Израильские эксперты о развитии ситуации и политике России в Ливане. Часть 2

Россия демонстрирует все большую вовлеченность в дела Ливана, одной из первых предоставив значительную помощь после взрыва в порту Бейрута. По мнению Мики Ахаронсон[i] из Иерусалимского института стратегии и безопасности (Jerusalem Institute for Strategy and Security, JISS) правого «ястребиного» аналитического центра, занимающегося вопросами безопасности Израиля, если присутствие Москвы в Ливане расширится и получит военное измерение, это создаст трудности для свободы действий Израиля, отчасти из-за сотрудничества России с «Хизбаллой»[ii].

После разрушительного взрыва в порту Бейрута Россия одна из первых немедленно отправила пять самолетов с медицинским оборудованием и экипажами для создания полевого госпиталя. По словам М.Ахаронсон, «это является продолжением нарастающей тенденции усиления российского присутствия в Ливане». Пока международный дискурс о роли России на Ближнем Востоке затрагивает в основном участие Москвы в конфликтных точках, таких как Сирия и Ливия. Однако, отмечает израильский эксперт, «серьезный интерес России к Ливану и Восточному Средиземноморью в рамках растущей конкуренции со стороны Франции, Турции и Ирана (в то время как США уменьшают свою вовлеченность) отражается в ее попытках усилить свое присутствие в регионе, как в гражданской, так и в военной сфере». Действия России в отношении Ливана являются проявлением ее комплексных интересов на глобальном и региональном уровне, а также способов, с помощью которых Москва продвигает свои интересы. Этот вопрос волнует эксперта JISS с целью принятия израильским руководством адекватной политики в отношении Ливана.

По мнению М.Ахаронсон, как и на многих других аренах, в Ливане политика Москвы ведется в рамках противостояния с США по принципу «игры с нулевой суммой». Эксперт приводит пример: через несколько дней после того, как госсекретарь США Майк Помпео посетил Бейрут, в ходе которого он предупредил о намерениях «Хизбаллы», президент Ливана Мишель Аун был приглашен в Москву 25 марта 2019 года для переговоров с президентом В.Путиным. В интервью Аун тогда сказал, что «планирует во время визита обсудить вопросы, связанные с последствиями войн на Ближнем Востоке, проблемы христиан, вопрос Иерусалима и Израиля»[iii].

М.Ахаронсон пишет о том, что на встрече в Москве речь шла о сирийских беженцах в Ливане и укреплении военных и экономических связей. По ее оценке, столь скорое приглашение в Москву не случайно. Для понимания смысла российских шагов в отношении Ливана она предлагает рассмотреть политику России в регионе и на международной арене. Израильский эксперт полагает, что российское руководство исходит из того, что Вашингтон стремится уменьшить свое участие повсюду, и только отсутствие Америки позволит Москве расширить свои возможности. В Москве, по ее словам, осознают неполноценность России во всех областях в отношении США. Поэтому все, что русские могут себе позволить – воспользоваться возможностью в тех местах, где американцы по своим собственным причинам сокращают свое присутствие. Поведение России в отношении Ливана она приводит в качестве подтверждения.

Когда Соединенные Штаты объявили в 2019 году о приостановке военной помощи Ливану (что было отменено через несколько месяцев) в рамках тенденции сворачивания своего присутствия на Ближнем Востоке, Россия увидела в этом возможность. До этого, отмечает эксперт JISS, Ливан отвергал неоднократные попытки России расширить с ним военно-техническое сотрудничество. Военный бюджет Ливана в 2018 году составлял около 2,5 млрд долларов, а США были его основным поставщиком оружия. По ее словам, помимо желания втиснуться в то место, откуда уходят Соединенные Штаты, чтобы утвердить свой статус глобальной державы, Россия очень заинтересована в увеличении доли российской оборонной промышленности на мировом рынке вооружений. Это связано с желанием вернуть клиентов, потерянных с распадом СССР. Она также подчеркивает, что ВПК на втором месте по значимости для российского бюджета (после энергетического сектора), а также является основой, обеспечивающей внутреннюю поддержку Кремлю, что важно для президента В.Путина.

По мнению эксперта JISS, интерес России к Ливану, стране с 6-миллионным населением, обусловлен главным образом ее географическим положением на берегу Средиземного моря. Присутствие России в Ливане, граничащей с Сирией, позволит и дальше поддерживать режим президента Башара Асада, который подвергается санкциям со стороны Запада. К тому же, пишет она, часть поставок нефти из России, официальным пунктом назначения которых был Ливан, в конечном итоге достигала Сирии (регистрация пункта назначения в Ливане позволяет российским энергетическим компаниям избежать санкций США, введенных в отношении тех, кто продает нефть Сирии).

М.Ахаронсон, впрочем как и другие израильские эксперты, полагает, что в Ливане Россия действует в соответствии с «доктриной Герасимова», суть которой заключается в том, что помимо военной силы и до ее применения для достижения стратегических целей необходимо использовать любые другие средства, в том числе экономические, культурные, психологические и дипломатические. Поэтому Россия не торопится с военным вмешательством в Ливан и регион в целом.

М.Ахаронсон разбирает действие «доктрины Герасимова» применительно к Ливану. Так, в культурном аспекте доктрины в 2018 году Россия создала в Ливане русские культурные центры, границы действий которых, по ее словам, неясны (к тому же такие центры по всему миру обвиняются в разведывательной деятельности). Отмечается, что тысячи ливанских студентов получили образование в СССР или России, а некоторые в настоящее время занимают руководящие должности в государственной системе Ливана (посол Ливана в России, глава правительственного комитета по развитию Южного Ливана и другие лица).

Что касается религии, израильский эксперт пишет о том, что Россия укрепляет связи с христианами, особенно с православной церковью Ливана, прихожане которой составляют около десяти процентов населения страны. Москва также работает над установлением отношений с маронитским христианским населением, лидеры которого признают власть Ватикана. В апреле 2018 года в интервью Vatican News маронитский патриарх Бешар Бутрос Раи открыто поддержал режим Асада в Сирии и выступил против попыток, в терминологии Москвы, насаждать демократию посредством «арабской весны».

В последнее десятилетие Россия также активизировала деятельность Императорского православного палестинского общества (ИППО) в Ливане, которое включает десятки христианско-православных школ и владеет недвижимостью по всему Ближнем Востоке (в том числе в Израиле). Делегация ИППО, встретившаяся с президентом Ливана Ауном в 2017 году, проинформировала его о создании представительства для управления делами организации в Ливане. По словам М.Ахаронсон, «это, казалось бы, неправительственное общество, старейшее в России (создано в 1882 году), но его связи с российским правительством очевидны, и оно работает с благословения Кремля для распространения русско-православной культуры на Ближнем Востоке и содействия межконфессиональному взаимопониманию в регионе».

Отмечается, что членами руководства общества являются действующие и бывшие высокопоставленные члены правительства России, такие как председатель ИППО Сергей Степашин, экс-глава Счетной палаты и бывший премьер-министр России (почему-то эксперт не упомянула тот факт, что он являлся также директором ФСБ и министром внутренних дел – авт.), а также заместитель министра иностранных дел РФ и спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку  Михаил Богданов. «Высокопоставленные официальные лица российского правительства, включая самого президента В.Путина и министра иностранных дел Сергея Лаврова, публично поддерживают деятельность ИППО, которое, по сути, является инструментом для решения разнообразных задач», – пишет М.Ахаронсон. Отмечается, что ливанские активисты в ИППО очень влиятельные и имеют связи в Ливане. Например, Роберт Сарсак является членом Ассоциации выпускников школ ИППО и управляет инвестиционным подразделением «Газпромбанка» на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Экономическое измерение отношений между двумя странами на данный момент, пишет М.Ахаронсон, включает два основных момента на энергетическом рынке, которые соответствуют политике России, направленной на установление контроля над запасами энергоресурсов в Средиземноморье (и за его пределами), что может повлиять на поставки энергоресурсов в Европу. В декабре 2018 года российская государственная нефтяная компания «Роснефть» подписала 20-летнее соглашение о строительстве хранилищ в порту Триполи, соглашение, которое имеет не только экономическое, но и военное значение в связи с географической близостью (около 50 км) к российской базе в Тартусе. Такое расстояние позволяет транспортировать энергоносители или товары гражданского назначения в Тартус, откуда они могут быть отправлены в порт Триполи. Из-за взрыва, который полностью разрушил порт Бейрута, меньший по размеру порт Триполи не сможет напрямую принимать объем поставок, который ранее прибывал в Бейрут, но близость к Тартусу позволит облегчить задачу.

Также в 2018 году российская газовая компания «Новатэк» (которая находится под санкциями США с 2014 года) договорилась о 20-процентном партнерстве в морском предприятии по разведке энергоресурсов в Ливане (вместе с итальянской «Эни» и французской «Тоталь»). Этот район (известный как «Блок 9») оспаривает Израиль, претендующий на сектор в экономических водах, в котором расположена часть этого блока. Израильский эксперт полагает, что Ливан стремился задействовать Россию именно для того, чтобы Израилю пришлось подумать, прежде чем приступить к действиям в этом районе, так как они будут означать противостояние с Россией. М.Ахаронсон отмечает, что несколько месяцев назад российский военный корабль начал патрулирование района («Блок 4»), «якобы для защиты зоны разведки газовых месторождений». Она ссылается на сообщения в СМИ, согласно которым, на российском судне, вероятно, находится оборудование для наблюдения за подводными лодками и иностранными судами, особенно на фоне ожиданий добычи небольших объемов газа в этом районе.

Объем гражданской торговли между Россией и Ливаном, особенно в области российского экспорта энергоносителей, за последние годы увеличился вдвое. В 2018 году Россия экспортировала в Ливан на сумму более полумиллиарда долларов (источники энергии в Ливане разнообразны и не зависят от импорта из России), тогда как экспорт из Ливана в Россию в том году составил всего около пяти миллионов долларов.

В условиях, когда серьезной проблемой для Ливана в последнее время является его финансово-экономическое положение и неплатежеспособность, возможность вливать деньги в страну – это наилучший способ воздействия на его руководство. Россия, полагает М.Ахаронсон,  не может в этом помочь Ливану, так как сама испытывает трудности на протяжении многих лет: экономика России зависит от неустойчивого энергетического рынка; введены санкции после крымских событий; Москву обвиняют в причастности к кибервойне и подрывной деятельности в западных странах, к которым недавно добавились разрушительные экономические последствия пандемии коронавируса. В течение многих лет западные страны, особенно Франция и Соединенные Штаты, оказывали Ливану щедрую помощь, чтобы сохранить относительную стабильность в стране и ограничить влияние «Хизбаллы». Франция сейчас предлагает помощь, но выдвигает (расплывчатые) требования проведения политических реформ, в то время как Соединенные Штаты ужесточают санкции против «Хизбаллы» и ее сторонников.

Израильский эксперт отмечает, что в отличие от США или Франции, Россия не оказывает давления на Ливан по вопросам, которые воспринимаются как внутренние, среди которых «Хизбалла» и ее отношение к Израилю, и не оказывает военную помощь. Россия старается расширить «военно-техническое сотрудничество» или, другими словами, продавать российское оружие Ливану, чтобы помочь своей оборонной промышленности, укрепить связи и поставить в зависимость от российской промышленности на долгие годы в плане технического обслуживания, поставок запасных частей и обучения. При этом не исключается возможность того, что Россия снова сделает предложение об обширной военной помощи в обмен на военное присутствие в Ливане.

В 2018 году, когда администрация Дональда Трампа выразила намерение сократить большую часть своей военной помощи Ливану, Россия предложила Бейруту подписать военное соглашение, которое значительно усилило бы присутствие России в регионе. Российское предложение Ливану включало использование ливанских баз и воздушного пространства, обучение ливанской армии российскими экспертами, расширение зоны действия российской ПВО на Ливан и использование ливанских военно-морских портов, сотрудничество в области разведки и беспроцентный займ на миллиард долларов на закупку российского оружия. М.Ахаронсон отмечает, что депутат аль-Мусави – член связанной с «Хизбаллой» фракции «Верность сопротивлению» – публично поддержал и попытался продвинуть заключение соглашения, но ливанское руководство не одобрило его из-за возмущения со стороны Запада и американской оппозиции российской военной помощи ливанской армии. В ноябре 2018 года Россия смогла передать военную технику всего на 5 млн долларов Службе внутренней безопасности при МВД Ливана.

[i] Мики Ахаронсон – эксперт по международным отношениям в Иерусалимском институте стратегии и безопасности. Ранее она работала в Совете национальной безопасности при канцелярии премьер-министра (2006-2014), в том числе в качестве главы отдела внешней политики. В настоящее время занимается исследованиями и читает лекции во многих областях, в том числе: политики России на Ближнем Востоке, иностранной помощи палестинским властям и участия военных в принятии решений, касающихся национальной безопасности. Она получила степень магистра дипломатии в Бирмингемском университете в Соединенном Королевстве и степень бакалавра международных отношений и английской литературы в Еврейском университете Иерусалима. Говорит на пяти языках.

[ii] ?התיכון הים במזרח רוסיה של נוסף למאחז תהפוך לבנון האם // JISS. 19.08.2020 — https://jiss.org.il/he/aharonson-will-lebanon-become-another-russian-outpost/

[iii] Президент Ливана прибыл в Россию с официальным визитом // РИА Новости. 25.03.2020 — https://ria.ru/20190325/1552086891.html

52.28MB | MySQL:103 | 0,509sec