Ситуация в Ливии: /май 2008г./

В мае очередным скандалом «отметился» лидер ливийской революции Муамар Каддафи. Выступая в Триполи на встрече с лидерами профсоюзного движения африканских стран, он обвинил европейские страны в том, что они якобы ответственны за многочисленные случаи гибели нелегальных иммигрантов из африканских стран в их попытках пересечь Средиземное море.

«Европа пытается защищаться /от наплыва иммигрантов/ и она делает все возможное с тем, чтобы воспрепятствовать иммигрантам» добраться до ее берегов, утверждал он, не назвав конкретно стран, которым адресовано это обвинение. Более того, Каддафи в антиевропейской риторике утверждал, что сотрудники различных служб при обнаружении плавательных средств с иммигрантами под предлогом оказания им помощи якобы первым делом пытаются перевернуть эти утлые суденышки. «Эта трагедия стала реальностью — в Средиземном море ведется война против африканцев», — утверждал он.

Согласно итальянским данным, в 2007г. на итальянских берегах задержаны 16,5 тыс. незаконных иммигрантов, отправившихся через Средиземное море с 1770-километрового ливийского побережья. Понятно, что это только верхушка «айсберга».

В настоящее время численность населения Ливии оценивается в 6 млн человек, из которых 1 млн — незаконно находящиеся в стране иммигранты из африканских стран.

20 мая на заявление Каддафи ответил президент Международной лиги против расизма и антисемитизма Патрик Гобер, назвавший его утверждения «провокационными и скандальными». «Эти заявления исходят от специфичного человека, который уже не раз демонстрировал свою безответственность, отвергая многочисленные требования Евросоюза к Ливии эффективно воспрепятствовать отправке с ливийского побережья перегруженных иммигрантами плавающих средств», — утверждал Гобер. Он выразил удивление тем, что ответственные лица Евросоюза не сочли необходимым ответить на эти «клеветнические обвинения. Одновременно француз обвинил Каддафи в «циничном использовании человеческой нищеты».

20 мая состоялся телефонный разговор между премьер-министром России Владимиром Путиным и М.Каддафи. В нем российский премьер пообещал продолжить развитие двустороннего сотрудничества в «гражданской и военно-технической сферах». Как сообщила пресс-служба премьера, в ходе разговора Путин высказал достаточно многозначительную фразу — он «подчеркнул необходимость реализации соглашений, заключенных в ходе недавнего ливийско-российского саммита». Крупнейшее из них стоимостью 2 млрд евро получила компания «Российские железные дороги» /РЖД/ на строительство рельсового пути протяженностью 600 км между Сиртом и Бенгази. Ранее сообщалось, что этот контракт РЖД получили формально в обход ливийского законодательства, предусматривающего проведение в подобных случаях обязательных тендеров. Чем вызваны приведенные выше слова Путина — сказать пока трудно.

28 мая Ливия заявила, что она в принципе согласна с созданием Средиземноморского союза, с идеей о формировании которого выступил президент Франции Николя Саркози, однако при этом указала на существование неких «больших теневых зон» во французском предложении. «Мы были первыми, кто призвал к созданию озера мира в средиземноморском бассейне», — утверждал в Каире координатор ливийско-египетских отношений в МИД Джамахирии Ахмад Кадаф ад-Дам по завершении переговоров с президентом АРЕ Хосни Мубараком. Что касается упомянутых «теней», то ливийский дипломат заявил, что Ливия оставляет за собой право высказаться по ним.

По данным ливийской газеты «Ойа», в конце мая в Лондоне прошли американо-ливийские консультации, касающиеся требований о компенсации со стороны родственников американцев, погибших в результате терактов против самолета американской авиакомпании «Панам» в 1988г. в небе над шотландским городком Локерби /270 погибших/, против самолета французской авиакомпании ЮТА в 1989г. в небе над Нигером /среди погибших значились 7 американцев/ и берлинской дискотеки «Ля Бель» в 1986г., которую любили посещать американские солдаты /3 погибших, 260 раненых/.

С другой стороны, компенсационные требования выдвинули родственники ливийцев, погибших в результате американских авианалетов на Триполи и Бенгази 16 апреля 1986г. Тогда погибли 41 человек, 226 получили ранения.

По данным газеты, в переговорах в британской столице участвовали помощник госсекретаря США по вопросам Ближнего Востока Дэвид Уэлч заместитель главы МИД Ливии по европейским делам Абдельаати Лаабиди. Первый раунд подобных переговоров состоялся в марте с.г. По данным Ойа», ожидается, что по итогам переговоров стороны должны подписать всеобъемлющее соглашение, гарантирующее урегулирование всех компенсационных вопросов и «прекращение любых юридических преследований, инициированных двумя странами, либо их гражданами». Этим же соглашением будет объявлено о создании специального «гуманитарного фонда» с задачей выполнить компенсационные выплаты гражданам двух сторон.

К настоящему времени Ливия уже осуществила часть выплат родственникам жертв терактов против самолета авиакомпании «Панам» и дискотеки. В январе с.г. федеральный судья осудил Ливию на выплату шести млрд долларов родственникам американцев, погибших в результате теракта против самолета авиакомпании ЮТА. Триполи никогда не признавал свою ответственность за совершение этого теракта, в результате которого погибли 170 человек. Но в 2004г. Ливия согласилась выплатить компенсации в размере 170 млн долларов. Напротив, Ливия признала свою ответственность за теракт над Локерби, и ранее подписала соглашение с США и Великобританией о выплате компенсаций в объеме 2,7 млрд долларов, то есть по 10 млн за каждого погибшего. Это соглашение, равно как отказ Триполи от программ по разработке оружия массового поражения, позволило отменить санкции ООН, а также американское эмбарго, что стало первым шагом на пути нормализации отношений между Ливией и западными странами.

Частная газета «Ойа» считается близкой к сыну Муамара Каддафи — Сейф аль-Исламу Каддафи.

В мае «родилось» несколько политико-экономических новостей, касающихся Ливии. 25 мая в Вене было объявлено, что лидер ливийской революции Муамар Каддафи посетит столицу Австрии осенью с.г., когда там будет работать международный форум по экономическому сотрудничеству между Европой и Африкой.

26 мая президент ливийской Национальной нефтяной компании Шукри Ганем заявил, что его страна намерена довести добычу нефти с 1,8 млн баррелей в день в настоящее время до 2 млн к концу текущего года, и до 3 млн — к 2012 году. Таким образом, она к этому времени вернется к уровню добычи, который был до введения антиливийских санкций в 1982г. Он утверждал, что его компания «открыла дверь инвестициям в сфере нефтедобычи на базе двух принципов: полная транспарентность и отсутствие какой-либо дискриминации по национальному признаку нефтяных компаний, будь то они арабские, европейские, азиатские или американские».

28 мая Ливия и Португалия подписали соглашение в области обороны, которое предусматривает, в частности, сотрудничестве в области подготовки кадров и поставки военной техники.

И в завершение — немного об очень интересной истории. В мае в Париже была опубликована книга известного журналиста-историка Анри Вейла «От журналистики до кабинета Эрика Бессона», в которой рассказывается о том, при каких обстоятельствах французские спецслужбы в 1980г. взорвали флагман ВМС Ливии фрегат «Дат Авассари» во время его захода в порт Генуи. Вся эта история началась в 1980г., когда М.Каддафи озаботился экспортом своей революции и финансированием международного терроризма. В этот период Франция всячески пыталась предотвратить усиление позиций Ливии в Чаде. Французские спецслужбы в тот период работали через ливийскую оппозицию. Именно они организовали в августе 1980г. восстание гарнизона в г.Тобрук, которое провалилось. За несколько недель до этого на Мальте взрыв бомбы разрушил офис ливийской авиакомпании, а пожар уничтожил Ливийский институт культуры. Обе эти акции, согласно автору книги, были осуществлены агентами французских спецслужб. Затем они занялись ливийским фрегатом. Подразделение силовых операций под прикрытием компании, базирующейся в Лихтеншейне, сначала купило на Мальте парусное судно. Выйдя в плавание, на острове Эльба оно приняло на борт двух боевых пловцов и груз взрывчатки. В ночь с 28 на 29 октября взрывное устройство было размещено под днищем фрегата. После взрыва фрегат затонул. 31 октября ответственность за совершение теракта взял на себя некий «Мальтийский фронт освобождения».

И еще об одной истории, более близкой по времени. 23 мая в Женеве было объявлено, что три швейцарских инженера, арестованных в октябре 2004г. по обвинению в содействии реализации ливийской атомной программе, имели в момент ареста при себе детальные планы производства атомного взрывного устройства. Как заявил президент Конфедерации Паскаль Кушепин, швейцарские власти уничтожили в ноябре 2007г. эти документы, поскольку хотели «любой ценой избежать их попадания в руки какой-либо террористической организации». По его словам, в этих документах содержалась детальная информация об обогащении урана с использованием газовых центрифуг, а также о системах управления баллистических ракет, которая, по швейцарским данным, была получена от окружения «отца» пакистанской атомной бомбы А. Хана. Ранее последний признал, что передал ядерные технологии странам, желавшим тайно получить доступ к ядерному оружию. Он же в опубликованном 30 мая интервью британской газете «Гардиан» утверждал, что не по собственной воле признал четыре года назад продажу атомных секретов Ирану, Ливии и Северной Корее. «Я сделал это не по моей воле. Их /секреты/ вложили в мои руки», — заявил атомщик, которого сразу после этого признания помиловал президент Пакистана Первез Мушарраф. В настоящий момент Хан находится под домашним арестом на своей вилле в Исламабаде. Как известно, Мушарраф ранее опроверг какую-либо причастность Пакистана к передаче атомных секретов, однако отказался допустить иностранных следователей для допроса Хана.

52.28MB | MySQL:103 | 0,641sec