Об акциях иракского правительства по сдерживанию активности «Аль-Хашд аш-Шааби»

Ранним утром 26 июня силы Контртеррористической службы Ирака провели обыски в штаб-квартире милиции «Катаиб Хизбалла» в Багдаде, изъяв большое количество ракет и пусковых ракетных установок, а также арестовав полтора десятка боевиков этой организации, входящей в состав «Аль-Хашд аш-Шааби». Штаб-квартира «Катаиб Хизбалла» находится в столичном районе Аль-Дора, который со времен американской оккупации считается одним из наиболее проблемных в Багдаде. В 2004-2006 годах этот район со смешанным суннитско-шиитским населением находился в руках радикальных салафитов, связанных с «Аль-Каидой» (запрещена в России), проводивших чистки шиитов. Позже районом овладели шиитские милиции, которые разместили здесь свои штабы.

После убийства 3 января с.г. американскими военными командующего спецназом «Аль-Кудс» КСИР генерала Касема Сулеймани и фактического руководителя «Аль-Хашд аш-Шааби» Абу Махди аль-Мухандиса начались ракетные обстрелы американских военных объектов в Ираке. В частности, ракетным обстрелам подвергались посольство США в  «Зеленой зоне» Багдада, американская военная база около Багдадского международного аэропорта и база ВВС Таджи. На протяжении последнего года в Ираке, судя по сообщениям СМИ, были созданы новые шиитские вооруженные формирования, берущие на себя ответственность за эти обстрелы: «Усбат ас-Саирин», «Гадбат аль-Худа», «Катаиб Саурат аль-Ишрин», «Асхаб аль-Кахф», «Лива Сарр аль-Мухандис» и «Джунд Сулеймани». Однако иракские аналитики полагают, что эти новые группировки существуют только в информационном пространстве и являются прикрытием для «Катаиб Хизбаллы». Эта могущественная вооруженная группировка не хочет  напрямую брать на себя ответственность за обстрелы американских объектов, поэтому прикрывается несуществующими организациями.

Напомним, что вооруженные формирования «Аль-Хашд аш-Шааби» были созданы в июле 2014 года по благословению духовного лидера иракских шиитов великого аятоллы Али ас-Систани. В это время Багдаду угрожал захват со стороны террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России), находившейся на подъеме. Коррумпированная иракская армия находилась в 2014 году в состоянии хаоса и дезорганизации. 60-тысячная группировка вооруженных сил Ирака без боя сдала Мосул боевикам «Исламского государства». За последующие годы «Аль-Хашед аш-Шааби» превратились в могущественную военную силу со значительным финансированием, тяжелым вооружением и собственными военными базами. Формально доступ в ряды «Аль-Хашд аш-Шааби» открыт для всех иракцев, шиитов, суннитов и христиан. Однако шииты составляют 80% бойцов этих вооруженных формирований. Часть из них ориентируются на аятоллу Али ас-Систани, но наиболее боеспособные группировки присягнули на верность верховному лидеру ИРИ великому аятолле Али Хаменеи. К ним относятся «Лива аль-Бадр», «Асаиб Ахль аль-Хакк», «Катаиб Хизбалла» и «Абу Фадль Аббас». В июне 2019 года тогдашний премьер-министр Ирака Адель Абдель Махди подписало указ о включении «Аль-Хашд аш-Шааби» в ряды иракских силовых структур  и тем самым о лишении их автономии. Однако это распоряжение осталось на бумаге.

Основным вопросом является, почему новый иракский премьер Мустафа аль-Казими именно сейчас начал выполнение такой тяжелой и неблагодарной задачи как силовая зачистка «Аль-Хашд аш-Шааби».  По-видимому, основными здесь являются два фактора. Во-первых, новому премьеру необходимо срочно показать бурную деятельность (или имитировать ее). Перед страной стоят многочисленные проблемы и вызовы. Главными из них являются: экономический спад, вызванный снижением мировых цен на нефть; необходимость восстановления разрушенных в ходе против ИГ территорий, расположенных в суннитских районах (провинции Анбар и Найнава); сложные отношения с Автономным регионом Курдистан, особенно в части, касающейся распределения нефтяных доходов; неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, связанная с пандемией коронавируса. Очевидно, что эти проблемы невозможно решить за короткий промежуток времени. Поэтому для того, чтобы поднять престиж и усилить позиции правительство решило улучшить ситуацию в сфере безопасности. Тем более, что  популярность «Аль-Хашд аш-Шааби» в иракском обществе упала после того, как они принимали участие в разгоне массовых демонстраций в конце 2019 года, сопровождавшемся гибелью протестующих. Во-вторых, попытка ослабить позиции проиранских милиций была вызвана предстоящим в июле вторым раундом иракско-американского стратегического диалога, который должен состояться в июле в Вашингтоне с участием Мустафы аль-Казими.  Впрочем, первые акции против «Аль-Хашд аш-Шааби» закончились конфузом. 29 июня руководство «Катаиб Хизбаллы» добилось освобождения арестованных членов группировки (по другим данным, были освобождены 13 человек, а один остался под арестом). Освобождение боевиков было шумно отпраздновано сожжением американского и израильского флагов вкупе с фотографиями премьер-министра.

Масла в огонь подлили и слухи о том, что рейды против «Катаиб Хизбаллы» были согласованы с американцами и проведены с участием американских военных инструкторов. Иракские СМИ распространили якобы имевшее место интервью посла США в Кувейте Алины Романовски о том, что военнослужащие возглавляемой США антитеррористической коалиции участвовали в рейде против «Катаиб Хизбаллы». Посольство США в Ираке через три дня опубликовало на своем сайте опровержение: «Утверждения, приписанные послу Алине Романовски, являются сфабрикованной фальшивкой. Они взяты с сайта, помещающего фейковые новости».

Рейды иракских силовых структур против «Аль-Хашд аш-Шааби» вызвали противоречивую реакцию в среде иракской политической элиты. Парламентский блок «Аль-Фатх», выражающий интересы «Аль-Хашд аш-Шааби», выступил с безусловным осуждением иракского правительства. Руководитель милиции «Асаиб Ахль аль-Хакк» Кайс аль-Хазали заявил, обращаясь к премьеру М.аль-Казими: «Ваше правительство было создано с двумя специфическими целями: проведение выборов и ответ на вызовы в сферах экономики и здравоохранения. Не создавайте других проблем, иначе вы можете потерять все». Генеральный секретарь «Катаиб Хизбаллы» Ахмад аль-Хамидауи отметил: «Исламское сопротивление имеет фундаментальное право на оружие. Это оружие нельзя сдать никому кроме Двенадцатого Имама Махди. Это оружие нельзя забрать или запретить им пользоваться».  В то же время глава партии «Аль-Хикма» аятолла Аммар аль-Хаким заявил о поддержке действий правительства по наведению порядка в сфере безопасности. В настоящее время А.аль-Хаким объявил о создании парламентского блока «Иракийюн» в количестве 40 депутатов, который должен составить конкуренцию «Аль-Фатх». Поддержала действия кабинета М.аль-Казими и фракция «Наср» Хайдера аль-Абади. В то же время крупнейшая парламентская фракция «Саирун» Муктады ас-Садра пока не выразила своего отношения к данной проблеме.

Таким образом, новый премьер-министр Ирака  вовсе не считает   себя главой технического кабинета. У него большие политические амбиции с видом на будущее. Мустафа аль-Казими явно выбрал путь отдаления от Ирана и наведения порядка в иракских силовых структурах. Однако это оказалось достаточно сложной задачей. Эта проблема оказалась не по зубам даже правительству Хайдера аль-Абади, пользовавшегося поддержкой высшего шиитского духовенства и большого количества депутатов парламента. За спиной правительства Мустафы аль-Казими нет поддержки со стороны парламентского блока или фракции. Кроме того, преследование «Аль-Хашд аш-Шааби» затрагивает интересы Ирана, а Тегеран пользуется в Ираке не только политическим, но и экономическим влиянием. В 2018 и 2019 годах Ирак ежегодно импортировал иранских товаров на 9 млрд долларов. Он стал второй страной по объему ненефтяного импорта из ИРИ. На Ирак приходится 20% иранского экспорта. Велика иракская зависимость от Ирана в электроэнергетике. Импорт газа и электроэнергии из Ирана на 40% обеспечивают иракские нужды в энергии. Объем импорта газа из Ирана оценивается в 3,5 млрд долларов в год. В таких условиях конфликтовать с Исламской Республикой будет достаточно тяжело.

52.25MB | MySQL:106 | 0,647sec