Анализ Исследовательской службой Конгресса США развития ситуации в Сирии. Часть 1

В июле Congressional Research Service Конгресса США выпустила очередной анализ ситуации в Сирии и законодательной политики Вашингтона на этом направлении. Согласно этому анализу, до турецкого военного вторжения 2019 года и решений о выводе войск США 116-й Конгресс рассматривал запросы администрации на 2020 финансовый год в отношении обороны и иностранной помощи, а также ассигнования, которые предполагали продолжение борьбы с терроризмом, обучение и оснащение, а также гуманитарную помощь и операции в Сирии. После ухода и передислокации части американских войск согласно указу президента Д.Трампа, Конгресс принял поправки к основному законопроекту, который регулирует управление военной подготовкой и оснащением лояльных США местных формирований, и выделил дополнительные средства для продолжения соответствующих операций. Конгресс США может дополнительно рассмотреть вопрос о том, как могут быть пересмотренные потребности в обороне и иностранной помощи, если таковые имеются в связи с пересмотренными американскими планами и любыми предстоящими изменениями в ВС США в рамках их дислокации в Сирии или в соседнем Ираке. Конгресс должен увеличить, уменьшить или перераспределить ресурсы на оборону, гуманитарную помощь и стабилизацию на 2021 финансовый год и подтвердить новые механизмы надзора, если таковые имеются. Конкретные вопросы для рассмотрения Конгрессом в этой связи будут включать следующие моменты.

Военные операции и органы власти США

 Американские войска действуют на территории Сирии с 2015 года в соответствии с разрешениями 2001 и 2002 годов для применения военной силы (АУМФ) 6, несмотря на продолжающиеся дебаты о законности применимости этих мер. В декабре 2018 года президент Д.Трамп объявил о том, что «Исламское государство» (запрещено в России) — авт.) «разгромлено», что вызывает вопросы о продолжающемся американском военном присутствии в Сирии. В этой связи чиновники Министерства обороны и Госдепартамента продолжают подчеркивать постоянную угрозу, исходящую от «Исламского государства», в том числе и для безопасности внутри США. Активность «Исламского государства» продолжается в районах Восточной Сирии, и надзорные отчеты свидетельствуют о том, что чиновники администрации всерьез рассматривают перспективу возрождения группы, если военное давление на ее остатки ослабнет. Тем не менее, некоторые наблюдатели утверждали, что некоторые американские военные аванпосты в Сирии (например, гарнизон США в Эт-Танфе) по-видимому, в первую очередь предназначены для сдерживания потока поддерживаемых Ираном боевиков в Сирию. В июне в 2020 году президент Д.Трамп доложил Конгрессу, что ВС США проводят систематическую кампанию авиаударов и другие необходимые операции против сил ИГ в Ираке и Сирии и против «Аль-Каиды» (запрещена в России -авт. в Сирии. Небольшое присутствие ВС США остается в стратегически важных местах в Сирии для проведения операций и обеспечения безопасности критически важной нефтяной инфраструктуры, в партнерстве с местными  формированиями, против продолжающихся террористических угроз, исходящих из Сирии.

Будущее партнерства США и СДС

После турецкого вторжения в Северную Сирию в октябре 2019 года поддерживаемые США Силы  демократической Сирии (СДС) искали регулярных контактов с Дамаском. Представитель по взаимодействию с Сирией и специальный посланник при глобальной коалиции посол Джеймс Джеффри заявил, что СДС и правительство Б.Асада достигли «соглашений о сотрудничестве», которые подразумевали согласование координации в некоторых областях. В декабре 2019 года высокопоставленные американские военные чиновники признали «диалог» между СДС и сирийскими военными, но в 2020 году дали показания о том, что американские войска продолжают проводить совместные операции с СДС . Официальные лица США не стали публично подробно остановился на масштабах координации и / или диалога между сирийскими военными и СДС , или о том, как это может повлиять на взаимодействие США с группой или ее финансирование.

Кто такие Силы демократической Сирии (СДС)?

С 2014 года ВС США сотрудничают с курдским ополчением, известным как «Силы народной самообороны» (СНС/YPG), чтобы противостоять «Исламскому государству» в Сирии. В 2015 году YPG объединилась с другими сирийскими группировками, чтобы сформировать Силы демократической Сирии (СДС), и сейчас составляют их ведущий компонент. Турция считает YPG сирийским отделением РПК (Рабочей партии Курдистана), обозначенной США как «террористическая группировка». Анкара категорически возражает против сотрудничества США с СДС . У американских чиновников есть понимание связи YPG и РПК, но в целом эти две группы считаются различными. По данным США, примерно 50% СДС  состоят из этнических арабских сил. Этот компонент иногда называют Сирийской арабской коалицией (САК). В 2018 году американские военные оценили, что САК не в состоянии самостоятельно проводить операции по борьбе с ИГ без поддержки со стороны военных США. САК описывалась в 2018 году Разведывательным управлением Министерства обороны (РУМО), как «лоскутное одеяло из арабских племенных ополчений, военных советов и бывших оппозиционных группировок, набранных YPG первоначально в качестве «символического» шага, чтобы помочь привлечь западную поддержку и обучение» В 2020 году РУМО оценило, что YPG сохраняет контроль за руководящими и принимающими решения должностями в учреждениях, возглавляемых СДС  и САК, демонстрируя «нежелание делиться властью с арабами, даже в регионах с арабским большинством на северо-востоке, где арабские боевики представляют собой большинство фронтовых сил СДС».

Безопасность американских войск в Сирии

Сирийские правительственные войска при поддержке России расширили свои операции и присутствие в Сирии. После того, как из некоторых районов Восточной Сирии были эвакуированы силы США и СДС  в 2019 году, присутствие сирийских правительственных войск в этих районах может увеличить потенциал взаимодействия между оставшимся американским персоналом и сирийскими или российскими войсками с неопределенными последствиями для силовой защиты и потенциального конфликта. Сирийское правительство продолжает квалифицировать американские войска как «оккупантов» и предупредило, что «сил сопротивления» могут быть нацелены на американский персонал. 19 июля 2020 года командующий СЕНТКОМ генерал Маккензи заявил: «Со временем [президент Сирии] Башар Асад, вероятно, повернет на восток и усилит давление на нас». Сирийские официальные лица специально призвали Соединенные Штаты положить конец тому, что они описывают как «незаконное» присутствие американских войск на сирийских нефтяных месторождениях. В ответ Пентагон заявил, что «американские войска в Сирии сохраняют неотъемлемое право на самооборону от любой угрозы, включая обеспечении безопасности нефтяных месторождений». Президент Д.Трамп заявил в октябре 2019 года, что «возможно, нам предстоит борьба за нефть. Все нормально. Может быть, кто-то еще хочет получить нефть, и в этом случае у них будет чертовски много денег». Вице-президент Пенс заявил в следующем месяце, что американские войска в Сирии будут «обеспечивать безопасность нефтяных месторождений, чтобы они не попали в руки ИГ, Ирана или сирийского режима». В феврале 2020 года проправительственные силы, охранявшие контрольно-пропускной пункт в Камышлы, открыли огонь по силам коалиции, проводящих патрулирование. В начале 2020 года сообщалось о «все более частых» случаях противостояния между американским и российским персоналом. на шоссе 24 на северо-востоке Сирии. 27 марта CJTF-OIR сообщила, что российские наземные и воздушные налеты на районы операций США в Сирии продолжали происходить на регулярной основе. Американские войска также могут столкнуться с угрозами со стороны остатков «Исламского государства». В 2020 году вооруженные беспилотные летательные аппараты группы, нацеленные на американский военный персонал, работали вблизи сирийских нефтяных месторождений; военные чиновники заявили, что эти атаки в марте 2020 года были проведены «Исламским государством» с использованием модифицированных коммерчески доступных дронов.

Законодательная основа действий США в Сирии

Закон «О гражданской защите Сирии Цезаря» 2019 года

NDAA FY2020 также включает в себя Закон «О гражданской защите Сирии Цезаря 2019 года» (название LXXIV). Статья 7411 закона требует от министра финансов принять решение в течение 180 дней с момента вступления в силу решения о том, является ли Центральный банк Сирии финансовым учреждением, который занимается отмыванием денег. Если это подтвердится, то секретарь должен будет наложить одно или несколько специальных мер, описанных в разделе 5318A (b) раздела 31 Кодекса Соединенных Штатов Америки. Статья 7412 предписывает президенту вводить санкции в отношении любого иностранного лица, которое президент определяет как лицо, сознательно оказывающий значительную финансовую, материальную или технологическую поддержку правительству Сирии или иностранному лицу, действующему в военном качестве на территории Сирии от имени правительства Сирии, России или Ирана. Он также дает право на санкции в отношении иностранных лиц, которые сознательно продают или предоставляют (1) товары, услуги, технологии или информацию и тем самым значительно способствует поддержанию или расширению правительством Сирии внутреннего производства природного газа, нефти или нефтепродуктов; (2) воздушные суда или запасные части воздушных судов, используемые для военных целей в Сирии в районах, контролируемых сирийским правительством или связанными с ним силами; (3) значительные строительные или инженерные услуги правительству Сирии. Статья 7413 требует от президента определить районы Сирии, контролируемые правительствами Сирии, Ирана и России, а также представить стратегию сдерживания иностранных лиц от вступления в контракты, связанные с реконструкцией в этих районах. Законопроект включает в себя несколько приостановлений и отказов в рамка полномочия президента, в том числе для неправительственных организаций, обеспечивающих гуманитарную помощь. Срок действия его положений истекает через пять лет после даты вступления в силу.

Дальнейший Сводный Закон Об Ассигнованиях, 2020 Год (П. Л. 116-94). Закон «Об ассигнованиях на государственные и иностранные операции в 2020 финансовом году» (раздел G содержит несколько положений, связанных с Сирией).

Раздел 7033 (c) предоставляет средства ESF, несмотря на любые другие положения закона о помощи этническим и религиозным меньшинствам в Ираке и Сирии.

Раздел 7035 (а) предоставляет средства Партнерского фонда (CTPF) для реализации программ в районах, освобожденных от «Исламского государства».

Раздел 7041 (i) составляет не менее 40 млн долларов в фондах ESF, INCLE и PKO для оказания стабилизационной помощи Сирии, из них не менее 7 млн долларов должны быть доступны для экстренного медицинского и спасательного реагирования, а также расследование фактов применения химического оружия. Эти средства не могут быть использованы для осуществления деятельности лиц, которые поддерживают Иран или иранских доверенных лиц, или которые способствуют достижению стратегических целей Ирана. Они также не могут быть использованы в районах Сирии, контролируемых Асадом или связанными с ним силами, в том числе и российскими военными.

В разделе 7065 (а) говорится, что не менее 200 млн долл. США, выделенных в соответствии с некоторыми программами  должны быть доступны для снятия и направления в Фонд восстановления для оказания помощи районам, освобожденным или находящимся под угрозой установления контроля со стороны ИГ, другими террористическими организациями или насильственными экстремистскими организациями, в том числе и для оказания помощи в стабилизации уязвимых общин этнических и религиозных меньшинств, затронутых конфликтом. В этом разделе также говорится, что из средств, выделенных на оказание чрезвычайной помощи и Фонда восстановления, не менее 10 млн долл. США должны быть предоставлены для программ, направленных на содействие привлечения к ответственности за геноцид, преступления против человечности и военные преступления, в том числе в Ираке и Сирии. Этот новый фонд заменит помощь в рамках восстановления, применяемое в предыдущих актах об ассигнованиях.

Закон «О Консолидированных Ассигнованиях, 2020 год» (P. L.  116-93);

Закон «Об ассигнованиях Министерства обороны, 2020 год» (раздел консолидированного бюджета США).

Закон об ассигнованиях, 2020, P. L. 116-93 (представляет 1,195 млрд долларов в борьбе с ИГ для поставок оборудования).

Фонд (CTEF) для борьбы с «Исламским государством» во всем мире, в том числе для обеспечения подготовки кадров, поставок оборудования, материально-технического обеспечения, ремонт инфраструктуры и обеспечение жизнедеятельности стран или иррегулярных сил, которые заняты в контрразведывательной деятельности. В законе не указана конкретная сумма для Сирии, но сопроводительное пояснительное заявление выделяет 200 млн долларов на сирийские программы, на 100 млн меньше, чем просьба администрации. Статья 9019 гласит, что закон не предусматривает выделение никаких средств, которые могут использоваться для «введения военных действий Вооруженными силами Соединенных Штатов в Сирии».

В связи с тем, что сирийские курдские силы тесно сотрудничали с Соединенными Штатами, чтобы обеспечить территориальное поражение ИГ,  в Конгресс США были внесены три законопроекта, каждый из которых устанавливал специальную иммиграционную визу (SIV) для тех сирийцев, которые работали с американскими вооруженными силами или правительством США. Эти программы обеспечат новый путь в рамках иммиграционной системы США для имеющих на это право лиц в рамках рассмотрения вопроса их въезда в Соединенные Штаты. Хотя конкретные критерии в этих трех предлагаемых программ SIV отличаются друг от друга, все три потребуют от заявителей получения благоприятной рекомендации относительно их работы с правительством США, что подразумевает разрешение на проверку биографии и безопасности кандидата. Все три программы будут подлежать ежегодному числовому учету в рамках ограничений, которые будут применяться к основным заявителям, но не к их сопровождающим супругам или детям.

Закон «О защите сирийских союзников» (S. 2625).

Внесенный сенатором Уорнером законопроект разрешает министру внутренней безопасности предоставить специальный статус иммигранта сирийскому гражданину, который работал непосредственно с американскими вооруженными силами в качестве переводчика или в другой роли, считавшейся «жизненно важной для успеха военной миссии Соединенных Штатов в Сирии», что должен определить госсекретарь США. Раздел V законопроекта, известный как «Глобальный закон о хрупкости 2019 года»”, устанавливает новый фонд для такой категории лиц под названием «Превентивный и стабилизационный фонд» на сумму 200 млн долл. Заявителям на получение помощи от него необходимо будет получить письменную рекомендацию от американского генерала или старшего офицера. Эта программа SIV будет ограничена 250 основными заявителями в каждый финансовый год.

Закон «О защите партнеров» (H. R. 4873), внесенный конгрессменом Кроу, будет уполномочивать министра внутренней безопасности предоставить сирийцу специальный статус иммигранта, гражданина или лица без гражданства, обычно проживающего в Сирии и работавшего на США «в качестве переводчика,  аналитика разведки или в другом чувствительном и доверенном месте» за совокупный период не менее одного года после января 2014 года. Это индивидуальное «служение усилиям Соединенных Штатов против ИГ» должно быть задокументировано в положительной рекомендации или оценке. Эта программа SIV, которая является временной и будет ограничена 4000 основными заявителями в год в течение пяти финансовых лет. Согласно закону «Содействие американской национальной безопасности и предотвращение возрождения ИГ»( акт 2019 года, раздел 203 статьи 2641) сенатский комитет по международным отношениям будет уполномочивать министра внутренней безопасности предоставить специальный статус иммигранта сирийцу или курду без гражданства, обычно проживающего в Сирии, который работает или был нанят США или от их имени и «играл жизненно важную роль в успехе миссии Соединенных Штатов по борьбе с ИГ в Афганистане и Сирии», как это определено госсекретарем в консультации с министром обороны. Это физическое лицо должно было быть трудоустроено в течение не менее одного года после января 2014 года и иметь благоприятную письменную рекомендацию от своего старшего руководителя. Кроме того, заявитель должен был «испытывать постоянную серьезную угрозу» во время работы на правительство Соединенных Штатов. Эта программа будет ограничена 400 основными заявителями в финансовый год.

Все эти сирийские программы SIV, предложенные этими законопроектами, как правило, смоделированы на основе существующих временных программ SIV для иракцев и афганцев, которые работали на США или от их имени, хотя есть и некоторые ключевые отличия. Например, как иракские, так и афганские программы SIV, подразумевают наличие рекомендации или оценки (свидетельствующая о ценной услуге), которые должны сопровождаться утверждением соответствующего начальника отдела его миссии. Сирийские законопроекты SIV не потребуют от заявителей получения одобрения главы миссии, хотя S. 2641 предусматривает, чтобы рекомендация заявителя была одобрена старшим специалистом или сотрудником дипломатической службы, назначенного государственным секретарем. S. 2641 также является единственным из трех законопроектов, требующие от заявителя показать, что он пережил или переживает кризис в рамках серьезной угрозы его жизни в результате своей занятости со стороны правительства США; это требование не включено в иракские и афганские программы SIV. Кроме того, все три сирийских законопроекта SIV включают положения, которые не имеют аналогов в рамках иракской и афганской программ, которые предусматривали бы защиту или переселение заявителей в силу непосредственной опасности для их жизни или безопасности.

Турецкое вторжение в Северную Сирию

9 октября 2019 года турецкие военные (и союзные им сирийские оппозиционные группировки) вошли на северо-восток страны в рамках нейтрализации влияния курдских «Сил народной самообороны» (СНС/YPG). Эта операция последовала за звонком президента Дональда Трампа президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану. После телефонного звонка президент Трамп приказал отвести американские войска из района предполагаемого турецкого вторжения. «Зеленые береты», расположенные вдоль первоначальной «оси продвижения» Турции, были выведены до начала операции. Турецкая операция вызвала обвинения среди многих членов Конгресса в том, что администрация предложила молчаливый «зеленый свет» турецкой операции, что категорически отрицается официальными лицами администрации, которые описывают решение США о выводе войск как прежде всего «“вопрос безопасности персонала»”. Отдельно Турция и Россия вели переговоры о создании зоны безопасностик востоку и западу от района турецкой зоны, откуда также ожидался вывод сил курдов на глубину 30 км от границы. Эти последние районы патрулируются смесью турецких, российских и сирийских войск. После турецкой операции американские войска были выведены с форпостов на севере Сирии (в том числе Манбиджа и Айн Исса); сирийские и российские войска двинулись вперед, «чтобы заполнить пустоту, созданную уходом американских войск». Госдепартамент также перевел свой персонал группы содействия переходному процессу в Сирии за пределы страны. В тот же период СДС удвоили свои усилия в рамках налаживания диалога с правительством Асада и достижения договоренности о координации в некоторых областях. В марте чиновники Минобороны сообщили, что обстановка в турецком районе вторжения (также известный как оперативный район) «стабилизировался на данный момент». Однако, как сообщается, в Турцию перебрались сотни людей из контролируемых турками районов западной Сирии (известны неофициально, как район «Щит Евфрата») и из вновь района ОПС в Центральной Сирии. Эти шаги вызвали вопросы в отношении того, будет ли разрешено вернуться всем жителям района этих операций, и будет ли демография этого района постоянно изменяться. В июне 2020 года официальные лица СЕНТКОМ заявили, что американские учебные усилия находятся на «коронавирусной паузе», и «“личный состав ожидает политического решения относительно будущего американских войск в стране».

62.73MB | MySQL:102 | 0,607sec