О проблеме проведения парламентских выборов в Сомали

Сомали — страна, пережившая конфликт и гражданскую войну, и готовится к своим третьим всеобщим выборам за последние 60 лет. В последний раз там проводились общенациональные выборы в марте 1960 года. В октябре того же года законное гражданское правительство было свергнуто в результате бескровного военного переворота. Парламентские и президентские выборы были проведены соответственно в конце 2016 и начале 2017 года в рамках непрямого избирательного механизма. При этом практически все эксперты солидарны во мнении, что предстоящие выборы чреваты неопределенностью и явными внутренними вызовами. Первые признаки этого уже заметны. Неизвестные совершили в субботу покушение на заместителя министра внутренней безопасности Сомали Абдинасира Саида Музу в столице страны Могадишо. Как сообщила 18 июля сомалийская радиостанция «Далсан», чиновник не пострадал.
Заложенная у дороги мина взорвалась через несколько мгновений после того, как мимо нее проехал автомобиль, в котором находился замминистра. Один из охранников Абдинасира Саида Музы был убит взрывом, трое других ранены. Инцидент произошел в столичном квартале Ходан, где находятся штаб-квартиры силовых ведомств Сомали и здание Министерства обороны.
Покушение на заместителя министра внутренней безопасности произошло спустя пять дней после попытки убийства в этом же районе начальника Сил обороны Сомали бригадного генерала Одава Юсуфа. Террорист-смертник за рулем начиненного взрывчаткой автомобиля попытался вклиниться в его кортеж. Однако охрана открыла огонь по машине, и она взорвалась, не сумев приблизиться к автомобилю, в котором находился генерал. Все это является четкими и традиционными для Сомали индикаторами борьбы за власть. Сомалийское правительство во главе с президентом Мохаммедом Абдуллахи Фармаджо ясно дало понять, что оно готовит страну к выборам по принципу «один человек — один голос». Президент уже подписал закон «О выборах», согласно которому граждане будут участвовать в прямых выборах и голосовать за партии, а не за отдельных кандидатов, а места в парламенте будут распределяться по окончательным подсчетам. Затем члены парламента выберут президента и премьер-министра. Национальная независимая избирательная комиссия (ННИК), которой шесть лет назад было поручено осуществлять надзор за выборами, неоднократно настаивала на том, что Сомали готова к всеобщему избирательному праву. Однако 27 июня она исключила проведение запланированных выборов в срок и сообщил законодателям, что они могут состояться в марте следующего года или после августа 2021 года на основе биометрической и ручной регистрации. Председатель ННИК Халима Исмаил Ибрагим также заявила, что «пандемия COVID-19, наводнения, отсутствие безопасности и политические разногласия затруднили график работы комиссии».
Эти предложенные варианты были немедленно отвергнуты некоторыми федеральными государствами-членами и главным оппозиционным зонтиком страны — Форумом национальных партий (ФНП), состоящим из шести политических партий, каждая из которых подчеркнула свое недвусмысленное неодобрение избирательных моделей, предложенных ННИК. Форум утверждает, что в нынешних условиях невозможно провести выборы по принципу «один человек — один голос», ссылаясь на недостаточное время для подготовки такого огромного политического события, когда мандат нынешней власти практически завершен. Вместо этого оппозиция предлагает непрямые выборы. Эта ситуация усугубляется недавним расколом между некоторыми федеральными государствами-членами, которые показали, что у них есть разногласия по фундаментальным вопросам, включая политику и экономику, а также путь к инклюзивным национальным выборам.
В ответ на озабоченность политических заинтересованных сторон федеральное правительство Сомали созвало в прошлом месяце консультативное совещание в попытке сгладить свои фундаментальные разногласия, но некоторые федеральные государства-члены отказались принять это предложение и вместо этого собрались в Дусамарибе, городе на юге центральной части Сомали. После их предварительного совещания все они согласились с тем, что в Сомали не может быть выборов с предложенным президентом принципа голосования одного человека, и поддержали призывы к проведению «своевременных выборов». Они подчеркнули, что «инклюзивный избирательный процесс, пользующийся поддержкой политических образований Сомали, должен состояться в течение оставшегося периода без каких-либо затяжек». Этому решению предшествовала поддержка премьер-министром и президентом своевременных выборов. По словам премьер-министра Хасана Али Хайре: «Это фундаментальная ответственность — планировать заслуживающие доверия, справедливые, свободные и своевременные выборы, чтобы еще больше укрепить достигнутые нами успехи. Продление срока полномочий нынешнего правительства немыслимо, поскольку это может привести к политическому кризису, кризису безопасности и конституционному кризису». Президент Фармаджо также заявил о важности укрепления демократии в стране и продвижения вперед избирательного процесса, а также приближения власти к сомалийскому народу в качестве приоритетной задачи своей администрации. «Любой избирательный процесс должен проводиться в соответствии с Конституцией и избирательным законодательством, а также в духе единства, консультаций и компромисса». После завершения первого этапа совещания федеральных государств-членов они направили руководству федерального правительства приглашение провести консультации для обсуждения спорных вопросов, включая предстоящие выборы в Сомали. Хейре принял приглашение и отправился на переговоры, чтобы посмотреть, можно ли достичь консенсуса, который дал бы некоторое представление о направлении, которое Сомали примет в ближайшие годы. Их результаты до сих пор неясны.
В настоящее время представляется, что роль парламентского специального Комитета по вынесению рекомендаций по нерешенным избирательным вопросам и полномочия планировать национальное голосование в конституционные сроки могут быть поставлены под сомнение, если федеральное правительство и его государства-члены возьмут на себя ответственность за этот процесс в рамках предполагаемого политического компромисса.
Последние всеобщие выборы в Сомали состоялись в 1960 году, когда Сомали обрело независимость, и с тех пор страной управляет ряд правительств. Военный режим Сиада Барре был самым продолжительным у власти, правя в течение 21 года, прежде чем он был свергнут вооруженными повстанческими группировками в 1991 году. С тех пор страна была охвачена гражданской войной, которая унесла много жизней, и многие сомалийцы были перемещены по всему миру. После создания в Сомали в 2009 году при поддержке миротворческой миссии Африканского союза в Сомали (АМИСОМ) правительства, пользующегося международной поддержкой, улучшилась ситуация в области безопасности, экономическая и политическая ситуация. Последние два голосования прошли в Сомали, в то время как предыдущие выборы были проведены в соседних странах по соображениям безопасности. Международное сообщество вложило огромные ресурсы и политический капитал в оказание помощи Сомали. Специальный представитель Генерального секретаря и глава отделения Организации Объединенных Наций в Сомали (МООНСОМ) Джеймс Свон настоятельно призвал партнеров Сомали быть готовыми мобилизовать техническую поддержку и финансовые ресурсы, необходимые для успешного проведения знаменательных выборов. Несмотря на международную поддержку, политическая стабильность и выборы будут жизненно важными аспектами восстановления государственности Сомали. Однако перед лицом устоявшихся норм проведения взаимосогласованных выборов остаются еще некоторые проблемы. Так, независимые эксперты вновь усомнились в целесообразности включения принципа всеобщего избирательного права и начали предлагать альтернативные варианты проведения выборов 2020-2021 годов. Среди обсуждаемых вариантов-возвращение к непрямым выборам в Сомали в 2016 году или модель, основанная на повышении легитимности. Однако все согласны с «неизбежной реальностью» возвращения к племенной формуле; это почти неизбежно. Хотя Сомали добилось значительного прогресса в восстановлении контроля над районами, ранее удерживавшихся «Аш-Шабаб», создание безопасной обстановки, благоприятствующей проведению национальных выборов, остается сложной задачей, учитывая продолжающиеся нападения экстремистов и их присутствие в ключевых городах Сомали. Тем не менее, исторические прямые выборы в Сомали в конце этого года станут критическим испытанием степени достигнутого Могадишо прогресса в национальном строительстве. Учитывая все эти проблемы, еще предстоит выяснить, может ли быть обеспечено прямое всеобщее избирательное право в установленные сроки, что требует поддержки со стороны всех политических заинтересованных сторон Сомали.

52.24MB | MySQL:103 | 0,412sec