Запад ужесточает свою позицию в отношении Ирана

Не прошло и двух недель с того момента, как Верховный комиссар Европейского союза по внешнеполитическим вопросам Хавьер Солана передал Ирану пакет предложений США, европейской тройки, России и Китая – «5+1», как в конце июня ЕС пошел на дальнейшее ужесточение своего курса в отношении этой страны. В Иране с ответом не спешили, полагая, что времени для обсуждения этих предложений достаточно, и ссылаясь на то, что до сих пор не получен ответ на иранские предложения. Заметим, что иранские предложения вообще не затрагивали такой принципиальный вопрос иранской ядерной программы, как прекращение обогащения урана.

К величайшему удивлению руководителей Ирана, зразу же после визита Х. Соланы последовали новые санкции против Ирана». Спикер иранского парламента Али Лариджани даже пожаловался, что Запад дал Ирану слишком мало времени для обсуждения вопроса. В ответ на это Джефри Фальтман, генеральный директор отдела Ближнего Востока Госдепартамента США, в своем интервью персидской радиопрограмме BBC заявил, что «время, отведенное для иранского ответа на предложения Запада, фактически уже истекло» (газ. «Афтаб», 28 июня 2008). Он дал понять, что в случае отклонения Ираном пакета предложений «5+1» в последующие месяцы многие страны прибегнут к санкциям против этой страны, в соответствии с требованиями резолюции Совета Безопасности ООН № 1803. Кроме того, он предупредил, что США и ЕС намерены еще более ужесточить санкции против Ирана.

В чем причина такого европейского прессинга? На наш взгляд, в отличие от прежних лет, когда США и Израиль уговаривали Европейский союз принять более действенные меры, включая экономические санкции, против Ирана для обуздания его ядерной программы, теперь ЕС, видимо, решил полностью взять инициативу в свои руки. Дело в том, что страны ЕС являются важными торговыми партнерами Ирана, общий торговый оборот с которым составляет около 50-60 млрд амер. долларов. Поэтому в Европе надеются, что угроза прекращения торгово-экономических отношений с Ираном может заставить эту страну ретироваться. Европа решила форсировать события.

Вместе с тем ЕС намерен ввести на своей территории санкции против иранских банков, замеченных в финансировании ядерной программы Ирана. В связи с этим следует заметить, что британским Министерством финансов уже наложены ограничения на деятельность находящегося в Лондоне филиала «Национального банка» Ирана. По мнению заместителя министра иностранных дел Ирана Мехди Сафари, экономические санкции нанесут ущерб прежде всего самой Европе, поскольку Иран намеревается перенести все свои денежные вклады из европейских банков в другие страны. По сообщению газеты «Донья-йе Эктесад», общий объем денежной массы, находящейся в европейских банках, составляет 100 млрд амер. долларов. Напомним, что подобный вариант развития событий уже обсуждался прежде на страницах иранской прессы, что может свидетельствовать о том, что в Иране были готовы к такому повороту событий. Более того, согласно Мехди Сафари, в случае разрыва ЕС торгово-экономических связей с Ираном у этой страны есть альтернатива — это азиатские страны, товарооборот с которыми в течение трех последних лет составлял более 85 млрд амер. долларов.

На Западе открыто заявляют о том, что в случае продолжения Ираном своего прежнего курса на игнорирование требований западных стран по прекращению обогащения урана, помимо торгово-экономических санкций, они готовы в корне пересмотреть свою политику в отношении этой страны. Как стало известно, первый шаг в этом направлении уже сделан: буквально несколько минут спустя после объявления финансовых санкций, в том числе заблокирования счетов иранского «Национального банка», Министерство финансов Великобритании объявило о снятии ареста со счетов небезызвестной леворадикальной анти-иранской организации «Моджахеддин-е Халк». В свое время эта организация приняла активное участие в свержении шахской власти в Иране. Сейчас она находится в вооруженной оппозиции к нынешнему исламскому режиму в Иране. Следует напомнить, что такая мера со стороны Министерства финансов была основана на решении правительства, парламента и судебных инстанций Великобритании, согласно которому эта организация была исключена из списка террористических организаций.

Такой радикальный шаг может объясняться решимостью Запада, использовать все доступные ему средства для достижения поставленной цели — добиться отказа Ирана от обогащения урана. В доказательство можно привести и другой подобный пример. Как известно, еще в конце прошлого года американский конгресс одобрил выделение 400 млн долларов для ведения подрывных действий против Ирана. Цель — подорвать ядерную программу и сменить политический режим в Иране. Согласно американскому аналитику Вали Насру, среди антиправительственных групп, действующих на территории Ирана, в частности в иранском Белуджистане, числится и организация «Джундулла», известная как «Движение сопротивления иранского народа», которая в открытую финансируется американской стороной.

В отличие от прежних лет, налицо формирование коалиции с четкой программой действий, в которой одно из ведущих мест занимает Израиль. Для последнего, в отличие от всех стран Запада, включая и США, ядерная программа Ирана, подкрепленная обещаниями иранского президента М. Ахмадинежада стереть с лица земли «сионистское образование», представляет реальную угрозу для его существования. Отсюда и призывы Израиля — не дать Ирану и дальше развивать свою ядерную программу, даже если придется прибегнуть к использованию военной силы против ядерных объектов Ирана. Недавний «слив» информации New York Times о конечной цели маневров ВВС Израиля в восточной части Средиземного моря, во время которых, согласно американской газете, отрабатывался механизма нанесения бомбовых ударов с воздуха по иранским ядерным объектам, имел ясный подтекст, что не осталось без ответа со стороны Ирана. Конфликтующие стороны не очень раскрывают детали своих контрдействий, хотя в общих чертах они известны: в случае военного удара по иранским ядерным объектам, согласно иранским источникам, Иран подвергнет ракетному обстрелу Израиль, включая израильский ядерный реактор в Димоне. Кроме того, в случае военной атаки Иран угрожает закрыть Ормузский пролив для нефтяных танкеров. Расчет прост — путем закрытия этого пролива, имеющего стратегическое значение, нанести ощутимый удар по западным экономическим интересам, сильно зависящим от поставок ближневосточной нефти из района Персидского залива. Вместе с тем Иран не учитывает то обстоятельство, что в случае осуществления данного сценария, в успехе которого, между прочим, сомневается американская сторона, также пострадают и азиатские страны, в лице которых он видит альтернативу ЕС. В ответ на угрозу командира «Корпуса стражей исламской революции» Ирана генерала Али Джафари закрыть Ормузский пролив, командующий пятым американским флотом вице-адмирал Кевин Дж. Косгрифф заявил в Манаме – столице Бахрейна, где расквартирована американская эскадра, что США не дадут возможность Ирану закрыть его. Заметим, что он также отверг возможность израильской атаки в «ближайшее время».

Вместе с тем международные обозреватели обратили внимание на неожиданный приезд председателя Объединенного комитета начальников штабов США адмирала М. Мулена в Израиль для встречи с начальником Генерального штаба ЦАХАЛа генералом Габи Ашкенази для обсуждения иранского вопроса.

Следует заметить, что в Израиле не надеются решить иранский ядерный кризис мирными, дипломатическими способами. В Израиле считают, что счет идет буквально на месяцы, когда еще можно остановить развитие иранской ядерной программы мирными средствами. В случае же неудачи экономических санкций и дипломатии Израилю не останется другого выхода, как самому, даже в одиночку, прибегнуть к военному решению иранской ядерного кризиса. Именно в этом ключе можно рассмотреть интервью бывшего начальника израильской разведки «Мосад» Шавита Шабтая, ныне старшего советника парламентской комиссии по иностранным делам и безопасности, данного 29 июня 2008 г. британской газете «Санди таймс», и его заявление о том, что Израиль и без получения американского согласия может атаковать Иран. Согласно ему, в распоряжении Израиля остается лишь один год для того, чтобы атаковать ядерные объекты Ирана, прежде чем исламская республика атакует Израиль с помощью ядерного оружия. По его мнению, «Иран в состоянии в течение года создать ядерное оружие. Следовательно, мы должны быть готовыми в плане обороны. Что же касается способности атаковать, если экономические санкции не помогут, у Израиля останется только военное решение — атаковать Иран».

Как видно со слов Шавита Шабтая, кроме опасения того, что Иран способен в течение короткого времени создать ядерное оружие, есть еще и другое опасение, из-за которого военная опция может быть снята с повестки дня. Это возможная победа сенатора-демократа Барака Обамы. С самого начала выбор демократов, а главное, их видение иранской проблемы и путей ее решения внушали Израилю недоверие. В Израиле, видимо, опасаются, что в случае победы Барака Обамы на президентских выборах в США политический курс США в отношении Ирана может претерпеть существенные изменения, что негативно отразится на обороноспособности Израиля.

Время подстегивает Израиль, поскольку до президентских выборов в США остается всего четыре месяца.

Возможные изменения в американской политике могут нанести ощутимый ущерб и ЕС, который смог выработать общую платформу по иранскому ядерному кризису. Не следует забывать, что совсем недавно в Белом доме стали обсуждать вопрос об открытии политического представительства в Иране. На этом фоне многим в Иране показалось, что ЕС оставил США далеко позади в деле борьбы против иранской ядерной программы. Неслучайно 26 июня с.г. газета «Донья-йе Эктесад» поместила большую статью под заголовком «Европа чинит препятствия в улучшении отношений между Ираном и Вашингтоном».

Если судить по материалам сегодняшнего дня (2 июля с.г.), появились первые признаки того, что Иран готов прекратить программу обогащения урана на период в шесть недель. Делаются заявления, свидетельствующие о том, что Иран готов вести прямые переговоры с США по ядерному вопросу. Время покажет, насколько можно надеяться на мирное решение иранской ядерной проблемы.

52.28MB | MySQL:103 | 0,490sec