Интересы Израиля в Восточном Средиземноморье в свете нарастания противоречий между Грецией и Турцией

В тени сообщений о нормализации отношений Израиля и ОАЭ остался визит в Иерусалим министра иностранных дел Греции Н.Дендиаса, хотя он стал второй поездкой высокопоставленного представителя Афин в Израиль за последние два месяца. Этому предшествовало заявление израильского внешнеполитического ведомства, в котором отмечалось, что страна «выражает полную солидарность с Грецией в том, что касается ее морских зон и права определять границы ее исключительной экономической зоны». А оно,  в свою очередь, последовало за очередным нарушением со стороны Анкары, которая направила в спорный район один геологоразведывательный и несколько военных кораблей.

Дальнейший рост напряженности между Грецией и Турцией привлек внимание внерегиональных игроков, среди которых ЕС и США. Так, президент Франции Э.Макрон, в последнее время уделяющий большое внимание ситуации в Средиземноморье, призвал Турцию отказаться от односторонних действий, помимо прочего, способствующих росту напряженности между странами-участницами НАТО. Афины на различных уровнях предприняли попытки повысить вовлеченность в ситуацию администрации США. В греческой столице вызовы безопасности с акцентом на Турцию обсудили министр обороны Н.Панайотопулос и американский посол Дж.Пайетт. Упоминавшийся выше Н.Дендиас попросил госсекретаря США М.Помпео в ходе их личной встречи в Вене увеличить «зримое или незримое присутствие США в Восточном Средиземноморье, которое способствовало бы деэскалации».

Динамика развития событий в регионе не может позволить Израилю оставаться в стороне, хотя, справедливости ради, стоит вспомнить, что ранее Иерусалим все же стремился занять несколько более сдержанную позицию по данному спору, а информационным фоном для этого служили сообщения о возможном турецко-израильском сближении, выгодном в том числе для развития газовой стратегии Израиля.  Теперь, как уверяет в своем недавнем обзоре вице-президент Jerusalem Institute for Strategy and Security Э.Лерман, наблюдается заметная консолидация участников Газового форума государств Восточного Средиземноморья[i]. Данная тенденция, по мнению эксперта, открыто проявилась в подписании Грецией с Египтом и Италией соглашений о делимитации границ исключительных экономических зон. При этом средиземноморское направление, с его точки зрения, представляет собой лишь один из фронтов противостояния турецкому влиянию, куда также входят конфликт в Ливии, ситуация в Ливане и статус Северного Кипра.

В этой связи  Э.Лерман дает правительству Б.Нетаньяху рекомендацию продолжить действовать в русле последнего заявления о поддержке Греции. В качестве практических шагов он считает целесообразным усилить лоббизм в США как через администрацию и Конгресс, так и американские еврейские организации. При этом Иерусалим, как полагает эксперт, получит от этого возможность снизить риски своей безопасности за счет укрепления позиций Египта, снижения влияния Турции в региональных очагах напряженности, а также будет способствовать продвижению трехсторонних энергетических проектов Израиля, Греции и Кипра, инфраструктуре которых угрожает политика Р.Т.Эрдогана. Обозреватель С.Францман, сотрудничающий в Израиле с несколькими известными изданиями, вписывает в этот контекст и сообщение о нормализации отношений между Иерусалимом и Абу-Даби, отмечая, что у сторон имеется значительное количество пересекающихся интересов, так или иначе, относящихся к Анкаре.

С оценками экспертов в целом можно согласиться, однако необходимо принять во внимание несколько дополнительных факторов. Во-первых, в списке упомянутых интересов лишь вскользь говорится об Иерусалиме, хотя на различных уровнях неоднократно отмечалось усиление турецкого влияния в городе, особенно проявляющееся через культурные центры и популяризацию языка. Иерусалим также без сомнения можно включить в упомянутый перечень общих тем, волнующих региональных игроков, противостоящих Анкаре. Вписывается сюда и нормализации с ОАЭ, за которой, как предполагают некоторые, может последовать аналогичный шаг Саудовской Аравии. При этом ранее публиковались сведения о саудовско-израильских переговорах под патронажем США, направленных на включение КСА в Вакф с тем, чтобы Эр-Рияд противостоял претензиям Анкары на статус защитника мусульманских святынь.

Также стоит обратить внимание на сообщения, касающиеся визита Н.Дендиаса. Израильские обозреватели отмечают, что само правительство Б.Нетаньяху стремилось к тому, чтобы на передний план выдвинуть тему авиасообщения и туризма, пострадавших от пандемии, а не противостояние турецкой активности. Афины со своей стороны ставили перед поездкой главы МИД задачу аккумулирования наибольшей поддержки в конфликте с Р.Т.Эрдоганом. При этом от Израиля ожидали как демонстрации собственной четкой позиции, так и использование каналов коммуникации с администрацией Д.Трампа. Не случайно визит Н.Дендиаса в Иерусалим предшествовал переговорам греческого министра иностранных дел с М.Помпео.

Таким образом, Израиль все же не стремится к существенному повышению своей вовлеченности в напряженность в Восточном Средиземноморье, несмотря на то, что это напрямую затрагивает интересы страны, а отношения Иерусалима и Анкары далеки от идеальных. Объясняется это различными группами причин. С одной стороны, как и многое сегодня, диалог правительства Б.Нетаньяху с контрпартнерами из Греции ориентирован на то, чтобы максимально продемонстрировать успех, что важно с точки зрения популярности у электората. С другой стороны, никуда не исчезли факторы, оказывавшие воздействие на ситуацию на этом треке до политического кризиса. Сюда можно отнести существующий в Европе скептицизм в отношении финансирования проекта подводного газопровода EastMed, который может создать препятствия для его реализации, независимо от того, что Иерусалим, Афины и Никосия делают на него ставку. Не заинтересован Израиль и в том, чтобы за счет ситуации в Средиземноморье оказаться вовлеченным в другие региональные противостояния.

[i] Lerman E. Unequivocal Diplomatic support for the EEZ Agreement between Greece and Egypt // The Jerusalem Institute for Strategy and Security. 13.08.2020. URL: jiss.org.il/en/lerman-inequivocal-diplomatic-support-for-eez-agreement/

52.53MB | MySQL:103 | 0,470sec