Итоги визита министра иностранных дел Великобритании Д.Милибэнда в Пакистан

Вслед за США, поход в Пакистан предприняла Великобритания. 21-22 апреля визит в Исламабад нанес министр иностранных дел и стран Содружества правительства Ее Величества – Д. Милибэнд. Англогоязычный старый и новый свет спешит навести мосты с новым коалиционным правительством, а также новым-старым президентом П.Мушаррафом, понять расстановку сил между двумя ветвями власти Пакистана – законодательной и исполнительной, и дирижировать возможные варианты поведения обновленной политической элиты Исламабада, как «ключевого игрока» в военной компании НАТО в соседнем Афганистане. Повод для визита министра иностранных дел бывшей колониальной владычицы более чем достаточный – 18 февраля 2008 г. в Пакистане были проведены всеобщие парламентские выборы, а Лондон пристально следит за регионом.

В настоящее время страна следует демократическому пути развития – государство возглавляет гражданское лицо, президент П.Мушарраф, в состав коалиционного правительства входят представители партий-победителей — Пакистанская народная партия/ПНП и Пакистанская мусульманская лига (Наваз Шарифа), отлученные от власти в течении последних нескольких лет.

Новый истеблишмент предполагает иной чем прежде подход к решению одного из важнейших внутри и внешнеполитических вопросов — «афганского», роль и участие «обновленного» Пакистана в военной операции НАТО против террористов и исламских экстремистов в приграничных с Афганистаном территориях, а именно — переговорный. После ряда неудач военного командования сил НАТО в Афганистане в конце 2007 – начале 2008 гг., саммит НАТО в Бухаресте в апреле 2008 г. продемонстрировал определенный перелом в стратегии антитеррористической компании в целом. В первую очередь США и Великобритании удалось убедить участников в необходимости не только продолжать военную операцию против террористов, но и увеличить военный контингент сил альянса. Например, только в марте 2008 г. парламент Канады после горячих дебатов все же проголосовал за дальнейшее присутствие своих вооруженных сил в Афганистане, но при условии направления дополнительных военных сил США в южные провинции Афганистана(1). США, Франция обещали направить дополнительное количество своих войск. Сама устроительница саммита – Румыния, молодой член НАТО, также посылает своих солдат в Афганистан.

С первой задачей — получить обещания у коалиционных сил альянса о направлении дополнительного количества военнослужащих в Афганистан, Великобритания и США полностью справились. Следующий шаг – «гражданский» Исламабад. США начали оказывать на него давление уже в первые дни после принятия присяги премьер-министром Юсуфом Раза Гилани 25 марта 2008 г. с тем, чтобы будущее коалиционное правительство благосклонно отнеслось к военной операции против боевиков движения Талибан и «Аль-Каиды» на территории Пакистана, граничащей с Афганистаном. Официальный Исламабад, как и в прошлые годы, ответил резким отказом. Вслед за этим правящая партийная коалиция официально выдвинула тезис о необходимости переговоров с представителями боевиков. Запад не был готов к подобному сценарию, но смирился на время, не зная, что за этим следует. Причина проста — чтобы «потушить пожар этнического насилия» у себя дома, в Соединенном Королевстве, особенно после террористических актов в августе 2006 г., Великобритания крайне заинтересована в продолжении именно военной операции против исламского экстремизма на территории Афганистана и Пакистана. По данным британской прессы до 70% всех подозреваемых в террористических актах, совершенных в последние годы на туманном Альбионе, являются выходцами из Пакистана.

Новый этап операции коалиционных сил НАТО против боевиков и исламских экстремистов в регионе вызван самой жизнью, иными словами, новым подходом Исламабада. США и Великобритания должны были быстро реагировать, на ходу рассматривать новую предложенную стратегию — переговорный процесс с боевиками движения Талибан или, как ее называют на Западе, «политику урегулирования». «Урегулирование, — заявил Д.Милибэнд, — не означает создание безопасного места для террористов, а требует разного идеологического подхода к тем, кто стремится продолжать войну против Пакистана и других стран, и тех, кто готов отказаться от насилия»(2). В то же время, выбрав тех из боевиков, кто готов на переговоры с официальными властями Пакистана, следует выяснить несколько вопросов: « … примирение с кем, примирение о чем, и в каких целях примирение»(3).

В целом о возможности переговоров с боевиками пакистанская оппозиция заговорила еще задолго до всеобщих выборов. И так совпало с визитом Д.Милибэнда, что во время его визита «политика урегулирования» уже дала первые результаты – один из лидеров движения Талибан Бейтуллах Мехсуд/ Baitullah Mehsud официально заявил о прекращении огня и приостановке военных действий со стороны боевиков взамен обещаний со стороны федерального правительства об оказании всесторонней помощи представителям племен. «Представители племен – наши братья, и правительство предпримет все возможные меры для подъема и развития этих регионов», — заявил помощник премьер-министра по внутренним делам Рехман Малик Rehman Malik(4) Действительно террористические акты не были отмечены в стране в течении последних недель, но уже в конце апреля взрывы вновь раздались в Мардане.

Получив больше вопросов, чем ответов на позицию Исламабада в «афганском вопросе», Д.Милибэнд все же озвучил цифру финансовой помощи Пакистану — 480 млн. фунтов стерлингов(5), традиционно оказываемой Лондоном на протяжении нескольких последних лет в рамках Программы борьбы с терроризмом.

Так называемая «гуманитарная» сторона военной компании НАТО, и в частности Великобритании, в регионе представляет собой целую программу долгосрочного партнерства между двумя правительствами, которая включает не только финансовую поддержку Пакистана, но и ряд социальных проектов.

Социальная составляющая включает реализацию Программы помощи, которая направлена на дальнейшее техническое обеспечение ряда государственных учреждений; совершенствование финансового управления и т.д. дальнейшее утверждение демократических институтов, предоставление и осуществление ряда образовательных и медицинских программ(6). Например, на программу поддержания национального здравоохранения выделено 60 млн. фунтов стерлингов, кроме того, учитывая высокую смертность среди новорожденных, только на статью охраны материнства и детства выделено 90 млн. фунтов стерлингов. Значительные финансовые средства — 80 млн. фунтов стерлингов предусмотрены на программу борьбы с бедностью, которые планируется потратить в ближайшие три года(7).

Визит Д.Милибэнда в Исламабад – представляет собой определенный прорыв и в экономической сфере, направление инвестиций для дальнейшего развития ряда важнейших отраслей экономики Пакистана. Первые конкретные результаты пребывания главы МИДа Великобритании в Пакистан стали известны уже спустя несколько дней после визита. Британская энергетическая компания/ The International Power (IP) официально объявила о стратегическом решении расширить свое участие в проекте Карсо, и довести его мощность до 400 Мгв, а в проекте Юч до 600 Мгв. Британская сторона рассматривает возможность инвестирования в ряд проектов по разработке месторождений и добыче каменного угля.

Многие обозреватели отмечают сегодня наличие двух параллельных уровней власти в политической жизни Пакистана, с одной стороны – президент П.Мушарраф, с другой — кабинет министров во главе с премьером Раза Юсуф Гилани, состоящий из членов оппозиционных главе государства партий. Баланс политических сил хрупкий, и любое официальное лицо, прибывающее сегодня в Пакистан , стремится не нарушить его, проводя политику равноприближенности.

Учитывая заслуги президента П.Мушаррафа в антитеррористической борьбе, начиная с сентября 2001 г., Великобритания, так же как и США, до настоящего времени не определили кто же будет ведущим и кто ведомым на следующем этапе при решении Пакистаном «афганского вопроса» — президент или коалиционное правительство. Тем не менее, официальный Лондон демонстрирует уважение всем ветвям власти, так во время визита Д.Милибэнд встретился как с президентом П.Мушаррафом, так и с премьер-министром Гилани, а также и с лидерами партий, победившими на выборах – Асифом Зардари и Миан Наваз Шарифом, которые оппозиционно настроены по отношению к действующему президенту.

Не забыл Д.Милибэнд во время пребывания в Исламабаде и о другой важнойй цели – британская сторона заявила о поддержке в вопросе восстановления членства Пакистана в составе Содружества. Пакистан был исключен из списка стран-участниц вскоре после введения генералом-президентом П.Мушаррафом 3 ноября 2007 г. режима чрезвычайного положения в стране. Резонанс в мире был громким: два основных донора Пакистана — США, Великобритания, а также правительства стран Евросоюза под нажимом организации по защите прав человека, членов Европарламента выступали с жесткими заявлениями о возможной приостановке помощи Пакистану.

Однако уже 15 декабря 2007 г., в день отмены режима чрезвычайного положения, генеральный секретарь стран Содружества Дон Маккиннон/ Don McKinnon, заявив о полной поддержке «возвращения к демократическому правлению», призвал страны-члены Содружества рассматривать Пакистан в качестве полноправного члена с последующим официальным восстановлением. Предполагается, что членства Пакистана в составе Содружества будет восстановлено на ближайшем саммите.

1. BBC 03.04.08

2. Dawn 22.04.08

3. Dawn 22.04.08

4. Pakistan Times 25.04.08

5. Pakistan Times 26.04.08

6. Pakistan Times 26.04.08

7. Pakistan Times 27.04.08

52.22MB | MySQL:103 | 0,473sec