Джордж Буш в Саудовской Аравии: итоги визита

16 мая 2008 г. президент Соединенных Штатов Джордж Буш в ходе своей нынешней поездки на Ближний Восток прибыл в Эр-Рияд. В тот же день на личном ранчо короля Абдаллы в пригороде Эр-Рияде Аль-Джанадарийя состоялись саудовско-американские переговоры.

Их наиболее существенные результаты заключались в подписании главами обеих держав нескольких принципиально важных для дальнейшего развития двусторонних отношений документов.

Речь, прежде всего, идет о саудовско-американском соглашении о сотрудничестве в технической области (подписанном с саудовской стороны министром внутренних дел королевства принцем Наефом бен Абдель Азизом, а с американской – главой государственного департамента Кондолизой Райс). Но обе стороны обнародовали также и саудовско-американскую декларацию о взаимопонимании в отношении сотрудничества в области ядерной энергетики, а также иных энергетических сферах (подписанной министром иностранных дел королевствам принцем Саудом Аль-Фейсалом и его американской коллегой). Оба этих документа заслуживают серьезного внимания.

Саудовско-американское соглашение о сотрудничестве в технической области предполагает, в первую очередь, оказание королевству помощи Соединенных Штатов в защите его нефтяной инфраструктуры (что, собственно, и объясняет его подписание принцем Наефом). В специальном заявлении Белого дома в этой связи подчеркивалось: «Саудовцы несут особую ответственность за защиту их имеющих мировое значение нефтяных сооружений. Поскольку экономика нашей страны в значительной степени опирается на саудовские источники углеводородной энергии, постольку Соединенные Штаты в огромной степени заинтересованы в оказании помощи саудовцам в деле охраны их нефтяной инфраструктуры от возможных диверсий со стороны террористов, как это наглядно показали события в Букейке в феврале 2006 г.». В этом же контексте, как подчеркивалось во все том же заявлении Белого дома, «Соединенные Штаты и Саудовская Аравия достигли соглашения о совместной охране основных элементов саудовской нефтяной инфраструктуры, а также охраны саудовских границ».

Одновременно, в ходе переговоров между Дж. Бушем и королем Абдаллой саудовский монарх заявил о том, что его страна присоединяется к двум международным инициативам – о борьбе с терроризмом в ядерной сфере и о распространении оружия массового поражения. Вместе с тем, откликаясь на просьбу американского президента, связанной со снижением цен на нефть (эта просьба была названа в Саудовской Аравии «сердечной, но не обязательной»), саудовский монарх отметил, что его страна будет продолжать курс на увеличение добычи нефти и ее поставок на мировой рынок. По словам саудовского министра нефти и природных ресурсов Али Ан-Нуэйми, в мае 2008 г. его страна уже увеличила добычу нефти до 300 тыс. баррелей, а также планирует ее повышение в июне текущего года с тем, чтобы саудовская доля в мировом производстве нефти составила бы 9,45 млн. баррелей ежедневно.

В свою очередь, саудовско-американская декларация о взаимопонимании в отношении сотрудничества в области ядерной энергетики также отталкивается от идеи значимости саудовской нефти для мировой экономики, — в силу этого обстоятельства ее экономное использование требует обращения королевства к иным энергетическим источникам. На основе этого документа, Соединенные Штаты будут осуществлять поставки обогащенного урана в Саудовскую Аравию на специально построенные в этой стране и действующие под эгидой МАГАТЭ ядерные реакторы. Это, по заявлению Белого дома, «избавит королевство от необходимости обогащать уран на собственной территории, как это предполагают делать иранцы». Иными словами, если ограничиться еще одной цитатой из этого заявления, «Саудовская Аравия станет позитивным примером страны региона Ближнего Востока, где ядерная энергия производится исключительно в мирных целях».

Естественно, что переговоры между американским президентом и высшим сановником саудовского государства включали и обсуждение основных проблем ближневосточного региона. Столь же естественно, что связанный с этой темой раунд двусторонних переговоров был закрытым, и об их итогах можно судить лишь по тем заявлениям, которые были сделаны в ходе состоявшейся 16 мая 2007 г. в Эр-Рияде совместной пресс-конференции принца С. Аль-Фейсала и К. Райс.

Открывая эту пресс-конференцию, глава саудовского внешнеполитического ведомства подчеркивал: «Отношения между Королевством и Соединенными Штатами были и остаются стратегическими. Они выдержали немало международных и региональных вызовов, которые были преодолены на основе двустороннего взаимодействия, консультаций и постоянной координации действий в рамках наших совместных целей, направленных на службу миру и международной безопасности». Оценивая же итоги переговоров между Дж. Бушем и королем Абдаллой, принц С. Аль-Фейсал считал нужным заявить: «Переговоры между Служителем Двух Благородных Святынь и американским президентом характеризовались тем, что они были всеобъемлющи, глубоки и откровенны». Основной политической темой этих переговоров саудовский министр иностранных дел назвал – «ближневосточный мирный процесс». В этой связи он, в частности, заметил: «В Королевстве внимательно выслушали речь американского президента, произнесенную им в израильском Кнессете. Нам всем понятен особый характер американо-израильских отношений, как и их политическое значение. Но мы считаем, что важно подчеркнуть также и законность исторических и политических прав палестинского народа, основанных на международной законности. Израильская оккупация попирает эту законность». Конечно, продолжал далее С. Аль-Фейсал: «Мы полностью высказанную вчера (в ходе переговоров с королем Абдаллой 16 мая 2008 г. – Г.К.) разделяем точку зрения президента Соединенных Штатов в отношении того, что все народы имеют право на справедливость, толерантность, свободу и надежду. Палестинский же народ испытывает наибольшую потребность в обретении этого права, поскольку на протяжении шестидесяти лет он был лишен его. Гуманитарные проблемы, от которых страдают палестинцы на Западном берегу и в секторе Газа, это наиболее яркое свидетельство того, что они стали жертвой проводимой против них политики коллективных наказаний. Разумеется, — подчеркивал он далее, — мы считаем, что подтверждение права одного народа на существование вовсе не перечеркивает и не отменяет законность прав другого народа. Отталкиваясь от этого положения, мы считаем принципиально важной конференцию в Анаполисе, подтвердившую необходимость достижения всеобъемлющего, окончательного и справедливого решения конфликта на основе гарантий прав израильского и палестинского народов на два независимых государства, живущих рядом друг с другом в мире, безопасности и гармонии». Однако, заметил он далее, достижению этой цели «препятствует израильская политика создания поселений на палестинских территориях, как и другие односторонние меры, лишь усложняющие ситуацию и срывающие мирный процесс».

Этот раздел заявления С. Аль-Фейсала вызвал несколько вопросов журналистов, ответы на которые не менее важны.

Один из этих вопросов была связан с тем, насколько можно говорить о продвижении вперед в сфере палестино-израильских контактов. По словам саудовского министра иностранных дел, «это продвижение – реальность, иначе, зачем бы в Королевство прибыла глава государственного департамента Соединенных Штатов, сообщившая нам об этом продвижении. Она прибыла сюда не для того, чтобы провести время, а выразить свою уверенность, что эти контакты успешны. Если о них еще ничего не сообщается, то это делается только из тактических соображений». Отвечая на другой вопрос, связанный с постановкой проблемы двух сосуществующих государств, С. Аль-Фейсал сказал: «Есть права палестинцев, и есть также права израильтян. Мы нуждаемся лишь в равноправии обеих сторон и в возвращении к законности, чтобы переговоры между обеими сторонами были бы постоянны, а не происходили бы только время от времени». Наконец, С. Аль-Фейсал приветствовал идею проведения нового раунда переговоров по решению вопросов, связанных с ближневосточным конфликтом, в Москве, отметив: «Мы знаем, что русские действуют в направлении подготовки конференции».

Ливанский вопрос занял не менее существенное место на пресс-конференции С. Аль-Фейсала и К. Райс в Эр-Рияде.

По словам саудовского министра иностранных дел, его страна, как и Соединенные Штаты, приветствует итоги деятельности делегации Лиги арабских государств в Бейруте и начало «ливанского национального диалога» в катарской Дохе. По его мнению, важнейшей основой успеха этого «диалога» должно стать претворение в полном объеме «арабской инициативы» по Ливану и, в частности, «немедленное избрание президентом генерала Мишеля Сулеймана, создание правительства национального единства и внесение корректив в закон о выборах». Отвечая же на соответствующие вопросы журналистов, С. Аль-Фейсал, в частности, говорил: «Королевство полностью поддерживает правительство Синьоры. Синьора воплощает законность ливанского государства. До тех пор, пока существует внутриливанская законность, мы будем стоять на стороне правительства Синьоры». Это обстоятельство, по заявлению С. Аль-Фейсала, вовсе не означает «односторонности саудовского подхода, как утверждают в Тегеране».

Не менее существенно было основное замечание С. Аль-Фейсала в отношении положения в Ираке. В этой связи он, в частности, говорил: «Мы полностью поддерживаем стремление иракского правительства предавать гласности все факты внешнего вмешательства. Это важно потому, что это вмешательство создает препятствия для усилий, предпринимаемых иракским правительством и международным сообществом, ради достижения безопасности и стабильности Ирака, а также сохранения единства его территории, суверенитета и региональной стабильности». Но когда будет обеспечена безопасность в этой стране, — задал вопрос один из журналистов. Ответ С. Аль-Фейсала звучал следующим образом: «Безопасность – это то, что мы однажды увидим. Когда мы ее увидим, мы отправим туда нашего посла. Мы призвали провести в Багдаде заседание Лиги арабских государств для того, чтобы поддержать Ирак. Багдад несколько веков был столицей арабской и мусульманской нации. Мы уверены, что безопасность там станет реальностью».

Иран едва ли занимал много места и в заявлении С. Аль-Фейсала и в его ответах на вопросы журналистов. Он коснулся этой страны лишь дважды, — в уже цитировавшемся выше пассаже в отношении Ливана, а также в связи с традиционном для Саудовской Аравии утверждении о том, что проблема иранского ядерного досье должна решаться «только мирным путем и на основе переговоров». Вместе с тем, глава саудовского внешнеполитического ведомства выразил «надежду на то, что Тегеран положительно ответит на требования превратить регион Ближнего Востока в зону, свободную от ядерного оружия», ни коим образом не связывая это с Израилем.

Наконец, из заявления С. Аль-Фейсала, а также его ответов на вопросы (эти ответы дополнялись и министром нефти и природных ресурсов А. Ан-Нуэйми) вытекали некоторые подробности, связанные с подписанными саудовско-американскими документами.

Он вновь подчеркнул, в частности, что «Саудовская Аравия будет использовать ядерную энергию исключительно в мирных целях». В отношении же саудовско-американского соглашения о сотрудничестве в технической области саудовский министр иностранных дел подчеркнул, что американская помощь в защите саудовских предприятий нефтяной инфраструктуры будет включить в себя только «подготовку специалистов и обмен опытом». По его словам, «саудовцы будут сами защищать свои нефтяные объекты». В свою очередь, по словам А. Ан-Нуэйми, Саудовская Аравия готова полностью удовлетворить потребности своих партнеров: «Если, — отмечал он, — они хотят получить тяжелую нефть, то они получат тяжелую нефть. Если они хотят получить легкую нефть, то она будет им предоставлена. Мы способны удовлетворить все потребности наших партнеров». Как отмечал саудовский министр нефти и природных ресурсов, «Королевство уже израсходовало 90 млн. риалов для того, чтобы объем производимой им нефти составил в 2009 г. 12,5 млн. баррелей ежедневно». В настоящее время, продолжал он, Саудовская Аравия «сооружает три новых, отвечающих современным требованиям нефтеперерабатывающих завода», но, кроме того, «осуществляя значительные инвестиции в Техасе», она надеется «повысить производство нефти и там». Во всяком случае, по его словам, Саудовская Аравия «уже полностью возместила тот недостаток нефти на мировом рынке, который стал итогом снижения нефтедобычи в Венесуэле и некоторых других странах».

52.27MB | MySQL:103 | 0,495sec