Ахмед Уяхья в третий раз стал премьер-министром Алжира

23 июня президент Алжира Абдельазиз Бутефлика отправил в отставку кабинет премьер-министра Абдельазиза Бельхадема и назначил на пост главы правительства Ахмеда Уяхью. Последний уже в третий раз становится главой правительства. Первый раз он занимал этот пост с 1996 по 1998 гг., когда на посту президента АНДР находился Ламин Зеруаль, второй раз — с 2003 по 2006 гг., уже при А. Бутефлике.

Несколько слов про нового алжирского премьера. Ему 56 лет. По профессии — дипломат. После окончания обучения в Национальной школе администрации занимал дипломатические посты в Абиджане (Кот-д’Ивуар) и Нью-Йорке, возглавлял департамент Африки в МИДе АНДР, был послом Алжира в Мали. На последней должности выступил в роли посредника между повстанцами-туарегами и правительством Мали и содействовал подписанию мирного соглашения между сторонами. В 1993 г. получил назначение на пост госсекретаря МИДа по вопросам сотрудничества со странами Магриба, затем стал директором кабинета президента Зеруаля. В 1996 г. впервые в своей карьере стал премьер-министром. Одно время между двумя премьерскими постами занимал должность министра юстиции. Параллельно с работой в исполнительной власти занимался политикой. Уяхья — лидер партии «Национальное демократическое объединение» (НДО). Одним из положительных результатов второго премьерства Уяхьи называют разработанный им план по сокращению внешней задолженности, реализация которого позволила снизить внешний долг АНДР с 16 млрд долларов в 2006 г. до 600 млн в настоящее время.

Уяхья считается антиподом своего предшественника. Они схожи только в одном: Бельхадем был лидером партии «Фронт национального освобождения» (ФНО), Уяхья — лидером НДО. Обе партии являются пропрезидентскими и входят в правительственную коалицию, где с ними взаимодействует исламистское Движение общества мира. По всем другим позициям эти политики занимают диаметрально противоположные позиции. Уяхья относится к «терминаторам» (так в Алжире называют сторонников решительной борьбы с радикальным исламизмом), Бельхадем считается скрытым исламистом. Первый — бербер по происхождению, светский по убеждениям, второй — араб, исламо-консерватор. По взглядам на экономику Уяхья считается рыночником, Бельхадем — сторонником командно-административной системы.

В качестве главы кабинета в период второго «срока» Уяхья проводил при содействии МВФ политику экономической либерализации, что обеспечило ему определенную непопулярность среди простых алжирцев. Он сдерживал рост заработной платы, за что подвергался жесткой критике со стороны бывших в то время госминистрами Бельхадема и Бугюэры Солтани — по совместительству лидера ДОМ. Оба госминистра хотели как можно быстрее воспользоваться долларовым дождем, начавшим проливаться на Алжир в то время в связи с высокими ценами на углеводороды на мировом рынке. Как отмечала тогда алжирская газета «Аль-Ватан», оба госминистра обвиняли премьера «в задержке» в деле реализации программы президента Бутефлики. Они же «торпедировали» предупредительный демарш Уяхьи, когда тот в соответствии с алжирской конституцией заявил о своем желании выступить с изложением основных моментов своей программы перед депутатами ННА. Однако главная причина, по которой Уяхья не устроил тогда Бутефлику и его «команду», была иного свойства. Премьер был категорически против предлагавшегося Бельхадемом внесения изменений в конституцию, которые позволили бы действующему главе государства в третий раз добиваться президентского мандата. Такая позиция Уяхьи, судя по всему, была обусловлена его желанием также побороться за пост главы государства.

Прежний премьер А. Бельхадем — уроженец города Тиарет (300 км к западу от Алжира). Свою деловую карьеру начал в качестве финансового инспектора (1964-1967 гг.). Затем в течение трех лет работал учителем. В 1972 г. перешел на работу в канцелярию президента, где в течение пяти лет занимал пост заместителя директора по внешним связям. В 1977 г. избирается депутатом Национальной народной ассамблеи от единолично правившей тогда партии ФНО. Переизбирался в 1982 и 1987 гг. В 1990 г. был избран спикером ННА. Возглавлял нижнюю палату алжирского парламента вплоть до ее роспуска президентом Шадли Бенджедидом в 1992 г. В период наиболее острого противостояния между алжирскими властями и радикальными исламистами активно выступал за налаживание диалога с последними. По этой причине заработал крайне негативную репутацию среди алжирских демократов — сторонников подавления радикального исламизма. В 2000 г. был востребован президентом Бутефликой, инициировавшим политику национального примирения.

Бельхадем получил тогда пост главы МИДа, на котором находился до 2005 г. В феврале 2005 г. в ходе «объединительного» 8-го съезда ФНО был избран генеральным секретарем партии. До этого вместе с Бутефликой преодолел раскол в партии, вызванный стремлением ее бывшего генсека Али Бенфлиса составить конкуренцию главе государства на президентских выборах 2004 г. Публично предпочитает говорить на арабском языке, однако безупречно владеет и французским. Чтобы лучше охарактеризовать Бельхадема, алжирские газеты в свое время напомнили инцидент, происшедший в 2000 г., когда он занимал пост главы МИДа. Тогда в столицу АНДР прибыла госсекретарь США Мадлен Олбрайт, чтобы своим присутствием упрочить подписанное там мирное соглашение между Эритреей и Эфиопией. По протоколу, на обеде, который давал президент Алжира, должен был присутствовать глава МИДа. Однако Бельхадем категорически отказался сесть за стол с представительницей Вашингтона. Его место был вынужден занять один из его заместителей. Как пишут газеты, «его коврик (для совершения молитвы) всегда находится рядом с ним». Они же вспомнили, что в начале 90-х годов прошлого столетия, когда иранское посольство в Алжире обвинялось во вмешательстве во внутренние дела АНДР, про Бельхадема ходили слухи о том, что он якобы поддерживал тесные отношения с Тегераном.

С уходом с поста премьера Бельхадем не покинул кабинет министров. В новом правительстве ему доверен пост госминистра, личного представителя президента. Таким образом, как и несколько лет назад, он будет фактически играть роль «смотрящего» за премьером.

Из прежнего кабинета только три человека покинули правительство — бывший министр транспорта Мохаммед Маглауи, бывший министр почт, информационных технологий и связи Буджемаа Хайхур и бывший министр-делегат при министре финансов, ответственная за финансовую реформу Фатиха Ментури.

Пять министров полностью или частично сменили портфели. Амар Ту покинул Министерство здравоохранения, народонаселения и медицинской реформы и занял пост министра транспорта. Теперь за здравоохранение будет отвечать Саид Баркат, ранее ведавший сельским хозяйством. Министр национальной солидарности и по делам семьи Джамель ульд Аббес дополнительно займется делами алжирской общины за рубежом. Рашид Бенаисса возглавит Министерство сельского хозяйства и сельскохозяйственного развития, где до этого он занимал пост министра-делегата. Ведомство Нуары Саадии Джаафар, занимавшейся в качестве министра-делегата вопросами семьи и женщин, перешло из Министерства здравоохранения в Министерство национальной солидарности и по делам семьи.

В новый кабинет вошел всего один новый человек: Хамид Бессалла занял пост министра почт, информационных технологий и связи.

Первые признаки третьего вхождения Уяхьи во власть появились еще в начале текущего года, когда Бутефлика трижды назначал его представлять главу государства на международных форумах. За его твердость в ходе предыдущих премьерств Уяхью за глаза называют в АНДР «алжирский Путин». В алжирской прессе отмечают, что назначение Уяхьи означает отказ Бутефлики от идеологического выбора (Бельхадем) в пользу экономического. Уяхья неоднократно критиковал своего предшественника. Даже в день нового назначения, но еще до того, как о нем стало известно, он заявил, что «самой необходимой реформой для Алжира является реформа менталитета всех алжирцев, включая их руководителей». Поэтому, полагают алжирские СМИ, теперь два политика поменяются ролями. Как пишет в этой связи алжирская «Либерте», «когда дела идут плохо, в жертву отдают голову, а Бельхадем оказался не способен противостоять уменьшению покупательной способности алжирцев и связанным с этим массовым выступлениям населения». «Возвращение Уяхьи неоспоримо означает конец медового месяца в отношениях с салафистами и исламо-консерваторами, которые вновь подняли голову», — пишет газета, которая не сомневается, что новый премьер в очередной раз подтвердит свою репутацию «терминатора». Она же считает, что Бутефлику и Уяхью сейчас объединяет одно — «тяжелое ощущение того, что государственные дела идут плохо», а это не тот фон, на котором можно идти к президентским выборам 2009 г.

62.83MB | MySQL:102 | 0,570sec