Начало новой политики ЕС по борьбе с нелегальной иммиграцией

18 июня с.г. депутаты Европарламента большинством голосов приняли проект закона, устанавливающий общие для всех 27 стран ЕС критерии по высылке нелегальных иммигрантов. Проект, получивший название «директива о высылке», подвергался резкой критике левых политических сил и неправительственных организаций, которые охарактеризовали его как «постыдную директиву». За несколько дней до голосования в Страсбурге организация «SOS Racisme» в открытом письме к депутатам Европарламента выразила обеспокоенность «последствиями, которые скажутся как на достоинстве личности, так и на обеспечении юридической безопасности выходцев из иностранных государств, проживающих в Европе, вследствие принятия этого закона».

Поправки к закону, предлагавшиеся его противниками, несколько раз были отклонены депутатами Европарламента с перевесом более чем в 100 голосов. Тем не менее депутатам удалось достичь компромисса по тексту закона. «За» проголосовали 369 депутатов, «против» — 197, воздержались 106. Принятие этого решения является первым шагом по выработке единой для всех стран — членов ЕС политики в сфере иммиграции и свидетельствует о приоритетном значении борьбы с нелегальной иммиграцией в рамках этой политики.

«Директива о высылке» направлена на решение следующих основных задач: стимулирование добровольного отъезда нелегальных иммигрантов, установление минимальных стандартов содержания и сроков задержания нелегалов в специализированных центрах, а также условий запрета на повторный въезд на территорию Евросоюза.

Законом устанавливается срок от 7 до 30 дней для принятия нелегалом решения добровольно покинуть ЕС. В случае отказа добровольно покинуть территорию нелегал может быть помещен (до принудительной высылки) в специальный центр. Принять решение о помещении нелегала в подобный центр государство может при условии, что существует опасность его бегства или что заинтересованное лицо препятствует процедуре высылки. Государство, которое не в состоянии поместить нелегальных иммигрантов, готовящихся к высылке, в специальные центры, имеет право содержать их в учреждениях пенитенциарной системы, но обязательно отдельно от заключенных. Максимальный срок содержания в таких учреждениях составит шесть месяцев с возможностью его продления еще на 12 месяцев в особых случаях (если выходец из третьих стран отказывается сотрудничать с иммиграционными службами либо по причине задержки в предоставлении третьими странами необходимых документов).

По мнению французских неправительственных организаций, возможность увеличения срока задержания нелегалов (во Франции он составляет 32 дня) является серьезным шагом назад с точки зрения соблюдения прав человека. С другой стороны, только в десяти странах — членах ЕС срок задержания нелегальных иммигрантов составляет менее шести месяцев или равняется шести месяцам. А в некоторых государствах, в том числе в Великобритании и скандинавских странах, этот срок вообще неограничен. В данном случае установленное законом ограничение можно считать скорее позитивным изменением в отношении соблюдения прав нелегальных иммигрантов.

Специализированные центры подвергаются критике на протяжении многих лет. Основная суть критики состоит в том, что не совершавшие уголовных преступлений нелегалы из-за административных проволочек и ряда других причин могут годами содержаться в подобных «тюрьмах». Поэтому в законе прописана рекомендация по ускорению рассмотрения каждого случая, а в ситуации, при которой выслать нелегального иммигранта не представляется возможным (не установлены личность и гражданство* или невозможно соблюсти предусмотренные законом условия для отправки), он должен быть «немедленно выпущен на свободу». Выходцам из третьих стран, содержащимся в специальных центрах, должна систематически предоставляться информация о правилах содержания в этих местах с разъяснением их прав и обязанностей.

Предусматривается, что в специализированных центрах будут содержаться как взрослые, так и дети. Этот пункт в процессе обсуждения признавался критиками законопроекта абсолютно негуманным. Так, по мнению «SOS Racisme», «идеалы свободы, выраженные отцами (основателями) Европы, будут растоптаны, как только будет принято решение о заточении (содержании в специальных центрах. – И.М.) беззащитных лиц, таких как несовершеннолетние или иностранцы, требующие медицинского ухода, по той единственной причине, что их пребывание, с точки зрения законодательства принимающего государства, не является законным».

Поэтому законом предусматривается установление гарантированных условий (достойного) существования, в том числе право на получение медицинской помощи и образование для детей.

«Директива о высылке» будет, тем не менее, применяться и в отношении несовершеннолетних. Вплоть до настоящего времени в ряде стран ЕС это было запрещено, закон не рассматривал несовершеннолетних отдельно от родителей. Согласно новым правилам, высылка несопровождаемых (родителями, родственниками или опекунами) несовершеннолетних может быть осуществлена только в том случае, если в стране, куда они будут высланы, они будут взяты на попечение родственниками или социальными службами. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка (1989), при применении директивы государства ЕС обязаны в первую очередь действовать, исходя из защиты интересов ребенка. Поэтому несопровождаемые несовершеннолетние и семьи с детьми могут быть помещены в специальные центры, но только «в крайнем случае и по возможности на максимально короткий срок». «Дети, помещенные (в центры), имеют возможность на проведение досуга, в том числе на игры и развлечения.., в зависимости от продолжительности пребывания им предоставляется возможность получать базовое образование», — говорится в законе.

Директива может применяться в отношении нелегала только после принятия определенной страной решения о его высылке. До принятия этого решения государство в праве рассмотреть возможность легализации и предоставления вида на жительство «по гуманитарным мотивам». Если государство ЕС в качестве «крайней меры» прибегает к принудительным действиям, они «не должны выходить за границы разумного». Эти действия не должны идти вразрез с внутренним законодательством, должны соблюдаться основные права человека, уважение достоинства и физической неприкосновенности.

Высылка может происходить в страну, откуда прибыл нелегал, в том числе и в страну-транзит (если с ней имеются определенные соглашения на этот счет), а также в любую другую третью страну, в которую иммигрант выразит желание уехать и при условии, что это государство согласится его принять. В законе подчеркивается, что для облегчения процесса возвращения нелегалов необходимы соответствующие договоры с третьими странами как от имени ЕС, так и на двусторонней основе. На всех стадиях процесса возвращения сотрудничество со странами — источниками нелегальной иммиграции является предварительным условием для того, чтобы избежать повторных попыток высланных граждан проникнуть в Европу.

Законом также установлен запрет на повторный въезд на территорию ЕС после высылки, который не должен превышать пяти лет. Однако государства — члены ЕС имеют возможность аннулировать либо приостановить действие пятилетнего запрета по гуманитарным причинам. Тем не менее в некоторых случаях этот срок может быть и увеличен, «если выходец из третьих стран представляет собой серьезную угрозу для общественного порядка, общественной или национальной безопасности». К отягчающим обстоятельствам директива относит случаи неоднократной высылки нелегального иммигранта в прошлом.

Новый закон запрещает европейским странам ужесточать внутренние меры по уже принятым пунктам, но в то же время предоставляет возможность адаптировать либо даже смягчать внутреннее законодательство, исходя из собственных конкретных условий, если это не будет противоречить общеевропейским критериям.

Страны ЕС должны придерживаться принципа, согласно которому нелегальный иммигрант, если он является беженцем, не может быть выслан на родину, если там его жизнь и свобода будут под угрозой («принцип невысылки беженцев»). Выходец из третьих стран, который попросил убежища на территории ЕС, не может рассматриваться в качестве нелегала до тех пор, пока страна — член ЕС не отказала ему в предоставлении убежища. В ближайшее время Европарламент после консультаций с другими европейскими институтами (Европейский совет, Европейский суд) должен составить список «надежных» государств, т.е. государств, где жизнь и свобода граждан не подвергается явной угрозе.

Страны — члены ЕС должны применять положения директивы, не подвергая нелегалов «дискриминации по половому или расовому признаку, цвету кожи, национальному или социальному происхождению, по языку, религии, по политическим либо иным убеждениям, принадлежности к национальным меньшинствам,.. возрасту или сексуальной ориентации».

Общий фонд денежных средств для организации высылки нелегалов на 2008-2013 гг. установлен в размере 676 млн евро. Для нелегалов без средств существования предусматривается предоставление бесплатной юридической помощи, финансирование которой может выделяться из средств фонда.

Сторонники законопроекта называют успешное голосование «победой разума», подчеркивая, что изначально предложенные более жесткие условия встречали резкое неприятие ряда европейских социалистов и партии зеленых. По мнению последних, «Европа закрывается, в то время как для победы над нелегальной иммиграцией мы должны принять необходимые механизмы, которые позволят иммигрантам приезжать легально». В то же время председатель комиссии по вопросам гражданских свобод, юстиции и внутренних дел Европарламента Ж. Депре отметил, что если поток легальных иммигрантов сохранится на сегодняшнем уровне, то уже через 30 лет на территории ЕС их численность достигнет 45-60 млн человек. Поэтому тезис о закрытии границ ЕС не применим по отношению к политике поощрения приезда иностранной рабочей силы на легальных основаниях.

В принципе, политические дискуссии о закрытии/открытии границ для иммигрантов являются известной темой противостояния правого и левого политического спектра как внутри европейских стран, так и на общеевропейском уровне. Правые склонны к более решительным действиям по борьбе с нелегалами, а некоторые из депутатов Европарламента даже утверждают, что «мы должны бороться против того, что наносит ущерб идентичности нашего континента с точки зрения культуры и семейных ценностей». В то же время левые совместно с неправительственными организациями по соблюдению прав человека видят в эволюции подходов ЕС движение в сторону создания «неприступной европейской крепости». Принятие «бесчеловечной» директивы квалифицируется левыми как «позор и оскорбление европейской цивилизации». «Десятки тысяч людей умирают в море, а с (принятием) этой директивы мы становимся сообщниками недопустимого преступления, мы превращаем Средиземное море в кладбище». Их главный аргумент состоит в том, что «Европа (с идеалами) мира, синтеза народов и культур не может и не должна стать Европой, ставящей во главу угла вопросы общественной безопасности, губить свободу и замыкаться на самой себе». Здесь возникает закономерный вопрос, каким образом, руководствуясь только этими действительно благородными мотивами, удастся решить проблему с наплывом нелегальных иммигрантов, остроту которой почти никто в Европе сегодня не ставит под сомнение. По мнению вице-президента Европейской комиссии Ж. Барро, «бездействие перед лицом нелегальной иммиграции будет способствовать укреплению порочного круга, усложняя интеграцию иммигрантов, находящихся на законных основаниях».

Так или иначе, но проблема незаконного пребывания на территории ЕС граждан третьих стран требует скорейшего и согласованного со всеми государствами-членами решения. Несмотря на то что вопросы легальной и нелегальной иммиграции связаны между собой, принятие «директивы о высылке» никоим образом не затрагивает лиц, находящихся в ЕС на законных основаниях, тем более что Евросоюз обязался действовать в соответствии с Европейской конвенцией по правам человека и декларацией ООН.

С целью избежания высылки из стран ЕС иммигранты-нелегалы сознательно избавляются от документов, удостоверяющих их личность. Выходцы из арабских стран нередко при задержании представляются полиции палестинскими беженцами, чтобы избежать депортации.

34.08MB | MySQL:69 | 0,795sec