IPI и визит М.Ахмадинежада в Пакистан, Шри Ланку и Индию

На фоне возрастающего давления со стороны Запада на Иран наблюдается тенденция на сближение этой страны со своими восточными соседями. На лицо активизация политической и торгово-экономической деятельности Ирана в восточном направлении. Эти усилия вряд ли кого удивят. Обремененный экономическими санкциями ООН, и в ожидании их дальнейшего ужесточения, перед лицом возможной военной угрозы со стороны США, Иран продолжает прилагать большие усилия для выхода из международной изоляции. Вместе с тем, чтобы компенсировать потери от продолжающегося снижения торгового баланса с Евросоюзом, Иран лихорадочно ищет ему замену на Востоке, где, из-за бурного экономического роста, особо ощущается энергетический голод. Учитывая огромную потребность таких стран, как Индия, Пакистан и Китай, в энергоресурсах, можно предположить, что Иран продолжит предпринимать энергичные шаги в сторону сближения с этими странами. Кроме сугубо коммерческих выгод от экспорта энергоносителей в эти страны, сближение с ними сулит Ирану доступ к современным технологиям (включая нанотехнологию). Индия входит в число десяти стран с развитой нанотехнологией. Поэтому неудивительно, что Иран заинтересован в развитии сотрудничества с Индией в этой области. Свидетельством тому служит организация совместной ирано-индийской конференция по нанотехнологии, которая начала свою работу 27 апреля 2008 г. в иранском госпитале им. Хомейни.

Совершенно очевидно, что одним из действенных рычагов, могущих способствовать сближению этих стран с Ираном, является проект газопровода Иран-Пакистан-Индия (IPI). Вот уже несколько лет, как идут разговоры о строительстве этого газопровода, идея которого зародилась еще в 1988 г. Кстати, в момент начала обсуждения вопроса о строительстве данного газопровода его стоимость оценивалась в 4,5 млрд американских долларов, однако в настоящее время специалисты полагают, что для осуществления проекта понадобится намного больше инвестиций – в размере 7-7,5 млрд долларов. В начале было решено, что материальное обеспечение проекта возьмут на себя Пакистан и Индия, с тем чтобы в дальнейшем создать международный инвестиционный консорциум. Согласно расчетам специалистов, прокладка газопровода на территории Ирана должна была быть осуществлена за счет поступлений от продажи природного газа. Однако на пути трехсторонней договоренности постоянно возникали различные помехи, в том числе и финансового характера между Пакистаном и Индией, что мешало заключению окончательного соглашения. Можно сказать, что с июля 2007 года Индия фактически не участвовала в переговорном процессе, однако недавние встречи между министрами нефти свидетельствует о желании Индии возобновить переговорный процесс.

Следует заметить, что одной из основных целей начавшегося 28 апреля 2008 г. трехдневного визита иранского президента Махмуда Ахмадинежада в Пакистан, Шри-Ланку и Индию была реанимация проекта газопровода IPI. В первый день своего визита в Пакистан было достигнуто окончательное соглашение с президентом этой страны Первезом Мушаррафом по вопросу о строительстве газопровода с намерением подписать окончательный договор уже в Тегеране. В случае завершения строительства газопровода, в эти страны ежедневно будет поступать около 150 млн куб.м. природного газа, при том из этого количества 90 млн куб.м. газа получит Индия, а оставшиеся 60 млн. – Пакистан.

Между тем на состоявшейся недавно встрече министров нефти Пакистана и Индии было достигнуто принципиальное согласие сторон по вопросу о строительстве IPI. По этому вопросу поступают противоречивые сведения. Так, например, согласно сообщению иранской газеты «Эттелаат», со ссылкой на пакистанский источник, вопрос о стоимости транзита газа через Пакистан до сих пор не урегулирован. Однако, как сообщает 29 апреля газета «Иран», урегулирование данного вопроса состоялось во время встречи министров нефти двух стран. Хотя газета там же добавляет, что, несмотря на переговоры, еще не достигнуто окончательное решение по данному вопросу. Этот вопрос, как сообщается, находится в стадии обсуждения. Несмотря на радужные ожидания некоторых участников этого проекта, иностранные обозреватели выражают уверенность в том, что, придавая большое значение своему сотрудничеству с США, Индия может отказаться от своего дальнейшего участия в проекте.

Вместе с тем, видимо, по соображениям энергетической безопасности, Пакистан ищет дополнительного поставщика энергоресурсов. Таким поставщиком может оказаться Туркменистан. В связи с этим в Иране не преминули сделать заявление, что желание участников проекта принять участие в строительстве газопровода из Туркменистана в Индию через Афганистан и Пакистан, не является угрозой проекту IPI. Отметим, что такое заявление ни к чему не обязывает, поскольку в Иране прекрасно понимают, что, с учетом сегодняшней ситуации в Афганистане, надежда на строительство газопровода через эту страну просто — утопия.

Во время визита президента ИРИ в Пакистан было достигнуто соглашение об увеличении объема поставок иранской электроэнергии в Пакистан. На встрече с М.Ахмадинежадом в Исламабаде, П. Мушарраф выразил готовность Пакистана сотрудничать в области мирного решения конфликтов в регионе, и высказался за расширение политических, а также торгово-экономических отношений с Ираном. В рамках визита состоялась встреча М.Ахмадинежада с новоизбранным премьер-министром Пакистана Саидом Юсаф Разой Гилани.

После завершения встречи с пакистанским премьером М.Ахмадинежад вылетел в столицу Шри-Ланки – Коломбо. По сообщению иранских информационных источников, основной целью визита в Шри-Ланку была инаугурация нескольких иранских проектов в этой стране. Как сообщается, стороны подписали пять «Меморандумов о взаимопонимании», а также «Исполнительный Договор». По сообщению газеты «Ресалат», предусмотрено учреждение «иранского клуба» в Шри-Ланке, увеличение производственной мощности нефтеочистительного завода в Сапугасканде, финансовое обеспечение проекта «Ума Уйия» (многоцелевой проект по строительству плотин и по орошению земель), практическое исполнение этого проекта , а также создание консультативного механизма по исполнению намеченных проектов.

В Шри-Ланке иранский президент встретился с представителями шиитской общины. Сторонами было сделано совместное заявление. Здесь, как и в Пакистане и Индии, иранский президент использовал трибуну для политической риторики.

Визит в Индию вечером 29 апреля, несмотря на ее кратковременность, по заявлению зарубежных обозревателей, имеет весьма символический характер. В столице Индии М.Ахмадинежад встретился с президентом, премьер-министром и с несколькими министрами из кабинета правительства. Западные обозреватели делают акцент на том, что, несмотря на достигнутую договоренность с США по вопросу о сотрудничестве в области ядерной энергии, энергетический голод толкает Индию в объятия Ирана – жесткого оппонента США в регионе. А это означает то, что Индия оставляет дверь открытой для подписания трехстороннего соглашения о строительстве газопровода IPI.

Как отмечают на Западе, результаты визита Ахмадинежада в Индию не оказались внушительными, поскольку не произошло ожидаемого «прорыва» в сторону расширения двусторонних отношений с Пакистаном и Индией, впрочем, как и по вопросу о строительстве газопровода. По сообщению корреспондентов «Нью-Йорк Таймс», здесь просматривается и определенная противоречивость во внешнеполитической позиции Индии. По причине давления политической оппозиции, как справа, так и слева, правительство Манмохан Сингха вынуждено пойти на уступки, что в первую очередь, выражается в уменьшении политической зависимости от США, что, безусловно, на руку Ирану.

По мнению газеты, дрейф Индии в сторону Ирана обусловлен тремя причинами: 1. Как известно, после Саудовской Аравии Иран является вторым поставщиком нефти в эту страну. 2. Иран может стать самым крупным поставщиком природного газа в Индию, и, наконец, 3. Иран пользуется влиянием в Афганистане, в стабильности которого очень заинтересована Индия. Кроме того, следует принять во внимание и тот факт, что Иран имеет влияние и на солидную общину шиитов в этой стране. Все эти факторы, без всякого сомнения, оказывают влияние на позицию Индии в отношении Ирана и его ядерной программы.

Как надеются в Иране, осуществление газового проекта IPI будет иметь для страны не только коммерческое, но и огромное политико-стратегическое значение. Для этого, по утверждению специалистов, Иран готов пойти даже на уступку в вопросе о стоимости экспортируемого газа и предоставить его потребителям по значительно низкой цене, по сравнению с международной рыночной стоимостью.

В индо-иранских отношениях основным предметом сотрудничества в настоящее время является вопрос о будущем газопроводе. Следует заметить, что американская администрация постоянно выражала свое несогласие в отношении осуществления этого проекта из-за иранской ядерной программы. Как известно, на прошлой неделе пресс-секретарь Госдепартамента США Том Кейси призвал Индию поставить вопрос о прекращении Ираном процесса обогащения урана во время визита иранского президента в Индию, на что МИД Индии ответил, что «две древние цивилизации» не нуждаются в постороннем руководстве.

В связи с этим обозреватели полагают, что иранская ядерная программа может стать вызовом для следующего президента США, что, следовательно, не может не повлиять и на американо-индийские отношения. Вместе с тем, в зарубежной печати высказывается мысль о том, что такой существенный вопрос, каким является безопасность газопровода, который должен проходить через неспокойный Белуджистан, пока еще не разрешен. На Западе надеются, что именно эта проблема, наряду с сепаратизмом белуджей может сыграть немалую роль в деле провала проекта. Однако, по утверждению газеты «Эсрар» со ссылкой на мнения иранских специалистов, даже в случае неосуществления данного проекта, Иран сможет компенсировать потери за счет строительства газопровода в сторону Турции и Европы. Однако, учитывая все охлаждающиеся отношения между ЕС и Ираном, и с Западом в целом, делать ставку на него преждевременно.

52.3MB | MySQL:103 | 0,566sec