Российско-египетские отношения при президенте Х. Мубараке

Когда в 1981 г. Хосни Мубарак стал президентом АРЕ, египетско-советские отношения находились на уровне более низком, чем даже при короле Фаруке. В 1976 г. президентом А. Садатом был денонсирован Договор о дружбе и сотрудничестве с Советским Союзом. В сентябре 1981 г. были объявлены персонами нон-грата и высланы из страны посол СССР В.П. Поляков и группа советских дипломатов [1]. В 1977 г. был введен десятилетний мораторий на погашение задолженности за поставки советского вооружения (оцениваемой различными источниками в размере от 2,5 до 7 млрд долл.) [2]. Тогда же были закрыты советские консульские учреждения и культурные центры.

С приходом к власти Х. Мубарака ситуация начала меняться. По оценке западногерманского исследователя Г. Кремера, стала одним из приоритетов внешней политики нового главы государства стала нормализация отношений с Советским Союзом [3]. Уже в январе 1982 г. египтяне обратились с просьбой о возобновлении поставок запасных частей для Асуанской гидроэлектростанции и Хелуанского металлургического комбината и о возвращении в Египет нескольких групп советских гражданских специалистов. Но при этом, как пояснил президент в ходе своей первой встречи с послом СССР А.М. Белоноговым 24 сентября 1984 г., продвигаться к улучшению отношений с Москвой он был намерен «постепенно и спокойно», не проявляя поспешности [4]. Такая тактика обусловливалась, судя по всему, нежеланием вызывать чрезмерное раздражение Соединенных Штатов, ставших к тому времени главным политическим, военным и экономическим партнером Египта, а также привносить дополнительные осложнения в и без того непростые отношения Египта с Израилем. Лишь в 1983 г. египтяне дали понять, что готовы вновь обменяться послами, а летом 1984 г. выдали агреман на назначение в Каир А.М. Белоногова, бывшего в то время заместителем начальника Управления по планированию внешнеполитических мероприятий МИДа СССР [5].

А.М. Белоногов, ставший в последующем заместителем министра иностранных дел СССР, а затем послом РФ в Канаде, сыграл важную роль в размораживании советско-египетских отношений. Им были установлены тесные рабочие контакты с Х. Мубараком, премьер-министром К. Али, начальником Политической канцелярии президента У. аль-Базом, министром иностранных дел И. Абд аль-Магидом, государственным министром по иностранным делам Б. Бутросом Гали. По наблюдениям работавшего тогда в Каире автора, А.М. Белоногов пользовался заметным авторитетом у египетской политической элиты, которая прислушивалась к его мнению.

Нормализация отношений с СССР была позитивно воспринята всеми политическими силами Египта, в том числе и всей оппозицией — от Национально- прогрессивной (левой) партии и Социалистической партии труда до Нового «Вафда» [6]. Но она не означала возвращения к отношениям времен президента ОАР Г. Абделя Насера. Этого не скрывал, впрочем, и сам Х. Мубарак, исходивший из того, что те времена давно прошли, а теперь возникли новые условия [7]. Для Каира речь шла о придании более сбалансированного характера своей внешней политике, которой при А. Садате была свойственна односторонняя ориентация на Запад.

Между двумя странами возобновились консультации по внешнеполитическим вопросам. Хотя расхождения по некоторым из них, в частности по ближневосточному урегулированию и по ситуации в Афганистане, сохранялись, они перестали сказываться на двусторонних отношениях. Восстановились межпарламентские контакты — в 1986 г. Каир посетила делегация советского парламента во главе с заместителем председателя Президиума Верховного Совета СССР, председателем Президиума Верховного Совета ГССР П.Г. Гилашвили. Оздоровлению климата в советско-египетских отношениях в немалой степени способствовало решение проблемы задолженности на основе взаимных зачетов [8].

Новый спад в связях с Египтом последовал в начале 90-х гг., когда после распада СССР теперь уже в политике России возник чрезмерный крен в сторону Запада. Одним из свидетельств свертывания сотрудничества стало существенное снижение товарооборота – с 840 млн инв. руб. в 1991 г. до 360 млн в 1994 г. [9].

Ситуация вновь начала меняться к лучшему после назначения министром иностранных дел РФ Е. М. Примакова и особенно после избрания В.В. Путина президентом России. Первый шаг к активизации двусторонних связей был сделан египетской стороной. В 1997 г. Х. Мубарак нанес визит в Москву, где в ходе переговоров с президентом Б.Н. Ельциным и председателем Правительства В.С. Черномырдиным акцентировал заинтересованность египетской стороны в расширении сотрудничества с Российской Федерацией.

Характерной чертой российско-египетских отношений в настоящее время является высокая интенсивность контактов на высшем уровне. Х. Мубарак был в Москве пять раз, т.е. больше, чем любой другой арабский руководитель. Его визиты состоялись в мае 1990 г., сентябре 1997, апреле 2001, ноябре 2006 и марте 2008 г. В свою очередь, В.В. Путин посетил Каир в апреле 2005 г.

Заинтересованность России в сотрудничестве с Египтом во многом предопределяется весом этой страны в арабском мире. В столицах государств Ближнего Востока и Магриба внимательно следят за внешнеполитическим курсом Каира, считаются с занимаемой им позицией. АРЕ в свою очередь заинтересована в сотрудничестве с Россией как с влиятельной державой, присутствие которой на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке придает более сбалансированный характер системе международных отношений в этом регионе.

Координация внешней политики двух государств осуществляется на основе Протокола о стратегическом сотрудничестве между МИДами РФ и АРЕ, подписанного министром иностранных дел России С.В. Лавровым в Каире в сентябре 2004 г.

Стороны выступают с во многом совпадающих позиций по проблеме ближневосточного урегулирования, считают, что установление прочного мира в регионе невозможно без создания Палестинского государства, поддерживающего добрососедские отношения с Израилем, как и без учета интересов всех сторон конфликта и выхода на баланс этих интересов. В ходе последнего визита Х. Мубарака в Москву им была достигнута договоренность с В.В. Путиным о скоординированных действиях двух стран с целью положить конец насилию в израильско-палестинских отношениях и добиться нормализации между Движением за национальное освобождение Палестины (ФАТХ) и Движением исламского сопротивления (ХАМАС) [10].

В отношении Ирака и в Москве, и в Каире исходят из необходимости решения проблем этой страны на основе достижения взаимопонимания между всеми не причастными к экстремизму политическими, религиозными и этническими партиями и группировками.

Как российскую, так и египетскую сторону беспокоит отказ Тегерана выполнить требования Совета Безопасности ООН и прекратить обогащение урана, но при этом они настаивают, что возникшая проблема должна быть решена политическим путем. В России с пониманием воспринимают озабоченность Египта нежеланием Израиля стать участником Договора о нераспространении ядерного оружия. Москва поддержала инициативу Х. Мубарака о превращении Ближнего Востока в зону, свободную от атомного оружия.

Важное значение приобрела координация деятельности спецслужб двух государств, осуществляемая в рамках Российско-египетской рабочей группы по борьбе с международным терроризмом и противодействием ему, третье заседание которой состоялось в апреле с.г. в Каире.

Египет стал главным торговым партнером России в регионе: товарооборот между двумя странами составляет 2 млрд долл. в год [11]. Правда, объем взаимной торговли между АРЕ и Соединенными Штатами в 2007 г. достиг 7,5 млрд долл. [12], но при такого рода сравнении следует учитывать разницу экономических потенциалов РФ и США. Вместе с тем американские инвестиции в египетскую экономику в 2007 г. составили 6 млрд долл., в то время как российские капиталовложения продолжают оставаться на крайне низком уровне [13]. Тем не менее и в этом отношении налицо неплохие перспективы. Речь идет прежде всего о производстве в свободной экономической зоне в районе Александрии оборудования для электростанций, нефтегазовой промышленности, авиамашиностроения. Компания «НОВАТЕК» планирует уже в ближайшем будущем начать разведку и разработку углеводородов в районе Эль-Ариша. Обнадеживающим событием стало заключение во время пребывания Х. Мубарака в Москве соглашения о сотрудничестве в ядерной сфере, открывающее возможность участия России в тендере на контракт стоимостью 2 млрд долл. на строительство АЭС [14]. Главное теперь – претворить в жизнь достигнутые договоренности, которые, как показывает опыт, нередко остаются нереализованными (по вине в большинстве случаев обеих сторон).

Что касается военно-технического сотрудничества, то в данной области главным партнером Египта являются США, предоставляющие этой стране военную и экономическую помощь на 2 млрд долл. в год (но при этом строящие ВТС таким образом, чтобы египетская армия не смогла приобрести превосходство над Армией обороны Израиля) [15]. Вместе с тем постепенно расширяются и связи с Россией. В частности, в АРЕ, по сообщениям средств массовой информации, осуществляются поставки современных зенитных ракетных комплексов «Печора 2М» и «Тор М1» [16].

У россиян становится все более популярным отдых в Египте. В 2007 г. Россия вышла на первое место по числу посетивших АРЕ туристов: 1,5 млн из 11 млн побывавших там иностранцев.

Наконец, Россия и Египет связаны друг с другом тысячами невидимых нитей – человеческих, моральных, психологических. Когда в конце 90-х годов в АРЕ начали поступать самолеты Ту-204, заказанные египетской компанией «Сирокко Эйрспейс Интернешнл», ее глава И. Кямиль, отвечая на вопрос, чем объясняется его решение финансировать производство этих авиалайнеров, а не боингов или аэробусов, пояснил, что дело здесь не только в высоких технических качествах российских самолетов. Когда, указал И. Кямиль, Египет находился в тяжелом положении, СССР пришел ему на помощь. «Сейчас в сложной ситуации оказалась Россия, и я посчитал своим долгом помочь ей», — подчеркнул он.

1. Cм.: G. Kraemer. Aegypten unter Mubarak: Identitaet und nationales Interesse. Baden-Baden, 1986, S. 157; Аль-Ахрам, 14.09.1981; Аш-Шарк аль-Аусат, 22.10.1983.

2. K. Dawisha. Soviet Foreign Policy towards Egypt. L., 1979, p. 76, 168-177; A. Rubinstein. Red Star on the Nile. The Soviet-Egyptian Influence Relationship since the June War. Princeton, 1977, p. 188-202, 235-238, 324-328; J. Krause. Sowjetischemilitaerhilfepolitik gegenueber Entwicklungslaendern. Baden-Baden, 1985, S. 187-239; Дж. Захран. Кырар инхаа мухимма аль-хубара ас-суфьет ва-низам ас-сияса аль-харигийя аль-мысрийя. – Ас-Сияса ад-дувалийя, №77, юлью 1984, с. 52-69; A. Cordesman. The Gulf and the Search for Strategic Stability. L., 1984, p.909; Аш-Шааб, 03.09.1985.

3. G. Kraеmеr. Aegypten unter Mubarak.., S. 158; см. также: B. Boutros-Ghali. Foreign Policy of Egypt in the Post-Sadat Era. – Foreign Affairs, vol. 60, № 4, 1982, p. 786; A. Cordesman. The Gulf.., p. 909-911; Аль-Ахрам, 05.11.1983.

4. А.М. Белоногов. Посол в стране пирамид. М., 2008, с. 61.

5. Там же, с. 14, 37; см. также: A. Cordesman. The Gulf.., p. 715-716; Ф. Атва. Аль-Алякат аль-мысрийя ас-суфьетийя. – Ас-Сияса ад-дувалийя, № 78, уктубир 1984, с. 136-141; Аш-Шарк аль-Аусат, 23.10.1983; Аш-Шааб, 03.09.1985.

6. См.: A. M. Al-Mashat. Egyptian Attitudes towards the Peace Process: Views of an “Alert Elit”. – Middle East Journal, vol. 37, № 3, 1983, p. 406; Ат-Талиа, маю 1984, с. 106-164.

7. А.М. Белоногов. Посол в стране пирамид, с. 61.

8. См.: Интервью А.М. Белоногова газете «Аль-Ахрам». – «Аль-Ахрам», 19.03.1986; A. Cordesman. The Gulf.., p. 909; Аш-Шааб, 03.09.1985; Аль-Ахрам, 24.05.1984; Аш-Шарк аль-Аусат, 28.07.1984.

9. Р.Г. Абдулатипов. Арабский восток и Россия: дороги сотрудничества. М., 1996, с. 45.

10. Russia challenges US in the Islamic World. – http://eldib.wordpress.com/2008/04/01/russia-challenges-us-in-the-islamic-world/.

11. Итоги визита президента Египта в Москву. – http://www.govoritmoskva.ru/politic/080328183500.html.

12. Слово (Лиссабон), 16.02.2008.

13. Там же.

14. Russia challenges US…

15. Слово, 16.02.2008.

16. Russia challenges US…

52.24MB | MySQL:103 | 0,618sec