Пакистан: кризис коалиции или политический хаос?

Современная ситуация в Пакистане оценивается как критическая, многие аналитики полагают, что страна находится на грани политического хаоса. 12 мая девять министров, членов партии Пакистанская мусульманская лига (Наваз Шариф)/ ПМЛ (Н) объявили о выходе из состава коалиционного правительства. Премьер-министр Юсуф Газа Гилани отставки не принял и выразил надежду на их скорейшее возвращение к работе [1].

Оставленные министерские посты — министр коммуникаций, продовольствия и сельского хозяйства; министр торговли; министр науки и технологии; министр по вопросам военного производства; министр образования и национальных меньшинств; министр финансов, экономических связей и статистики; министр железных дорог; министр культуры и молодежной политики [2].

Официальной причиной, по словам лидера ПМЛ (Н) Наваза Шарифа, является «нежелания сотрудничать с Пакистанской народной партией/ПНП», с кем, собственно, они и вошли в коалиционное правительство. ПМЛ (Н) обвиняет последнюю в отказе от взаимных договоренностей, а именно — восстановлении в должности судей, уволенных генералом-президентом П. Мушаррафом 3 ноября 2007 г. Точнее сказать, обе партии — и ПНП, и ПМЛ (Н) — согласны восстановить их в должности, но Наваз Шариф требует возвращения уволенным всех утраченных полномочий. Это означает восстановление в правах членов прежнего состава Верховного суда, которые «затягивали» окончательное утверждение итогов президентских выборов 6 октября, на которых победу одержал П. Мушарраф, т.е. пересмотр всех принятых новым составом Верховного суда решений, включая легитимность предоставленной в октябре 2007 г. президентом П. Мушаррафом амнистии Б. Бхутто и ее супругу Асифу Зарари, т.е. снятие всех судебных обвинений в коррупции, а также законность провозглашения режима чрезвычайного положения 3 ноября – 15 декабря 2007 г. и т.д.

Требования возврата носят ультимативный характер, и в случае их невыполнения Н. Шариф пообещал возглавить народное движение за восстановление судей.

Несмотря на демарш ПМЛ (Н), обе партии высказали намерение и дальше работать в направлении решения вопроса о восстановлении судей в должности. На сегодняшний день министр юстиции Пакистана Фарук ХюНаек/ Farooq H Naek заявил, что только парламент вправе принять решение по этому вопросу [3].

Парламент Пакистана состоит из двух палат: нижней – Национальной ассамблеи (выборы прошли 18 февраля 2008 г.) и верхней – сената (очередные выборы, согласно Конституции, должны пройти в 2009 г.). Если в состав Национальной ассамблеи вошли в основном депутаты, оппозиционно настроенные по отношению к бывшей правящей партии Пакистанской мусульманской лиге (Каид-и Азам) и президенту П. Мушаррафу, то сенаторы верхней палаты относятся к предыдущему, промушаррафовскому периоду избрания.

В Пакистане налицо борьба за попранные политические позиции. Миан Наваз Шариф, смещенный 9 октября 1999 г. с поста премьер-министра генералом П. Мушаррафом, сегодня стремится восстановить себя во власти. Одно из последних требований, выдвинутое Наваз Шарифом, – отмена 17-й поправки к Конституции [4]. 28 декабря 2003 г. Национальная ассамблея одобрила 17-ю поправку Конституции Исламской Республики Пакистан, согласно которой статья 58(2)(b) предоставляет президенту право отправлять в отставку премьер-министра, распускать Национальную ассамблею, одновременно занимать высший государственный пост – президента и оставаться на посту начальника штаба армии и т.д. Сегодня Наваз Шариф опасается, что президент П. Мушарраф воспользуется своим правом и… распустит правительство.

В настоящее время в Пакистане налицо три основных политических центра – ПНП, ПМЛ (Н) и ПМЛ (К). Члены ПМЛ (Н) непримиримы по отношению к президенту П. Мушаррафу. Таким образом, Асиф Зардари, как сопредседатель ПНП, является одной из ключевым политических фигур, от поведения и выбранного курса которого зависят судьбы двух других партий, входящих в коалиционное правительство.

В раскачивании политической лодки лидер ПНП Асиф Зардари не заинтересован. Слишком многим он обязан П. Мушаррафу – возвращением его жены, Б. Бхутто, и его самого после восьми лет добровольной ссылки из-за границы, открытием возможностей для ПНП участия в парламентских выборах и убедительной победой на них и т.д.

Наваз Шариф для Асифа Зардари — временный союзник, преследующий сегодня цель убрать П. Мушаррафа с поста президента. На протяжении 18 лет, с конца 80-х годов лидеры ПНП и ПМЛ (Н) были непримиримыми соперниками, постоянно сменявшими друг друга на посту премьер-министра. Их «лобовые атаки», бесконечная политическая борьба привели к захвату власти военными в октябре 1999 г.

Многие аналитики считают, что сегодня налицо глубокое различие между политическими партиями, входящими в коалиционное правительство. И главным вопросом является отношение к президенту П. Мушаррафу, признание его легитимности [5].

И сегодня, когда ПНП стоит перед выбором – с кем быть? – с президентом П. Мушаррафом или коалиционным союзником Мианом Навазом Шарифом – представляется, что Асиф Зардари выберет первого.

Со своей стороны, Миан Наваз Шариф стремится укрепить свои политические позиции. В июне с.г. в Пакистане пройдут дополнительные выборы на вакантные места в Национальной ассамблее. Если до 18 февраля 2008 г. «Избирательный трибунал» не принимал заявление о выдвижении кандидата у Наваза Шарифа, то в настоящее время регистрационная карточка кандидата находится у него на руках.

Интересна позиция президента П. Мушаррафа. Многие аналитики полагают, что развал коалиции лишь подчеркивает оправданность выбранного им направления: постепенной трансформации от военно-гражданской к гражданско-парламентской форме правления, а также стратегии и тактики достижения цели — уход с высшего военного поста, проведение открытых и честных парламентских выборов, невмешательство в процесс формирования нового кабинета министров и нейтральная позиция по отношению к его расколу.

Одним из приоритетных направлений своей деятельности как в прошлые годы, так и в настоящий период П. Мушарраф в долгосрочной перспективе считает дальнейшее поступательное экономическое развитие Пакистана, привлечение иностранных инвестиций в страну, продвижение мегапроектов, в краткосрочной перспективе — ликвидацию энергетического и продовольственного кризисов в стране и т.д.

Следует упомянуть еще об одном значимом политическом институте Пакистана – армии. Многие обозреватели подчеркивают, что армия, несмотря на объявленный нейтралитет и невмешательство во внутриполитическую жизнь, в целом поддерживает президента П. Мушаррафа. Западные страны, прежде всего США, по-прежнему рассматривают его в качестве ключевой фигуры в борьбе против терроризма в регионе.

В настоящее время в Пакистане налицо политический кризис, в основе которого лежит столкновение личностей и борьба за власть под флагом развития демократических ценностей. И на первый фланг выдвигается новое противостояние: Наваз Шариф – Асиф Зардари на фоне прежнего — Наваз Шариф – Мушарраф. Многие задаются вопросом – разделится ли общество и насколько глубоким будет разрыв? И где сила, способная не только противостоять, но и объединить нацию в шаге от пропасти?

Западные страны, и прежде всего США, стремятся оказать определенное давление как на лидера ПНП Асифа Зардари, так и на лидера ПМЛ (Н) Наваза Шарифа, о чем свидетельствуют постоянные визиты американских высокопоставленных лиц в Пакистан. Гибкость в подходе одного и непримиримость другого вызывают определенное раздражение Старого Света. Кризис, тем более такой острый, не входил в их планы.

1. Pakistan Times 16.05.08.

2. Dawn 14.05.08.

3. Pakistan Times 17.05.08.

4. Pakistan Times 16.05.08.

5. Dawn 14.05.08.

52.26MB | MySQL:103 | 0,471sec