Противостояние президента Пакистана и оппозиции сохраняется

Напряженные отношения между президентом Пакистана Первезом Мушаррафом и оппозиционными ему силами в лице кабинета министров, а также политических партий — Пакистанской народной партии и Пакистанской мусульманской лиги (Н) — продолжают сохраняться. Одно из немногих изменений в этих сложных отношениях коснулось формы противостояния — оно постепенно принимает скрытый характер в противоположность открытому выяснению отношений, что началось задолго не только до парламентских, но и до президентских выборов. Справедливости ради следует отметить, что президент страны более сдержан в своих высказываниях в адрес оппозиции, нежели это делают лидеры последней, и в первую очередь Наваз Шариф.

Сразу же после парламентских выборов 18 февраля с.г. Первез Мушарраф заявил, что будет стремиться избежать любого противостояния с будущим премьер-министром. В частности, уже 20 февраля президент Пакистана заявил, что «любые столкновения между мной и следующим премьер-министром будут подрывать основы демократии в стране, и не следует стремиться к свободе друг от друга. Я очень надеюсь, что мы избежим подобных столкновений» [1]. А в интервью влиятельному журналу “Wall Street Journal” президент прямо заявил, что «намерен положить конец разрушительной борьбе между президентскими и премьер-министерскими силами» [2].

Нет сомнений, что взрыв негодования оппозиционных сил вызвало введение президентом Пакистана 3 ноября 2007 г. чрезвычайного положения (ЧП). Было приостановлено действие конституции, резко ограничена деятельность Верховного суда, практически введен запрет на осуществление основных гражданских прав и свобод; в Исламабад, а также в другие крупные города Пакистана — Карачи, Лахор, Пешавар, Мултан — были введены армейские части. Несмотря на заявленные Первезом Мушаррафом цели введения ЧП, а именно — «спасти нацию от самоубийства», — введение ЧП ударило прежде всего по умеренным оппозиционным партиям, в том числе по умеренной исламской партии «Джамаате-Ислами», входящей в коалицию исламистских партий «Муттахида-Маджлис-Амаль», представленную в парламенте страны, а также по крупнейшей оппозиционной Пакистанской народной партии, возглавлявшейся Беназир Бхутто. Нельзя не сказать и о том, что этот шаг президента вызвал серьезное недовольство мировой общественности, увидевшей в этом наступление на демократию в Пакистане. И хотя Первез Мушарраф полностью сдержал высказанное им чуть позднее обещание отменить ЧП 15 декабря, оппозиция до сих пор не может простить ему этот совершенно неоправданный, с ее точки зрения, шаг президента Пакистана.

Особо критические высказывания в его адрес звучали (и продолжают звучать) со стороны бывшего премьер-министра, а ныне лидера ПМЛ(Н) Наваза Шарифа. Помимо общего недовольства политикой президента, Наваз Шариф еще долго будет помнить свою насильственную отправку из Пакистана 10 сентября прошлого года, на следующий же день после его прилета в Исламабад [3]. С нашей точки зрения, именно этот факт лежит в основе его буквально истеричной позиции по любому вопросу, касающемуся деятельности нынешнего президента Пакистана, что видно невооруженным глазом и в настоящее время [4]. Отметим попутно, что еще 4 сентября, т.е. почти за неделю до прилета Наваза Шарифа в Пакистан, король Саудовской Аравии Абдулла известил его, что в случае, если он будет выслан обратно из Пакистана, «ему придется искать другую Саудовскую Аравию, где ему предоставят убежище» [5].

И еще. Незадолго до заявления бывшего премьера Пакистана представитель Саудовской Аравии (по поручительству которого в 2000 г. пожизненное заключение Наваза Шарифа было заменено на его высылку из страны) Саад Харири (сын бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири) рекомендовал ему не нарушать своего обещания не возвращаться в страну и не заниматься политикой в течение десяти лет, которое тот дал взамен на свободу [6]. А в указанном случае налицо явное нарушение данного ранее обещания.

Наваз Шариф до сих пор продолжает публично высказывать свою позицию по вопросу о деятельности президента, сформулированную еще в ноябре 2007 г., а именно: «Президент является частью проблем. Пока он правит, Пакистан будет двигаться в сторону анархии». И далее: «Уход П. Мушаррафа с его поста позволит решить множество проблем Пакистана» [7]. Наряду с президентом, резкой критике подвергается все руководство пропрезидентской партии ПМЛ/К/. Так, нынешнее правительство (куда вошли только представители ПНП и ПМЛ/Н/) обвинило ведущих членов этой партии в финансовых злоупотреблениях во время пребывания у власти, в коррупции, вовлечении крупного банка страны «Пенджаб бэнк» в мошеннические операции и т.д. [8].

Возвращаясь к вопросу о введении чрезвычайного положения, следует отметить, что в адрес П. Мушаррафа после этого шага тут же априори прозвучало недовольство потенциальной отменой парламентских выборов и их возможным переносом на более поздние сроки (хотя об этом тогда не было и речи) [9]. Масло в огонь подлило сделанное премьер-министром страны Шаукат Азизом 5 ноября 2007 г. скоропалительное заявление о том, что парламентские выборы могут быть перенесены на год [10]. Однако и здесь перевес в противостоянии остался на стороне президента, который объявил 8 ноября о проведении парламентских выборов 15 февраля 2008 г. и ошибся в конкретной дате лишь на три дня — выборы состоялись 18 февраля [11].

Мы не ставим перед собой цель проанализировать результаты парламентских выборов. Это уже сделано и российскими аналитиками в их работах, опубликованных на сайте Института Ближнего Востока [12], и в многочисленных статьях зарубежных экспертов [13]. Отметим лишь, что регулярные нападки на президента со стороны оппозиции не прошли для него бесследно. Пропрезидентская партия ПМЛ(К) потерпела серьезное поражение, заняв лишь третье место и уступив первое место Пакистанской народной партии и второе – Пакистанской мусульманской лиге Наваза Шарифа.

Серьезным ударом по престижу президентской власти стала трагедия, произошедшая 27 декабря 2007 г., когда была убита лидер ПНП Беназир Бхутто, являвшаяся пожизненным председателем этой партии с 1979 г., когда был повешен ее отец, тогдашний премьер-министр страны (до 1977 г.) Зульфикар Али Бхутто. И личная охрана Беназир Бхутто, и руководители ПНП обвиняли Первеза Мушаррафа в недостаточном обеспечении ее личной безопасности. Проблема здесь заключается еще и в том, что в опубликованной в Лондоне уже после убийства Беназир Бхутто ее книге «Примирение: ислам, демократия и Запад» она напрямую пишет, что «президент Мушарраф ничего не сделал, чтобы гарантировать мне безопасность» [14].

Нам представляется, что постоянные нападки на президента, его соратников по партии ПМЛ(К) и бывшего премьер-министра Шауката Азиза, продолжающиеся вплоть до сегодняшнего дня, могут быть сведены к двум основным темам — перманентным обвинениям в неспособности преодолеть экономический кризис и даже в его углублении и ухудшении экономического положения страны в период с октября 1999 г. (приход к власти военных во главе с Первезом Мушаррафом) по 2007 г. и абсолютно несправедливом отношении к судьям, начиная с отстранения от должности в марте 2007 г. Верховного судьи Пакистана Ифтихара Чаудхри.

Оппозиция говорит о чрезвычайно сложной ситуации в экономике в первую очередь в последний год, с необходимостью выхода из которой пришлось столкнуться сразу же после принятия 31 марта присяги новому правительству. Это борьба с высокой продовольственной инфляцией, замедление темпов экономического роста, увеличение безработицы и неполной занятости, рост нищеты и т.п. [15]. А избранный на пост министра экономики и финансов Исхак Дар (ПНП) обвинил прежнее правительство прямо-таки в разрушении экономики Пакистана [16].

Корректны ли столь серьезные обвинения в адрес прежнего правительства и президента? По итогам квартального отчета Госбанка Пакистана (октябрь-декабрь 2007 г.), опубликованного в апреле с.г., эксперты банка пришли к выводу, что «темпы экономического роста в этом году (2007/08 финансовый год. – С.К.) составят 6,0-6,5%. К аналогичным выводам пришли и специалисты АзБР» [17]. Бывший финансовый советник премьер-министра Шауката Азиза д-р Салман Шах справедливо (с нашей точки зрения) отметил, что темпы роста в 6,0–6,5% не так уж плохи, «несмотря на политические коллизии в последний год» (по плану предполагалось, что темпы роста ВВП вновь достигнут рекордного уровня минувшего, 2006/07 финансового года в размере 7,2%). Он подчеркнул, что «в первую очередь мы страдаем от действий террористов, которые убили Беназир Бхутто». Он также весьма сдержанно относится к бюджетному дефициту, составляющему 5,0-5,5% ВВП и считает, что нет никакой трагедии в том, что доходы бюджета в текущем финансовом году составят не 1,025 млрд рупий, а 1 млрд. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что валютные запасы страны в настоящее время составляют рекордную сумму в размере 14 млрд долл. [18].

Нет сомнений в том, что приведенное выше высказывание нового министра экономики и финансов Исхака Дара [19], а также аналогичные выпады других членов кабинета — не более чем стремление подчеркнуть преступную неспособность предыдущего кабинета министров во главе с Шаукатом Азизом «вывести экономику из кризиса» [20].

В этой связи нельзя не отметить постепенное ускорение темпов роста ВВП в первой декаде XXI в. — если в 2000 г. темпы роста составили лишь 2%, то затем они весьма быстро возросли до 6-7% в среднем в год (2002-2007 гг.) [21]. А по 10-му пятилетнему плану экономического развития Пакистана (июль 2005 г. – июнь 2011 г.) предполагалось, что среднегодовые темпы роста ВВП во второй половине этого периода должны были бы составить не менее 10% в год [22].

В настоящее время против Шауката Азиза выдвинуто стандартное обвинение в коррупции во время его пребывания на посту премьер-министра. В том числе ему инкриминируется закупка в неоправданно больших количествах бронированных автомобилей для министров, других высоких и высших чиновников. При этом как-то забываются многочисленные теракты, унесшие в последние годы жизни сотен, если не тысяч пакистанцев разного социального уровня.

В то же время нынешнее правительство никак не комментирует, например, стремительное падение курса рупии по отношению к доллару, чего не наблюдалось в период функционирования правительства Шауката Азиза. За время после парламентских выборов, с 18 февраля до 10 мая с.г., национальная валюта упала с 62,7 рупий за 1 долл. до 67,1 рупий [23]. Для сравнения отметим, что по состоянию, например, на 18 февраля 2002 г., курс составлял 60,4 рупии за 1 доллар, т.е. в течение шести лет он оставался довольно стабильным и упал лишь на 2,3 рупии.

Любопытно отметить, что уже будучи в отставке и осознавая неопределенность своего будущего, Шаукат Азиз, тем не менее, обратился с неофициальной просьбой к руководству США оказать всемерную помощь и поддержку новому правительству Пакистана в его стремлении устранить негативные последствия политических волнений на экономику страны и содействовать поступательному росту ее национального хозяйства [24].

Нельзя не сказать и том, что за время работы на посту министра экономики и финансов, а затем в должности главы кабинета он зарекомендовал себя высокопрофессиональным руководителем, в первую очередь высококлассным специалистом в сфере экономики. Эти качества и работа на указанных постах позволили ему сравнительно легко наладить контакты с его индийским коллегой Манмоханом Сингхом, который длительное время был министром финансов Индии, а затем стал главой кабинета и руководителем государства. Не исключено, что такие хорошо налаженные контакты позволили постепенно расширить сотрудничество Исламабада и Дели в самых разных сферах, начиная с увеличения объема двусторонней торговли и завершая налаживанием железнодорожного и автобусного сообщения между двумя странами, не говоря уже о гуманитарных связях.

Новый глава кабинета Пакистана Юсуф Раза Гилани является опытным политиком, но не столь опытным руководителем в сфере экономики, каким был Шаукат Азиз. Получив журналистское образование, Гилани довольно быстро завершил свою журналистскую карьеру, вступив в Мусульманскую лигу (1978), а уже через восемь лет он стал федеральным парламентарием. Однако трения с тогдашним премьером Джунеджо привели его в ПНП, где он стал со временем ближайшим соратником Беназир Бхутто [25].

Заняв пост главы кабинета, Гилани среди первоочередных задач обозначил отнюдь не решение экономических проблем, а восстановление в должности уволенных судей, освобождение из-под стражи арестованных ранее судей, тщательное расследование убийства Беназир Бхутто (желательно под эгидой ООН), некоторые другие вопросы, не связанные с экономическим развитием страны. Выступая 29 марта с.г. в Национальной ассамблее Пакистана, Гилани подчеркнул, что существуют серьезные проблемы в сфере энергоснабжения, безработицы, роста бедности и инфляции, нехватки муки и т.п. Однако при этом он довольно цинично заметил, что «населению не стоит ожидать быстрого решения этих вопросов» [26]. Параллельно с этим среди ближайших целей он определил такие «важные», как введение запрета на авиаперелеты министров не экономклассом, упразднение стоек VIP в аэропортах страны для парламентариев, запрет на излишнюю иллюминацию зданий государственных учреждений и т.п. А такой важный вопрос, как страхование урожая мелких фермеров, в списке предстоящих дел оказался на одном из последних мест [27].

Но вернемся к противостоянию президента и правительства. Следует подчеркнуть, что в настоящее время все больше выплывает наружу растущее противоречие в рядах самой оппозиции, чего, впрочем, вполне можно было ожидать. ПНП занимает весьма сдержанную позицию по целому ряду вопросов, где ПМЛ /Н/ придерживается довольно агрессивной точки зрения. Так, Наваз Шариф громогласно объявил 12 мая последним днем, когда необходимо восстановить попранных П. Мушаррафом судей в их правах. Однако довольно быстро он широко объявил том, что едва ли это будет выполнено, поскольку руководство ПНП в лице лидера партии Асиф Али Зардари не желает, чтобы смещенный в марте 2007 г. Верховный судья Ифтихар Мухаммад Чаудхри вновь занял этот пост [28].

Наваз Шариф обвинил А.А. Зардари также в том, что он и его сподвижники занимают лишь позиции наблюдателей в условиях, когда администрация США усиливает на него (Н. Шарифа) нажим, требуя прекратить давление на президента Пакистана и начать диалог с ним, сняв с него обвинения во всех смертных грехах [29].

Наконец, ПМЛ(Н) занимает более лояльную по отношению к талибам позицию, нежели ПНП (что, кстати, вызывает серьезную настороженность Вашингтона) и полагает необходимым вести не столько военные действия против вооруженных формирований талибов, сколько переговорные процессы. Эта точка зрения ПМЛ(Н) не вызывает симпатий у руководства ПНП. Гилани твердо заявил, что переговоры могут вестись только с теми бывшими боевиками, которые полностью сложили оружие, в противном случае вооруженная борьба должна продолжаться [30].

По нашему мнению, такой раскол в стане оппозиции будет в перспективе лишь увеличиваться, хотя бы потому, что передел власти между двумя основными партиями объективно неизбежен, в первую очередь в условиях, когда Первез Мушарраф занимает весьма сдержанную позицию и периодически подчеркивает свою готовность налаживать и расширять рабочее сотрудничество с оппозиционными силами.

И еще один фактор, который может способствовать сближению президента и правительства, — это позиция США и ряда других ведущих западных стран, заинтересованных как в развитии демократии в Пакистане, так и, в особенности, в сплоченной борьбе с терроризмом в Пакистане и Афганистане. Для этого они готовы использовать едва ли не все возможные рычаги давления, в первую очередь экономические.

1. Dawn. 21.02.2008.

2. Ibid.

3. The News. 11.09.2007.

4. Dawn. 29.02.2008. Dawn. 10.03.2008. Dawn. 3.05.2008.

5. Dawn. 5.09.2007.

6. Подробнее см.: П.В. Топычканов. Попытка экс-премьера Наваза Шарифа вернуться в Пакистан в контексте политического развития страны. www.iimes.ru. 10 сентября 2007 г.

7. www.top.rbc.ru. 5 ноября 2007 г.

8. Dawn. 7.05.2008.

9. The News. 5.11.2007.

10. Цит. по: «Независимая газета». 5.11.2007.

11. Dawn. 9.11.2007. The News. 7.03.2008.

12. См., например: Н.А. Замараева. Пакистан после выборов. www.iimes.ru. 27 февраля 2008 г. Н.А. Замараева. Предварительные итоги парламентских выборов в Пакистане. www.iimes.ru. 20 февраля 2008 г. Н.А. Замараева. Всеобщие парламентские выборы – каким быть Пакистану?. www.iimes.ru. 19 февраля 2008 г.

13. Daily Times. 20.02.2008. Dawn. 20.02.2008. Dawn. 22.02.2008. The News. 21.02.2008. The News. 7.03.2008. The Washington Post. 19.02.2008. The Times. 20.02.2008.

14. Dawn. 13.02.2008.

15. Dawn. 21.02.2008. Dawn. 10.03.2008. Dawn. 5.05.2008.

16. Dawn. 4.04.2008.

17. Dawn. 3.04.2008.

18. Ibid.

19. Исхак Дар уже занимал ранее, в 90-е годы, пост министра экономики и финансов в правительстве Беназир Бхутто. Однако после прихода в 1999 г. к власти военных во главе с Первезом Мушаррафом надежды первого на дальнейшее успешное продвижение по службе были полностью разрушены. Как результат – явно прослеживается его личная неприязнь к нынешнему президенту.

20. Dawn. 4.04.2008.

21. Pakistan Economic Survey 2006-2007. Islamabad, 2007. Chapter1 “Growth & Investment”, p. 5.

22. Pakistan Economist. July 19-25, 2004.

23. The News. 18.02.2008. Business Recorder. 9.05.2008. Dawn. 18.02.2002.

24. Dawn. 10.03.2008.

25. Подробнее см.: Н.A. Замараева. Юсуф Раза Гилани — новый премьер-министр Пакистана. www.iimes.ru. 25 марта 2008 г.

26. Dawn. 30.03.2008.

27. Ibid.

28. Dawn. 4.05.2008.

29. Ibid.

30. Dawn. 2.04.2008.

62.89MB | MySQL:102 | 0,637sec