Французские эксперты о племенном факторе в гражданской войне в южных районах Ливии. Часть 3

В дальнейшем ситуация аборигенных этносов на юге Ливии осложнилась расколом страны между ПНС Фаиза Сарраджа и Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифы Хафтара. Основной претензией тубу к правительству в Триполи было то, что центральные власти не заботятся о безопасности в южных районах страны, а также не проявляют усилий по своевременному экономическому снабжению Феццана и Киренаики. В частности, после свержения режима Каддафи наметились перебои со снабжением юга Ливии нефтепродуктами. В этих условиях племенные лидеры тубу в сентябре 2014 года подписали соглашение с Палатой представителей в Тобруке, являющейся политическим органом ЛНА. Дополнительной причиной сотрудничества тубу с парламентом на востоке страны стало то, что на тот момент они воспринимали Палату представителей в качестве единственного легитимного органа власти в Ливии.

В начале конфликта между Триполитанией и Киренаикой тубу, населяющие Феццан, заняли выжидательную позицию, стараясь примкнуть к уже победившей стороне. Однако по мере обострения конфронтации их различным вооруженным формированиям пришлось делать выбор между сторонами конфликта. По мнению Асмы Саид, милиции тубу остаются относительно автономными в ливийском конфликте, и их поведение определяется социальными, политическими и экономическими реалиями локального уровня. Определяющее влияние здесь имеет конкуренция за ресурсы с другими этническими и субэтническими группами (такими как племена Зувайя и Ауляд Сулейман). Исходя из этого  в различных регионах вооруженные формирования тубу выстраивают альянсы с разными политическими силами. Это мешает различным группировкам тубу объединиться и выступить единым фронтом. В то же время племенные лидеры стараются не допускать конфликтов между различными вооруженными группами тубу.

Поддержка конкурирующих политических сил в Ливии различными зарубежными спонсорами также играет роль в предпочтениях тубу. Например, поддержка частью этого племени ПНС Фаиза Сараджа объясняется тем, что оно является международно признанным. Одновременно часть сил тубу поддержали ЛНА, так как его покровителями являются Чад и ОАЭ, с которыми эти группировки связаны. Это справедливо по отношению к вооруженным формированиям Барки Вардугу. Бывший командир «Батальона шахидов Умм аль-Араниб» Аль-Атчи Махади также пользовался поддержкой Чада и поэтому присоединился к ЛНА. Еще одним сильным фактором перехода значительной части тубу на сторону ЛНА в 2014-2016 годах стало их доверие к парламенту в Тобруке, где заседали депутаты от этого племени. Лояльность к Палате представителей предопределила то, что базирующийся в Куфре на юге Киренаики «Батальон шахидов Умм аль-Араниб» участвовал в боях на стороне ЛНА. Созданная в 2018 году милиция «Аль-Халид бен Валид» салафитской направленности также присягнула на верность ЛНА Халифы Хафтара. Одновременно племенные лидеры тубу понимают, что Ливия находится в периоде определения будущей политической системы страны. Для них важно обеспечить себе достойное место в этой системе и равноправие для своего этноса.

В то время как тубу Киренаики связали свою судьбу с Халифой Хафтара, тубу-теда, проживающие на юго-западе Феццана, предпочли альянс с ПНС Фаиза Сарраджа. Это касается милиции Раджеба Вардугу («Абай», один из братьев умершего в 2016 году Барки Вардугу). Этот полевой командир заключил союз с ПНС, изменив курсу своего брата, предпочитавшему альянс с Хафтаром. Еще одним полевым командиром, перешедшим на сторону ПНС, стал Шерефеддин Баркай. Обеспокоенный этим фельдмаршал Халифа Хатфар в январе 2017 года направил в Феццан своего посланника Али Сида для того, чтобы договориться с полевыми командирами тубу о союзе в преддверии наступления на этот регион. Однако эта миссия оказалась не совсем удачной. Некоторые лидеры тубу были благосклонны к фельдмаршалу, но большинство относились к нему с опасением. Это объяснялось двумя факторами. Во-первых, некоторые поселения тубу подвергались нападениям со стороны ЛНА. Во-вторых, многие лидеры рассматривали его как проарабского политика, который не встал на сторону тубу во время конфликта с племенем зувайя. В результате в конце 2016 года «Батальон шахидов Умм аль-Араниб», командование которого оказалось в руках Хасана Келея, перешел на сторону ПНС. На предпочтения тубу влияет еще один фактор. Они не согласны на однозначное подчинение одной или другой стороне, но предпочитают сохранять самостоятельность по примеру вооруженных формирований клана Зинтан на западе Ливии.

После провала миссии Али Сида в марте 2017 года Хафтар стал готовить наступление на Феццан для того, чтобы занять этот стратегически расположеный и богатый нефтью регион, прежде чем начать штурм Триполи. Так как юг региона находится на границе с Чадом, Суданом и Нигером, то предлогом для наступления стала борьба против террористов и «иностранных вооруженных формирований», то есть чадских и суданских повстанцев, находивших убежище в Феццане в период безвластия. Действия ЛНА на юге страны действительно пользовались поддержкой со стороны правительства Чада, озабоченного тем, что боевики антиправительственных организаций находят убежище на ливийской территории. В 2018 году правительства Ливии, Чада, Судана и Нигера заключили Соглашение в сфере безопасности, которое позволяет правительству Чада преследовать террористов и антиправительственных боевиков на территории соседней Ливии.

Наступление ЛНА в Феццане началось в январе 2019 года. Часть отрядов тубу заняла примирительную позицию, так как была недовольна ухудшением социально-экономической ситуации в Феццане, в которую не вмешивалось ПНС. ЛНА практически без сопротивления вошла в Себху. Местные вооруженные формирования тубу не оказали сопротивления, а ПНС не снабдило их оружием и боеприпасами. Армии Халифы Хафтара удалось занять крупнейшие нефтяные месторождения в Феццане: Эш-Шарару и Эль-Филь. Однако дальнейшие действия ЛНА вызвали окончательный разрыв этой армии с тубу. В феврале 2019 года части ЛНА после вооруженного штурма заняли Мурзук, домен тубу. Штурм сопровождался мародерством и жестокостями по отношению к местному населению. Особенно «отличились» в его ходе суданские наемники. Позже ПНС предприняло попытку вернуть Мурзук. В августе 2019 года перешли в наступление вооруженные отряды Фронта освобождения юга, состоящие из боевиков тубу под командованием полевого командира Ат-Табауи и финансируемые ПНС. Позже Хафтару удалось вернуть контроль над Мурзуком. Одновременно депутаты-тубу отказались принимать участие в работе парламента в Тобруке.

Непростая ситуация небольшого аборигенного этноса Ливии свидетельствует о первостепенной важности племенного фактора для этой страны. Данное обстоятельство должно учитываться при разработке всеобъемлющего плана политического урегулирования в этом североафриканском государстве. При этом должны учитываться два компонента. Во-первых, соглашение между зарубежными спонсорами сторон конфликта. Во-вторых, достижение консенсуса между основными племенами. В этой связи интересно предложение, выдвинутое 3 июля с.г. президентом Алжира Абдельмаджидом Теббуном в интервью каналу France 24. Он предложил созвать Конгресс племен Ливии для достижения мира в стране. Одновременно алжирский лидер выдвинул предложение разоружить отряды как ЛНА Халифы Хафтара, так и вооруженных сил ПНС, оставив легкое оружие только в руках племенных ополчений.

52.24MB | MySQL:103 | 0,499sec