моря и одна — с северного. Ожидается, что вопрос создания Союза будет решаться на саммите стран — потенциальных участниц, который пройдет 13 июля в Париже.

После всех жестов, сделанных Фийоном в адрес Марокко, неудивительно, что премьер-министр королевства Аббас аль-Фасси заявил о решимости Рабата «способствовать» реализации этого проекта. «Этот проект не будет касаться исключительно безопасности, но и развития», — уточнил он. Его цель — «уменьшить разницу в развитии двух берегов Средиземноморья», а также создать «мост» между Европой и Африкой южнее Сахары.

В ходе франко-марокканских переговоров речь шла и о деятельности Союза арабского Магриба /САМ/, остающегося пока мертворожденным ребенком из-за известных проблем между Марокко и Алжиром. Как отметил в этой связи Фийон, он намерен «убедить тех и других» в необходимости развития САМ. Как представляется, это — практически неразрешимая задача даже для Франции. Как метко заметил в этой связи бывший министр финансов Марокко, член Политбюро партии Социалистический союз народных сил Фатхалла Уалалу, «Магриб — единственный регион в мире, где логика регионального сотрудничества не работает, единственный регион, где закрыты наземные границы» между входящими в него странами. Он выразил опасение, что стагнация САМ не позволит реализовать идею создания Средиземноморского союза.

В целом, визит Фийона в Марокко заметно продвинул реализацию ряда проектов двустороннего сотрудничества. Тем не менее после него остались несколько достаточно неясных моментов. Один из них касается планов строительства АЭС в Марокко. Как было объявлено, этот вопрос обсуждался на переговорах в Рабате. И все. Как известно, в качестве главных конкурентов французской компании «Арева» выступают американские и российские группы. Ранее некие марокканские «официальные лица» утверждали, что решение по данному вопросу будет принято исходя главным образом из политических интересов Марокко. С учетом того, как решался аналогичный вопрос относительно закупки партии истребителей /как известно, Рабат отдал предпочтение США/, складывается впечатление, что аналогичным образом будет решен и вопрос строительства АЭС.

52.29MB | MySQL:103 | 0,604sec