О новом расширении экономического влияния Китая в ОАЭ

Пекин продолжает поступательно расширять свое влияние на Ближнем Востоке (БВ) используя нефтегазовый сектор и инфраструктурные проекты. Наглядным примером того, как действуют китайцы в регионе, может служить недавнее соглашение КНР с ADNOC, государственной нефтяной компанией Абу-Даби, одного из семи эмиратов ОАЭ. Отметим, что обстановка в регионе в настоящее время благоприятствует экспансионистской политике Поднебесной. После второй за последние пять лет ценовой войны против американских «сланцевиков», развязанной Эр-Риядом и такой же неудачной, как первая, практически все государственные нефтяные компании БВ и правительства входящих в него стран вынуждены искать способы снизить очень большие дефициты бюджета.

Поскольку цены на нефть растут медленно выбор для этого у ближневосточных государств небольшой: можно продавать государственные активы путем первичных размещений (IPOs) или в виде долей в нефтяных и газовых проектах, что недавно и сделала ADNOC, продав 49% своих газопроводов международным инвесторам за 10 млрд долларов. Можно также продавать те же самые активы компаниям стран, для которых немедленные экономические негативные последствия таких сделок бледнеют в сравнении с долгосрочными геополитическими и финансовыми выгодами. К таким странам и относится Китай.

Известно, что ADNOC объявила о передаче прав собственности на месторождения Нижний Закум, Умм-Шаиф и Наср от существующего холдинга China National Petroleum Corporation (CNPC) «дочке» другой китайской нефтяной компании China National Offshore Oil Corporation (CNOOC) – CNOOC Limited. По данным СМИ КНР, CNOOC покупает 40% акций PetroChina Investment Overseas (Middle East) Ltd (PetroChina), главным пакетом акций которого обладает CNPC, через холдинговую компанию CNOOC Hong Kong Holding Limited (CNOOC HK). После того, как предложение было одобрено Высшим нефтяным советом Абу-Даби (SPC), CNOOC войдет в главный консорциум, разрабатывающий месторождение Нижний Закум и состоящий из индийской нефтяной компании ONGC Videsh (10%), японской INPEX Corporation (10%), китайской CNPC (6%), итальянской Eni (5%) и французской (5%). CNOOC также войдет в консорциум, разрабатывающий месторождения Умм-Шаиф и Наср и состоящий из Total (20%), Eni (10%) и CNPC (6%). При этом ADNOC сохранит 60% акций обоих консорциумов.

Кроме расширения присутствия Китая на Ближнем Востоке при помощи проекта «Один пояс, один путь», сделка с ADNOC стала первой, когда китайская компания участвует в проектах главной нефтяной компании Абу-Даби. Она стала логичным продолжением подписанного 22 июля 2019 года рамочного соглашения между ADNOC и CNOOC «О поисках и развитии новых возможностей для сотрудничества» в нефтяном секторе и в секторе сжиженного газа, которое директор ADNOC Ахмед аль-Джабер назвал «далеко идущим соглашением». При этом следует иметь в виду, что Абу-Даби в составе Объединенных Арабских Эмиратов является одним из главных союзников США в регионе. То есть усиливая свое влияние в Абу-Даби, Пекин одновременно ослабляет влияние в нем Вашингтона, отношения с которым у него в последнее время сильно испортились. О важности, которую придают сделке с ADNOC в Пекине, говорит тот факт, что на ее подписании присутствовал лично Председатель КНР Си Цзиньпин.

О важности соглашения также говорят его масштабы, то, что оно касается не только нефти, но и сжиженного газа, а также то обстоятельство, что ADNOC и CNOOC намерены плотно сотрудничать и в нефтепереработке. Причем, не только на территории Абу-Даби, но и в Китае. В отношении Абу-Даби у Пекина, похоже, далеко идущие планы. Как сообщают СМИ КНР, Китай в ближайшей перспективе намерен вложить в экономику этого арабского эмирата 45 млрд долларов.

В заключении хотелось бы особо отметить следующие аспекты китайско-эмиратского экономического сотрудничества:

  1. Китайские компании также принимают активное участие в строительстве и обслуживании объектов транспортной инфраструктуры региона: железных дорог, аэропортов, морских портов, дорог. Кроме того, в последнее время отмечается китайское участие в сфере телекоммуникаций и других инфраструктурных проектах в ОАЭ.
  2. Председатель КНР Си Цзиньпин неоднократно в своих выступлениях выражал восхищение идеологией и видением шейха Мухаммеда бен Заида, а также отмечал схожесть их взглядов на устойчивое развитие, их совместную приверженность делу поощрения терпимости, использованию мягкой силы и распространению стабильности и мира на Ближнем Востоке и во всем мире. Во время трех предыдущих визитов шейха Мухаммеда бен Заида в Китай было установлено прочное партнерство между государственным сектором обеих стран.
  3. В 2019 г. был проведен экономический, инвестиционный и торговый китайско-эмиратский форум в Пекине во время трехдневного визита в Китай шейха Мухаммеда бен Заида. Это была его четвертая поездка в Пекин, которая отражает взаимную уверенность ОАЭ и Китая в важности их стратегического партнерства и совместных усилий по созданию единого будущего. Встречи шейха Мухаммеда бен Заида и его делегации с руководством Китая были посвящены обсуждению вопросов, представляющих взаимный интерес и являющихся частью 13 основ соглашения о стратегическом партнерстве, которые включают инвестиции, энергетику, промышленность, инфраструктуру, инновационное производство, туризм, образование, космос и взаимное развитие проектов «Пекин Экспо» и «Экспо 2020 Дубай».
52.26MB | MySQL:103 | 0,540sec