Ситуация в Сомали: апрель 2008г.

В апреле о забытом ранее на многие годы Сомали вспомнили во всех без исключения заметных СМИ, но не в связи с внутренним конфликтом, а после нескольких захватов местными пиратами морских судов. 4 апреля в Аденском заливе пираты захватили французскую парусную яхту «Понан». В заложники попали 30 человек, в том числе 22 француза. После нескольких дней раздумий президент Франции Николя Саркози подтвердил свою репутацию человека, не колеблющегося применять силу. Сначала 11 апреля пиратам выплатили выкуп — 2 млн долларов — с целью усыпить их бдительность и добиться освобождения судна и экипажа. Операция по передаче денег производилась в море, после чего пираты освободили яхту и экипаж. Затем всего через час их убежище в деревне Джириба на побережье самопровозглашенного Пантленда было взято штурмом французским спецназом, высадившимся с вертолетов. При этом три пирата были убиты, восемь — ранены, еще шесть — арестованы. Последние доставлены во Францию, где они должны предстать перед французским судом. Части пиратов удалось скрыться бегством на вездеходах.

Про доставленных во Францию известно, что им от 25 до 40 лет. Двое из них подозреваются в том, что они были участниками абордажной команды, захватившей «Понан».

В ходе операции по штурму пиратского логова было возвращено, по разным данным, от 10 до 50 проц. от суммы, выплаченной в качестве выкупа. Остальные деньги исчезли всего за час, прошедший между освобождением моряков и яхты и началом штурма.

По данным экспертов, пиратская группа, захватившая «Понан», является самой мощной среди четырех, действующих в прибрежных водах Сомали. Она именует себя «Сомалийские моряки». На «Понане» уже после его освобождения был обнаружен т.н. кодекс поведения сомалийских флибустьеров, в котором, в частности, пиратам строжайше предписывалось избегать насилия по отношению к женщинам, которые могут оказаться в экипажах захваченных судов.

По данным Международного морского бюро, число актов пиратства в водах близ Сомали быстро растет. Если в 2006г. было зарегистрировано 10 таких случаев, то в 2007г. — 31. Во многом этому способствует неспособность слабого переходного правительства Сомали навести элементарный порядок после 17 лет непрерывного внутреннего конфликта. Понимая это, официальные власти уже много лет требуют от мирового сообщества разместить в этом районе международные ВМС. Однако это требование до сих пор не было услышано. В 2007г. Франция взяла на себя бремя эскорта кораблей, перевозящих в Сомали грузы гуманитарной помощи по линии Всемирной продовольственной программы /ПАМ/. В начале 2008г. французский фрегат сменил фрегат ВМС Дании.

12 апреля премьер-министр Франции Франсуа Фийон потребовал создать «международную эскадру» под эгидой ООН с задачей борьбы с морским пиратством близ побережья Сомали. 21 апреля это же требование выдвинул Евросоюз. По оценке ЕС, непрекращающиеся акты пиратства представляют собой «главное препятствие» на пути усилий, прикладываемых с целью достичь политической стабильности в Сомали, а также главную помеху доставке гуманитарной помощи.

Показательный урок, который устроили пиратам французы, не пошел впрок. Уже 20 апреля пираты захватили испанское рыболовецкое судно «Плайя де Бакио» с экипажем из 26 человек. Испания, не имеющая военных баз в этом районе /там находится лишь один испанский фрегат/, была вынуждена обратиться за помощью к Франции и США, располагающими соответствующими возможностями. Шесть дней спустя пираты получили выкуп — 750 тысяч евро. На сей раз они учли неприятный опыт своих коллег — передача денег производилась непосредственно на борту судна в одной из бухт сомалийского побережья. Затем пираты разделили деньги и на машинах разъехались в разные стороны, а освобожденное судно вышло в море, где его взял на сопровождение испанский фрегат. После того, как «Плайя де Бакио» оказалось на Сейшельских островах, фрегат вернулся к побережью Сомали, где по решению испанского правительства, будет нести патрулирование. Одновременно Франция согласилась принять на своей базе в Джибути испанский самолет базовой патрульной авиации с тем, чтобы Испания могла самостоятельно вести разведку судоходства в этом районе.

Испанское правительство в случае с «Плайя де Бакио» заявило, что выкуп не выплачивало. Однако оно дало понять, что он мог быть выплачен владельцем судна.

Позднее стало ясно, что пираты, захватившие испанское судно, были связаны с формированием одного из сомалийских полевых командиров.

21 апреля в Аденском заливе захвачено торговое судно «Аль-Халех» с экипажем из 12-ти человек из ОАЭ. Последнее, правда, пробыло в руках у пиратов всего сутки. 22 апреля силы безопасности Пантленда освободили судно и экипаж. В ходе спецоперации ранения получили трое пиратов и один военнослужащий Пантленда, семь пиратов арестованы. Уже 28 апреля суд Пантленда вынес приговор: семь пиратов и четверо их подельников были приговорены к пожизненному заключению.

21 апреля могло случиться и самое страшное. В тот день в водах между Сомали и Йеменом пираты, действовавшие на пяти быстроходных катерах, обстреляли из ручных противотанковых гранатометов и автоматического оружия японский танкер-гигант «Такаяма» водоизмещением 150 тысяч тонн. Только случай спас регион от экологической катастрофы — танкер шел порожняком в направлении саудовского порта Янбу. Он получил повреждения — у него, в частности, открылась течь мазута из топливных баков, однако смог самостоятельно уйти из опасной зоны и направился в порт Адена для ремонта. Уходу от пиратов способствовало также то, что поблизости находился фрегат «Эмзен» ВМС Германии, который поспешил на сигнал SOS.

28 апреля в водах Аденского залива пираты атаковали вновь, на сей раз — южнокорейский сухогруз. Судно подверглось обстрелу из гранатометов и автоматического оружия, получило повреждения, однако смогло выйти из под обстрела.

Таким образом, всего в течение месяца сомалийские пираты атаковали пять иностранных судов.

28 апреля Франция и США представили в Совет Безопасности ООН проект резолюции с тем, чтобы обусловить для военных кораблей западных стран возможность заходить с согласия правительства Сомали в территориальные воды этой страны при преследовании пиратов. Срок действия резолюции в случае ее принятия — шесть месяцев, по истечении которых она может быть продлена. Проектом документа предусматривается, что «государства, которые имеют соответствующие средства и поддерживают связь с переходным правительством Сомали /ППС/, могут с согласия ППС проникать в территориальные воды страны с тем, чтобы идентифицировать и преследовать пиратов и вооруженных грабителей, или для того, чтобы предотвратить акты морского пиратства». Текст оговаривает, что корабли этих государств в территориальных водах Сомали могут «прибегать к использованию всех необходимых средств, в том числе абордажу, обыску и обстрелу судов, уличенных или подозреваемых в причастности к актам пиратства, арестовывать находящихся на них лиц с целью последующей их передачи в руки правосудия». Первоначально эти меры предполагается применить в водах Сомали с тем, чтобы позднее распространить их на другие потенциально опасные районы Мирового океана.

Из «непиратских» новостей апреля следует отметить заявление МИД Эфиопии /войска этой страны воюют на стороне ППС против формирований ведомого исламистами Альянса за новое освобождение Сомали — АНОС/, согласно которому 10 мая в Джибути должна состояться встреча между ППС и представителями сомалийской оппозиции, находящейся в изгнании в Эритрее. «Первые переговоры между ППС и АНОС должны начаться 10 мая в Джибути в рамках усилий по национальному примирению, предпринимаемых премьер-министром Сомали Нуром Хасаном Хусейном», — отмечалось в коммюнике. Тем не менее, как считают наблюдатели, эти переговоры могут быть сорваны еще не начавшись после очередной вспышки боевых действий 19 — 20 апреля, когда в Могадишо погибли свыше 60 человек.

В течение месяца исламисты несколько раз подвергали атакам посты африканского миротворческого контингента АМИСОМ, причем с использованием боевиков-смертников. 8 апреля в результате такой атаки, совершенной в Могадишо, один человек погиб, ранения получили несколько военнослужащих из Бурунди. Число жертв теракта могло быть значительно больше, если бы начиненный взрывчаткой грузовик смог преодолеть защитное заграждение, прикрывавшее въезд в лагерь миротворцев. Кроме того, из пяти взрывных устройств, находившихся в пикапе, от столкновения с заграждением сдетонировали только два. Ответственность за совершение теракта взяла на себя исламистское движение «Шабаб» /»Молодежь»/, считающееся боевым крылом АНОС. 18 марта с.г. США внесли «Шабаб» в список террористических организаций, поскольку эта структура тесно связана с «Аль-Каидой».

Предполагаемая численность АМИСОМ — 8 тысяч человек. Тем не менее к настоящему времени в Сомали развернуты всего 2500 военнослужащих — 1650 из Уганды и 850 из Бурунди.

Все чаще сомалийцы высказывают претензии к эфиопским войскам, которые, как они утверждают, после атак на их позиции со стороны АНОС нередко открывают огонь по местным жителям. Так, в подобной ситуации 30 апреля в Байдоа были якобы убиты по меньшей мере 12 гражданских лиц. Адди-Абеба отвергает подобные обвинения и утверждает, что они инспирированы исламистской пропагандой. Мирное население регулярно гибнет также под огнем исламистов. Тем не менее организация «Международная амнистия» предложила Эфиопии провести расследование случаев гибели мирного населения от огня эфиопских войск.

52.27MB | MySQL:103 | 0,543sec