Ситуация в Турции: июнь 2008 года

В июне влияние острого внутриполитического кризиса в Турции продолжало ощущаться при решении высшим политическим и военным руководством всех существенных вопросов внутренней и внешней политики страны. Как известно, 14 марта с.г. в Анкаре произошло событие, которое может занять особое место в современной истории республики. Главный прокурор Высшего кассационного суда Турции Абдуррахман Ялчинкая /Abdurrahman Yalcinkaya возбудил дело о закрытии правящей в стране Партии справедливости и развития (ПСР) «на основании фактов, свидетельствующих о том, что эта политическая организация стала центром действий против светских устоев государства». В соответствии с Конституцией страны, именно он является единственным представителем судебной власти, кому по статусу предоставлено право возбуждения судебного разбирательства по вопросу о закрытии политической партии. В вину правящей партии вменяется ряд актов, направленных на «ползучую» исламизацию различных сфер жизни Турции, включая разрешение на ношение в вузах мусульманского платка — хиджаба.

Обвинительное заключение Высшего кассационного суда объемом 162 страницы находится на рассмотрении Конституционного суда Турции. В нем, наряду с закрытием ПСР, содержится требование о наложении сроком на пять лет запрета на политическую деятельность президента Абдуллаха Гюля, премьер-министра Реджепа Эрдогана, бывшего председателя парламента Бюлента Арынча и еще 68 ведущих функционеров ПСР и ряда членов правительства.

5 июня Конституционный суд (КС) Турции отменил поправку, внесенную депутатами ПСР в Конституцию и разрешающую ношение в высших учебных заведениях тюрбана. Напомним, что именно эта поправка в феврале с.г. послужила своего рода детонатором для резкого обострения противостояния между правящей ПСР и светской оппозицией, которую поддерживает армия. Решение об отмене поправки было принято большинством голосов — 9 из 11 судей проголосовали «за». Начальник Генштаба Вооруженных сил Турции армейский генерал Яшар Бююканыт, комментируя это решение Конституционного суда, заявил, что «Турция — светская, демократическая и правовая страна. Изменение или иное толкование этих принципов невозможно. Все обязаны уважать законные решения».

Ряд членов ПСР назвали решение КС «переворотом в мантии». Выражая свое мнение по этому поводу, начальник Генштаба турецких ВС подчеркнул, что «если Турция является правовым государством, то каждый должен с уважением относиться к решениям суда». Командующий ВВС Турции армейский генерал Айдоган Бабаоглу, отвечая на вопрос журналиста: «Как решение Конституционного суда смотрится с неба?», сказал: «Хорошо смотрится. На самом деле, КС объявил о том, что было известно. Другое решение было бы ненормальным».

По мнению суда, инициированный ПСР закон вступает в противоречие со второй статьей Конституции, введенной еще основателем и первым президентом Турецкой республики Кемалем Ататюрком, которая закрепляет светский характер государственного устройства. Ношение хиджаба в государственных учебных заведениях, полагает суд, явно нарушает этот принцип. «Конституционный суд выполнил свой долг. Принятое им решение должно стать уроком для политиков. Им следует отказаться от привычки играть с Конституцией», — заявил бывший глава высшей турецкой судебной инстанции Йекта Гюнгер Озден.

Эксперты единогласно расценили данный вердикт как первый шаг на пути к запрету деятельности ПСР. «Последующий ход процесса о закрытии партии Р. Эрдогана — формальность, и не более того»,— полагает, в частности, турецкая газета Vatan. Для подобной уверенности есть все основания. Суд уже дважды «выбивал почву из-под ног» умеренных исламистов, партий-предшественниц ПСР — Партии благоденствия и Партии благополучия, которые запрещались в 1998 и 2001 гг. Не удивительно, что в ПСР вердикт КС по вопросу о хиджабе восприняли со всей серьезностью. «Решение противоречит Конституции и является не правовым, а политическим», — это основной смысл всех комментариев, озвученных со стороны ПСР. Лидер ПСР премьер-министр страны Р. Эрдоган объявил в партии «чрезвычайное положение». На заседании Руководящего совета ПСР с целью предотвратить возможный раскол партии он жестко заявил о том, что «сошедший с поезда уже никогда на него не сядет».

В выработанной стратегии партии в борьбе за выживание есть несколько вариантов. Один из них заключается в проведении через парламент новых поправок к Конституции, которые усложнили бы процесс запрещения политических партий. Для утверждения этих поправок необходимо проведение референдума, на котором умеренные исламисты вполне могут заручиться необходимой поддержкой населения. Проведение референдума ПСР может совместить и с досрочными выборами в парламент, которые могут инициировать ПСР и ее сторонники. На последних выборах в парламент в июле 2007 г. партия премьера Эрдогана получила 46,58% голосов избирателей. Очередная победа лишь добавит им аргументов в политическом споре с оппонентами.

Однако реализация внешне кажущегося вполне приемлемого варианта досрочных выборов сталкивается с весомым препятствием. Дело в том, что избранные в 2007 г. депутаты от ПСР для получения депутатской пенсии должны проработать в парламенте минимум два года. В противном случае они по закону не имеют права на такую пенсию, которая составляет вполне приемлемую сумму в 3,5 тыс. долларов США. Получить уже сегодня гарантию, что они на досрочных выборах вновь окажутся в списках кандидатов и одержат на них победу, невозможно. Поэтому многие могут не поддержать предложение о проведении досрочных выборов.

Рассматривается вопрос и о создании новой партии — клона ПСР, в которую могут перейти депутаты от ПСР в случае ее запрета. Здесь также есть свои минусы, главный из которых заключается том, что при таком варианте не избежать борьбы за должности в новой партии, правительстве и парламенте, т.е. раскола партии, а значит, потери ею тех позиций, которые были завоеваны на предыдущих выборах.

В связи с ситуацией, складывающейся в Турции, представляет интерес позиция ближайшего союзника турок Вашингтона по этому вопросу. Ввиду возможности закрытия правящей ПСР США должны приложить все усилия для сохранения и развития демократических процессов в Турции, считают эксперты американского исследовательского центра. Для поддержания своей лидирующей роли в регионе США должны оказать влияние на внутриполитические процессы в Турции, сказано в докладе «Рост политического ислама в Турецкой Республике». Доклад подготовлен специалистами центра RAND Corporation при поддержке Департамента по разработке политических стратегий при Министерстве обороны США. В работе рассмотрена история прихода к власти ПСР и варианты развития событий после ее возможного закрытия.

По мнению авторов доклада Ангелы Рабасса (Angel Rabasa) и Стивена Ларабиива (Stephen Larrabeethe), США заинтересованы в демократической, стабильно развивающейся Турции. Наиболее приемлемой для Вашингтона будет та партия у власти, которая сможет опираться на принципы как ислама, так и лаицизма. Политическая нестабильность в Турции усугубит политический кризис в Ираке и в регионе Персидского залива.

Усилия США станут более действенными, если будут поддержаны Европейским союзом, полагают американские эксперты. Чтобы укрепить свои позиции в Ближневосточном регионе, США должны поддержать вступление Турции в ЕС и попытаться нейтрализовать противников ее членства в европейской семье. В то же время американские стратеги признают, что вступление Турции в долгосрочной перспективе ослабит привязанность Турции к США, поскольку турецкая внешняя политика станет более «европоцентричной». Увеличивающийся экономический и политический интерес Турции в Ближневосточном регионе также будет способствовать ослаблению связей, особенно военных, со «старшим братом по НАТО». Исходя из этого, США стоит рассмотреть возможность создания альтернативных Инджирлику военных баз.

Армянский вопрос должен быть убран с повестки дня американо-турецких отношений, заявляют эксперты. Признание геноцида армян повлекут за собой ответные меры со стороны Турции, в том числе отказ США в возможности использования базы Инджирлик. США должны действовать более решительно в борьбе с Рабочей партией Курдистана (РПК). Американское участие должно проявляться не только в военной кооперации с турецким Генштабом, но и в оказании давления на местные и центральные власти Ирака.

Что касается Европейского союза, то его руководители на самом высоком уровне заявляют, что судебное разбирательство по вопросу о закрытии правящей партии — это внутреннее дело Турции, и выражают надежду на демократическое решение Анкарой проблемы противостояния между сторонниками ПСР и ее оппонентами.

Несмотря на острую внутриполитическую ситуацию в стране, Анкара продолжает посредническую миссию в переговорах между Израилем и Сирией. Договоренность о посредничестве Анкары в сирийско-израильских переговорах была достигнута в ходе серии сложных контактов на высшем уровне между руководителями Турции, Израиля и Сирии. Противостоящие стороны, проанализировав состояние отношений в данном треугольнике на нынешнем этапе, высказали согласие и заинтересованность в посреднических усилиях Турции, потенциал которой в этой сфере, по их мнению, может способствовать ближневосточному урегулированию.

Итоги прошедшего в мае в Стамбуле в обстановке полной секретности первого раунда показали, что сирийцы и израильтяне в целом удовлетворены ходом и содержанием контактов с представителями турецкой стороны. Они охарактеризовали атмосферу встреч в Стамбуле как конструктивную. Удовлетворен и сам посредник. В турецких дипломатических кругах после стамбульского раунда указывали на тот факт, что удалось согласовать список вопросов и тем, которые станут предметом переговоров во время второго раунда, запланированного на июнь. Как показало реальное развитие событий, этот прогноз оправдался и в июне уже в столице Турции Анкаре прошел новый раунд переговоров.

Его итоги мало чем отличаются от результатов предыдущих переговоров в Стамбуле. Продолжалось согласование списка вопросов и тем, которые станут предметом последующих переговоров. Договоренность о их проведении достигнута. Новым существенным моментом в этом процессе является, пожалуй, возможное реальное присоединение к нему Франции, что не устраивает турецкую дипломатию. По мнению независимого сирийского политолога Хусни Махали, Франция своим участием в этих переговорах попытается возродить прежнее влияние на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии. Присутствие Франции в этих переговорах, по его словам, является особым моментом. «Имеющий еврейское происхождение Николя Саркози пытается возложить на себя эту миротворческую миссию, чтобы повысить свой имидж среди евреев», — считает Махали. Турецкие эксперты не исключают, что смесь турецкого и французского посредничества не увеличит эффективность этого процесса и вряд ли приблизит срок создания условий для прямых переговоров Сирии и Израиля.

В Турции обратили внимание на заявление кандидата в президенты от партии республиканцев, сенатора Аризоны Джона Маккейна, который уверен, что по вине Ирана, продолжающего свою ядерную программу несмотря на протест мирового сообщества, в гонку вооружений могут втянуться другие крупнейшие страны региона — Турция, Египет и Саудовская Аравия. Выступая перед Американо-израильской комиссией по связям с общественностью (AIPAC), сенатор Маккейн заявил: «Мы не можем позволить Тегерану продолжать свою ядерную программу, которая ведет к непозволительному риску и опасности».

«Благодаря ядерному оружию окончательно распоясавшийся Иран спонсирует террористические организации. Нарушая Договор о нераспространении ядерного оружия, Иран делает его бессмысленным и вовлекает, таким образом, в гонку ядерного вооружения другие страны. Иран является главной мировой силой, поддерживающей терроризм. Тегеран пытается нарушить стабильность во всем Ближневосточном регионе от Басры до Бейрута», — цитируют слова американского сенатора турецкие эксперты и делают вывод о трудностях, которые ожидают турецко-американские отношения в случае избрания сенатора президентом США. Ведь Анкара, несмотря на возражения Вашингтона, намерена и далее расширять свои отношения с Ираном, в том числе в энергетической сфере, а также по вопросам безопасности.

С точки зрения анализа развития внутриполитической ситуации в Турции представляет интерес исследование турецких ученых об этническом составе страны, проведенное по заказу Совета национальной безопасности (СНБ) страны. В документе отмечается, что численность тюркских групп составляет приблизительно 50 млн. Численность курдов превышает 12 млн. 600 тыс. человек. Однако, отмечают авторы исследования, 2,5 млн курдов проходят тюркизацию и в некоторых местах уже считают себя турками. Число черкесов, проживающих в Турции, составляет 2,5 млн человек. Отмечается, что 80% из них забыли свой родной язык.

Численность боснийцев составляет около 2 млн человек. Они проживают в Адапазары, Измире и Манисе. Албанцев в стране насчитывается более 1 млн 300 тыс. человек. Большинство из них уже забыли свой язык. Арабов в стране 870 тыс. человек. Они проживают в Шиирте, Мардине, Ширнаке, Диярбакыре, Шанлыурфе, Хатае, Адане и Стамбуле. Согласно исследованию, цыган в Турции предположительно 700 тыс., армян — 60, евреев — 20, греков — 15, амшенов и сирийцев — 13 тыс. В исследовании также указывается, что 85% населения 70-миллионной Турции являются суннитами.

Заслуживает внимания очередной обнародованный в июне доклад, подготовленный Организацией экономического развития и сотрудничества. В документе отмечается, что в 2014 г. Турция станет второй страной в мире по темпам роста экономики среди стран — участниц организации, а в ближайшие годы вплотную приблизится по этому показателю к Китаю и Индии. По прогнозам международной организации, в 2008 г. рост экономики Турции составит 5,4%. Рост экономики Индии в 2014 г. должен упасть до 5,3%. Между 2010-2017 гг. средний ежегодный рост экономики Турции будет составлять 5,5%.

В докладе приведены прогнозы по развитию демографической ситуации в быстро развивающихся странах. Согласно экспертам, в ближайшее время произойдет резкий спад роста населения. В 2008 г. рост населения Турции составит 1,28%. В 2017 г. он снизится до 1,1%.

Эксперты обратили также внимание на создание в Анкаре Фонда исторических исследований Азербайджан–Турция. Его цель — объединение усилий двух стран в решении вопроса об армянском геноциде. Они цитируют слова бывшего главы турецкого внешнеполитического ведомства, ныне президента страны А. Гюля, сказанные в парламенте страны в 2006 г: «Так называемый геноцид армян в ближайшие десять лет будет первоочередной задачей Турции, потому что этот вопрос наносит ущерб нашим отношениям с третьими странами, в том числе с США и Израилем». Одним из инструментов решения этой задачи и станет данный фонд.

В его учредительном заседании приняли участие ученые, политические деятели, представители общественных организаций и предприниматели двух стран. На собрании были обсуждены организационные вопросы. Бывший министр культуры, член руководящего состава Партии националистического движения (ПНД), профессор Кемаль Зейбек назначен председателем исполнительного совета фонда, а 9-й президент Турции Сулейман Демирель — председателем попечительского совета организации. Его заместителем выбран главный инициатор создания фонда, турецкий предприниматель Ахмед Эренток. Фонд намерен открыть филиалы не только в Турции и Азербайджане, но и в США, Франции, Бельгии и России.

Что касается российско-турецких отношений, то следует выделить очередное трехдневное заседание в Москве Смешанной межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. По возвращении в Анкару глава турецкой делегации министр энергетики и природных ресурсов Хильми Гюлер дал высокую оценку итогам заседания комиссии и результатам переговоров с российским коллегой министром промышленности и торговли Виктором Христенко. Как известно, оба министра являются сопредседателями Смешанной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, заседания которой определяют тактику и стратегию двусторонних отношений в данной области.

В рамках московского заседания было подписано Соглашение о расширении сотрудничества в сфере энергетики, транспорта, торговли и совместных инвестиций. Этот документ, по мнению турецкого министра, открывает новую страницу в российско-турецких торгово-экономических отношениях, станет мощным импульсом для их дальнейшего расширения. Потенциал для этого есть, полагает Хильми Гюлер. Турецкие эксперты, по его словам, считают двусторонний товарооборот в 40 млрд долларов вполне реальным и достижимым в ближайшей перспективе. Эти расчеты подтверждают и нынешние темпы роста товарооборота между Россией и Турцией. Так, этот показатель с 2000 г. увеличился более чем в пять раз и достиг сегодня рекордного за всю историю двусторонних отношений уровня в 27 млрд долларов.

Наряду с этим, в рамках московского заседания Комиссии достигнута договоренность о поощрении участия российских компаний в тендерах на сооружение подземных газовых хранилищ, а также других объектов газотранспортной и газораспределительной инфраструктуры на территории Турции. Анкара также зафиксировала свою заинтересованность в сотрудничестве с Россией в сфере атомной энергетики, принимая во внимание признанный в мире опыт и высокие технологии, которыми российская сторона располагает в этой области.

В сфере транспортных перевозок достигнута договоренность о железнодорожно-паромной переправе между черноморскими портами двух стран. Решено открыть этот маршрут паромного сообщения уже в октябре текущего года. Это станет весомым стимулом для развития юга России и причерноморских районов двух стран.

Кроме того, в ходе заседания была достигнута принципиальная договоренность о проведении регулярных консультаций между ведомствами, ответственными за вопросы торговли и внешнеэкономических связей. Первая подобная встреча состоится осенью этого года. Значительное внимание на ней будет уделено пересмотру договорно-правовой базы между двумя странами и подписанию нового всеобъемлющего Договора о торгово-экономическом сотрудничестве России и Турции. О назревшей необходимости подписания такого документа говорит тот факт, что сегодня стороны руководствуются в своих отношениях в этой сфере Договором о торговле и мореплавании от 1937 г.

Устаревшая договорно-правовая база в этой сфере, а в области сельского хозяйства ее практическое отсутствие служат одной из причин возникновения, в частности, кризисных ситуаций с поставками в Россию турецких овощей и фруктов. Механизм взаимодействия двух стран в сфере сельского хозяйства работает с перебоями. Иначе чем можно объяснить, что стороны не могут вовремя согласовать даже дату проведения запланированных ранее переговоров по вопросам ветеринарного и фитосанитарного контроля? В результате возникают проблемы с ввозом в Россию некоторых турецких овощей и фруктов, которые должны оперативно решаться на уровне ведомств, а не становится темой переговоров руководителей двух стран. В частности, такая проблема возникла и в июне. К удовлетворению обеих сторон, ее удалось оперативно урегулировать в ходе визита в Москву турецкой делегации во главе с первым заместителем министра сельского хозяйства. С 1 июля с.г. турецкие овощи и фрукты будут поставляться в РФ в прежнем режиме и объеме.

Турецкие эксперты обратили также внимание на телефонный разговор глав правительств России и Турции. Разговор состоялся по инициативе турецкой стороны. Премьер-министр России Владимир Путин обсудил по телефону со своим турецким коллегой Реджепом Эрдоганом вопросы энергетического диалога и торгово-экономического сотрудничества. Главы правительств двух стран высказались за расширение взаимодействия в энергетической сфере, а также в вопросах закупок и поставок продовольственных товаров. С обеих сторон была отмечена необходимость продолжать диалог на министерском и экспертном уровне. Владимир Путин пригласил Реджепа Эрдогана посетить Россию с визитом.

В турецких политических, деловых и дипломатических кругах отмечают в связи с этим высокую динамику политического и торгово-экономического диалога между Москвой и Анкарой. И это действительно так. Только в апреле–мае этого года в Турции побывали три заместителя министра иностранных дел России — Владимир Титов, Андрей Денисов и Сергей Кисляк. Обсуждался широкий спектр вопросов двусторонних отношений и регионального сотрудничества. 20 мая состоялся телефонный разговор глав дипломатических ведомств двух стран — Сергея Лаврова и Али Бабаджана. Заметным событием в двусторонних контактах стал визит 22 мая в Турцию президента Торгово-промышленной палаты России Евгения Примакова и его встреча с президентом Турции Абдуллахом Гюлем.

Эти важные события, которые имели место в российско-турецком диалоге всего в течение двух последних месяцев, сформировали в турецких политических и деловых кругах мнение о подготовке к организации новой встречи на высоком уровне. Необходимость в такой встрече, полагают турецкие эксперты, назрела. По их мнению, вопросы ее подготовки будут включены и в повестку дня официального визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Турцию, который состоится 1-2 июля с.г.

52.18MB | MySQL:103 | 0,484sec