Ситуация в Ливане: июнь 2020 г.

Ситуация в Ливане в июне 2020 года продолжала оставаться сложной и напряженной. Главными  ее драйверами были продолжающийся экономический кризис, сопровождающийся коллапсом финансовой системы, непрекращающиеся народные протесты, американское давление с целью отставки правительства Хасана Диаба и ослабления политических позиций движения «Хизбалла». К июню стало ясно, что МВФ и Клуб друзей Ливана обставляют предоставление этой стране финансовой помощи (9 млрд долларов – кредит МВФ и 11 млрд долларов – экономическая помощь Ливану, обещанная на прошедшей в апреле 2018 года конференции CEDRE) политическими условиями, а именно закрытием границы с Сирией и уходом в отставку правительства Диаба, которое в Вашингтоне считают ставленниками «Хизбаллы».

Значительной проблемой для основной массы населения Ливана являлось в июне дальнейшее падение курса национальной валюты по отношению к доллару. 4 июня Синдикат владельцев обменных пунктов Ливана согласился продавать доллар за 3950 ливанских лир с максимальным уровнем цены 3970 лир за доллар. При этом в начале кризиса, в октябре 2019 года курс обмена валюты в банках составлял 1507 лир за доллар. В настоящее время обмен валюты в банках для физических и значительной части юридических лиц стал практически невозможным. 9  июня произошел новый скачок на валютном рынке. В обменных пунктах цена доллара выросла до 4500 лир. После этого мощные социальные протесты развернулись в северной столице Ливана городе Триполи. Около дома бывшего министра юстиции Ашрафа Рифи произошла перестрелка. Демонстранты в районе Баб ат-Таббане блокировали трассу, ведущую из Триполи в регион Аккар. Жители кварталов Миние, Дейр Аммар и Аль-Беддауи провели демонстрацию около электростанции в Дейр Аммаре в знак протеста против перебоев в подаче электроэнергии. 11 июня в социальных сетях распространилась информация о новом повышении курса до 7 тысяч лир за доллар. На самом деле информация оказалась фейком, но эти новости вызвали новую волну протестов. Митингующие перекрыли прибрежную трассу, ведущую вдоль берега   Средиземного моря в городах Триполи, Джбейль, Зук, Джаль эль-Диб, Нахр эль-Мот, Халде. Также перекрывались дороги в Сайде, Тире, Баальбеке, горных районах Шуф и Алей. Ассоциации торговцев в Триполи, Аккаре и Баальбеке остановил торговлю в знак протеста против роста курса доллара.

12 июня президент Banque du Liban Рияд Саламе выступил с заявлением, в котором охарактеризовал слухи о повышении курса до 7 тысяч лир за доллар как «вредные и совершенно безосновательные». На самом деле курс в обменных пунктах, по его словам, составлял 4850-5000 лир за доллар. При этом главный банкир Ливана отметил, что Центробанк может удерживать банковский курс, а что касается обменных пунктов и черного рынка, это находится вне его компетенции. В банках же поменять валюту практически невозможно в связи с дефицитом долларовой наличности. Как известно, между Саламе и премьер-министром  Хасаном Диабом с апреля продолжается конфликт. Правительство недовольно действиями главы Центробанка и хочет отправить его в отставку. В то же время у этого проекта есть ряд препятствий. Во-первых, представители МВФ и Всемирного банка настаивают на проведении переговоров  с Ливаном только при сохранении Саламе на своем посту. Во-вторых, Саламе поддерживает спикер ливанского парламента Набих Берри. При этом он побуждает главу Центробанка прилагать большие усилия для сохранения валютного курса. 12 июня Берри встретился с президентом Мишелем Ауном и премьер-министром Хасаном Диабом, после чего на встрече с журналистами опроверг слухи об отставке Рияда Саламе. При этом он заявил об имеющейся договоренности снизить обменный курс до 4000, а затем и до 3200 лир за доллар. 8 июня Международная кризисная группа (International Crisis Group), базирующаяся в Брюсселе, выпустила доклад о бедственном экономическом положении в Ливане. В нем содержится призыв к скорейшему проведению реформ в этой ближневосточной стране во избежание еще более тяжелых социальных последствий кризиса. Наряду с финансовым коллапсом в докладе констатируется рост безработицы в Ливане до уровня 35% и снижение деловой активности.

Движение «Хизбалла» также реагирует на ухудшение экономической ситуации. 17 июня генеральный секретарь движения «Хизбалла» Хасан Насралла выступил с обращением по телеканалу «Аль-Манар», в котором коснулся ухудшающейся экономической ситуации. Он отметил, что переговоры с МВФ могут затянуться на год, а то и больше. Кроме того, эта международная финансовая организация может выставить перед Ливаном неприемлемые условия. В этих условиях Насралла посоветовал ливанской политической элите обратить внимание на Восток – в сторону Ирана и Китая. По его словам, Пекин давно интересуется геоэкономическими возможностями Ливана, лежащего на Новом Шелковом пути. В этих условиях можно ожидать китайских инвестиций в два сектора. Во-первых, в транспортные коммуникации. По его словам, китайцы готовы вложить деньги в строительство скоростной железнодорожной магистрали от Триполи на севере Ливана до южного порта Накура. Во-вторых, китайцы готовы построить в Ливане большую электростанцию. Последнее должно быть особенно заманчиво для ливанцев. В настоящее время электроэнергетика является одним из немногочисленных активов, находящихся в распоряжении государства. Госкомпания Electricite du Liban работает крайне неэффективно. Годовые убытки от ее деятельности составляют около одного миллиарда долларов. Несмотря на это, электричество подается в дома ливанцев с перебоями. В некоторых районах они продолжаются по 5- 6 часов.

Хасан Насралла затронул в своей речи и американский «Закон Цезаря», угрожающий санкциями государствам, физическим и юридическим лицам, которые не прекратят экономического сотрудничества с Сирией. По его мнению, требование закрыть границы Ливана с Сирией направлено на то, чтобы эта арабская страна открыла границы с Израилем, наладив с ним отношения в рамках «сделки века». По его мнению, именно США стоят за нынешним экономическим кризисом в Ливане. Таким образом, перед Ливаном стоит вопрос выживания. Насралла заявил: «Тем, кто поставил нас перед выбором: или быть уничтоженными с помощью оружия или умереть с голоду, я говорю: нет, мы не будем убиты и не умрем с голода. Но мы убьем тех, кто хочет убить нас». Лидер крупнейшего шиитского движения  упомянул о том, что Ливан традиционно рассматривался в качестве «арабской страны с западным лицом». Экономика Ливана до недавнего времени была наиболее долларизованной среди государств Ближнего Востока. Во времена относительного процветания многие ливанцы полюбили роскошь. Экономика была ориентирована на туризм, банковское дело и обслуживание клиентов из стран Персидского залива. «Теперь от этого придется отвыкать. Новые времена – новые веяния», — констатировал лидер «Хизбаллы».

Наряду с тревожной ситуацией в экономике в Ливане в июне наблюдались и признаки политической дестабилизации. 6 июня в бейрутском элитном районе Ашрафие наблюдались стычки между сторонниками и противниками правительства Хасана Диаба.  При этом сторонники из числа активистов шиитских движений «Амаль» и «Хизбалла», якобы, скандировали антисуннитские лозунги, содержавшие оскорбления вдовы Пророка Мухаммеда Аиши. Все статусные политики Ливана осудили это проявление конфессиональной вражды. Спикер парламента Ливана и лидер «Амаль» Набих Берри отметил, что «любое проявление религиозной вражды, разрушающее национальное единство, является произраильским актом». Он осудил «оскорбления против мусульманских и христианских святынь, особенно оскорбления вдовы Пророка Аиши». Бывший премьер-министр Саад Харири отметил, что мирное и дружное сосуществование является ключом к стабильности в Ливане.

Одним из проявлений внутриполитической жизни в Ливане в июне 2020 года стала яростная полемика между бывшими союзниками: лидером движения «Мустакбаль», экс-премьером Саадом Харири и лидером «Ливанских сил» Самиром Джаджаа. 10 июня С.Джаджаа выступил в интервью каналу MTV и по своему обыкновению подверг резкой критике как своих политических противников, так и союзников. По поводу инцидента 6 июня он отметил, что «Хизбалла и ее союзники должны контролировать своих сторонников и не позволять им прибегать к вербальному или физическому насилию». Он в очередной раз призвал к  разоружению «Хизбаллы»: «Оружие в руках «Хизбаллы» является одной из главных причин, приведших к обнищанию нашей экономики и бедственным жизненным условиям». Говоря о президенте Мишеле Ауне, Джаджаа констатировал, что «если бы я находился на его месте, я подал бы в отставку». О причинах экономического кризиса  Ливане он сказал так: «Нет сомнения, что на нас повлияли неблагоприятные мировые и региональные тренды. Однако это не оправдывает ухудшения ситуации в Ливане. Проблема в том, что решения у нас принимаются «Хизбаллой» и группой министра Басиля. Эти силы не обладают политической ответственностью». Что касается экс-премьера Саада Харири, Джаджаа заметил: «Я не прекратил его  поддержку, но сомневаюсь, что Харири может еще раз стать премьером. Я вынужден констатировать его конец. Таково наше убеждение». На это бывший глава правительства Ливана парировал: «В полагаете, Самир, что моя политическая судьба висит на волоске Вашего решения? Это смешно. Либо Меераб (резиденцию Джаджаа) окружает какой-то волшебный туман, либо Вы не знаете, кто такой Саад Харири».

В июне продолжалось американское вмешательство во внутренние дела Ливана, которое нашло свое выражение в скандальном интервью посла США в этой стране Дороти Ши телекомпании «Аль-Ахдас» 26 июня с.г. В нем посол США подвергла резкой критике движение «Хизбалла», которое по ее словам, «не только вмешивается в дела государств региона, но и способствует утечке капиталов из Ливана». По ее словам, «Хизбалла» контролирует через аэропорт Бейрута и морской порт контрабандную торговлю, наносящую ущерб ливанской экономике. Отметив, что ««Закон Цезаря» принят не с целью нанести ущерб ливанской экономике», она, тем не менее, скептически оценила шансы американской экономической помощи Ливану до тех пор, пока у власти находится правительство Хасана Диаба, «контролируемое Хизбаллой». Она также не исключила введения санкций против политических союзников движения «Хизбалла». Это выступление посла США вызвало возмущение в Ливане. Судья из Тира Мухаммед Меззе наложил на один год запрет для ливанских СМИ и зарубежных СМИ, аккредитованных в Ливане, на интервью с Дороти Ши. В свою очередь министр иностранных дел Ливана Насиф Хитти вызвал посла США для объяснений.

52.36MB | MySQL:103 | 0,493sec