Анализ Исследовательской службой Конгресса США развития ситуации в Сирии. Часть 2

«Исламское государство»: постоянные угрозы

В марте 2019 года «Исламское государство» потеряло свой последний территориальный оплот в Сирии, в результате  коалиционных операций в партнерстве с СДС. В октябре 2019 года в результате авиаудара США погиб лидер ИГ  Абу Бакр аль-Багдади. Тем не менее американские военные чиновники предупреждают, что группировка не была полностью ликвидирована, и что она продолжает представлять значительную угрозу для местной и региональной стабильности. В январе 2020 года американские официальные лица подсчитали, что ИГ сохранило около 14 000-18 000 боевиков, действующих между Сирией и Ираком, что аналогично оценкам, представленным в середине 2019 года. Спустя год после того, как ИГ  потеряло свой последний территориальный оплот в Сирии, американские военные чиновники заявили, что группа продолжала поддерживать боевые действия на низком уровне, проводя в основном локальные операции с применением стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств (СВУ) против СДС. Совместная объединенная оперативная группа — Операция «Непоколебимая решительность» (CJTF-OIR) сообщила, что «смерть аль-Багдади не привела к какой-либо деградации ИГ, и оно сохраняет неповрежденную структуру командования и управления, а также присутствие в сельских районах районов операций коалиции в Сирии». В июле 2020 года командующий CENTCOM генерал Маккензи заявил: “Долгосрочное будущее ИГ, особенно в Сирии, будет связано с нашей способностью создавать местные организации безопасности, которые могут предотвратить рост ИГ. Там всегда есть и будет низкоуровневая проблема ИГ. Я думаю, что это будет эндемично. Но мы хотим обеспечить, чтобы местные организации безопасности были созданы, ответные меры будут носить локальный характер и не потребуют внешней помощи». Вторжение Турции в октябре 2019 года в удерживаемые курдами районы Северной Сирии временно сорвало совместные операции с СДС против ИГ. В то время как совместные операции были возобновлены в конце 2019 года, американские военные  в марте 2020 года отметили, что «продолжается напряженность между Турцией и США, которая продолжала отвлекать внимание и ресурсы СДС от борьбы с ИГ». Захват последнего оплота ИГ в Сирии в марте 2019 года привел к капитуляции тысяч бойцов ИГ, а также их супругов и детей. С тех пор СДС содержит под арестом примерно 10 000 боевиков ИГ (включая примерно 2000 иностранных боевиков) в нескольких импровизированных тюрьмах на севере Сирии. Жены и дети бойцов ИГ (некоторые из которых также могут быть радикализированными) содержатся в отдельных лагерях временно перемещенных лиц (ВПЛ). Самый большой из них — Аль-Холь, в котором находится около 66 000 человек, 96% из которых — женщины или дети. Американские военные предполагают, что ИГ продолжает действовать и вербовать людей внутри лагеря. Военные  также описали лагеря для ВПЛ, как «относительно разрешительную оперативную среду» для сторонников ИГ. В СДС заявили, что они не могут взять на себя долгосрочную ответственность за задержанных членов ИГ и их детей, а США настоятельно призывали другие страны репатриировать своих граждан. На сегодняшний день многие страны неохотно делают это, ссылаясь на озабоченность по поводу своей неспособности осуществлять судебное преследование или успешно контролировать этих людей, которые, возможно, были радикализированы. Некоторые страны также лишают этих бойцов и / или членов их семей гражданства. Безопасность объектов жилья сторонников ИГ и членов их семей продолжает вызывать значительное беспокойство. ИГ призвало своих последователей внутри Сирии начать операции по освобождению задержанных, а американские военные оценки отметили, что СДС не в состоянии предоставить больше, чем «минимальную безопасность» в Аль-Холе. Военные  предупредили об опасности «массового прорыва» сторонников ИГ из следственных изоляторов, и описали этих заключенных, как «один из наиболее значительных рисков для общества». В марте 2020 года заключенные ИГ временно захватили контроль над частью тюрьмы в Хасеке; силы СДС сообщили, что они сдерживали восстание, но что несколько десятков заключенных сбежали.

Обеспечение безопасности задержанных: роль США

Министерство обороны заявило, что ВС США не действуют в местах содержания под стражей сторонников  ИГ или внутри них. При этом оборудование для них предоставляется подготовленными в США провинциальными / региональными силами внутренней безопасности (PRISF). Запрос оборонного бюджета на 2021 финансовый год направлен на продолжение поддержки PRISF в рамках его запроса на 200 млн долларов. COUNTER-ISLAMIC STATE OF IRAQ AND SYRIA (ISIS) TRAIN AND EQUIP FUND (CTEF) также финансирует программу обучения и оснащения сил курдов в этом контексте. Различные части запроса оборонного бюджета на 2021 финансовый год могут быть использованы, прямо или косвенно, для поддержки безопасности следственных изоляторов и лагерей для ВПЛ. Запрос включает в себя 15 млн долларов на основные услуги жизнеобеспечения при содержании объектов инфраструктуры. Он также включает средства на выплату стипендий местным силам, ремонт инфраструктуры и обеспечение жизнедеятельности. В 2020 году CJTF-OIR сообщила, что она создала координационную группу по Северо-Восточной Сирии (NESCG) для замены бывшей специальной миссии по поддержке тюрем в Сирии. NESCG, которая не базируется постоянно на территории Сирии, будет заниматься координацией действий с местными и международными партнерами по вопросам содержания задержанных лиц.

Кризис в Идлибе

Северные районы провинции Идлиб — это единственная оставшаяся территория Сирии, все еще находящаяся под контролем вооруженных оппозиционных группировок, которые активно добиваются смещения сирийского президента Башара Асада. Военные группировки, действующие в Идлибе представляют собой остатки вооруженных оппозиционных группировок, а также экстремистские группировки, возникшие в ходе конфликта, некоторые из которых связаны с «Аль-Каидой» и занимаются внешними операциями. Наступление сирийского правительства и связанные с этим боевые действия стимулировали перемещение почти трети населения Сирии в Идлиб между декабрем 2019 и февралем 2020 года, и привели к тому, что американские официальные лица описали как «самое большое внутреннее перемещение людей, которое мы наблюдали за такой короткий промежуток времени в Сирии за всю войну». В то же время продолжающиеся боевые действия в провинции Идлиб в начале 2020 года между оппозиционными группировками (при поддержке Турции) и сирийскими правительственными войсками (при поддержке России и Ирана) привели к гибели десятков турецких военных. Нападения на турецких военных, некоторые из которых, возможно, были проведены Россией или с ее участием, оживили перспективу конфликта в Сирии между двумя крупными державами. 5 марта президент России В.Путин и президент Турции Р.Т.Эрдоган достигли соглашения, чтобы предотвратить дальнейшие столкновения между своими войсками. Соглашение содержит три основных положения: прекращение огня вдоль «линии соприкосновения» в зоне деэскалации в Идлибе, создание коридора безопасности (6 км вглубь к северу и 6 км вглубь к югу от шоссе М4), а также совместное российско-турецкое военное патрулирование вдоль трассы М4 от населенного пункта Транба до Айн-аль-Хав. Официальные лица США в июне 2020 года заявили, что это перемирие держится, несмотря на некоторые «незначительные обоюдные обстрелы». Турция, как сообщается, увеличила свое военное присутствие в Идлибе с момента подписания соглашения и выразила готовность возобновить операции в случае необходимости. Вооруженные силы из пяти стран в настоящее время действуют или поддерживают силы в районе или вокруг него. К ним относятся:

Сирия. Сирийские правительственные силы, действующие в Идлибе, стремились 1) защитить опорные пункты режима в соседней Латакии от нападения базирующихся в Идлибе повстанцев и 2) восстановить контроль над основными магистралями Север-Юг (М5) и Восток-Запад (М4), обе из которых проходят через Идлиб.

Россия. Российские самолеты обеспечили возможность проведения сирийской наземной операции в Идлибе. В некоторых случаях районы, российские военные также были использованы для занятия районов, захваченных у оппозиции, и для сдерживания контрнаступлений оппозиции.

Турция поддерживает двенадцать официальных наблюдательных пунктов в Идлибе или вблизи него, а также многочисленные неофициальные военные посты

Иран. Иранский КСИР поддержал сирийские войска в рамках военных действий в Идлибе.

Соединенные Штаты. США не поддерживают вооруженные силы в Идлибе.

Идлибе действуют различные негосударственные субъекты, в том числе вооруженные оппозиционные группировки, которые могут стать частью программы внешних операций против США или европейских целей. К ним относятся: «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ). ХТШ является группой преемником «Джебхат ан Нусры», которая была создана в конце 2011 года как филиал «Аль-Каиды» в Сирии. В 2019 году ХТШ захватила большую часть провинции Идлиб у других повстанческих группировок, и ею руководит местное правительство в этом районе. Официальные лица США подсчитали, что 7000-10 000 членов ХТШ действуют в Идлибе, в то время как Комитет ООН оценивает, что группа насчитывает 12 000-15 000 бойцов. «Хуррас ад-Дин» (ХД). Также идентифицируется разведывательным сообществом США как связанная с «Аль-Каидой». ХД поддерживает примерно 3500-5000 боевиков в Идлибе, по оценкам ООН—до половины из них иностранные боевики. ХД была описана, как преемник Хорасанской группировки, ячейки «Аль-Каиды», составленный из иностранных оперативников, которые стремились использовать Сирию в качестве стартовой площадки для нападения на Запад, прежде чем быть в значительной степени ослабленной американскими авиаударами. В результате удара американского беспилотника в Идлибе в июне 2020 года погиб лидер ХД Халед аль-Арури. Сирийская национальная армия (СНС). Американские официальные лица описали СНС как «сирийскую оппозиционную силу, борющиеся против режима Асада, которых поддерживают и контролируют турки». Ливанская «Хизбалла». Ливанские боевики  действовали по состоянию на 2020 год в Идлибе. Другие поддерживаемые Ираном ополченцы. Поддерживаемые Ираном боевики различных национальностей, в том числе члены группировки «Зайнабийюн» (пакистанское шиитское ополчение) и бригада «Фатимиюн» (афганское шиитское ополчение). «Исламское государство» Считается, что действует ограниченное число боевиков «Исламского государства» в Идлибе. В результате авиаудара США по Идлибу в октябре 2019 года погиб лидер ИГ Абу Бакр аль-Багдади.

Негосударственные структуры управления

Эта форма управления широко варьируется по всей Сирии, как в пределах, так и за пределами контролируемых правительством районов. В то время как правительство Асада отбило большинство районов, ранее удерживавшихся оппозиционными силами, в ограниченных случаях оно разрешило комитетам местного самоуправления продолжать действовать в отвоеванных районах, отчасти из-за нехватки финансов и рабочей силы. Между тем ряд других групп утверждают, что различные уровни контроля (от фактического до в значительной степени реального) действуют вне контроля правительства в различных районах. К ним относятся:

Автономная администрация Северной и Восточной Сирии (ААNЕS). ААNЕS была создана курдскими властями, связанными с PYD, на северо-востоке Сирии после освобождения этого района от Исламское государства. Территория, находящаяся в ведении ААНЕS (примерно треть территории страны), является самой большой районом Сирии, который остается вне контроля правительства Асада. Основные компоненты включают в себя поддерживаемые США CLC, а также политическое крыло CLC, известное как Сирийский демократический совет. Лидеры AANES заявили, что этот орган не согласован ни с правительством Асада, ни с оппозиционными силами.

Сирийское правительство спасения (SSG), которое было создано в конце 2017 года и тесно связана с ХТШ. SSG управляет большинством районов провинции Идлиб, которые остаются вне контроля сирийского правительства. SSG состоит из самоназначенного числа министров в составе примерно дюжины министерств. Оно предоставляет услуги — такие как коммунальные услуги, но также ввело определенные ограничения для жителей, особенно женщин. ООН заявила, что ХТШ в Идлибе исповедует «систематически навязываемые правила и кодексы поведения гражданским лицам, проживающим в районах, находящихся под его контролем, что в корне противоречит правам человека».

Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил, она же Этилаф или SOС. SOC была создана в 2012 году в Дохе, Катар, в качестве зонтичной группы, охватывающей идеологически разнообразный круг политических групп, выступающих против Асада. В конце 2012 года администрация Обамы признала SOC «законным представителем сирийского народа в оппозиции режиму Асада». Базируясь в Турции, SOC не контролирует территорию внутри Сирии. Группа часто выступала в качестве собеседника с международными субъектами и играет ведущую роль в посреднических мирных переговорах ООН с сирийским правительством. Однако она оказывает незначительное, если вообще какое-либо, влияние на вооруженные группировки, действующие внутри Сирии.

Сирийское временное правительство (SIG). В 2013 году SOC учредила SIG в качестве политического органа, способного принять власть после того, как многие в то время надеялись, как произойдет неминуемое падение режима Асада. Его основатели также пытались (но безуспешно) позиционировать SIG, как гражданскую власть над сирийскими вооруженными группировками через самозваное Министерство обороны этого органа. SIG продолжало действовать даже тогда, когда правительство Асада вернуло себе территорию, и вариант политических перемен стал казаться все более отдаленным. Оно сохраняло свои офисы в Идлибе, пока не был вытеснено после создания правительства подконтрольного ХТШ в 2017 году. С течением времени, SIG стало все больше ассоциироваться с турецким правительством; в настоящее время оно работает в контролируемых Турцией районах провинции Алеппо. В одном докладе этот порядок описывался следующим образом: SIG формально является органом, управляющим районами, захваченными вооруженными группами, финансируемыми и вооруженными Турцией. Зона контроля охватывает районы к северу и к северо-востоку от Алеппо; район «Оливковой ветви» вокруг Африна к северо-западу от Алеппо; и район «Источника мира», который был взят совсем недавно. На практике, однако, именно турки контролируют эти регионы через своих различных доверенных лиц, включая вооруженные группы и гражданских лиц.

Женевский процесс

С 2012 года сирийское правительство и оппозиция участвуют в работе ООН при ее посредничестве. Одобренное Соединенными Штатами Америки и Россией, Женевское коммюнике призывает к созданию переходного управляющего органа, обладающего всей полнотой исполнительной власти. Согласно документу, такое правительство «могло бы включать в себя членов настоящего правительства, а также оппозиционные и иные группы, и формируется на основе взаимного согласия». В документе не обсуждается будущее Башара Асада. Последующие переговоры мало продвинулись вперед, так как обе стороны приняли различные толкования соглашения. Оппозиция заявила, что любое переходное правительство должно исключить Асада. Сирийское правительство же утверждает, что Асад был переизбран (на референдуме) в 2014 году, и отмечает, что Женевское коммюнике прямо не требует от него уйти в отставку. Позиция сирийского правительства заключается в том, что переходное правительство может быть сформировано путем расширения существующего правительства за счет включения в него представителей оппозиции. Асад заявил, что всеобъемлющее решение нынешнего конфликта должно начинаться с «удара по терроризму» (который его правительство определяет в широком смысле с включением в него большинства оппозиционных групп) и при условии прекращения внешнего вмешательства в Сирию.

С кем ведет переговоры сирийское правительство? Сирийская оппозиция разнообразна и раздроблена, а количество конкретных группировок, вовлеченных в переговоры с Асадом, колебалось с течением времени. В настоящее время сирийская оппозиция представлена на переговорах под эгидой ООН Сирийской комиссией по переговорам (СНК). СНК была создана в 2017 году, расширив существующий высокий уровень Комитета по переговорам, который был сформирован в 2015 году под эгидой Саудовской Аравии. Наиболее существенные изменения произошли после включения в СНК политических групп (в частности, «московской платформы» и «каирской платформы»), которые, по мнению некоторых оппозиционеров, связаны с правительством Асада или его внешними покровителями. СНК по-прежнему возглавляет Насер Харири , который также возглавлял Комитет по переговорам. Как и в случае с предыдущей итерацией, СНК не включает в себя представителей курдских сил самообороны, которые контролируют северную треть Сирии. Как сообщается, по просьбе Турции, СНК провел отдельные переговоры с правительством Асада, особенно после вторжения Турции в Северную Сирию в октябре 2019 года. В рамках Женевского процесса резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН (СБ ООН), принятой в 2015 году, была одобрена «дорожная карта» политического урегулирования в Сирии, включая разработку новой Конституции и администрации ООН, которая должна контролировать будущие выборы. Американские официальные лица продолжают подчеркивать, что политическое решение конфликта должно основываться на принципах резолюции 2254 Совета Безопасности ООН. В то время как Соединенные Штаты продолжают призывать к политическому урегулированию конфликта, разведывательное сообщество США с 2018 года оценило, что Асад «вряд ли будет вести переговоры сам с собой или делать значимую уступку оппозиции». Наличие постоянной поддержки со стороны России и Ирана дало сирийскому президенту Башару Асаду мало стимулов для того, чтобы сделать что-то еще, кроме символических уступок оппозиции или формальное присоединение к резолюциям ООН по конституционным вопросам. В октябре 2019 года посол Джеффри засвидетельствовал, что Соединенные Штаты продолжают поддерживать ООН, которая руководила политическими переговорами в Женеве в соответствии с резолюцией СБ ООН 2254. Должностные лица Госдепартамента определили три рычага воздействия, которые Соединенные Штаты и их зарубежные партнеры могли бы использовать для стимулирования режима Асада к принятию политического урегулирования: отказ от помощи в рамках восстановления; блокировка возвращения Сирии в Лигу арабских государств и отказ восстановления дипломатических отношений с Дамаском. Официальные лица Соединенных Штатов неоднократно выражали свое мнение о том, что Женева должна быть единственным форумом для политического урегулирования сирийского конфликта, возможно, отражающего озабоченность в отношении возглавляемой Россией Астанинского процесса. Однако Соединенные Штаты поддержали усилия специального представителя ООН, чтобы поддержать сирийский Конституционный комитет; инициатива, первоначально вытекающая из российской конференции в Сочи в январе 2018 года. В декабре 2018 года норвежский дипломат Гейр Педерсен сменил Стаффана де Мистуру на посту специального посланника ООН по Сирии. В сентябре 2019 года Педерсен объявил об успешном формировании сирийской конституционной комиссии. Педерсен заявил, что комиссия будет создана при содействии Соединенных Штатов Америки.

Астанинский процесс

С января 2017 года в Казахстане проходят мирные переговоры, организованные Россией, Ираном и Турцией. Эти переговоры стали форумом, на котором были определены три «зоны деэскалации», две из которых с тех пор были отбиты сирийскими правительственными силами. Соединенные Штаты не являются участником  переговоров в Астане, но присутствовал в качестве делегации-наблюдателя. Россия играет ведущую роль в Астанинском процессе, который некоторые называют альтернативным  к Женевскому процессу. Соединенные Штаты решительно выступили против перспективы Астаны, которая вытеснила Женеву. После опубликования совместного заявления президента США Д.Трампа и президента России В.Путина 11 ноября 2017 года (в котором оба президента подтвердили, что политическое решение конфликта должно быть выработано в рамках Женевского процесса в соответствии с резолюцией СБ ООН 2254), американские официальные лица заявили, что они начали замечать признаки того, что Москва и Дамск начали процесс отхода от Женевы к формату, которым сирийскому режиму было бы легче манипулировать. В январе 2018 года Россия принимала в Сочи Сирийский народный конгресс, участники которого договорились сформировать Конституционный комитет в составе делегатов от сирийского правительства и оппозиции «для разработки проекта конституционной реформы», в соответствии с резолюцией СБ ООН 2254. Конференция была бойкотирована большинством сирийских оппозиционных группировок и включала в себя в основном делегатов, дружественных правительству Асада. В итоговом заявлении отмечалось, что окончательное соглашение в отношении мандата, правил процедуры и критерий отбора делегатов будут достигнуты в соответствии с рамками Женевского процесса. В состав Конституционного комитета, формирование которого заняло почти два года, входят 150 делегатов—по 50 представителей сирийского правительства и сирийской оппозиции, а также список «средней трети», состоящий из 50 сирийских национальных делегатов, отобранных ООН из числа экспертов в области права, члены гражданского общества, независимые политики и вожди племен. Комитет включает ограниченное число курдов, но не включает представителей от Курдского национального комитета или политических сил самообороны крыла сирийской Партии демократического союза, которые осуществляют управление обширными территориями Северной Сирии. Комитет провел свое первое заседание в Женеве в октябре 2019 года, где он сформировал меньшую группу по разработке Конституции из 45 членов.

62.45MB | MySQL:101 | 0,552sec