Ситуация в Судане и Южном Судане: июль 2020 г.

3 июля Судан анонсировал возобновление переговоров с Египтом и Эфиопией относительно Большой плотины возрождения (Gerd), построенной Аддис-Абебой на Голубом Ниле. Египет и Судан обеспокоены тем, что высокая скорость заполнения водохранилища повлияет на дебит Нила. Эфиопия планировала начать делать это в июле. Как сообщило министерство водного хозяйства Судана, переговоры проходили в режиме видеоконференции. Они стали возможными благодаря посредничеству ЮАР, которая в настоящее время возглавляет Африканский союз.

26 июня Каир и Хартум заявили, что заполнение водохранилища якобы отложено до достижения соглашения на этот счет. Однако на следующий день Эфиопия подтвердила свое намерение начать заполнение резервуара «в ближайшие две недели». При этом она обязалась за это время попытаться заключить окончательное соглашение с Египтом и Суданом под эгидой Африканского союза.

Известно, что Египет рассматривает проект Gerd как экзистенциональную угрозу для себя. Судан неоднократно предупреждал о связанных с плотиной «больших рисках» для миллионов людей.

3 июля сотни суданцев вышли на сидячую забастовку в штате Центральный Дарфур, призывая правительство обеспечить безопасность их собственности после нескольких нападений неизвестных, приведших к убийствам и разграблению недвижимости.

Неделей ранее неизвестные убили трех крестьян близ города Нертити в Центральном Дарфуре.

Со своей стороны премьер-министр Судана Абдалла Хамдок заявил, что правительственная делегация отправится в Центральный Дарфур с тем, чтобы попытаться удовлетворить требования манифестантов. Эта делегация уволила нескольких местных руководителей спецслужб и предписала создать некие силы безопасности, призванные защитить мирное население. В этой связи интересно, а зачем платить так называемым миротворцам из Миссии ООН в Дарфуре, теоретически призванным решать эту задачу?

Тем не менее 8 июля сидячая забастовка продолжилась. Ее участники соорудили палаточный городок перед зданием администрации города Нертити.

8 июля в Хартуме было объявлено, что начиная с этого дня облегчаются условия комендантского часа и ряда других ограничений, принятых ранее для недопущения распространения пандемии. В тот день в столице вновь открылись рестораны и магазины, полиция убрала свои контрольные блок-посты. В штате Хартум комендантский час остался в силе с 18 до 5 часов утра, однако его полностью отменили на территории всей страны. Административные службы должны были приступить  к работе начиная с 19 июля.

Решение о продлении карантинных мер было принято после того, как число ежедневных случаев заражения снижалось в течение двух недель. На тот момент число инфицированных в Судане составляло 9997 человек, 622 из них умерли.

Режим полной самоизоляции был введен в штате Хартум 16 апреля и позднее неоднократно продлевался. Затем он был распространен на всю территорию страны.

13 июля суданцы начали получать государственную помощь для того, чтобы противостоять издержкам, связанным с пандемией. Предполагается, что эта помощь адресована 80% из 42-миллионного населения Судана. Фонд этой помощи составил 1,6 млрд евро. В нем под эгидой ООН и Евросоюза поучаствовали 40 стран.

9 июля в Судане разразился правительственный кризис, в ходе которого 7 министров были отправлены в отставку на фоне протестных выступлений. Речь шла, в частности, о министрах иностранных дел, финансов, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и здравоохранения.

С августа 2019 г. в Судане работало переходное правительство, сформированное из технократов. Оно возникло в результате соглашения о разделении власти между военными и видными фигурами оппозиции и было призвано обеспечить переход к гражданскому режиму.

10 июля Суверенный совет – высшая руководящая структура Судана на переходный период – ввел в действие закон, предусматривающий уголовное наказание за женское обрезание, практика которого распространена в этой стране, Египте и некоторых других странах Африки. Речь идет о 3-х годах тюрьмы и штрафе, а также закрытии клиник, где это варварство совершалось. Глава прежнего режима Омар аль-Башир в 2015 г. отклонил проект аналогичного закона.

По данным ООН, в Судане 9 из 10 женщин подвергались процедуре  обрезания, в результате которого некоторые из них умирали.

Очередная «революция» в Судане произошла 12 июля, когда власти этой страны разрешили употребление алкоголя немусульманам вне общественных мест. Это было запрещено в Судане с 1983 года. Согласно статье 126 Уголовного кодекса, подобное «преступление» было чревато смертной казнью. Немусульмане составляют по официальной статистике примерно 3% населения Судана.

16 июля правительство Судана и коалиция повстанцев пришли в Джубе к финальной части заключения соглашения о мире. Отныне дискуссия пошла о создании объединенной армии. Речь шла о повстанцах, действовавших в регионе Дарфура, штатах Голубой Нил и Южный Кордофан.

Переговоры между Хартумом и повстанцами шли в Джубе с середины октября 2019 г. Они стали возможными после прихода к власти в Судане переходного правительства во главе с А.Хамдоком, который сделал своим приоритетом достижение мира в трех проблемных регионах после многих лет войны.

Ранее стороны пришли к соглашению относительно раздела власти на местах и автономии регионов Голубой Нил и Южный Кордофан.

Как сообщил глава Суданского революционного фронта (СРФ, коалиция из 9 повстанческих групп) Альхади Идрис Яхья, СРФ рассчитывал на 3 места в Суверенном совете, призванном обеспечить переход к гражданской власти. За представителями СРФ были также зарезервированы 25% мест в парламенте и правительстве.

Другая коалиция из трех вооруженных групп – «Движение за освобождение народа Судана – Армия/Север», действующая в Южном Кордофане, ведет сепаратные переговоры с суданскими властями. Она требует либо секуляризации государства, либо права на самоопределение Южного Кордофана.

17 июля несколько десятков сторонников прежнего режима приняли участие в Хартуме в манифестации против реформ переходных властей от 10 июля, которые они расценили как антиисламские. Кроме уже названных мер речь шла также о декриминализации перехода в другую веру. Силы безопасности блокировали немногочисленных протестовавших.

18 июля суданские военные объявили о намерении преследовать в судебном порядке журналистов и активистов, которые осмелятся «оскорблять» их как в Судане, так и за его пределами. Они уточнили, что приняли подобное решение, поскольку «их терпение завершилось перед лицом оскорблений и обвинений, которые выражены в их адрес и которые вписываются в план, нацеленный на нанесение ущерба армии и (суданской) системе безопасности».

19 июля суданские полувоенные проправительственные «Силы быстрой поддержки» (СБП) объявили об аресте 160 человек, которые намеревались пересечь границу с Ливией с тем, чтобы воевать там в качестве «наемников». Командующим СБП является член Суверенного совета генерал Мухаммед Хамдан Дагло.

Еще в январе эксперты ООН сообщили, что многие арабы из конфликтного региона Дарфур, а также граждане Чада воюют в качестве наемников в Ливии. Они относятся к тем же племенам, выходцы из которых составляют большинство бойцов СБП. По данным ООН, бойцы нескольких вооруженных групп из Дарфура воюют в Ливии как на стороне Правительства национального единства, так и на стороне Ливийской национальной армии фельдмаршала Халифы Хафтара.

28 июня суданские силы безопасности арестовали в Дарфуре 122 «наемника», намеревавшихся отправиться в Ливию.

21 июля бывший президент Судана Омар аль-Башир предстал перед специальным судом из трех судей по обвинению в совершении военного переворота в 1989 г., в результате которого был свергнут демократически избранный премьер-министр Садек аль-Махди. Экс-диктатору грозит сметная казнь. Речь идет о небывалом для арабского мира процессе – еще ни разу успешный некогда главарь путчистов не представал перед судом. Ливиец Муамар Каддафи, свергнувший монархию в 1969 г., был убит в 2011г., иракца Саддама Хусейна и египтянина Хосни Мубарака судили по другим обвинениям, тунисец Зин аль-Абидин бен Али сбежал в 2011 г. в Саудовскую Аравию.

Вместе с О.аль-Баширом по делу проходили еще 27 военных и гражданских лиц, среди которых бывший вице-президент Али Осман Таха и генерал Бакри Хасан Салех. Их защищали 191 адвокат. Процесс едва начавшись был перенесен на 11 августа.

Судан также обязался выдать О.аль-Башира Международному уголовному суду, который обвиняет его в военных преступлениях и геноциде в Дарфуре в 2003 – 2004 гг.

22 июля правительство Судана объявило о намерении девальвировать суданский фунт из-за гигантского дефицита бюджета, вызванного главным образом приостановкой экономической активности из-за коронавируса. По данным исполняющей обязанности министра финансов Хибы Мохаммад, доходы государства сократились на 40%. К тому дню согласно официальному курсу 1 доллар стоил 55 фунтов. На «черном» рынке за него давали 140 фунтов. Одновременно было объявлено о постепенной отмене господдержки цен на бензин при сохранении субвенций на медикаменты, электричество, хлеб и бытовой газ. Тогда же премьер-министр Судана Хамдок сообщил, что губернаторы всех 18 провинций Судана стали гражданскими лицами. Ранее эти посты занимали военные.

23 июля прокурор Судана объявил об обнаружении в Омдурмане братской могилы, в которой находились тела 28 офицеров – участников неудавшейся попытки военного переворота в 1990 г. Они хотели свергнуть режим О.аль-Башира, годом ранее пришедшего к власти также в результате военного переворота. Речь идет о втором захоронении неудавшихся путчистов, обнаруженном после свержения О.аль-Башира. Все они были казнены без суда после провала попытки переворота.

25 июля стало известно, что по меньшей мере 20 крестьян были убиты в штате Южный Дарфур неизвестными вооруженными лицами. 20 человек получили ранения. Расправа была совершена после того, как крестьяне вернулись на свои участки после 15-летнего отсутствия – они их покинули, бежав от межплеменных столкновений.  Их возвращение стало возможным после того, как при поддержке властей они договорились с теми, кто занял их участки в ходе конфликта в Дарфуре.

26 июля стало известно, что около 500 вооруженных лиц атаковали деревню Мастери, что в 48 км от г.Эль-Генейта — административного центра провинции Западный Дарфур. В деревне проживали крестьяне – выходцы из африканского племени масалит. В результате нападения погибли 60 человек, 88 получили ранения.

Речь идет о самом серьезном в серии аналогичных инцидентов, происшедших ранее, между кочевниками-арабами и крестьянами-африканцами. Основная их причина – споры из-за земли и воды. Всего в период между 19 и 26 июля было зафиксировано 7 таких инцидентов. Из-за них Совет обороны и безопасности Судана принял решение направить в регион силы безопасности. Со своей стороны 28 июля Совместная миссия Африканского союза и ООН в Дарфуре (Minuad) призвала Хартум «как можно скорее» отправить в Дарфур войска.

В целом, из-за осложнения ситуации в Дарфуре переходное правительство Судана оказалось перед новым и очень сложным вызовом при том, что решить проблемы региона в современных условиях для Хартума явно не представляется возможным.

52.23MB | MySQL:103 | 0,512sec