Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (30 июня – 6 июля 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили вокруг ядерной программы Ирана. 4 июля иранские представители передали верховному комиссару Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Х. Солане ответ Тегерана на пакет предложений международной «шестерки» (Великобритания, Германия, КНР, РФ, США, Франция) по урегулированию атомной проблемы ИРИ.

В ответе на предложения международных посредников руководство Ирана, заявив о готовности к переговорам по ядерной проблематике, одновременно отказалось от приостановки работ по обогащению урана, что является главным требованием соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН и международного сообщества. Тем не менее, Х. Солана и секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ С. Джалили договорились возобновить переговоры во второй половине июля.

Министр иностранных дел Ирана М. Моттаки сообщил о готовности Ирана восстановить дипломатическое присутствие США в ИРИ (но не дипотношения в полном объеме) и открыть прямое авиасообщение между двумя странами. Ранее Вашингтон на неофициальном уровне неоднократно предлагал восстановить отношения с Тегераном. Президент США Дж. Буш заявил, что Америка поддерживает право Ирана на развитие гражданской атомной энергетики, но считает, что нынешним иранским властям нельзя доверять в вопросах, касающихся обогащения урана.

Командующий Корпуса стражей исламской революции (КСИР) генерал М. А. Джаафари 5 июля сообщил, что любое силовое действие против Ирана «будет рассматриваться как начало войны». При этом генерал, прежде всего, имел в виду возможный удар Израиля по иранским ядерным объектам. В то же время командующий КСИР заметил, что подобное израильское нападение вряд ли возможно. Председатель Комитета начальников штабов ВС США адмирал Р. Муллен считает возможный удар Израиля по Ирану «крайне рискованным», т. к. он может дестабилизировать обстановку на Ближнем Востоке, открыв «третий фронт» (помимо Ирака и Афганистана), что создаст значительные дополнительные трудности для Соединенных Штатов.

Продолжается нагнетание напряженности вокруг Ормузского пролива. Начальник генштаба иранской армии генерал-майор Х. Фирозабади подчеркнул, что стратегия Ирана заключается в том, чтобы этот пролив был открыт для судоходства, но в случае возникновения угрозы иранским интересам «мы не позволим ни одному судну пройти через Ормузский пролив». Со своей стороны, командующий 5-м оперативным флотом ВМС США вице-адмирал К. Косгрифф заявил, что Соединенные Штаты и их союзники не позволят Ирану воспрепятствовать судоходству в Персидском заливе и не дадут ему закрыть Ормузский пролив.

Сложная обстановка сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. На прошедшей неделе боевики палестинских экстремистских группировок из сектора Газа несколько раз обстреливали ракетами и из минометов приграничные израильские территории. В ответ власти Израиля после каждого обстрела закрывали КПП на границе с палестинским анклавом. 6 июля израильтяне вновь открыли три контрольно-пропускных пункта для доставки в Газу продовольствия, топлива и других грузов. Вместе с тем премьер-министр Израиля Э. Ольмерт предупредил палестинскую сторону, что в случае продолжения обстрелов не исключены силовые действия против экстремистов. Со своей стороны, представители ХАМАСа неоднократно подтверждали готовность соблюдать условия перемирия с Израилем. 1 июля Египет открыл для ограниченного пропуска палестинцев пограничный КПП «Рафах», однако на следующий день сотни жителей Газы пытались силой прорваться на территорию АРЕ. Египтяне смогли предотвратить прорыв, а КПП был закрыт. В Иерусалиме 2 июля палестинский террорист-одиночка на бульдозере раздавил несколько автобусов и автомашин, три человека погибли, а около 40 получили ранения. В итоге террорист был застрелен.

6 июля председатель ПНА М. Аббас встретился в Дамаске с президентом Сирии Б. Асадом и обсудил с ним вопросы, связанные с переговорами о мире с Израилем, ситуацию вокруг сектора Газа и достижением палестинского единства. В то же время Аббас категорически отказался от встречи с лидером ХАМАСа Х. Машаалем.

При посредничестве Турции в Стамбуле на минувшей неделе прошел третий раунд непрямых мирных переговоров между Сирией и Израилем. Стороны договорились о проведении четвертого раунда диалога в конце июля и последующих встреч в августе. По словам Э. Ольмерта, «с сирийцами мы ведем серьезный разговор, по моей оценке, очень скоро переговоры должны стать прямыми», а имеющиеся проблемы «не так сложны, как они кажутся». Ольмерт считает, что, возможное мирное соглашение с Сирией могло бы иметь важные последствия для безопасности Израиля и «стратегическое значение такого шага нельзя игнорировать». В ответ министр иностранных дел Сирии В. Муаллим заявил, что Дамаск пока воздержится от прямых переговоров с Израилем и пойдет на такой шаг лишь после того, как стороны найдут «общую почву для всех основных элементов мирного соглашения». Сирийцы также считают, что прямой диалог с Израилем требует активного участия и спонсорства со стороны США, «активной роли Европы, может быть присутствия Франции», а также участия России и ООН.

Между тем израильский Кнессет 30 июня в первом чтении принял законопроект, согласно которому правительство, прежде чем сможет передать какую-либо часть территории страны иностранному государству, должно будет получить не только одобрение парламента, но и провести по данному вопросу всенародный референдум. В этой связи напомним, что в декабре 1981 г. Кнессет принял закон о распространении на оккупированные сирийские Голанские высоты законов Государства Израиль, что фактически означало аннексию этой территории.

Израиль провел успешное испытание тактического комплекса ПРО «Железный купол», предназначенного для уничтожения ракет малой дальности типа «Кассам» и «Катюша». Комплекс также может применяться для борьбы с минометными обстрелами. Ожидается, что «Железный купол» будет принят на вооружение до конца текущего года.

В связи с обострением обстановки в Афганистане США планируют в ближайшее время увеличить численность своей группировки в этой стране на 7 тыс. человек. Сейчас здесь находятся 32 тыс. военнослужащих, а также 38 тыс. военнослужащих из других стран НАТО. Пентагон также заявил о продлении на месяц срока пребывания в Афганистане 2,2 тыс. морских пехотинцев. По мнению командования ВС США, для успешного ведения боевых действий против талибов требуются дополнительные силы авиации, больше высокоманевренных разведывательных частей и подразделений.

Правительство Пакистана 3 июля заявило, что не позволит иностранным войскам действовать на территории страны, а любые меры военного характера, необходимые для обеспечения национальной безопасности, будут осуществлять только пакистанские силы. В конце минувшей недели правительственные войска приостановили операцию против боевиков, поддерживающих талибов, в районе Хайбер на северо-западе страны вблизи границы с Афганистаном. Это сделано с целью возобновления переговоров с боевиками при посредничестве вождей местных племен. Заместитель госсекретаря США Р. Баучер, посетивший Исламабад, заявил, что Вашингтон не одобряет переговоры, которые власти Пакистана ведут со сторонниками талибов.

В Сомали продолжаются бои эфиопских и правительственных войск с отрядами оппозиционного «Совета исламских судов» и других исламистских группировок. Наиболее ожесточенные и масштабные бои идут в столице Могадишо и центральной части страны. 1 июля Африканский союз (АС) продлил на шесть месяцев мандат своих миротворческих сил в Сомали, одновременно предложив ООН взять на себя руководство этими силами. Во многом это объясняется тем, что АС оказался не в состоянии укомплектовать контингент миротворцев, насчитывающий в настоящее время лишь 2,6 тыс. человек вместо 8 тыс. запланированных к размещению в Сомали.

5 июля части правительственной армии Судана и отряды Народно-освободительной армии Судана, подчиняющиеся автономному правительству Юга, начали покидать регион Абъей – богатую нефтью спорную территорию, на управление которой претендуют как центральные власти, так и южане.

Парламент Ирака вновь, как и в 2007 г., отложил летние каникулы. На этот раз это сделано с целью продолжения работы по принятию избирательного закона, необходимого для проведения намеченных на октябрь выборов в провинциальные органы власти. По имеющейся информации, парламентарии пошли на такой шаг во многом под давлением американской администрации, недовольной медленной работой иракского законодательного органа.

Продолжаются американо-иракские консультации и переговоры по подготовке двустороннего соглашения о стратегическом партнерстве. На минувшей неделе Вашингтон посетил глава иракского МИДа Х. Зибари, имевший встречи с президентом Дж. Бушем и другими деятелями американской администрации. По итогам визита Зибари заявил, что у Ирака нет иного выбора, кроме как подписать соглашение с США, что позволит американским войскам оставаться в Ираке после истечения в декабре 2008 г. срока мандата ООН. В то же время противники соглашения, главным образом из числа сторонников радикального шиитского деятеля М. ас-Садра 5 июля провели в Багдаде и некоторых городах на юге страны очередные массовые демонстрации против подписания соглашения с США.

2 июля силы безопасности арестовали губернатора южной провинции Майсан и трех депутатов провинциального совета, являющихся сторонниками М. ас-Садра. Эта акция вызвала решительный протест у руководства садристов, назвавших ее политическим, а не юридическим решением».

6 июля в ходе начавшегося визита в ОАЭ премьер-министра Ирака Н. аль-Малики руководство Эмиратов объявило о полном списании иракского долга, который вместе с процентами и просроченными платежами составляет ок. 11 млрд долларов. ОАЭ также назначили своего посла в Ираке.

В целом обстановка в Ираке остается сложной. В различных районах страны совершаются теракты, вооруженные нападения, другие насильственные действия.

2 июля состоялась очередная встреча лидеров греческой и турецкой общин Кипра. Президент Республики Кипр Д. Христофиас и глава непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра М. А. Талат дали оценку деятельности рабочих групп и технических комитетов, занимающихся подготовкой межобщинных переговоров, обсудили вопросы единого суверенитета и гражданства, «дав в отношении них принципиальное согласие». В целом встреча прошла в «позитивной и объединяющей атмосфере». Диалог продолжится 25 июля, когда два лидера попытаются договориться о начале полномасштабных переговоров по кипрскому урегулированию.

Ожидавшееся 5 июля объявление о завершении процесса формирования правительства национального единства Ливана ее произошло. Причиной этого, как сообщается, стали разногласия, возникшие в последний момент среди правящей коалиции «Движение 14 марта» по поводу распределения некоторых министерских постов, выделенных христианской общине. Тем не менее, премьер-министр Ливана Ф. ас-Синьора выразил уверенность, что создание нового кабинета министров успешно завершится уже в ближайшее время.

По итогам визита в Египет глава ливийского правительства Аль-Багдади А. аль-Махмуди сообщил о намерении Ливии построить нефтеперерабатывающий завод в Александрии (будет работать на ливийской нефти) и газопровод из Александрии в ливийский Тобрук. АРЕ и Ливия подписали соглашение, по которому ливийская сторона будет инвестировать средства в египетскую энергетику, сельское хозяйство, промышленное строительство, транспортную инфраструктуру. Общая сумма ливийских инвестиций должна составить в ближайшие два года 10 млрд долларов.

Приложение

Военно-воздушные силы Израиля

Всемерное укрепление военно-воздушных сил, оснащение их наиболее современной и эффективной техникой национального и иностранного производства традиционно являются одним из приоритетов израильского военного строительства.

ВВС Израиля (созданы в 1948 г.) являются самостоятельным видом вооруженных сил (Армии обороны Израиля, АОИ, ЦАХАЛ) и рассматриваются военно-политическим руководством еврейского государства в качестве одной из главной ударной силы при ведении военных действий любого масштаба и основного средства ПВО и ПРО. Вместе с тем, имевшая место переоценка роли и места авиации в современной войне негативно отразилась на развитии других видов ВС, что отчетливо проявилось в боевых действиях в 2006 г. против ливанской »Хизбаллы». Тем не менее, следует отметить большую роль ВВС в этой войне, особенно в уничтожении ракетных установок противника.

К числу задач, возложенных на израильские ВВС, относятся: проведение самостоятельных воздушных операций с целью завоевания господства в воздухе и уничтожения стратегически важных объектов противника, оказание непосредственной авиационной поддержки действиям сухопутных войск и ВМС, защита от воздушных даров территории страны и войск, ведение воздушной разведки, участие в антитеррористических операциях, в т. ч. в «точечных» ликвидациях руководителей экстремистских группировок, транспортировка грузов и личного состава, выброска (высадка) воздушных десантов, патрулирование прилегающих морских акваторий, поиск и спасение экипажей самолетов, вертолетов и кораблей, терпящих бедствие.

На сегодняшний день ВВС и входящие в их состав силы ПВО являются наиболее боеготовым видом вооруженных сил и в состоянии выполнять в полном объеме различные задачи по обеспечению национальных интересов и безопасности Израиля.

Численность личного состава ВВС составляет 34 тыс. чел. на действительной военной службе (19,3 проц от общей численности АОИ) и 55 тыс. чел. в резерве.

Военно-воздушные силы возглавляет командующий, непосредственно подчиненный начальнику генштаба ЦАХАЛ. Силами и средствами противовоздушной обороны (созданы в 1950 г.) руководит командующий ПВО (заместитель командующего ВВС). Штаб ВВС расположен в Тель-Авиве и осуществляет руководство повседневной деятельностью авиации и ПВО, занимается планированием их боевого применения, организует и руководит оперативной и боевой подготовкой подчиненных штабов и частей, материально-техническим и тыловым обеспечением. Организационно ВВС состоят из авиационных баз (10) и эскадрилий (боевой авиации – 16, вспомогательной авиации -10, вертолетных – 10, беспилотных летательных аппаратов (БЛА) — 2). Авиабаза является высшей организационной единицей ВВС. В ее состав входят от двух до шести авиационных эскадрилий, дивизионы зенитных управляемых ракет (ЗУР), подразделения радиотехнических войск (РТВ) и материально-технического обеспечения. Основной тактической единицей является авиационное крыло (2-4 эскадрильи), в эскадрилье (3-4 звена) имеется от 12 до 25 однотипных самолетов.

В составе израильских ВВС имеются следующие рода авиации: тактическая (истребительно-бомбардировочная), истребительная ПВО (входит в силы ПВО), разведывательная, вертолетная, учебная, морская.

Силы ПВО включают в себя подразделения ЗУР, батареи ПРО «Эрроу, зенитные батареи «Чапарелл-Вулкан» и «Махбат», подразделения, зенитной артиллерии, части и подразделения РТВ. Система ПВО Израиля имеет объектово-зональный характер. Приоритет отдается прикрытию важнейших государственных, военных и промшленно-транспортных объектов, основная часть которых расположена в центре и на севере страны.

На вооружении ВВС АОИ состоит 449 боевых самолетов, 71 транспортный самолет, 10 самолетов-заправщиков, 111 учебно-тренировочных самолетов, 186 вертолетов, в т. ч. 97 боевых, а также большое число БЛА различного типа и предназначения.

Тактическая авиация (349 самолетов) вооружена истребителями F-15I («Раам») и F-16 модификаций A/B/C/D/I. Наиболее современными из них являются 25 машин F-15I и 80 F-16I. Так, самолеты F-15I обладают радиусом действия до 1300 км (без дозаправки в воздухе), что позволяет им наносить удары по целям на большом удалении. Они вооружены мощным современным ракетным и радиоэлектронным вооружением, а вес их боевой нагрузки может составлять до 11,1 т. Истребители F-16I имеют радиус действия без подвесных баков до 1300 км. Они также имеют мощное ударное вооружение, а вес боевой нагрузки может достигать 7,2 т. В целом эти две машины имеют наиболее высокие боевые возможности по сравнению с тактическими истребителями ВВС других стран Ближнего и Среднего Востока. Самолеты тактической авиации могут привлекаться для ведения воздушной разведки, что периодически происходит в настоящее время Ливане.

Истребительная авиация ПВО представлена 72 самолетами F-15 модификаций A/B/C/D. Для решения задач ПВО могут также привлекаться самолеты тактической авиации.

На вооружении ВВС имеются два самолета ДРЛО системы АВАКС типа «Гольфстрим» G550 и 19 самолетов электронной разведки и РЭБ, семь самолетов морской патрульной авиации типа. Боевые вертолеты представлены машинами типа «Апач» (Ан-64-А – 20, АН-64D – 18), АН-1С «Кобра» и 500МD «Дефендер (2). Наиболее свершенными из них являются АН-64D «Апач Лонгбоу». Также имеется пять противолодочных вертолетов AS-565МA «Пантера». Транспортно-десантные вертолеты представлены следующими типами: СН-53 (38) и S-70 «Блэк Хок» (49).

Авиация имеет разветвленную систему базирования. Основными авиабазами являются: Рамат-Давид, Лод, Пальмахим, Мицпе-Рамон, Телль-Нов, Сде-Дов, Хацор, Хицерим, Бикат-Удва, Телль-эль-Мильх. Все авиабазы имеют хорошо защищенные укрытия для самолетов, современное радиотехническое и светотехническое оборудование.

На вооружении сил ПВО имеется 17 батарей ЗУР «Усовершенствованный ХОК», шесть батарей ЗУР «Пэтриот» (входят в состав девяти дивизионов), две батареи ПРО «Эрроу» (16 пусковых установок, ПУ), 50 ПУ ЗУР «Чапарелл», 20 установок «Махбат» (ЗУР «Чапарелл» и ПЗРК «Стингер»), свыше 500 ПЗРК типа «Стингер», зенитные установки «Вулкан» калибра 20 мм. Радиотехнические войска имеют в своем составе подразделения радио- и радиотехнической разведки, радиолокационного обеспечения и визуального наблюдения за воздушной обстановкой.

В частях ВВС и ПВО проводится регулярная боевая подготовка, в т. ч. крупные учения. Последнее из них прошло в июне с. г. В нем участвовали до 100 самолетов F-15 и F-16, отрабатывавших нанесение ударов по противнику на большие расстояния. По оценке экспертов, эти учения стали еще одной репетицией возможного израильского удара по ядерным объектам Ирана.

В ближайшее время в ВВС завершится поступление на вооружение истребителей F-16I производства США (будет поставлен еще 21 самолет). В дальнейшем (после 2009 г.) предполагается приобрести в Соединенных Штатах многоцелевые истребители пятого поколения F-35. Первоначально планируется закупить 25 самолетов, а в последующем довести число F-35 до 100 единиц. Не исключено, что в США также будут приобретены истребители пятого поколения F-22. Продолжится модернизация боевых вертолетов АН-84А, на вооружение должны поступить новые морские вертолеты. ВВС получат более совершенные самолеты ДРЛО. В военно-транспортную авиацию поступят новые американские самолеты С-130J (первоначально 4-6, а затем их число доведут до 12 ед.), которые заменят более старые модификации этого самолета. Будут модернизированы самолеты-заправщики КС-707. Повышенное внимание уделяется оснащению ВВС новыми типами БЛА. В частности, на вооружение поступят БЛА типа «Эйтан», имеющие большую продолжительность и дальность полета, продолжится производство БЛА «Шавал» и «Зик». В условиях усиления угрозы ракетного нападения (как, со стороны Ирана, так и палестинских и ливанских экстремистов) дальнейшее развитие получит система ПРО. В частности, на вооружение поступят более совершенная американская зенитная ракетная система «Пэтриот» РАС-3 и система ПРО собственной разработки «Эрроу-3». Продолжаются работы по созданию эффективной системы перехвата ракет малой дальности. Не исключено, что Израиль получит доступ к американской глобальной системе оповещения о пусках баллистических ракет.

В целом военно-воздушные силы Израиля на сегодняшний день и на обозримую перспективу сохранят значительное превосходство над авиацией арабских стран, в т. ч. Египта. Более того, в случае принятия на вооружение самолетов пятого поколения качественный разрыв с арабами увеличится.

42.52MB | MySQL:92 | 1,008sec