Оценки китайских специалистов роли поставок европейских стран в интересах повышения боевых возможностей ВМС Египта

По данным китайского специализированного военно-технического издания «Современные корабли» (официальный печатный орган китайской кораблестроительной корпорации), для ВМС Египта традиционно ведущим партнером в области военно-морских вооружений оставались США. Однако, после отстранения «Братьев-мусульман» от власти отношения сотрудничества ухудшились, и египетское руководство начало искать альтернативы. Закономерно, что за открывшуюся нишу развернулась жесткая конкурентная борьба между европейскими судостроителями.

По данным китайских обозревателей военно-технического издания, одним из первых на египетский рынок вышло германское судостроительное объединение thyssenkrupp Marine Systems (tkMS).  ВМС Египта и tkMS в 2011 году подписали договор на поставку двух подводных лодок (ПЛ) типа 209/1400mod. В 2015 году Каир дал свое согласие на дополнительный опцион из еще двух ПЛ. Первые две лодки построены и поставлены заказчику в декабре 2016 (S41) и августе 2017 года (S42). Передача первой опционной ПЛ S43 состоялась 9 апреля 2020 года у пирса tkMS в Киле. С момента своей закладки 3 мая 2019 года ПЛ прошла полный цикл производства, включая ходовые и сертификационные испытания, за 11 месяцев. В полном объеме программу строительства ПЛ для ВМС Египта планируется завершить в 2021 году.

Известно, что египетские ПЛ типа 209/1400mod являются последней версией наиболее удачного коммерческого проекта 209 бывшей верфи Howaldtswerke-Deutsche Werft GmbH (ныне входит в состав объединения tkMS). В различных модификациях 63 лодки этого типа поставлены 14 странам мира, включая Грецию и Турцию. Египетская S43 представляет собой компактную и надежную ПЛ с длиной корпуса в 62 м и диаметром около 6,2 м. Водоизмещение в надводном положении достигает 1540 тонн, в подводном – 1600 тонн. Экипаж: 30 человек. Вооружение: шесть 533 мм торпедных аппаратов (ТА).

По данным издания «Современные корабли», модель отличается высокой боевой мощью, большой емкостью батарей и низким уровнем шумности. Устанавливаемые модули  миссий позволяют выполнять задачи морской обороны, предотвращения конфликтов, наблюдения и сбора разведданных, а также поддержки сил специальных операций (ССО). Благодаря большому количеству заказов для этого типа ПЛ каждый новый контракт извлекает выгоду из результатов последних исследований и разработок. Проверенные улучшения без задержек находят применение в следующих проектах.

Помимо строительства ПЛ объединение tkMS стремится получить долю египетского рынка надводных кораблей. Так, на рубеже 2018-19 гг. судостроители подписали контракт на поставку ВМС Египта трех фрегатов проекта MEKO A200.

По сообщению китайских источников, в апреле 2019 года правительство Германии одобрило поставку в Египет трех фрегатов на сумму около 2,3 млрд евро. Детали конструкции нового фрегата пока не сообщались. Вместе с тем, по данным tkMS, тип MEKO A-200 является многоцелевым кораблем общего назначения. Фрегат пригоден к устойчивой работе по всему спектру общих миссий и задач: патрулирование и осуществление эмбарго, поддержка ССО, спасательные и гуманитарные операции. Корабль имеет длину 121 м, максимальную ширину 16,3 м и осадку 4,4 м. Водоизмещение: около 3700 тонн. Максимальная скорость: более 29 узлов. Экипаж:  120 чел. Возможен дополнительный приём на борт до 50 чел. Корабль оснащен современным артиллерийским вооружением, ПУ противокорабельных (ПКР) и зенитных ракет, ТА. Возможен прием до двух вертолетов и двух БПЛА.

По мнению китайских специалистов, правительство Германии поддержало договор с Египтом, учитывая, что основными конкурентами в классе фрегатов выступают итальянская компания Fincantieri и французская Naval Group, интересы которой лоббирует непосредственно президент  Эммануэль Макрон. В феврале 2020 г. СМИ КНР сообщали об усилиях Fincantieri продать Египту два фрегата проекта FREMM. В качестве другого варианта рассматривается возможность аренды кораблей, которые изначально строятся для ВМС Италии. В настоящее время итальянский флот эксплуатирует восемь кораблей этого типа, а строительство еще двух завершается. Рим дал свое согласие на передачу двух кораблей, финансовые детали соглашение находятся на стадии реализации. С большой вероятностью для Египта станут доступны два корабля, еще не введенные в эксплуатацию (F598 «Spartaco Schergat» и F599 «Emilio Bianchi»).

Китайские обозреватели отмечают, что фрегат типа FREMM – это совместный франко-итальянский проект. Франция в 2015 г. передала Египту корабль этой модели (бывшая «Нормандия», теперь «Тахья Миср»). Корабль имеет водоизмещение 6000 т. Развивает скорость 27 узлов. Позволяет принимать один вертолет типа «Кайман». Вооружение: крылатые ракеты,  артиллерийский комплекс. В составе радиотехнического оснащения многофункциональная радиолокационная станция в корпусе и на буксире.

Относительно военно-технического сотрудничества между Парижем и Каиром следует отметить, что оно возникло относительно недавно. В августе 2015 г. компания Naval Group передала ВМС Египта уже упомянутый фрегат типа FREMM. Годом позже египетский флот получил два десантных вертолетных корабля-дока типа «Мистраль»: «Гамаль Абдель Насер» (L1010), «Анвар Эль Садат» (L1020). Как известно, изначально эти ДВКД строились по заказу России, но из-за введенных санкций контракт расторгли, а вертолетоносцы перепродали Египту.

По оценке китайских специалистов, наибольшего успеха Naval Group добилась в 2018 г., договорившись с египетским правительством о создании совместного предприятия в рамках программы Gowind. Официально дочерняя компании «Александрийский военно-морской центр технического обслуживания и промышленности» (Alexandria Naval for Maintenance and Industry, ANMI) предназначена для эксплуатации и технического обслуживания корветов типа Gowind 2500.

Конструкция кораблей этого проекта представляет собой один из двух вариантов многоцелевого корвета, разработанного бывшей французской верфью DCNS. В июне 2014 г. ВМС Египта достигли соглашения с Naval Group (в то время еще DCNS) о контракте на строительство и поставку четырех корветов Gowind 2500, включая соглашение о передаче технологий. Согласно договору, первый корабль планировалось построить во Франции, а три остальных на египетской верфи в Александрии. Первый корабль проекта получил имя «Эль Фатех» (El Fateh, корпусной номер 971). Строительство проходило в Лорьяне (Франция). Корабль передали  Египту в 2017 году. Корвет «Порт-Саид» (Port Said, 976) стал вторым в рамках программы Gowind. Он оказался первым, построенным на Александрийской верфи, и, согласно данным верфи, первым военным кораблем, построенным в Египте. Третий корабль «Аль Моез» (Al Moez, 981) спущен со стапелей в Александрии 12 мая 2019 г. Египетская версия корветов Gowind 2500 имеет длину 102 м, водоизмещение 2400 тонн и оснащена силовой установкой типа CODAD. Экипаж корабля: 65 чел., включая команду вертолета. Корвет оснащен пусковыми установками зенитных управляемых и противокорабельных ракет, современной артиллерией. Возможен прием среднего вертолета (например, EC 725 Cougar).

Представляется возможным согласиться с оценками китайских специалистов в том, что европейским судостроителям в некоторой степени с успехом удалось заменить США, как основного поставщика военно-морской техники для ВМС Египта. Исходя из представленных оценок, наиболее прочные позиции на берегах Нила заняла французская Naval Group. Компании удалось организовать совместное франко-египетское предприятие, а также реализовать несколько крупных проектов: поставка вертолетоносцев «Мистраль» и корветов типа Gowind 2500.

Военно-морские проекты, продвигаемые европейскими верфями в Египте, характеризуются высокой боеспособностью и технологичностью, отвечающей современным требованиям. Вместе с тем, совершенно очевидно, что конкурентная борьба за египетские заказы будет только нарастать. Согласно публикациям европейской и американской прессы, сегодня всё большее внимание на вооруженные силы Египта обращает Пекин.

62.54MB | MySQL:101 | 0,470sec