Диалог США и Ирака как фактор обеспечения безопасности Израиля в регионе

На фоне региональных событий на различных уровнях в Израиле высказываются предположения относительно перспектив трансформации расстановки сил на Большом Ближнем Востоке не в пользу Ирана. Сначала поводом для такого рода рассуждений явилась ликвидация в начале января текущего года генерала КСИР К.Сулеймани, с исчезновением которого связывалось сдерживание иранской активности в Сирии. Взрыв в порту Бейрута, спровоцировавший всплеск протестов в Ливане, направленных в том числе против «Хизбаллы», дает основания предполагать, что существует возможность изменений на ливанском треке, где Тегерану сложно оказывать практическую финансовую помощь Бейруту ввиду санкций, а потому, есть шанс, что внешние доноры смогут обеспечить определенное ослабление Ирана и здесь.

События, имеющие непосредственное отношение к интересам Израиля, разворачиваются между Ираком и Соединенными Штатами. В начале лета в формате видеоконференции стартовал стратегический диалог сторон, основанный на рамочном соглашении 2008 г. В совместном заявлении по итогам переговоров была отмечена особая важность энергетической и экономической проблематики, осложнившейся в свете COVID-19 и кризиса на нефтяном рынке. Помимо этого, представители Ирака и США договорились оказывать друг другу содействие в обеспечении безопасности, а Вашингтон обещал поддержку в процессе проведения политических преобразований и «фундаментальных экономических реформ», как отмечается в пресс-релизе, распространенном американской администрацией. На днях стало известно о планах президента Соединенных Штатов Д.Трампа лично принять премьер-министра Ирака М.аль-Казыми, исполняющего обязанности с апреля с.г. В повестке дня предполагаемой встречи значатся те же пункты, что обсуждались в удаленном режиме в июне.

В этой связи эксперт Jerusalem Institute for Strategy and Security Л.Берман в своем недавнем обзоре, посвященном американо-иракскому диалогу, отмечает, что в нем кроется заметная польза  для безопасности самого Израиля, поскольку в текущих условиях для Иерусалима гораздо более предпочтителен стабильный Ирак, опирающийся на поддержку США, нежели хаос, позволяющий продолжать укрепляться Ирану[i]. Аналитик весьма стандартно описывает основные риски, определяющие уязвимость Израиля в связи с Ираком. Сюда Л.Берман относит использование иракской территории для переброски ракет из Ирана в Сирию, что является звеном в цепочке мероприятий по перевооружению «Хизбаллы», а также для нанесения непосредственных ударов по Израилю. При этом возможности для ослабления агрессии в отношении себя на иракском направлении для израильтян заметно более ограничены по тем же географическим причинам, если сравнивать их с Ливаном или Сирией. Наконец, производной от этого, как отмечает эксперт, является сдерживание возможностей для полетов израильской авиации в регионе, что создаст препятствия для проведения операций и сбора разведывательной информации.

Примечателен, скорее, вывод Л.Бермана. Он утверждает, что ключ к развитию событий по нужному сценарию заключается в правильности действий США и премьер-министра Ирака, где первые должны сохранить влияние, а второй – обеспечить себе политическое выживание и внутреннюю поддержку. Самому Израилю, с точки зрения аналитика, целесообразнее не вмешиваться в процесс напрямую. Объясняется это вскользь тем, что у Иерусалима нет достаточных рычагов воздействия на происходящее. Впрочем, справедливости ради, стоит вспомнить рекомендации, которые на экспертном уровне правительству Б.Нетаньяху давали в связи с борьбой за независимость иракских курдов. Тогда главе правительства намекали, что открытая активность Израиля на данном направлении лишь дискредитирует происходящее в глазах многих региональных центров силы, создавая уверенность в том, что за проектом независимости стоит Иерусалим, пытающийся таким образом искусственно создать для себя регионального союзника.

Следует обратить внимание на еще один аналитический материал, опубликованный экспертом Jerusalem Center for Public Affairs Й.Бен-Менахемом[ii]. В нем автор освещает результаты завершившегося визита М.аль-Казыми в Иран, приходя к выводу о его отрицательных итогах для иракской стороны. В обзоре подчеркивается, что стратегия ИРИ на этом направлении заключается в том, чтобы убедить Ирак, что источник хаоса – это США. При этом эксперт отдельно отмечает, что иранская сторона не отказалась от идеи отомстить за ликвидацию К.Сулеймани. При этом стоит отметить явное расхождение в позициях двух экспертов. Так, если Л.Берман считает, что Ирану нужен слабый Ирак, позволяющий пользоваться этой особенностью для противодействия Израилю и США, то по мнению Й.Бен-Менахема посыл ИРИ заключается в том, чтобы убедить Ирак, что Тегеран выступает за его стабилизацию и укрепление, а также готов не вмешиваться во внутренние дела, свидетельством чего должна стать поддержка правительства  М.аль-Казыми.

В целом, основной мыслью, объединяющей комментарии двух названных экспертов, является, то, что, как стабильность Ирака, так и вытекающие из этого гарантии израильской безопасности, зависят от того, какова в конечном итоге будет судьба проиранских формирований там. Как указывает Й.Бен-Менахем, сам нынешний премьер-министр заинтересован в разоружении ополченцев, однако для ИРИ они обеспечивают поддержание обстановки, дающей основания для борьбы против США. Л.Берман,  в свою очередь, смешает акцент на необходимость формирования собственных сил безопасности Ирака, способных в будущем действовать самостоятельно. При этом предоставление технической поддержки со стороны США и сохранение фактического американского военного присутствия в стране оказали бы Ираку необходимое содействие.

Примечательно, что частично решением задачи по обучению иракских сил безопасности занималась Германия. Тем самым, судя по сделанным экспертами выводам, способствуя, в том числе воплощению израильских интересов. Однако атаки на военные базы, неопределенность иракских позиций по вопросу иностранного военного присутствия на своей территории, а также распространение коронавируса привели к замораживанию данной части активности бундесвера. Дополнительной сложностью на этом треке в будущем может оказаться назначение новым послом США в Берлине Д.Макгрегора, склоненного разделять скептицизм Д.Трампа относительно оборонной политики ФРГ. Кроме того, ранее, говоря об американском присутствии в Ираке, он высказывал идеи, что борьба с проиранскими ополченцами в реальности может оказаться и ловушкой для Соединенных Штатов, задуманной для того, чтобы страна окончательно увязла там. Соответственно, при его утверждении в должности, согласование позиций сторон по иракской проблематике в русле, отвечающем потребностям безопасности Израиля, будет дополнительно затруднено.

[i] Berman L. The U.S.-Iraq Strategic Dialog and Israel’s Security // Jerusalem Institute for Strategy and Security. 05.08.2020. URL: jiss.org.il/en/berman-us-raq-strategic-dialogue-and-israels-security/

[ii] מנחם-ןב יוני

כישלון לרה”מ עיראק בביקורו באיראן

URL: https://jcpa.org.il/article/כישלון-לרהמ-עיראק-בביקורו-באיראן/

52.26MB | MySQL:103 | 0,488sec