Ситуация в Израиле: август 2020 г.

Август оказался насыщенным в том, что касается израильской внешнеполитической активности, особенно в сравнении с предыдущими месяцами. Было организовано несколько раундов консультаций с ключевыми зарубежными партнерами, а также достигнут прогресс в отношениях с государствами региона. Напряженной была обстановка на границе Израиля и сектора Газы. Во внутренней политике ключевой осталась тема COVID-19. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Вопросы войны и мира

В августе по Израилю из Газы было выпущено 25 ракет, что стало основанием  для ответных действий ЦАХАЛа в отношении террористической инфраструктуры ХАМАСа. Также продолжилась практика запуска на израильскую территорию воздушных шаров с горючими веществами. Относительно высоким был уровень насилия на Западном берегу, объектами нападений становились как мирные жители, так и военнослужащие ЦАХАЛа. По данным Информационного центра им. М.Амита, имело место три серьезных инцидента, в которых погиб 1 израильтянин.

К концу месяца при посредничестве Катара ситуацию в зоне противостояния Израиля и ХАМАСа удалось стабилизировать, однако вероятность новых вспышек насилия в краткосрочной перспективе остается высокой. При этом палестинская группировка, контролирующая сектор, стремится объяснить свои действия борьбой с оккупацией, которая с их точки зрения, мешает борьбе с COVID-19. В действительности же, представители верхушки ХАМАСа ведут тактическую борьбу, одновременно подстрекая к насилию на контролируемых Палестинской национальной администрацией территориях, где уровень агрессии не пошел на спад. Таким образом, ХАМАС фактически работает на двух направлениях, пытаясь добиться уступок от Израиля под предлогом, который явно найдет отклик в глазах международного сообщества, а также продолжая подготовку к борьбе за власть на палестинских территориях в будущем.

Официальные визиты и переговоры

Важнейшим внешнеполитическим событием августа стала нормализация отношения между Израилем и ОАЭ, достигнутая под патронажем США. В целях содействия данному процессу была принято решение установить прямую телефонную линию между главами внешнеполитических ведомств двух стран. Американо-израильские консультации, одной из главных тем которых стали отношения Иерусалима и Абу-Даби, продолжились в ходе визита в Израиль госсекретаря США М.Помпео, в присутствии которого Б.Нетаньяху прокомментировал острый вопрос согласия правительства страны на сделку по продаже ОАЭ американских истребителей-бомбардировщиков F-35. По его словам, данная составляющая договором не предусматривалась. В дальнейшем с первыми лицами государства пообщался прибывший в Иерусалим старший советник президента США Дж.Кушнер. В конце августа израильская делегация во главе с председателем Совета национальной безопасности М.Бен-Шабатом отправилась в ОАЭ для обсуждения условий дальнейшей нормализации с участием представителей администрации Соединенных Штатов.

Среди политических последствий выхода на новый уровень сотрудничества Иерусалима и Абу-Даби можно назвать последовавшую за этим дипломатическую волну, связанную с желанием пересмотреть характер контактов с ближневосточным государством со стороны региональных и внерегиональных игроков. В августе премьер-министр Б.Нетаньяху и министр разведки Э.Коэн распространили информацию о возможности аналогичного прорыва на суданском направлении. Подкрепил эту версию тот факт, что М.Помпео после посещения Израиля отправился в Судан прямым рейсом. Также Э.Коэн высказал предположения о возможных  трансформациях отношений с Бахрейном и Оманом. Позитивно была воспринята израильским правительством поддержка нормализации с ОАЭ, выраженная Египтом. Продолжилась тенденция к сближению с ближневосточной страной уже на европейском треке в сентябре.

26 августа глава МИД Г.Ашкенази начал свой первый зарубежный визит, в качестве направления которого была выбрана ФРГ. В программе пребывания значились мероприятия, направленные на то, чтобы почтить память жертв Катастрофы. В частности Г.Ашкенази Х.Маас посетили Мемориальный и образовательный центр «Дом Ванзейской конференции». В дальнейшем состоялись политические консультации по вопросам двустороннего сотрудничества и ситуации на Ближнем Востоке. Со стороны Берлина наибольший интерес вызвали процессы, связанные с нормализацией между Израилем и ОАЭ. В этой связи федеральное внешнеполитическое ведомство обратило внимание на необходимость использования положительной динамики в регионе для возобновления палестино-израильских переговоров, в чем предложила свое активное содействие. Г.Ашкенази со своей стороны призвал правительство ФРГ не допустить отмены оружейного эмбарго для Ирана. Наконец, помимо общения с представителями германских властей израильский политик получил шанс присутствовать на конференции министров иностранных дел ЕС, что позволило донести израильские опасения до более широкой аудитории.

Кроме того, Г.Ашкенази, все активнее включающийся в работу МИДа особенно на европейском направлении провел телефонные консультации с контрпартнером из Литвы Л.Линкявичусом, поблагодарив его за признание «Хизбаллы» террористической организацией. Ранее прибалтийская республика наделяла таким статусом лишь ее «боевое» крыло. Шаг Вильнюса был воспринят как вклад в процесс полного запрещения ливанской шиитской группировки на территории Евросоюза.

В середине месяца продолжились  консультации Афин и Иерусалима, в которых приняли участие Б.Нетаньяху и Г.Ашкенази. Темами бесед представителей израильского правительства с главой внешнеполитического ведомства Греции Н.Дендиасом стали геополитические интересы в Средиземноморье, подтверждение общности которых было сделано на фоне враждебной активности Турции, а также двустороннее экономическое взаимодействие. В последнем акцент был сделан на туристической отрасли и связях представителей предпринимательских сообществ. Практическим результатом переговоров в конце месяца стало согласие Афин увеличить квоту израильских туристов, которым разрешено посещать Грецию в условиях существующих ограничений, связанных с COVID-19.

Продолжая европейское направление, необходимо упомянуть встречу Г.Ашкенази с его британским контрпартнером Д.Раабом в Иерусалиме, включавшую обсуждение двустороннего сотрудничества после Brexit и региональные события, среди которых наибольший интерес вызвали ливанский, иранский и эмиратский треки. Как и в случае с ФРГ один из главных акцентов был сделан на угрозе, исходящей от ИРИ, и требующей от европейских игроков, с точки зрения Иерусалима, сохранения оружейного эмбарго.

Помимо этого, в августе было предпринято несколько попыток предложить гуманитарную и медицинскую помощь Ливану после взрыва в порту Бейрута. Глава совета национальной безопасности по поручению премьер-министра обсудил ситуацию со специальным представителем ООН по ближневосточному мирному процессу Н.Младеновым. Сам Б.Нетаньяху включил данный вопрос в повестку телефонных переговоров с президентом Франции Э.Макроном. Представители блока «Кахоль-лаван» в правительстве в лице министров обороны и иностранных дел сделали ливанским властям аналогичное предложение по дипломатическим каналам. Таким образом, Израиль заинтересован в поддержке Ливана в условиях сложной социально-экономической обстановки и правительственного кризиса с тем, чтобы в случае серьезного ослабления «Хизбаллы» иметь шанс стабилизировать отношения с соседом, содействовать выводу Бейрута из зоны влияния Тегерана, а также получить шанс на нормализацию контактов и относительную стабильность на северном фронте.

Отношения с международными организациями

В конце августа Израиль поприветствовал решение продлить мандат временных сил ООН в Ливане (UNIFIL), что, с точки зрения МИДа ближневосточной страны, позволит миротворческим силам более эффективно исполнять обязанности. Резолюция, представленная на рассмотрение ООН и подготовленная Францией, предполагает сокращение контингента UNIFIL с 15 до 13 тыс. человек. Однако текст документа осуждает все попытки нападения на миротворцев, а также требует официальный Бейрут предоставить доступ к объектам в районе т.н. «голубой линии», включая террористические туннели «Хизбаллы». В этом израильские обозреватели увидели явный учет интересов Вашингтона и Иерусалима. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что в декабре 2018 –  январе 2019 г. ЦАХАЛ провел операцию «Северный щит» по выявлению и нейтрализации туннелей с ливанской территории на израильскую, по итогам которой рапортовал об устранении данной угрозы.

Впрочем, отношения Израиля и ООН все же не были лишены конфликтов. В августе Управление организации по координации гуманитарной деятельности  обвинило правительство ближневосточного государства в разрушении 25 палестинских построек и насильственном перемещении 32 человек. Причем часть сносов была проведена самими владельцами, опасавшимися санкций с израильской стороны. 15 августа Израиль осудил итоги голосования в Совете Безопасности ООН по резолюции, предусматривающей продление на неопределенный срок  международного эмбарго на поставки оружия ИРИ. Канцелярия главы израильского правительства распространила заявление, в котором решение Совбеза было названо «скандальным». Также Б.Нетаньяху напомнил, что иранская террористическая опасность имеет значение не только для Израиля, но и несет в себе риски для всего мира.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Повестка дня Кнессета

Работа израильского парламента на различных направлениях в августе была связана преимущественно с коронавирусной проблематикой. На одном из слушаний генеральный директор медицинского центра «Хадасса» З.Ротштейн представил данные об ущербе, нанесенном больнице за время пандемии. По его оценкам, урон составляет порядка 200 млн шекелей. 250 сотрудников были отправлены в отпуск за свой счет, а возвращение их к работе, равно как прием новых врачей и медсестер не представляется возможным из-за урезанного бюджета. При этом З.Ротштейн отметил, что предоставленные правительством льготы медицинским учреждениям в размере 600 млн шекелей не достаточны для восстановления полноценной работы. Следует сказать, что случай «Хадассы» важен особенно, поскольку больница приняла наибольшее количество пациентов с COVID-19.

Помимо этого, в августе состоялись заседания комиссий по науке, экономике,  социальному обеспечению, образованию, а также профильной комиссии по коронавирусу. В числе обсуждавшихся тем были вопросы повышения различных платежей в период действия ограничений, в результате которых многие лишились работы или потеряли часть дохода, восстановление авиасообщения и возврат средств пассажирам за отмененные рейсы, разработка и продвижение израильской вакцины от COVID-19.

В том, что касается деятельности парламентариев, не связанной с пандемией, можно отметить поправку к Закону о возвращении, предложенную в конце месяца депутатом «Ямины» Б.Смотричем. По его задумке, внук еврея, не являющийся евреем по Галахе, должен лишиться права на репатриацию в соответствии с указанным законом. Инициатива вызвала возражения как  со стороны коалиционных партий, так и оппозиции. В итоге, перед голосованием Б.Смотрич отозвал свой законопроект, сохранив за собой право его повторного выдвижения.

10 августа состоялось заседание Комиссии по иностранным делам и обороне с участием министра обороны Б.Ганца, на котором он выступил с докладом. Встреча прошла в закрытом режиме, однако, согласно разрешенным для публикации материалам, основной целью Израиля в сфере безопасности на текущем этапе является предотвращение конфликтов в условиях сложной эпидемиологической ситуации. Главной внешнеполитической задачей было обозначено санкционное давление на Иран. Продвижением ее, как видно из предыдущих разделов, активно занимается однопартиец Б.Ганца – глава МИД Г.Ашкенази. Таким образом, можно говорить о контурах внешнеполитической стратегии лидера «Кахоль-лаван» в том случае, если он сможет сменить Б.Нетаньяху в порядке ротации.

В августе несмотря на действующие ограничения возобновилась работа межправительственных групп дружбы. В частности, на основании обращения президента международной ассоциации Израиль-Азербайджан «АзИз» в связи с предшествовавшей эскалацией конфликта между Баку и Ереваном были начаты консультации группы дружбы Израиля и Азербайджана. Возглавил ее представитель партии «Наш дом —  Израиль» Е.Сова.

Деятельность правительства

Кабинет министров Израиля в начале августа утвердил Ц.Хотовели (Ликуд), в прошлом занимавшую посты министра по делам поселений и заместителя главы внешнеполитического ведомства, в должности посла в Великобритании. Ее назначение стало одним из немногих случаев передачи важного дипломатического представительства не под управление карьерного дипломата, а политика. Для сравнения, в Москву, Минск, Пекин, Шанхай в тот же период были направлены профессиональные дипломаты.  Более того, кандидатура коллеги Б.Нетаньяху по партии, поддерживающей поселенческую активность, стала поводом для петиций в адрес правительства Соединенного Королевства с просьбами отклонить ее. Вместе с тем обратной стороной этого процесса является возвращение в страну М.Регева, до этого возглавлявшего миссию в Лондоне. Его назначение на должность старшего советника по международным коммуникациям, предполагающую взаимодействие с иностранными СМИ, говорит о планах усилить информационную работу.

16 августа кабинет утвердил план ускорения израильской экономики и оказания помощи пострадавшим группам населения, предложенный Б.Нетаньяху и министром финансов И.Кацем. Данный проект входит в более масштабную инициативу, представленную политиками в начале лета. Новый пакет мер подразумевает выделение дополнительных 8,5 млрд шекелей на такие направления, как завершение значимых транспортных проектов (2 млрд. шекелей), развитие жилищной инфраструктуры для увеличения предложений на рынке жилья (750 млн. шекелей), поддержка high-tech (750 млн. шекелей), а также на содействие туристической отрасли, медицине, инициативам в сфере экологии и спорта.

В том, что касается усилий по борьбе с COVID-19, правительство Израиля продолжило идти по пути ограничений. В частности, до начала октября был продлен запрет на въезд иностранных граждан, а соответствующая министерская комиссия утвердила «пакет мер социального дистанцирования». В него в числе прочего вошли рекомендации по количеству присутствующих на мероприятиях и пассажиров в транспорте, запреты на работу точек питания в торговых центрах и на рынках, а окружные врачи Минздрава получили особые полномочия по закрытию объектов и проведению расследований с целью пресечения цепочки распространения инфекции.

Одной из острых тем для правительства Б.Нетаньяху остались протесты, остановить которые не помог даже достигнутый дипломатический прорыв в отношениях с ОАЭ. Население продолжило выражать недовольство коррупцией и действиями властей в связи с пандемией. На одном из заседаний кабинета министров глава правительства прокомментировал ситуацию, сообщив, что «демонстрации являются инкубаторами коронавируса», а также «подпитываются мобилизациями средств массовой информации», подобных которым, с его точки зрения, ранее не было. При этом сами участники акций в интервью, в том числе европейским изданиям, утверждали, что их действия никем не координируется, а выросли акции из недовольства различными аспектами жизни в стране, которые они ассоциируют с лидерством Б.Нетаньяху.

ЦИТАТА МЕСЯЦА

«Я приветствую решение президента Объединенных Арабских Эмиратов шейха Халифы бен Заида отменить закон о бойкоте товаров из Израиля и экономических контактах с израильтянами. Это важный шаг на пути к процветанию и миру в регионе», – завил Б.Нетаньяху по случаю соответствующего решения ОАЭ. Приведенный комментарий подкрепляет мнение экономических обозревателей и экспертов из различных отраслей не только о политическом, но и о коммерческом потенциале нормализации. Так, сообщается, что эмиратцы проявляют заинтересованность в израильских системах капельного орошения и других инновациях, способствующих развитию сельского хозяйства в пустыне. Большими возможностями обладает сектор торговли алмазами, Руководитель направления международного сотрудничества Ассоциации торговых палат Израиля З.Лави делает акцент на том, что в условиях сближения не только крупные израильские корпорации, имеющие международные филиалы, но старт-апы смогут выйти на рынок ОАЭ под влиянием снятых ограничений.

52.27MB | MySQL:103 | 1,013sec