Некоторые итоги встречи представителей стран — производителей и потребителей нефти в Джидде

22 июня представители 36 стран — производителей и потребителей нефти, 22 крупнейших нефтяных компаний и семи международных организаций собрались по приглашению короля Саудовской Аравии Абдаллы в Джидде с тем, чтобы обсудить возможные пути снижения цен на нефть на мировом рынке.

Актуальность подобной встречи была очевидна для всех ее участников — в настоящее время в мире нет ни одной страны, где бы ни ощущались негативные последствия наблюдавшегося в последнее время быстрого роста цен на углеводороды.

Подавляющее большинство стран-участниц было представлено министрами энергетики.

Накануне встречи представители ряда стран-производителей выступили с утверждениями, согласно которым количества предлагаемой ими нефти достаточно для удовлетворения спроса. Одновременно они резко осудили спекуляции на рынке и связанные с ними страны-потребители, которые требуют повышения объемов добычи. Исключением среди производителей стала Саудовская Аравия, заранее объявившая о готовности увеличить объемы добычи.

Накануне встречи в СМИ был распространен проект коммюнике, которое предполагалось принять по итогам встречи. Документ под названием «Международные усилия по стабилизации цен на нефть» был подготовлен Саудовской Аравией при содействии Международного энергетического агентства (МЭА), Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) и Всемирного энергетического форума (ВЭФ).

Среди причин, из-за которых растут цены на нефть, авторы документа назвали, в частности, «ограниченность инвестиций, направлявшихся на нефтепереработку, а также слабые возможности (производителей) наращивать в случае необходимости объемы добычи сверх уже достигнутых уровней». Среди других причин назывались опасения сокращения предложения, остановки предприятий из-за технических проблем, техногенные катастрофы, геополитические неопределенности, метеофакторы.

В документе критиковались «ирреалистичные оценки отдельных организаций относительно ситуации на рынке и причин эволюции цен». Нетрудно догадаться, что под неназванными «отдельными организациями» подразумевалась в первую очередь ОПЕК.

В качестве возможных «лекарств» для лечения нефтедобывающей отрасли авторы коммюнике предлагали увеличивать дополнительные возможности нефтедобывающих стран и компаний по добыче, а также разработать долгосрочную энергетическую политику и приступить к ее реализации.

В целом, коммюнике отразило американское видение проблемы, что никоим образом не могло устроить ряд стран — участниц ОПЕК, утверждающих, что рост цен связан со спекуляциями на рынке нефти. Возможно, поэтому в документе, принятом по итогам встречи, ее участники не выразили какого-либо намерения в ближайшем будущем увеличить объемы добычи. Исключение составила Саудовская Аравия, объявившая в Джидде, что уже увеличила добычу на 200 тыс. баррелей в день, доведя ее до 9,7 млн баррелей в день, — это самый высокий уровень за последние 25 лет. Тем не менее участники встречи сошлись во мнении относительно необходимости увеличить инвестирование в добычу и переработку нефти. Они в самом общем виде констатировали, что «существование дополнительных возможностей по добыче является важным фактором для стабилизации мирового рынка нефти». Что касается дополнительных возможностей добычи, то они, как было объявлено в саудовских СМИ, оказались в настоящее время очень ограниченными — всего 3 млн баррелей в день для всей ОПЕК, в том числе 2 млн — для Саудовской Аравии. Однако, по словам министра нефти Саудовской Аравии, этот показатель может быть увеличен до 6 млн баррелей.

Что касается уже упоминавшихся спекуляций, факт которых упорно не хотят признавать США, то вокруг этого вопроса на встрече развернулась наиболее острая полемика. Даже премьер-министр Великобритании Гордон Браун — единственный глава кабинета, приехавший в Джидду, — признал, что «даже если цена барреля существенно зависит от спроса и предложения, в этом процессе все больше заметно влияние субъектов финансового рынка, которые могут провоцировать дисбаланс между спросом и предложением».

В ответ на заявления о том, что рост цен вызван действиями спекулянтов, глава американской делегации министр энергетики Самюэль Бодман поспешил отметить, что нет никаких доказательств этого. Он утверждал, что главная причина роста цен связана с тем, что предложение едва поспевает за повышением спроса. По его словам, США будут приветствовать любую страну, которая увеличит добычу. С подобной постановкой вопроса оказалась не согласна даже Саудовская Аравия — верный союзник США в регионе. Многие развивающиеся страны не согласятся с Бодманом и по другому вопросу — он предложил тем из них, кто искусственно поддерживает относительно низкие цены на нефтепродукты, отказаться от подобной практики. Он, по всей видимости, не понимает, что подобная мера вызовет социальный взрыв.

Диаметрально противоположную точку зрения высказал в Джидде министр энергетики и экологии Жан-Луи Борлоо. Он считает «абсолютно необходимой борьбу против спекулянтов». Французский министр сообщил, что «есть общее согласие относительно того, что если бы рынок был более транспарентным, было бы меньше спекуляций». «Предложено, чтобы МЭА и ВЭФ сформировали рабочую группу, которая определит, как обеспечить всей информацией о резервах, складских запасах и нуждах потребителей», — отметил он.

Одним из итогов встречи в Джидде стал заметный рост разногласий в ОПЕК, вызванный односторонним решением Саудовской Аравии. Еще до начала встречи действующий президент ОПЕК, министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Хелиль исключил какое-либо решение картеля о повышении объемов добычи. «Рынок находится в равновесии», — пояснил он свою позицию. Другой итог встречи — рекомендация предпринять ряд технических мер, которые теоретически могут стабилизировать рынок нефти. Среди них — повышение транспарентности сделок и более высокий уровень госрегулирования финансовых рынков, увеличение объемов добычи и переработки.

Хелиль также отметил, что если к сентябрю, когда должна состояться очередная встреча министров энергетики стран ОПЕК, рынок сохранит стабильность, не будет никаких причин для повышения объемов добычи. В ответ на просьбу журналистов объяснить односторонние действия Эр-Рияда, алжирский министр ответил лаконично: «Спрашивайте это у саудовцев».

Вслед за Саудовской Аравией аналогичное намерение высказал и Кувейт. Министр нефти эмирата Мохаммед аль-Алейм заявил в Джидде, что его страна «не колеблясь, увеличит добычу, если рынок потребует этого». Этим странам ответил Хелиль: «Зачем говорить о проблеме предложения, если спрос уменьшается? Какая польза будет от увеличения предложения, если нет мощностей для переработки этих дополнительных объемов», — заметил он.

Согласно Хелилю, есть три причины повышения цен на нефть: экономический и финансовый кризис в США, напряженности геополитического плана, и в частности, между США и Ираном, а также развитие производства биотоплива, что вынуждает нефтепереработчиков производить меньше дизельного топлива.

В ходе встречи король Абдалла призвал ОПЕК запустить программу помощи наиболее бедным странам стоимостью 1 млрд долларов, отметив, что его страна готова выделить половину этой суммы через Саудовской фонд развития. Эта программа призвана помочь развивающимся странам преодолеть последствия роста цен на нефть.

Одним из практических результатов встречи в Джидде стало подписание соглашения между саудовской группой «Сауди Арамко» и французской «Тоталь» о создании СП по строительству НПЗ в Джубейле мощностью 400 тысяч баррелей в день. Первая будет иметь 62,5% капитала СП, вторая — 37,5%. В будущем каждая из сторон сохранит по 37,5%, а 25% будут выставлены на бирже. Завершение строительство запланировано на IV квартал 2012 г. Стоимость проекта — 10 млрд долларов.

Как и предполагалось заранее, в Джидде стало ясно, почему эту министерскую встречу «почтил» своим присутствием британский премьер. Он предложил до завершения текущего года организовать следующую аналогичную встречу в Лондоне. Не исключено, что она пройдет на уровне глав правительств.

В целом, можно утверждать, что, несмотря на сделанное в Джидде заявление Саудовской Аравии довести объем добычи нефти до 15 млн баррелей в день, решения конференции вряд ли в ближайшей перспективе остановят рост цен на углеводороды, но темпы роста должны заметно замедлиться. При всех противоречиях встреча в Джидде и появившийся по ее итогам совместный документ, в подготовке которого принимали участие Саудовская Аравия, ОПЕК, ВЭФ и МЭА, стали беспрецедентным явлением. Но сможет ли это привести к каким-либо практическим результатам? Ответ на этот вопрос мы узнаем в ближайшем будущем.

52.22MB | MySQL:103 | 0,647sec