Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (5-11 мая 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ливане, Ираке и Судане. В Ливане противостояние правящей коалиции с оппозиционной шиитской исламистской организацией «Хизбалла» привело к масштабным вооруженным столкновениям, что создало реальную угрозу возникновения в стране новой гражданской войны. В Ираке 10 мая власти и радикальное шиитское движение во главе с М. ас-Садром достигли соглашения о прекращении боевых действий в багдадском районе Садр-Сити. Дарфурские повстанцы из группировки «Движение за справедливость и равенство» (ДСР) 10 мая совершили нападение на столицу страны Хартум и прилегающих к городу районы.

События, происходившие на прошедшей неделе в Ливане, со всей очевидностью продемонстрировали, что затянувшийся политический кризис в стране подошел к очень опасной черте, а следующим шагом в противостоянии правящей коалиции с оппозиционными силами может стать новая масштабная гражданская война. В то же время эти события показали, что у ведущих ливанских политиков в обоих лагерях (и тех, кто за ними стоит) в последний момент верх все же взяли понимание ответственности за судьбу страны и чувство самосохранения, что способствовало прекращению вооруженного противостояния в Бейруте.

Обстановка в Ливане начала стремительно обостряться после того, как 6 мая правительство объявило незаконной телекоммуникационную сеть, контролируемую «Хизбаллой». Уже на следующий день в Бейруте вспыхнули вооруженные столкновения между сторонниками правящей коалиции и «Хизбаллы», которую поддержали ее союзники из шиитского движения «Амаль» и некоторые другие группировки. Столкновения быстро распространились на ряд других районов Ливана. К 9 мая шиитские боевики и их союзники захватили большую часть населенного мусульманами Западного Бейрута, установили контроль над международным аэропортом столицы, разгромили офисы СМИ, принадлежащие лидеру правящей коалиции С. Харири. Легкость, с которой силы оппозиции захватили Западный Бейрут, показала, что правительство и его сторонники, пойдя на обострение конфликта с «Хизбаллой», явно переоценили свои силы, что вынудило их пойти на попятную. Премьер-министр Ливана Ф. ас-Синьора 10 мая в обращении к нации заявил, что «правительство не объявляло, и не будет объявлять войну «Хизбалле»», а также призвал к диалогу, подчеркнув, что силой решить имеющиеся проблемы невозможно. Руководство «Хизбаллы», со своей стороны, отдало своим боевым отрядам приказание покинуть занятые ранее районы Бейрута и попросило военных взять их под свой контроль.

И здесь следует отметить особую роль, которую сыграла ливанская армия, показавшая себя силой, способной позитивно действовать в интересах недопущения дальнейшего разрастания конфликта. Ведь именно военным правительство после дезавуирования решений, направленных против «Хизбаллы», фактически передало право разрешить кризис. 10-11 мая армейские части заняли позиции в основных районах Бейрута, и в столице воцарилось относительное спокойствие.

Вместе с тем, ливанский конфликт все еще далек от своего урегулирования, т. к. причины, его породившие, не устранены. Руководство «Хизбаллы», отказавшись пока от силовых приемов противостояния, заявило, что продолжит борьбу с правительством политическими методами. Власти, наряду с примирительными жестами, говорят, что не намерены мириться с наличием в стране незаконной вооруженной силы в лице шиитских боевиков. 10-11 мая в Триполи на севере Ливана, где традиционно сильно суннитское влияние, вспыхнули вооруженные столкновения сторонников правительства и «Хизбаллы», причем здесь верх одержали приверженцы правящей коалиции, после чего армия установила контроль над городом. 11 мая в Горном Ливане юго-восточнее Бейрута происходили вооруженные столкновения друзов, сторонников одного из лидеров правящей коалиции В. Джумблата, с отрядами друзов, выступающих на стороне «Хизбаллы».

Последние события в Ливане вызвали широкий резонанс в мире и регионе. США заявили о полной поддержке правительства Ф. ас-Синьоры, обвинив Сирию и Иран в содействии «Хизбалле». Тегеран же обвинил в случившемся Вашингтон. Президент Сирии Б. Асад назвал события в Ливане внутренним делом этой страны и призвал разрешить кризис путем диалога. Глава ПНА М. Аббас и лидер ХАМАС Х. Машааль призвали палестинцев, проживающих в Ливане, дистанцироваться от происходящего там противостояния. За политическое урегулирование ливанской ситуации высказались Совет Безопасности ООН, ЛАГ, Саудовская Аравия, Великобритания и Франция. Израиль заявил о своем невмешательстве в дела Ливана.

В Ираке 10 мая сторонники радикального шиитского лидера М. ас-Садра заключили с властями соглашение о перемирии, которое вступило в силу 11 мая. Документ предусматривает, что боевики «Армии Махди» в течение четырех суток должны прекратить демонстрацию своего оружия и сложить имеющееся в их распоряжении «тяжелое и среднее» вооружение. Будут разблокированы все дороги, ведущие в шиитский район Багдада Садр-Сити. Правительственные армия и силы безопасности получают беспрепятственный доступ в Садр-Сити, который должен перейти под контроль официальных властей. Силы безопасности получают право беспрепятственного задержания всех лиц, подозреваемых в «незаконной деятельности», а также право на изъятие незаконно хранящегося оружия. В то же время речь не идет о расформировании отрядов «Армии Махди», что сторонники ас-Садра делать категорически не желают. США поддержали это соглашение.

Американские и иракские войска 10 мая начали на севере страны в Мосуле и прилегающих к нему районах масштабную операцию против боевиков иракского филиала «Аль-Каиды». Считается, что именно этот район остается главной опорной базой террористов на иракской территории.

Правительство Ирака 5 мая заявило о создании специальной комиссии, которая проверит материалы и сведения о вмешательстве Ирана во внутренние дела страны.

6 мая США сообщили о решении в течение ближайших нескольких недель вывести из Ирака 3,5 тыс. военнослужащих.

На минувшей неделе турецкие ВВС неоднократно наносили удары по объектам боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП), расположенных на севере Ирака.

Впервые с начала в 2003 г. вооруженного конфликта в Дарфуре на западе Судана отряд одной из крупнейших повстанческих группировок – «Движения за справедливость и равенство» численностью в несколько сотен человек во главе с лидером ДСР Х. Ибрагимом совершил 10 мая нападение на правительственные войска в Хартуме и его пригороде Омдурмане. В боевых действиях против повстанцев, носивших ожесточенный характер, армия применяла артиллерию, танки, боевые вертолеты. В результате, по заявлению суданских властей, нападение противника было отбито с большими для него потерями в людях и технике, захвачено много пленных, в т. ч. из числа руководителей ДСР. Президент Судана О. аль-Башир обвинил Чад в оказании дарфурским повстанцам прямого содействия в проведении рейда в столичный регион и объявил о разрыве дипломатических отношений с соседней страной.

Напряженная ситуация сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. Боевики палестинских экстремистских группировок не прекращают ракетные и минометные обстрелы израильской территории. В ответ вооруженные силы Израиля наносят по объектам противника воздушные удары и проводят рейдовые операции на территории палестинского анклава. С обеих сторон имеются человеческие жертвы. 10 мая в секторе Газа из-за отсутствия топлива остановила работу последняя электростанция.

10 мая Египет на три дня в ограниченном режиме открыл КПП Рафах на границе с сектором Газа. Право доступа в АРЕ получили главным образом лица, нуждающиеся в экстренной медицинской помощи, а также египетские граждане, находившиеся в Газе.

В Сомали обстановка остается очень сложной. Боевики радикальной оппозиционной группировки «Союз исламских судов» продолжают нападения на войска временного правительства страны и находящиеся на сомалийской территории части эфиопской армии. Вооруженные столкновения происходят в различных регионах страны, в т. ч. в столице Могадишо. Переговоры правительства с представителями оппозиции о национальном примирении, которые должны были состояться в соседней Республике Джибути, вновь отложены. Ситуация усугубляется жестокой засухой, поразившей Сомали, и скачком мировых цен на продовольствие, что значительно ухудшило обеспечение населения продуктами питаниям. 5 мая в Могадишо состоялась массовая манифестация протеста против роста цен на продовольствие, которая была жестоко подавлена правительственными войсками.

А. Лариджани — бывший секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана, являвшийся одновременно главным переговорщиком по ядерной проблеме ИРИ, избран лидером консервативного большинства в новом составе иранского меджлиса (парламента).

Совет священнослужителей Ирана рекомендовал президенту страны М. Ахмадинежаду обратить свое внимание на мирские проблемы и не оправдывать «несостоятельность государственной политики» ссылками на шиитских святых, что, по мнению служителей культа, является «святотатством».

8 мая в Пакистане проведено очередное испытание ракетного оружия. На этот раз был произведен успешный пуск авиационной крылатой ракеты «Хатф-VIII» («Раад»), способной доставить ядерный или конвенциональный боевой заряд на дальность до 350 км. Ракета может лететь на малой высоте, огибая рельеф местности.

Пакистанские власти и проталибские боевики 10 мая сообщили о прекращении огня в долине Сват вблизи границы с Афганистаном. Этот район считается одним из наиболее нестабильных в стране. Тем не менее, нерешенными остаются вопросы, связанные с нахождением в долине правительственных войск, освобождением арестованных сторонников талибов и выплатой компенсаций за разрушения, нанесенные в ходе боевых операций против боевиков.

Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган заявил, что правительство намерено выделить сумму, эквивалентную 1,83 млрд долл. США, на развитие юго-восточных районов страны, где компактно проживают курды. Большая часть средств пойдет на проекты, связанные с сокращением безработицы. Тем самым власти пытаются ослабить влияние в регионе сепаратистов КРП.

Новым премьер-министром Мавритании 6 мая назначен Яхья ульд Ахмед Вакф, экономист по образованию. Главными задачами, которые предстоит решать его правительству – это борьба с усиливающейся угрозой терроризма и вывод национальной экономики из кризисного состояния.

Правительство Марокко призвало 5 мая Алжир возобновить переговоры с целью нормализации двусторонних отношений и обсуждения проблемы Западной Сахары. В частности, Рабат предложил Алжиру провести встречи министров иностранных и внутренних дел, открыть алжиро-мароканскую границу, закрытую в 1994 г.

Республика Джибути обратилась в Совет Безопасности ООН с целью принятия мер по недопущению разрастания конфликта с соседней Эритреей. При этом сообщается о продолжающейся с февраля с. г. концентрации эритрейских войск в приграничном районе. Джибути также рассчитывает на дипломатические и посреднические усилия ЛАГ и Африканского союза.

Ливия подписала с британской компанией Дженерал Дайнамикс соглашение на сумму 165 млн долл. на поставку системы связи и обработки информации для элитной механизированной бригады Джамахирийской гвардии. Это первое соглашение, подписанное Великобританией с Ливией после отмены Евросоюзом в 2004 г. санкций в отношении военно-технических связей с этой страной.

Приложение

Военно-морские силы Израиля: состояние и перспективы развития

Военно-морские силы рассматриваются политическим руководством Израиля и командованием ВС в качестве важной составной части оборонного потенциала страны, а их развитее считается одним из приоритетов национального военного строительства. ВМС (9,5 тыс. чел.) — самостоятельный вид вооруженных сил. В мирное и военное время на них возложено решение широкого круга задач, основными из которых являются:

— охрана и оборона побережья страны;

— защита национального судоходства в Средиземном море (через средиземноморские порты осуществляется 95-97 проц израильской внешней торговли, ежемесячно в порты страны прибывают 400-450 грузовых и пассажирских судов);

— оказание поддержки сухопутным войскам, действующим на приморских направлениях;

— ведение (как самостоятельно, так и во взаимодействии с ВВС) активных боевых действий против ВМС противника, нарушение его морских коммуникаций;

— нанесение ударов с моря по объектам противника;

— высадка на побережье противника тактических морских десантов и диверсионно-разведывательных групп;

— осуществление морской блокады побережья стран-противников;

— борьба с терроризмом на море.

Главной базой ВМС является Хайфа, военно-морские базы (ВМБ) расположены в Ашдоде и Эйлате, а пункты базирования (ПБ) имеются в Акко, Атлите и Ашкелоне. Израильские ВМС действуют в трех оперативных районах (зонах): Северном средиземноморском (ВМБ Хайфа, ПБ Акко, Атлит), Южном средиземноморском (ВМБ Ашдод, ПБ Ашкелон) и Красноморском (ВМБ Эйлат).

Корабельный состав флота сведен в эскадры (флотилии) однородных кораблей и катеров (подводных лодок – 1, корветов – 1, ракетных катеров – 2) и дивизионы сторожевых катеров (3). Основная часть кораблей и катеров базируются на Средиземном море, а на Красном море (в Акабском заливе) имеется лишь один дивизион сторожевых кораблей.

В составе израильских ВМС имеется 6 боевых кораблей (подводных лодок — 3, корветов – 3), 62 боевых катера (ракетных – 12, сторожевых — 50) и 3 вспомогательных судна. В резерве флота числятся малый танко-десантный корабль (ТДК) и 2 десантных катера. Возможно приобретение в США ТДК типа «Ньюпорт».

Главной ударной силой флота являются неатомные подводные лодки типа «Долфин», построенные в Германии и введенные в строй в 1999-2000 гг. Они оснащены американскими противокорабельными ракетами (ПКР) «Саб-Гарпун» (дальность стрельбы до 280 км) и крылатыми ракетами собственного производства «Попай турбо», а также имеют торпедное вооружение и могут нести мины. В 2006 г. в Германии заказаны еще две лодки этого типа, которые будут построены в модернизированном варианте. Для подводных лодок израильские конструкторы разрабатывают новую крылатую ракету с повышенной дальностью стрельбы.

Корветы типа «Эйлат» построены в США в 1994-1995 гг. Они оснащены ПКР «Гарпун» (американские, дальность стрельбы до 120 км) и «Габриэль II» (израильского производства, дальность стрельбы до 36 км), ЗРК «Барак» (израильского производства), имеют артиллерийское, противолодочное и радиоэлектронное вооружение, могут принимать на борт противолодочный (ПЛО) вертолет. В ближайшие годы запланирована постройка на верфях США двух кораблей прибрежной зоны по американскому проекту LCS (Littoral Combat Ship). В перспективе не исключена постройка еще 2-3 корветов.

Ракетные катера представлены следующими типами: «Саар-4.5» («Алия») — 2, «Саар-4.5» («Хец») – 8, «Саар-4» («Решеф») – 2. Все они оснащены ПКР «Гарпун» и «Габриэль», имеют артиллерийское вооружение. Катера типа «Алия» могут принимать на борт вертолет ПЛО. Катера типа «Хец» оснащены ЗРК «Барак», а катера «Решеф» имеют противолодочное вооружение (торпеды).

В составе ВМС имеются сторожевые катера типа «Шилдаг» (3), «Супер Двора» различных модификаций (21), «Дабур» (15), «Дефендер» (8, постройки США) и «Протектор» (1). Катера оснащены артиллерийским и противолодочным вооружением. В ближайшее время на израильских верфях построят 2 катера «Шилдаг», 4 катера «Супер Двора» и 4 катера нового проекта «Кингфишер».

Вдоль морского побережья страны создана и эффективно действует береговая сеть РЛС и визуального наблюдения. Организовано постоянное патрулирование прибрежных вод, в т. ч. в районе сектора Газа, которое ведется сторожевыми и ракетными катерами, самолетами и вертолетами. В то же время Израиль не имеет береговой артиллерии и береговых противокорабельных ракетных комплексов.

Морская авиация (в основном в составе ВВС) располагает 7 патрульными самолетами и 25 вертолетами, в т. ч. 5 противолодочными AS565SA «Пантера». Помимо патрулирования и разведки на авиационные подразделения возложены задачи по борьбе с подводными лодками противника, ведению поисково-спасательных работ на море, транспортировке личного состава и грузов. Часть вертолетов может быть использована для наведения на цель ПКР «Гарпун».

В состав ВМС входит подразделение морских «коммандос» (300 чел.), которое считается вторым по уровню элитарности в израильских ВС после спецназа генштаба ЦАХАЛ. Подразделение специализируются на выполнении задач на побережье противника, антитеррористических операциях, операциях по подрыву объектов из-под воды (боевые пловцы). Для доставки в район операции и выполнения поставленных задач в распоряжении «коммандос» имеются специальные транспортные и боевые средства. Подразделение базируется в районе Атлит недалеко от Хайфы. Кроме того, ВМС располагают отдельным подразделением по охране военно-морских баз с суши и моря. Бойцы этого подразделения могут также привлекаться для действий против террористов. В 2006 г. создано еще одно подразделение морского спецназа – «Снапир» («Плавник»), занимающееся патрулирование побережья. Треть его личного состава — женщины.

Подготовка офицерских кадров для национальных ВМС осуществляется в военно-морском училище в Хайфе со сроком обучения два года. Ежегодно училище выпускает до 50 офицеров. В Хайфе также имеется учебный центр, где готовят младших морских специалистов.

Судостроительная промышленность Израиля не располагает крупной производственной, технической и финансовой базой. На верфи в Хайфе строятся ракетные и сторожевые катера, а также производится ремонт и модернизация кораблей и катеров. Что касается крупных боевых надводных кораблей и подводных лодок, то в этом вопросе страна полностью зависит от зарубежных поставок.

В настоящее время израильские ВМС по количеству сил и средств, качеству подготовки личного состава значительно превосходят сирийский флот. Существенно уступая ВМС АРЕ по числу боевых кораблей и катеров, израильтяне превосходят египтян по уровню подготовки и техническому оснащению флота, особенно средствами управления и РЭБ.

Вместе с тем, участие израильских флота в войне против ливанской «Хизбаллы» летом 2006 г. выявило ряд серьезных недочетов в организации службы на боевых кораблях, что привело к повреждению корвета «Ханит» ПКР противника. Командование ВМС по итогам войны проводит мероприятия по устранению выявленных недостатков и дальнейшему улучшению качества подготовки военных моряков.

В целом, по мнению зарубежных военно-морских специалистов, ВМС Израиля способны успешно решать задачи по защите национальных интересов и безопасности государства на морском направлении, обеспечивать охрану территориальных вод страны, оказывать эффективную поддержку сухопутным войскам, действующим на приморских направлениях.

Израильские ВМС в перспективе должны получить статус стратегического вида вооруженных сил. Их развитие будет идти главным образом по пути наращивания возможностей для действий в прибрежной зоне, а также поражения объектов в глубине территории стран, считающихся вероятными противниками, включая Иран. Как видится, успешная реализация планов развития флота, оснащение его новыми видами оружия, существенно повысит боевые возможности ВМС Израиля, закрепит его качественное превосходство над флотами арабских государств.

52.33MB | MySQL:103 | 0,583sec