Взрыв в порту Бейрута и его уроки для Ирана

Последовавшие за чудовищным взрывом в порту Бейрута демонстрации в Ливане с применением насилия со стороны полиции и армии, поджогами зданий государственных ведомств, царящая в стране уже несколько дней анархия вызывают растущую тревогу у лидеров ИРИ. В Тегеране задумываются над тем, что бушующая в Ливане политическая буря, которая уже привела к падению правительства и уходу в отставку премьер-министра Хасана Диаба,  в состоянии смести с лица земли инфраструктурные объекты, созданные Ираном для укрепления «Хизбаллы», которая уже почти четыре десятилетия финансируется и обеспечивается всем необходимым для функционирования в качестве форпоста исламского режима для противостояния с соседним Израилем. Показательно, что участники многотысячных демонстраций в конце минувшей недели сжигали или подвергали символическому повешению чучела лидера «Хизбаллы» шейха Хасана Насраллы и президента Ливана Мишеля Ауна. В этом факте можно видеть и проявление недовольства, и даже ненависти, вызревавших в последние годы в этой стране против вмешательства Ирана во внутренние дела Ливана. В то время как Насралла и шиитская «Хизбалла» прямо взращены и постоянно и явно подпитываются  лидерами исламского режима и всей мощью государства, Мишель Аун, президент страны, христианин-маронит, рассматривается многими как иранская марионетка, купленная Тегераном и управляемой из иранской столицы. Такое вполне объяснимо: военная мощь и финансовое преуспевание «Хизбаллы» созданы на иранские деньги, вот почему и ливанские марониты полагаются на помощь шиитов, все больше, как считают аналитики, связывая с ними свою судьбу. Наглядным подтверждением такого факты стали в последние месяцы картинки с бейрутских демонстраций, когда вполне по-европейски одетые девушки-христианки выкрикивали лозунги в поддержку «Хизбаллы». Но в эти дни участники демонстраций сжигали чучела названных выше политиков, давая понять, что уходит старая эпоха, и ливанцы хотят положить ей конец.

Израильский политолог-иранист Менаше Амир в своем комментарии в передаче фарсиязычного радио «Пайаме Эсраиль» выразил такую точку зрения, что события в Бейруте могут дать возможность покончить с иранским военным присутствием в Ливане.  Иранские СМИ с беспокойством пишут о том, что планы президента Франции Эммануэля Макрона, направленная на проведение в Ливане назревших реформ, на самом деле направлена на искоренение влияния и присутствия    «Хизбаллы» и вмешательства Ирана в происходящие в Ливане события. Популярное в Иране информационное агентство «Тасним» называет происходящие в Бейруте демонстрации «подозрительными» и пишет: «Какие силы стоят за штурмами правительственных учреждений?». Агентство утверждает, что демонстрации в Бейруте организованы «агентами влияния», цель которых скрыть факты коррупции. Уточним, что агентами влияния иранские правительственные СМИ называют людей, действующих не так, как хотели бы в Иране. Рассуждая над причинами протестных акций в Бейруте и других городах Ливана, иранское правительственное информационное агентство ИРНА привело мнение политолога Сабера Гол-Мохаммади, сказавшего, что демонстрации  отражают  недовольство ливанского народа деятельностью правительства, «однако они, к сожалению, повлекли за собой многочисленные случаи насилия».  Принимая во внимание тот факт, что «Хизбалла» серьезно представлена в нынешнем ливанском правительстве,  народные демонстрации в ливанской столице можно считать протестом против засилья «Хизбаллы» во власти, и это представляет угрозу для иранского режима.  Вызвавший рост напряженности в стране взрыв в морском порту Бейрута, который сравнили с мощью небольшой атомной бомбы, привел в итоге к массовому недовольству населения  максимально возросшей ролью «Хизбаллы» в жизни страны и желанию ее минимизации вплоть до искоренения. На лозунгах бейрутских демонстраций прозвучали ставшие уже привычными в Ливане призывы      рассматривать «Хизбаллу» как иранскую марионетку, беспрекословно выполняющую желания своих хозяев.

Израильский политолог-иранист Менаше Амир в своем комментарии в передаче фарсиязычного радио «Пайаме Эсраиль» написал, что сегодня всем в Ливане понятно, что очень большая часть нынешних бед, случившихся в последние десятилетия,  являются результатом постоянного и с годами лишь углублявшегося вмешательства исламского иранского режима во внутренние дела их родины. В стране есть много людей, считающих, что в том, что произошел невиданной мощности взрыв, принесший колоссальный ущерб стране, есть несомненная вина «Хизбаллы», как бы ни старался Насралла отстраниться от этого.  «Считая своих соотечественников незнающими и легковерными, он утверждает, что деятельность его партии никакого отношения к порту Бейрута не имеет, с юмором заявляя при этом, что он лучше знаком с работой израильского порта Хайфа».  В ливанской столице всем известно, что столичный порт, как и все другие инфраструктурные объекты страны, контролируются «Хизбаллой». Без ее ведома, утверждает М.Амир,  там ничего не происходит. Но известно и то, что именно для «Хизбаллы» были заполнены сверхточными ракетами иранского производства склады ливанского столичного порта и оттуда шейхом Насраллой и его организацией, которую уже и Европа считает террористической, планировались атаки на склады аммиака в Хайфском порту, которые могли бы привести к аналогичным разрушениями важнейшего израильского порта и гибели и ранениями тысяч  гражданских лиц.  Эти планы «Хизбаллы» были реализованы, но, к большому сожалению, они обрели реальность в порту Бейрута, где сосредоточены, как считает М.Амир, важнейшие военно-морские базы шиитской организации. «Кому, как не Насралле, это хорошо известно».

Все разрушения, нанесшие колоссальный ущерб  ливанской экономике, необходимо восстановить в самое ближайшее время. Мировое сообщество уже заявило о своей решимости содействовать этому. А где же Иран?  Сможет ли Иран, создавший для «Хизбаллы» многие инфраструктурные объекты в Ливане, предоставить сейчас необходимые средства? Скорее всего нет, пишет в своем комментарии израильский иранист М.Амир, учитывая довольно плачевное состояние иранской экономики, практически лишенной экспорта главного бюджетообразующего компонента – нефти. В 2006 г., во время Второй ливанской войны, когда отражая атаки «Хизбаллы» против  Израиля, ВВС еврейского государства снесло с лица земли около половины шиитского района ливанской столицы, иранцы пообещали предоставить помощь на полмиллиарда долларов на его восстановление. Увы, и тогда, при более благоприятных для Ирана экономических условиях, до Бейрута дошла лишь часть этих средств. Сейчас основная помощь пойдет из стран ЕС, США и умеренных суннитских режимов, минимизируя роль «Хизбаллы» с ее тегеранским «зонтиком» в послекризисной реконструкции страны. Понимая, что нынешний ливанский кризис, по всей вероятности, будет сопряжен с неминуемой потерей Ираном своих позиций в этой стране, в Тегеране должны отдавать себе отчет и в том, что данное обстоятельство негативно скажется и на участии Ирана в сирийской кампании, которая лишится части шиитских милиций, представленных «Хизбаллой».

Каков же главный урок бейрутской трагедии для Ирана? Израильский аналитик видит его в том, что  взрыв в порту столицы Ливана может стать  началом спасения народа Ливана от удушающих объятий «Хизбаллы» и ее тегеранских хозяев, перманентного иранского вмешательства во внутренние дела не только Ливана, но и всего региона.

62.59MB | MySQL:102 | 0,523sec