Ситуация в Израиле: июнь 2020 г.

В июне основной темой для Израиля по-прежнему стал COVID-19. Впрочем, несмотря на сохраняющиеся ограничения, наблюдалась активизация внешнеполитической активности и парламентской жизни. Переговоры с зарубежными лидерами, а также характер отношений с международными организациями в значительной степени определялся намеченным на 1 июля началом распространения израильского суверенитета на территории на Западном берегу р. Иордан. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Вопросы войны и мира

В июне по израильской территории было выпущено четыре ракеты. Одна из них взорвалась в северной части Газы, судя по всему, еще в момент запуска, еще одна – приземлилась на территории сектора. Две другие упали на открытой местности в Негеве, не нанеся ущерба. С 6 по 15 июня ракетных обстрелов не фиксировалось. В ответ на инциденты ЦАХАЛ нанес удары по объектам ХАМАСа и «Исламского джихада».

Относительно высокий уровень насилия отмечался в июне в Иудее и Самарии. Примечательно, что во многих случаях агрессия была мотивирована подстрекательствами со стороны представителей ХАМАС на Западном берегу, что эксперты Информационного центра по изучению терроризма им. М.Амита объяснили стремлением фактических властей Газы на текущем этапе не обострять напряженность с Израилем. В течение месяца на указанных территориях было зафиксировано три теракта, а также многочисленные случаи атак израильских автомобилей с использованием камней и бутылок с зажигательной смесью. В районе Газы, несмотря на определенное спокойствие в сравнении с Иудеей и Самарией, фиксировались действия по подготовке к т.н. «дню гнева» 1 июля.

В конце июня СМИ со ссылкой на сирийские источники сообщили о серии атак на объекты в восточной, центральной и южной частях республики, связанных с Ираном. Жертвами инцидентов стали, по разным оценкам от двух до семи человек, пятеро из которых, по данным Сирийской обсерватории по правам человека (SOHR), проиранские боевики. Комментариев относительно произошедшего с израильской стороны не последовало. Данный факт можно считать, прежде всего, следствием российско-израильских договоренностей, в рамках которых признанные ЦАХАЛ рейды нежелательны, т.к. ставят под сомнение эффективность поставленных из РФ режиму Б.Асада систем ПВО.

Официальные визиты

10 июня состоялась встреча главы израильского правительства Б.Нетаньяху и министра иностранных дел Г.Ашкенази с руководителем федерального внешнеполитического ведомства Германии Х.Маасом. В фокусе внимания сторон были вопросы финансирования европейскими странами НКО, ведущих антиизраильскую активность, иранская проблематика, в рамках которой представители ближневосточной страны призвали к усилению давления на ИРИ, а также экономические последствия COVID-19. Со стороны ФРГ наибольшая заинтересованность была проявлена в отношении перспектив распространения израильского суверенитета на территории на Западном берегу р. Иордан. Особую значимость для Берлина данная проблематика приобрела в июне в связи с предстоявшим председательством в ЕС и Совете Безопасности ООН.

В середине июня в Иерусалиме состоялся двусторонний саммит Израиля и Греции, для участия в котором в страну прибыли глава греческого правительства К.Мицотакис и министр иностранных дел Н.Дендиас. В ходе двухдневных переговоров стороны обсудили укрепление стратегического союза с участием Кипра в Средиземноморье, включая энергетику. На двустороннем треке приоритетными стали вопросы координации усилий в борьбе с COVID-19, а также перспективы восстановления воздушного сообщения, прерванного из-за эпидемиологической ситуации. 23 июня с кратким рабочим визитом Израиль посетил глава внешнеполитического ведомства Кипра Н.Христодулидис. Помимо обсуждения вопросов, аналогичных тем, что поднимались на израильско-греческом саммите, Г.Ашкенази обратился к представителю Никосии с просьбой воздействовать на позицию ЕС по вопросу израильского суверенитета над территориями на Западном берегу, назвав Кипр «модератором» в рамках Евросоюза.

Помимо этого, в июне состоялось несколько раундов телефонного общения израильских первых лиц с представителями иностранных государств. В частности, Б.Нетаньяху в начале месяца побеседовал с главами правительств Чехии и Болгарии А.Бабишем и Б.Борисовым. Чешский премьер-министр пригласил израильского контрпартнера посетить Прагу, когда ограничительные меры, принятые для борьбы с коронавирусной инфекцией нового типа это позволят. Стороны условились провести в чешской столице следующий двусторонний саммит. Также в рамках переговоров обсуждались перспективы сотрудничества в сфере информационных технологий и координация в рамках международных организаций. С Б.Борисовым в центре внимания была совместная борьба с COVID-19. Б.Нетаньяху также поблагодарил своего коллегу за поддержку позиции Израиля на международных форумах.

В середине месяца состоялись телефонные консультации Б.Нетаньяху с премьер-министром Индии Н.Моди, также посвященные борьбе с пандемией. В Нью-Дели вновь выразили заинтересованность в организации визита главы израильского правительства, ранее несколько раз откладывавшегося по соображениям ведения трех подряд избирательных кампаний, в ходе которых лидер Ликуда считал приоритетными другие направления предвыборных визитов, в большей степени способствующие привлечению электората. В связи с эскалацией конфликта между Индией и КНР правительство Н.Моди стало проявлять заинтересованность в расширении сотрудничества в сфере ВПК.

Отношения с международными организациями

В конце июня в очередной раз обострились отношения Израиля с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека. Поводом для этого стало заявление Верховного комиссара М.Бачелет, в котором она назвала израильский суверенитет над территориями на Западном берегу «незаконной аннексией», которая, с ее точки зрения, «нанесет серьезный ущерб усилиям по достижению прочного мира в регионе, а также может привести к закреплению, увековечиванию и дальнейшему усилению серьезных нарушений прав человека, которые характеризовали конфликт на протяжении десятилетий». В качестве предполагаемых нарушений М.Бачелет предрекла ужесточение ограничений на передвижения, «экспроприацию» земельных участков, что приведет к невозможности для палестинцев возделывать земли, а также усложнение получения доступа к услугам образования и здравоохранения.

Министерство иностранных дел Израиля выступило с резким осуждением позиции Верховного комиссара. В комментарии внешнеполитического ведомства было отмечено, что М.Бачелет «присоединилась к палестинской кампании против американского мирного плана». Также было подчеркнуто, что страна «утратила веру в способность Верховного комиссара защищать права человека в регионе», в связи с чем было подтверждено объявленное в феврале 2020 г. замораживание контактов с данной структурой в составе ООН.

Сложной осталась обстановка, связанная с расследованием Международного уголовного суда предполагаемых военных преступлений, совершенных Израилем. Для работы на этом направлении в стране была создана межведомственная группа в составе представителей Совета национальной безопасности, МИД, Министерства юстиции и военной прокуратуры. Официальная позиция израильской стороны заключается в том, что действие соглашений Осло исключает возможность расследования против государства. В результате МУС был вынужден обратиться за разъяснением к Палестинской национальной администрации, глава которой М.Аббас ранее объявил о прекращении исполнения обязательств по соглашениям с Израилем. Ответ, последовавший из ПНА, сводился к тому, что МУС имеет полномочия для расследования, несмотря на соглашения Осло, из чего израильские юристы сделали вывод, что предыдущий комментарий М.Аббаса о разрыве договоренностей был лишь декларативным и не имеющим юридической силы.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Деятельность правительства

Главной темой еженедельных заседаний кабинета министров вновь стала коронавирусная инфекция нового типа с акцентом на экономических последствиях пандемии и поиске вакцины. Последний вопрос обсуждался во время посещения Б.Нетаньяху и чиновниками из министерства здравоохранения Израильского института биологических исследований IIBR. Повышение угрозы  второй волны COVID-19 привело к тому, что в течение месяца несколько раз принимались решения о приостановке процесса снятия ограничений.

В июне правительство согласовало выделение помощи в размере 50 млн шекелей Эйлату. Средства должны пойти на поддержку предприятий и туристической отрасли, в том числе стимулирование внутреннего туризма. Затем аналогичную поддержку было решено направить Тверии. Кроме того, было утверждено продление финансирования грантов на поддержку прекративших работу из-за пандемии граждан старше 67 лет, а также меры содействия для закончивших службу солдат. Для последних были сняты  ограничения на сроки и цели начала использования т.н. армейского депозита, который ранее в полном объеме можно было потратить сразу после увольнения из армии только на образование, свадьбу и собственное дело или ожидать истечения 5-летнего срока. Наконец, 28 июня после консультаций с Банком Израиля министр финансов И.Кац и глава правительства Б.Нетаньяху объявили о продлении права на получение пособия по безработице до августа.

Повестка дня Кнессета

Работа Кнессета в июне была существенно ограничена требованиями к сокращению личного присутствия депутатов в связи с риском распространения COVID-19. Различные аспекты, связанные с коронавирусной проблематикой, также оказались в центре внимания парламентариев. В частности, обсуждались вопросы стимулирования внутреннего туризма из-за сохраняющихся ограничений для въезда иностранных граждан, также на рассмотрение были вынесены законопроекты о компенсациях пассажирам отмененных авиарейсов и о штрафах за отсутствие маски в общественных местах. Заседание экономической комиссии Кнессета с участием главы Объединения торговых палат было посвящено отсрочкам в оплате поставщикам услуг со стороны учреждений государственного и общественного сектора. По данным комиссии, задержка в перечислении средств может составлять от трех месяцев до полугода, что рискует спровоцировать кризис в закупках медицинского оборудования в случае второй волны COVID-19.

На специальном заседании комиссии по алие и абсорбции основной темой оказались права новых репатриантов, пострадавших от ограничений, связанных с пандемией. По озвученной статистике, с начала года в страну прибыли более 7800 человек. Для них были существенно сокращены возможности изучения языка, а многие репатрианты лишились работы, не имея при этом права на пособие из-за недостаточного для его выплаты трудового стажа. Специальная комиссия по борьбе с преступностью в арабском секторе, возглавляемая представителем Объединенного арабского  списка, озвучила свои данные, в соответствии с которыми доля израильских арабов, не ощущающих себя в безопасности в государстве, составила 60,5%.

16 июня во втором и третьем чтении был принят ранее вызвавший множество споров «Норвежский закон», позволяющий депутатам покинуть Кнессет в случае назначения на министерский пост, таким образом, освобождая место для однопартийца, следующего за ним в предвыборном списке. Если в Кнессете 20-го созыва такая практика могла быть применена в отношении одного представителя партии, то по новым правилам от 1 до 5 парламентариев могут временно уйти в отставку при получении правительственного поста, а затем вернуться в Кнессет в случае ухода с должности. Точное количество депутатов, в отношении которых теперь будут действовать правила «норвежского закона», зависят от общей численности фракции и количества членов партии, вошедших в состав кабинета министров.

ЦИТАТА МЕСЯЦА

«Иран продолжает систематически нарушать все подписанные им международные обязательства и прилагает все усилия, чтобы скрыть улики и сорвать расследование, чтобы ввести в заблуждение международное сообщество… В отчете МАГАТЭ подтверждаются все заявления Израиля относительно продолжающейся скрытой ядерной деятельности Ирана, в частности, информация, представленная премьер-министром», — было отмечено в комментарии израильского внешнеполитического ведомства в связи с публикацией в июне доклада Международного агентства по атомной энергии. В экспертных оценках в связи с публикацией документа в числе прочего отмечалось, что часть обогащенного урана, выработка которого нарушает условия СВПД, была произведена с использованием более современных центрифуг на объекте в Натанзе, где в июле произошел пожар. По данным различных источников, варьирующихся, от американской New York Times до кувейтской Al-Jarida за этим событием предположительно мог стоять Израиль. Такая позиция аргументировалась тем, что ущерб, нанесенный иранским мощностям, затормозил иранскую ядерную программу на несколько месяцев, что явно отвечает интересам ближневосточной страны. Подкрепила эту точку зрения уклончивость первых лиц страны в комментариях о возможной причастности спецслужб к случившемуся. Вместе с тем попытки ИРИ скрыть действительный урон от пожара, а также информация того же МАГАТЭ о более современных центрифугах не позволяет исключать и версию об аварии на объекте, в какой-то степени аналогичной пресловутым взрывам палестинских ракет при сборке.

52.73MB | MySQL:104 | 0,452sec