Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (20 – 26 июля 2020 года)

Глава Высшего судебного комитета (Избиркома) Сирии С. Земрейк объявил 21 июля, что явка на выборах депутатов Народного совета страны, которые прошли 19 июля, составила 33%, в выборах приняли участие свыше 6 млн граждан. Победу вновь одержал блок «Национальное единство», получивший большинство депутатских мест (184 из 250). Независимые кандидаты получили 66 мандатов. Напомним, что блок «Национальное единство» возглавляет правящая в Сирии с 1963 г. партия Баас, генеральным секретарем которой является президент САР Б. Асад. Страны Запада, многие арабские страны и Турция не признали прошедшие в Сирии выборы законными. МИД России расценил парламентские выборы в Сирии «как шаг к укреплению стабильности страны».

На минувшей неделе на северо-западе Сирии продолжались боестолкновения и перестрелки на линии разграничения сил правительственных войск и боевиков экстремистских и террористических группировок. 22 июля российско-турецкое патрулирование трассы М-4 в провинции Идлиб впервые прошло не по участку трассы, а по всему маршруту, протяженность которого составила 71 км.

Президент Турции Р. Т. Эрдоган заявил 22 июля: «Мы продолжим оставаться на территории Сирии, пока народ нашей братской соседней страны не обретет мир и свободу».

Израильские ВВС на прошедшей неделе неоднократно наносили ракетные удары по территории Сирии по позициям проиранских вооруженных формирований и сирийским войскам. Так, 20 июля средства ПВО Сирии отразили израильскую ракетную атаку на южные окрестности Дамаска. Нападение было предпринято со стороны Голанских высот. Израиль нанес удары по позициям проиранских вооруженных формирований. В ночь на 21 июля вертолеты израильских ВВС нанесли удары по командному пункту отрядов «Хизбаллы» в южных районах Дамаска. 24 июля израильские боевые вертолеты поразили несколько целей сирийской армии на юге Сирии в ответ на обстрел Голанских высот ранее в тот же день.

Третье заседание Конституционного комитета Сирии должно состояться в Женеве 24 августа. Об этом 23 июля сообщил спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии Г. Педерсен.

Власти Ирана сообщили, что 23 июля два истребителя F-15  ВВС США вплотную приблизились к пассажирскому самолету иранской авиакомпании «Махан эйр» в небе над Сирией. Лайнер направлялся в Ливан и успешно приземлился в аэропорту Бейрута. В результате вынужденных маневров самолета пострадали три пассажира и несколько членов экипажа. В Пентагоне утверждают, что истребитель F-15 сопровождал самолет Ирана с учетом международных стандартов. Организация гражданской авиации Ирана заявила протест в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) из-за действий американских самолетов в небе над Сирией. Авиационные власти Ирана потребовали провести расследование инцидента. Тегеран не оставит действия ВС США в отношении гражданского иранского самолета в небе над Сирией без ответа, заявили в МИД Ирана.

21 июля глава МИД ИРИ М. Д. Зариф посетил с официальным визитом Россию. В Москве он заявил, что отношения между Ираном и Россией носят стратегический характер. Зариф отметил, что отношения между нашими странами достигли наиболее высокого уровня развития за последние десятилетия и Тегеран намерен сохранять их динамику. Главным вопросом повестки переговоров М. Д. Зарифа с главой МИД РФ С. Лавровым стала ситуация вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий по ядерной программе Ирана. Стороны условились приложить все усилия, чтобы сохранить «это значимое для международной безопасности соглашение». Россия и Иран договорились также актуализировать заключенный в 2001 г. Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между странами.

Долгосрочные соглашения с Китаем и Россией являются частью иранской политики по выстраиванию сбалансированных отношений со странами Евразии, заявил 25 июля официальный представитель МИД ИРИ А. Мусави.

Ни одна страна в мире в настоящий момент не готова к сотрудничеству с Ираном в нефтегазовой сфере из-за санкций США, сообщил 20 июля министр нефти ИРИ Б. Н. Зангане, уточнив, что в нефтегазовой области «Иран готов к сотрудничеству с любой страной, кроме Израиля».

21 июля глава правительства Ирака М. аль-Казими посетил с официальным визитом Иран. Это его первая зарубежная поездка после вступления в должность премьера. Он должен был отправиться в свою первую как премьер-министр Ирака зарубежную поездку в Саудовскую Аравию, однако визит в Эр-Рияд был отложен в связи с госпитализацией саудовского короля Сальмана. В Тегеране М. аль-Казими провел переговоры с президентом ИРИ Х. Роухани и имел встречу с верховным лидером Ирана А. Хаменеи. Х. Роухани выразил надежду на то, что нынешний визит М. аль-Казими в Тегеран станет поворотным пунктом в ирано-иракских отношениях. М. аль-Казими подчеркнул, что Ирак не намерен становиться «плацдармом для совершения какой-либо атаки на Иран», а также отметил заинтересованность Багдада в построении сбалансированных отношений с Тегераном. По словам, М. аль-Казими, «иракский народ стремится к построению отношений с Ираном в соответствии с принципом невмешательства во внутренние дела». На встрече с иракским премьером А. Хаменеи заявил: «Тегеран не вмешивается в отношения Багдада и Вашингтона. Однако мы надеемся, что наши иракские друзья поймут, кто такие американцы и что от их присутствия в любой стране одни беды и разрушения». Ирак не позволит кому-либо угрожать Ирану со своей территории, заявил М. аль-Казими. По его словам, Ирак заинтересован в том, чтобы соседний Иран оставался «стабильным и сильным».

21июля в формате видеоконференции состоялись переговоры лидеров Эфиопии, Египта и Судана А. Ахмеда, А. Ф. ас-Сиси и А. Хамдока по вопросам заполнения и функционирования эфиопского водохранилища ГЭС «Возрождение». Переговоры были «плодотворными», заявил по их завершении премьер-министр Эфиопии А. Ахмед. Премьер-министр Судана А. Хамдок сообщил, что три страны «достигли понимания относительно необходимости продолжать переговоры по заполнению и эксплуатации ГЭС «Возрождение»». Египет, Эфиопия и Судан договорились продолжить переговоры по ГЭС «Возрождение» с целью выработки юридически обязывающего соглашения по правилам наполнения и эксплуатации плотины, сообщила канцелярия президента АРЕ А. Ф. ас-Сиси, подчеркнув, что «впоследствии будет продолжена работа по разработке всеобъемлющего соглашения по всем аспектам совместного сотрудничества между тремя странами в отношении использования вод Нила». Планы первого года по наполнению водохранилища ГЭС «Возрождение» выполнены благодаря выпадению в регионе в последние недели обильных дождей, сообщили в Аддис-Абебе.

Ситуацию в Ливии обсудили по телефону 20 июля президенты Египта и США А. Ф. ас-Сиси и Д. Трамп. Два лидера подтвердили необходимость немедленной деэскалации в Ливии, в том числе «путем прекращения огня и достижения прогресса на экономических и политических переговорах». Трамп выразил понимание опасений, связанных с негативными последствиями кризиса для региона, высоко оценив усилия Каира по ливийскому вопросу, «которые могут способствовать продвижению политического процесса в Ливии». В этот же день парламент Египта единогласно одобрил отправку вооруженных сил страны для выполнения боевых задач за рубежом. При этом, в первую очередь, подразумевалась Ливия. Превращение Ливии в поле битвы между большими державами создает очень опасную ситуацию, которая может привести к тому, что Ливия повторит судьбу Сомали, заявил 20 июля глава МИД Алжира А. Теббун. Россия взаимодействует со всеми влиятельными международными игроками по ливийскому урегулированию, в том числе и с Турцией, и «продолжит подталкивать Анкару к конструктивному воздействию на ПНС Ливии», заявил 20 июля спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель главы МИД М. Богданов. По информации из Госдепартамента США, американская администрация считает ливийский конфликт в первую очередь проблемой Европы, свое участие в нем она называет «активным нейтралитетом». США при этом продолжают энергичные усилия, в основном закулисные, в поддержку политического урегулирования.

21-22 июля Россия и Турция провели в Анкаре межведомственные консультации по урегулированию в Ливии. Сообщается, что две страны продолжат оказывать влияние на ливийские стороны для прекращения огня. Москва и Анкара уверены в том, что конфликт в Ливии не имеет военного решения и может быть урегулирован только путем политического процесса, «ведомого и осуществляемого самими ливийцами при содействии ООН».

Глава правительства национального согласия Ливии Ф. Саррадж 25 июля неожиданно прибыл в Стамбул и провел переговоры с президентом Турции Р. Т. Эрдоганом. О содержании переговоров не сообщается.

У резиденции премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху в Иерусалиме, а также в ряде других городах страны на прошедшей неделе не прекращались массовые акции протеста, участники которых выражают недовольство мерами кабинета министров по противодействию пандемии коронавируса в условиях увеличения числа инфицированных, а также выступают против роста безработицы и коррупции. Демонстранты призывают к отставке Б. Нетаньяху и возглавляемого им правительства. Полиция провела задержание несколько десятков человек, подозреваемых в нарушении общественного порядка, нападении на сотрудников полиции и насилии в отношении других демонстрантов.

В Армии обороны Израиля (АОИ) опасаются эскалации конфликта из-за недавних угроз ливанской «Хизбаллы» в связи с гибелью одного из боевиков этой организации. Командование АОИ в этой связи принимает меры по усилению войсковой группировки на границе с Ливаном. «Ливан и Сирия несут ответственность за любую атаку на Израиль, совершаемую с их территорий. Армия обороны Израиля готова ответить на любую угрозу», — заявил 26 июля премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху.

Премьер-министр Судана А. Хамдок подписал 22 июля указ о назначении на посты губернаторов 18 провинций страны гражданских лиц, причем. две провинции впервые в истории возглавят женщины. Замена военных губернаторов на гражданских чиновников было одним из требований оппозиции, добивавшейся отставки военных с постов руководителей провинций. Как отметил А. Хамдок, «решение было принято в рамках проводимых в стране демократических преобразований».

В Афганистане представители движения «Талибан» (запрещено в РФ) заявили 23 июля о своем согласии провести мирные переговоры с кабульской администрацией в следующем месяце сразу после окончания мусульманского праздника Ид аль-Адха, но при условии, что будет продолжен обмен пленными.

США согласились на организацию встреч с Ираном, посвященных афганскому мирному процессу, заявил 24 июля спецпредставитель вашингтонской администрации по Афганистану З. Халилзад, «потому что мы также хотим, чтобы Иран выражал поддержку» урегулированию в этой стране. При этом Халилзад не упоминал ни о каких конкретных текущих предложениях о проведении встреч.

ВВС США приняли решение выкупить у американской корпорации «Локхид-Мартин» предназначавшиеся для Турции восемь истребителей 5-го поколения F-35. В Пентагоне также отметили, что в рамках модификации контракта «Локхид Мартин» внесет в самолеты изменения, требуемые ВВС США.

21 июля министр иностранных дел Германии Х. Маас увязал нормализацию отношений между Евросоюзом и Турцией, в том числе с прекращением Анкарой разведки углеводородов в Восточном Средиземноморье. При этом, по словам министра, Европа выступает за диалог с Турцией как с важным стратегическим партнером.

 

 

Приложение

 

 

О некоторых особенностях египетско-американских отношений

 

 

Египетско-американские отношения имеют длительную и сложную историю. С середины 1970-х гг. они характеризовались устойчивым политическим и военным партнерством. Поддержание особого характера отношений с США считалось одним из важнейших направлений внешнеполитического курса АРЕ. Позиции Каира и Вашингтона по многим ключевым проблемам Ближнего Востока, да и на международной арене в целом совпадали или были близки. В 1988 г. Египет получил статус «союзника США вне НАТО». Курс на упрочение тесного партнерства с США египетские правящие круги обосновывали тем, что страна остро нуждается в американской экономической и военной помощи, без которой политическая и экономическая стабильность в республике может нарушиться или даже рухнуть. В то же время при президенте Х. Мубараке (1981 – 2011 гг.) Египет не поддерживал или стремился уклониться от тех акций США, которые ущемляли его суверенитет и национальную безопасность, стремился проводить гибкую и сбалансированную внешнюю политику.

Смещение в 2013 г. военными президента–исламиста М. Мурси с поста главы государства и жесткие меры новых властей в отношении сторонников «Братьев-мусульман» заметно осложнили египетско-американские отношения, в том числе в военной сфере. Администрация президента США Б. Обамы приостановила поставки крупных партий оружия, ежегодную безвозмездную военную помощь в размере 1,3 млрд долларов, а также финансовую помощь. В то же время в Вашингтоне подчеркивали, что приостановка помощи не означает разрыва связей с Каиром и дипломатично избегали называть произошедшее в АРЕ военным переворотом.

Важная роль Египта на Ближнем Востоке, в том числе в урегулировании региональных конфликтов и борьбе с терроризмом,  укрепление позиций нового режима внутри страны, а также действия Каира по сближению с Москвой и Пекином, подвинули Белый дом к коррективам своей позиции в отношениях с АРЕ. Б. Обама в июне 2014 г. поздравил А. Ф. ас-Сиси с избранием на пост президента Египта, что фактически означало признание Вашингтоном новых властей АРЕ. Со своей стороны, в Каире заявили, что «в интересах Египта поддерживать стратегические отношения с США» и в то же самое время добавлять новых партнеров посредством «диверсификации альтернатив». В сентябре 2014 г. присоединение АРЕ к антитеррористической коалиции, созданной США, ускорило процесс налаживания египетско-американских отношений. В апреле 2015 г. американская администрация приняла решение возобновить в полном объеме поставки вооружений и высказалась за возобновление ежегодной военной помощи Египту в 1,3 млрд долларов, что было одобрено Конгрессом США. Вместе с тем, новые соглашения о крупных поставках оружия и военной техники Египту не были подписаны. Да и в целом восстановления двусторонних отношений в полном объеме не произошло.

Ситуация изменилась с приходом к власти в США президента Д. Трампа. По итогам визита президента АРЕ А. Ф. ас-Сиси в США в апреле 2017 г. Д. Трамп заявил: «Я хочу дать всем знать, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, что мы очень поддерживаем президента Сиси. Он сделал фантастическую работу в очень сложной ситуации». Д. Трамп довел до А. Ф. ас-Сиси информацию о том, что он официально полагает Египет одним из главных своих стратегических союзников в регионе наряду с Иорданией и Израилем. Кроме того, по итогам визита были достигнуты договоренности о снятии санкций на военное сотрудничество США с АРЕ. При этом глава Белого дома ни словом не упомянул о каких-либо претензиях к Египту из-за нарушений прав человека. Вместе с тем, Трамп отметил, что между США и Египтом остался ряд нерешенных вопросов, но это «не портит общего фона». В частности, стороны конкретно не договорились о возобновление американской экономической помощи Египту. «Второй вопрос — фактический отказ Трампа от первоначально заявленного курса на внесение «Братьев-мусульман» в список террористических организаций».

Египет и США поддерживают регулярные контакты на различных уровнях по внешнеполитическим вопросам, которые значительно активизировались в последние годы. В первую очередь, речь идет о проблемах Ближнего Востока и Африки. А. Ф. ас-Сиси «считает поддержание достигнутого уровня стратегического партнерства с Вашингтоном одним из основных направлений внешнеполитической деятельности Каира на среднесрочную перспективу», подчеркивает «глубину стратегического партнерства между двумя странами и важность продолжения координации и совместных консультаций по политическим вопросам и вопросам безопасности в регионе». Несомненно, что президент Египта «осознает преимущества роли основного регионального союзника США для авторитета страны».

В январе 2020 г. Каир призвал стороны палестино-израильского конфликта «начать переговоры под эгидой США и тщательно изучить «сделку века», предложенную президентом США Д. Трампом, «выяснить все её детали и начать диалог для возобновления переговоров под эгидой США». При этом было заявлено, что «Египет высоко оценивает усилия Белого дома по достижению всеобъемлющего и справедливого мира для палестинского дела, способствующего поддержанию стабильности и безопасности на Ближнем Востоке и прекращению палестино-израильского конфликта». Эксперты объяснили эту позицию АРЕ как стремление Каира «не потерять благосклонность США». К тому же «сейчас Египет не имеет достаточного влияния, чтобы противостоять подобной сделке».

Вместе с тем, ранее египтяне не поддержали решение США признать Иерусалим столицей Израиля. Каир продолжает поддерживать принцип двух государств (еврейского и арабского) для двух народов и выступает за то, чтобы окончательный статус этого города, а также другие нерешенные вопросы были урегулированы путем переговоров. Египет в 2019 г. отказался от участия в Ближневосточном стратегическом альянсе («арабском НАТО») — военно-политическом блоке под эгидой США, в котором должны были участвовать Саудовская Аравия, ОАЭ, Иордания, Катар, Бахрейн, Оман и Кувейт. В настоящее время Вашингтон обеспокоен возможностью столкновения Турции и Египта в Ливии.

Очень сложное положение в египетской экономике обусловливает стремление Каира «выстроить отношения подлинного партнерства в экономической сфере с США с учетом взаимных интересов и избегая методов навязывания тех или иных условий». При администрации Д. Трампа американский Конгресс одобрил восстановление экономической помощи АРЕ, приостановленной в 2013 г. Тем не менее, вопросы оказании американской экономической помощи АРЕ решаются трудно.

Одной из проблем в отношениях с США продолжает оставаться демократизации общественно-политической жизни АРЕ. В Вашингтоне, главным образом в Конгрессе, критикуют египетские власти за нарушения прав человека в стране. «В то время как сам Трамп публично молчал об огромном масштабе нарушений прав человека в АРЕ». В целом же американский «демократический прессинг» на практике сильно не отражается на двусторонних отношениях.

Две страны активно сотрудничают в деле борьбы с терроризмом. США поддерживают действия Египта против террористических группировок, в том числе на Синайском полуострове. В 2018 г. Вашингтон выделил Каиру миллиард долларов на борьбу с терроризмом.

США стремятся сохранить ведущие позиции в военно-техническом сотрудничестве с АРЕ, а Египет в вопросах ВТС с зарубежными государствами по-прежнему во многом ориентируется на США. Всего с 1980 г. Вашингтон предоставил Каиру военную помощь на сумму свыше 40 млрд долларов.

Вместе с тем, следует отметить, что в последние годы США уступили первые позиции в поставках Египту продукции военного назначения (ПВН). Так, по данным российского Центра анализа мировой торговли оружием,  в рейтинге крупнейших экспортеров ПВН Египту в период 2011-2018 гг. первое место заняла Франция – 9,187 млрд долларов, а второе место Россия — 7,147 млрд долларов. И лишь на третьей позиции США с 6,910 млрд долларов. Согласно имеющемуся портфелю заказов и намерениям по прямой закупке, в 2019-2022 гг. первое место на оружейном рынке АРЕ займет Россия с объемом прогнозируемого экспорта в сумме 6,912 млрд долларов, а второе – США с 1,522 млрд долларов.

В целом есть основания полагать, что на обозримую перспективу Египет продолжит курс на развитие военно-политического сотрудничества с Соединенными Штатами. При этом существующие разногласия в египетско-американских отношениях не носят острого характера и не могут помешать их поступательному развитию. Одновременно Каир, исходя из национальных интересов, будет стремиться продолжать независимый прагматичный внешнеполитический курс.

43.82MB | MySQL:87 | 0,830sec