Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (9-15 июня 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ираке, вокруг ядерной программы Ирана и в Пакистане. Переговоры между Ираком и США с целью заключения долгосрочного соглашения о стратегическом партнерстве столкнулись со значительными трудностями из-за различия в позициях сторон. 14 июня Верховный представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Х. Солана в Тегеране вручил руководству Ирана новый пакет предложений по урегулированию иранской ядерной проблемы. Правительство Пакистана 10 июня сообщило о денонсации соглашения о перемирии, подписанного в мае с. г. с местными сторонниками движения «Талибан».

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики 13 июня заявил, что переговоры с США по соглашению о стратегическом партнерстве «зашли в тупик» из-за посягательств американской стороны на иракский суверенитет. По утверждению аль-Малики, Ирак не может «допустить, чтобы американские военные имели право сажать иракцев в тюрьмы или единолично брать на себя ответственность за борьбу с терроризмом». Кроме того, иракское руководство опасается, что в случае предоставления ВС США постоянных баз на национальной территории, они смогут использовать их для ведения боевых действий против других стран. Этого же опасаются и соседи Ирака, особенно Иран. В Багдаде также отказываются предоставить американским военнослужащим иммунитет от судебного преследования в случае нарушения ими законов страны. Н. аль-Малики указал, что его правительство может потребовать вывода войск США из Ирака в случае, если стороны не заключат новое соглашение, которое должно в полной мере соблюдать суверенные права иракского государства. Как известно, срок действия мандата Совета Безопасности ООН на пребывание в Ираке иностранных войск заканчивается в декабре 2008 г.

Но все же в итоге аль-Малики признал, что в Багдаде нуждаются в сохранении американского военного присутствия в стране. Поэтому, по его словам, переговоры будут продолжены. В Вашингтоне также заявили о продолжении переговорного процесса, который «базируется на фундаментальном принципе иракского суверенитета» и, по мнению американцев, завершиться успешно.

Эксперты считают, что в соглашении о партнерстве заинтересованы как Багдад, так и Вашингтон. Причем в Ираке его ревностными сторонни-ками являются курды, которые видят в сохранении американского военного присутствия одну из главных гарантий сохранения фактической независимости подконтрольных им территорий. Приверженцы нахождения ВС США в Ираке есть и среди суннитских политиков. Последние рассматривают пребывание в стране американских войск в качестве рычага сдерживания шиитов от усиления давления на суннитскую общину. Многие политические деятели в правящей шиитской коалиции также не желают быстрого ухода из Ирака войск США, т. к. отчетливо осознают неспособность иракских армии и полиции в их нынешнем состоянии самостоятельно обеспечивать безопасность в стране, а главное – гарантировать сохранение власти действующего правительства. В тоже время часть шиитских политических и религиозных деятелей выступают за скорейший вывод иностранных войск из страны. В первую очередь, к ним относится влиятельный радикальный лидер имам М. ас-Садр. На минувшей неделе ас-Садр сообщил, что большая часть боевиков подчиненной ему «Армии Махди» должна сложить оружия и «будет оказывать противодействие культурному, социальному и религиозному влиянию Запада» без силовых действий. Вместе с тем, «незначительная» часть боевиков продолжит сражаться, но только против американских оккупационных войск.

Как сообщается, новый международный пакет предложений по урегулированию ядерной проблемы Ирана, переданный руководству этой страны Х. Соланой, содержит предложения об оказании помощи в работе мирной атомной программой, что будет заключаться в привлечении со-временных технологий и поставках ядерного топлива. Не исключается и временное снятие санкций, введенных США против иранских компаний за рубежом. Отказ же иранцев от новых предложений и продолжение ими работ по обогащению урана приведет к тому, что международная «шестерка» (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) пойдет на ужесточение санкций в отношении ИРИ. Так, президенты США Дж. Буш и Франции Н. Саркози заявили, что Иран, обладающий атомным оружием, будет представлять угрозу миру. Исходя из этого, Вашингтон и Париж намерены действовать против Тегерана «единым фронтом». Что касается иранского руководства, то, судя по его заявлениям, оно не намерено прекращать работы по обогащению урана, и будет рассматривать новые международные предложения лишь в случае отсутствия в них требований по приостановке этих работ.

Между тем экономическое положение Ирана продолжает осложняться. Быстрыми темпами растут инфляция и цены, в т. ч. на потребительские товары, что ухудшает положение бедных слоев населения. Одновременно усиливается недовольство иранцев политикой президента М. Ахмадинежада.

Правительство Пакистана объяснило денонсацию соглашения о перемирии со сторонниками талибов в долине Сват на северо-западе страны тем, что боевики «продолжают вооруженные вылазки». США и Афганистан критиковали это соглашение, т. к. считают, что оно способствовало активизации вооруженной и террористической деятельности экстремистского движения «Талибан» на афганской территории (по информации МВД Афганистана, рост числа нападений и терактов составил 60 проц). Президент Афганистана Х. Карзай 15 июня даже заявил о намерении направить войска в приграничные районы Пакистана для борьбы с талибами, что вызывало резкую отповедь Исламабада.

Инцидент, связанный с воздушным ударом, нанесенным войсками США по пакистанскому пограничному посту, в результате чего погибли 11 пакистанских военнослужащих и 8 мирных жителей, привел к осложнению отношений между Исламабадом и Вашингтоном. Пакистан назвал удар «актом агрессии», который угрожает сотрудничеству страны с Западом в борьбе против терроризма. США же считают его оправданным, т. к. американские военнослужащие были вынуждены защищаться, подвергнувшись нападению из района расположения пакистанского поста. При этом госдепартамент США выразил сожаление по поводу гибели пакистанцев.

Правительство Пакистана, принимая во внимание трудное экономическое и финансовое положение страны, решил увеличить военные расходы в 2008/2009 финансовом году на 7,6 проц (в 2007/2008 ф. г. – 10 проц). В долларах США это составит 4,1 млрд.

14 мая в Исламабаде прошел массовый митинг (свыше 40 тыс. чел.), участники которого призвали к отставке президента страны П. Мушарра-фа и преданию его суду. Митинговавшие также потребовали восстановления в своих должностях судей, уволенных Мушаррафом. Митинг был организован Пакистанской мусульманской лигой-Н, во главе с Н. Шарифом.

На прошедшей неделе в Париже прошла конференция стран-доноров Афганистана, в работе которой участвовали 65 государств и 15 международных организаций. Президент Х. Карзай попросил в течение пяти ближайших лет выделить на нужды восстановления его страны средства в размере 50,1 млрд долл. В итоге на период до 2010 г. Афганистану обещано 21,5 млрд долл. Наиболее крупные вложения предполагают сделать США (10,1 млрд долл.), Канада (550 млн долл.), ОАЭ (250 млн долл.), Германия (420 млн евро), Франция (107 млн евро). Эти средства должны, в первую очередь, пойти на усиление афганских армии и полиции, а также развитие инфраструктуры.

По признанию Х. Карзая, Афганистан будет нуждаться в иностранном военном присутствии еще, как минимум, в течение десяти лет, т. к. собственными силами его правительство не в состоянии обеспечить безопасность в стране. В настоящее время армия и полиция Афганистана насчитывают в общей сложности ок. 150 тыс. чел, а численность иностранных войск достигает 60 тыс. чел.

13 июня боевики движения «Талибан» совершили нападение на тюрьму в Кандагаре на юге страны, где содержались свыше 1000 заключенных, в т. ч. ок. 320 талибов. Все они были освобождены.

Сложная обстановка сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. С одной стороны, при посредничестве Египта продолжаются непрямые переговоры о перемирии между Израилем и радикальным палестинским движением ХАМАС. В тоже время палестинские экстремисты из сектора Газа продолжают ракетные и минометные обстрелы приграничных районов Израиля, а израильские ВС наносят удары, в т. ч. воздушные по объектам противника в палестинском анклаве. С обеих сторон имеются человеческие жертвы. 13 июня власти Израиля объявили о планах строительства новой серии жилых домов в восточной части Иерусалима, что вызвало резкий протест палестинской стороны. Госсекретарь США К. Райс, прибывшая 15 июня в регион, после переговоров с главой ПНА М. Аббасом, заявила, что строительство новых израильских поселений оказывает «негативный эффект» на переговоры между израильтянами и палестинцами.

Глава политбюро ХАМАС Х. Машааль 9 июня подтвердил готовность его сторонников начать прямой диалог с движением ФАТХ, который должен проходить без каких-либо предварительных условий и «привести к выработке радикальных средств решения всех проблем на палестинской арене». По заявлению главы ПНА и лидера ФАТХа М. Аббаса, движения ФАТХ и ХАМАС договорились о прекращении взаимных нападок в СМИ.

В столице Ливии Триполи 13 июня прошел арабский мини-саммит, на котором обсуждались вопросы, связанные с идеей президента Франции Н. Саркози о создании Средиземноморского союза и роли Израиля в этом проекте. В его работе участвовали первые лица Алжира, Ливии, Маври-тании, Сирии и Туниса. Король Марокко в Триполи не прибыл, но делегация его страны участвовала в форуме. Египет не был представлен в Триполи, т. к. по официальным заявлениям, график работы президента Х. Мубарака, плотно загружен. Ливийский лидер М. Каддафи назвал предложение о создании союза «оскорблением для арабов и африканцев», подчеркнув, что экономические проекты в рамках этого проекта уже показали свою несостоятельность.

12 июня французский президент Н. Саркози пригласил президента Сирии Б. Асада прибыть в Париж для обсуждения вопросов, связанных с проектом Средиземноморского союза и принять участие 14 июля в праздновании Дня взятии Бастилии – главного национального праздника Франции. В тоже время госдепартамент США заявил о том, что в Вашингтоне «с осторожностью» относятся к планам Парижа по восстановлению связей с Сирией. Однако после визита Дж. Буша в Париж 14 июня, Н. Саркози не отменил свое приглашение Б. Асаду, хотя и выступил с критическими замечаниями о сирийской политике. 15 июня в Дамаск прибыли спецпосланники Н. Саркози, которые имели встречу с Б. Асадом.

Генштаб ВС Турции объявил о создании шести новых зон безопасности в юго-восточной части страны вблизи границ с Ираком и Ираном. Зоны создаются для борьбы с боевиками сепаратистской Курдской рабочей партии и представляют собой закрытые районы, где фактически действует военный режим. Гражданским лицам свободный доступ туда без особого разрешения запрещен.

Обострился пограничный конфликт между Джибути и Эритреей. Подразделения эритрейской армии атаковали джибутийских военных, которые понесли большие потери, и захватили спорный пограничный район. Совет Безопасности ООН предложил обеим сторонам, «особенно Эритрее», прекратить огонь и вернуть войска на позиции, занимавшиеся ими до начала конфликта. Действия Эритреи осудили ЛАГ и Египет, потребовавшие отвода эритрейских войск с территории Джибути. США назвали действия эритрейцев агрессией, что вызвало раздражение в Асмэре. Как известно, Эритрея, получившая независимость в 1992 г., была инициатором вооруженных пограничных конфликтов практически со всеми своими соседями. Отметим, что Франция и США имеют военные базы на территории Джибути.

Приложение

О саудовско-иранских отношениях

Королевство Саудовская Аравия (КСА) и Исламская Республика Иран (ИРИ) в настоящее время являются и на обозримую перспективу (в условиях резкого ослабления и Ирака и устойчивой тенденции к его дезинтеграции) останутся ведущими державами зоны Персидского залива, составляющими основообразующий фактор безопасности этого региона. От состояния и характера саудовско-иранских отношений во многом зависит положение дел на Ближнем и Среднем Востоке и в мусульманском мире.

Главными факторами, определяющими отношения Эр-Рияда и Тегерана, являются региональное соперничество и жесткая конкуренция, обусловленные политическими амбициями руководства двух государств, и религиозным аспектом: Иран — лидер шиитской ветви ислама, а Саудовская Аравия – суннитской. И здесь во всей полноте сказывается традиционное недоверие шиитов и суннитов. К тому же КСА и ИРИ считают арабский и мусульманский мир зонами собственной гегемонии. Немаловажным является и то, что стороны по-разному оценивают общую ситуацию в регионе и многие конкретные события, происходящие в арабском и исламском мире.

В результате на протяжении нескольких десятилетий, начиная с первых лет исламской революции в Иране (1979 г.), отношения между Саудовской Аравией и Ираном отличает сложность, зачастую перерастающая в напряженность. Это вызвано не только шиитско-суннитскими религиозными противоречиями, но и обеспокоенностью Саудовского королевства наступательной, экспансионистской политикой Тегерана в странах Арабского Востока и мусульманского мира, что официально закреплено в иранской доктрине «экспорта исламской революции». Саудовские правители вполне обоснованно видят в этой доктрине и пропаганде Ираном идеи объединения шиитских территорий в единое государственное образование реальную угрозу территориальной целостности своей страны, на востоке которой, в главном нефтеносном районе КСА компактно проживает многочисленная и политически активная шиитская община.

Серьезные опасения испытывает саудовское руководство и в связи с масштабными программами наращивания военной мощи ИРИ, реализаци-ей иранской ядерной программы, которая может привести к появлению у Тегерана атомного оружия. А это неприемлемо для КСА, т. к. разрушит сложившийся в регионе баланс сил не в пользу Эр-Рияда. Саудовцы также отчетливо понимают, что в силу целого ряда причин экономического, на-учно-технического и демографического характера они не в состоянии соперничать с Ираном и в деле усиления конвенциональных вооруженных сил и вооружений. Вместе с тем следует подчеркнуть, что саудовцы, выступая против иранского атомного оружия, явно обеспокоены возможной попыткой американцев решить ядерную проблему ИРИ силовым путем, что, по их мнению, не только резко осложнит всю региональную ситуацию, но и в состоянии серьезно ухудшить положение дел в королевстве, самым негативным образом сказаться на положении правящего монархического режима.

Еще одной сферой саудовско-иранских противоречий является конкуренция на мировых рынках углеводородов, споры в ОПЕК по вопросам квотирования добычи и экспорта нефти, где КСА и ИРИ обладают соответственно первой и второй квотами. Причем саудовцы под нажимом США могут пойти на увеличение добычи нефти, что вызывает недовольство в Тегеране. В тоже время в Эр-Рияде обеспокоены угрозами иранцев использовать нефтяной рычаг давления на Запад в случае обострения ситуации вокруг ядерной программы ИРИ. Иран также имеет возможность перекрыть проход танкеров через Ормузский пролив, что может привести к прекращению поступления нефти из аравийских монархий. Причем даже кратковременная блокада пролива в состоянии нанести очень серьезный финансовый и экономический урон Саудовской Аравии.

Различен подход двух стран к решению проблем ближневосточного урегулирования: Иран осуждает палестино-израильский диалог, поддер-живает радикальные антиизраильские арабские группировки, с опаской относится к налаживанию сирийско-израильских контактов и резко негативно подходит к самому существованию Государства Израиль. Со своей стороны, Саудовская Аравия в 2002 г. выдвинула план урегулирования арабо-израильского конфликта, предполагающий, в частности, нормализацию отношений арабов с Израилем в обмен на возвращение всех оккупированных в 1967 г. территорий. Саудовское руководство негативно оценивает действия палестинского ХАМАСа и ливанской «Хизбаллы», которые поддерживают напряженность на Ближнем Востоке, препятствуют урегулированию арабо-израильского конфликта.

Интересы КСА и ИРИ сталкиваются в Ливане, где саудовцы поддерживают умеренных суннитских и христианских политиков, в то время как иранцы оказывают разностороннюю и масштабную помощь шиитскому радикальному движению «Хизбалла». Тем не менее, недавнее достижение компромисса (хрупкого и неустойчивого) между ливанскими политиками во многом стало возможным благодаря сближению позиций по этому вопросу между ИРИ и КСА. Нескрываемое раздражение у саудовцев вызывает развивающееся и укрепляющееся политическое, военно-техническое и экономическое сотрудничество Ирана с Сирией.

Саудовская Аравия опасается усиления роли шиитского фактора в Ираке, негативно расценивает иранское вмешательство в дела этой страны, не доверяют нынешнему иракскому руководству, основная часть которого представлена шиитскими политиками. В Эр-Рияде полагают, что прави-тельство Ирака во многом находится под влиянием Тегерана. Более того, по саудовским оценкам, приход к власти в Ираке после падения режима С. Хусейна коалиции во главе с шиитами придал новый и сильный импульс шиитскому движению в исламском мире, что явно отвечает иранским инте-ресам. Здесь же подчеркнем, что Иран и Саудовская Аравия стремятся не допустить распада Ирака.

Саудовская Аравия поддерживает Объединенные Арабские Эмираты в территориальном споре с ИРИ по вопросу о принадлежности оккупи-рованных иранцами в 1971 г. островов Абу-Муса, Большой и Малый Томб в восточной части Персидского залива. Саудовцы требуют от Ирана оставить претензии на эти острова. В противном случае Эр-Рияд не собирается привлекать Тегеран к участию в предполагаемой системе коллективной безопасности в регионе. Отметим, что иранцы регулярно высказываются за создание подобной системы в зоне Персидского залива, но без какого-либо участия в ней США.

Иран критически относится к тесным партнерским отношениями Саудовской Аравии с США, считает Эр-Рияд одним из важных проводников интересов и политики Вашингтона в регионе. Сами же иранцы активно используют свой жесткий, радикальный антиамериканский политический курс для усиления авторитета и влияния в арабских и мусульманских странах, соответственно, ослабления позиций саудовского соперника.

Несмотря на всю сложность взаимных отношений, Саудовская Аравия и Иран не отказываются от шагов по снятию в них некоторых элементов напряженности, поддержанию контактов, в т. ч. на высшем уровне, улучшению обшей атмосферы двусторонних связей, развитию отношений в различных областях. Так, в 1998 г. Саудовская Аравия и Иран подписали соглашение о сотрудничестве в торговле, экономике, культуре, науке и технике. В 1999 г. Иран с официальным визитом посетил министр обороны КСА принц Султан, а затем с визитом в Саудовской Аравии побывал тогдашний президент ИРИ Хатами. В 2001 г. КСА и ИРИ подписали договор о безопасности. Он предусматривает сотрудничество в борьбе с терроризмом, преступностью, отмыванием денег, защите сухопутных границ и территориальных вод. В 2007 г. визит в КСА нанес нынешний президент Ирана М. Ахмадинежад. Успешно развиваются двусторонние торгово-экономические отношения, в чем заинтересованы как Эр-Рияд, так и Тегеран.

Как видится, обе страны не предполагают доводить ситуацию в двусторонних отношениях до прямого силового противостояния. Более того, они нуждаются в достижении взаимопонимания и политическом решении спорных проблем. ИРИ и КСА не являются сторонниками усиления внешнего влияния на дела региона. К тому же Иран в условиях постепенного ужесточения режима международных санкций и осложнения отношений с Западом кровно заинтересован в нормальных связях с аравийскими монархиями, лидером которых считается Саудовская Аравия.

В целом же, учитывая сохраняющиеся многочисленные, а зачастую острые политические и религиозные разногласия, сохраняющееся соперни-чество за лидерство в регионе и мусульманском мире, саудовско-иранские отношения продолжат характеризоваться сложностью, противоречиво-стью и взаимным недоверием, что, однако, не исключает дальнейшего развития диалога и попыток компромиссного решения отдельных спорных проблем.

52.34MB | MySQL:103 | 0,659sec