ЕС вводит санкции против турецкой компании за нарушение эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию

Европейский союз 21 сентября ввел санкции в отношении турецкой компании Avrasya Shipping, обвиняемой в нарушении эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию. Это событие произошло в то время, когда военно-морская и воздушная миссия ЕС в Средиземном море Irini достигла своего полного оперативного потенциала для выполнения своего мандата по противодействию незаконному обороту оружия в Ливию. Совет ЕС по иностранным делам принял решение заморозить активы Avrasya Shipping, эксплуатирующей грузовое судно «Чиркин», которое, как было установлено, нарушило эмбарго на поставки оружия в Ливию, установленное резолюцией Совета Безопасности ООН 1970 (2011). По данным ЕС, «Чиркин» было связано с транспортировкой военных материалов в Ливию в мае и июне 2020 года. «ЕС вводит ограничительные меры в отношении физических и юридических лиц, действия которых угрожают миру и безопасности Ливии или препятствуют успешному завершению ее политического перехода. … ЕС также полон решимости добиться полного соблюдения эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию», — подчеркнули в Европейском Совете. ЕС также ввел санкции в отношении казахстанских авиакомпаний Sigma Airlines и Med Wave Shipping, базирующихся в Иордании (в свое время казахстанские дипломаты с активно отрицали сам факт таких полетов — авт.)  Судно «Чиркин» было вовлечено в военно-морской инцидент между членами НАТО Францией и Турцией в июне. 10 июня французский фрегат, выполнявший миссию НАТО, попытался его досмотреть в Восточном Средиземноморье, но турецкие фрегаты вмешались и сорвали эту попытку. Турецкое внешнеполитическое ведомство раскритиковало последнее решение ЕС и заявило в заявлении, что «не имеет никакого значения, на наш взгляд, включение нашей морской компании в санкционный список в контексте Ливии в результате заседания Совета ЕС по иностранным делам». Санкции ЕС в отношении этих трех компаний были введены через три дня после того, как операция Irini,  объявила, что она достигла полного оперативного боевого потенциала с прибытием греческого фрегата «Лимнос». «Сотни судов и десятки рейсов были исследованы операцией EUNAVFOR MED Irini в течение более чем 4 месяцев мониторинга деятельности морских, воздушных и наземных возможных незаконных потоков», — заявил оперативный центр Irini 18 сентября.

В мае ЕС запустил новую средиземноморскую военно-морскую и воздушную миссию под названием Irini для наблюдения за введенным ООН эмбарго на поставки оружия в Ливию, введенным Советом Безопасности ООН и для прекращения поставок оружия в раздираемую войной североафриканскую страну. Она заменила военную миссию ЕС — операцию «София». Согласно официальному объявлению, нынешняя миссия ЕС располагает тремя военными кораблями, предоставленными Италией, Германией и Грецией, четырьмя самолетами прямой поддержки из Люксембурга, Польши, Франции и Греции и одним беспилотник, предоставленный Италией. За более чем четыре месяца операция «совершила 12 посещений совместных торговых судов и провела мониторинг 10 портов и посадочных пунктов, 25 аэропортов и посадочных полос», а также направила 14 специальных докладов группе экспертов ООН. В докладе Группы экспертов ООН, опубликованном в декабре 2019 года, были выявлены многочисленные и рутинные поставки военной техники (беспилотных летательных аппаратов, бронетехники, лазерного оружия и других видов оружия и боеприпасов) в 2019 году из Турции турецкими властями, компаниями и частными лицами в нарушение резолюции 1970 СБ ООН. В докладе также отмечается, что 18 мая 2019 года в Триполи с молдавского флагмана MV Amazon была выгружена крупная партия противоминных машин Kirpi 4×4 производства турецкого оборонного подрядчика ВМС. Согласно отчету «турецкий Директорат оборонной промышленности (SSM) и турецкие компании такие как BMC Otomotiv Sanayi ve Ticaret A. S.., Baykar Makina, Akdeniz Roro Deniz Tasimaciligi Turizm Sanayi ve Ticaret Limited Sti., ProAir-CharterTransport GmbH, Plures Air Cargo, Aykar Nakliyat, Bahriye Nur Karabilgin/Cem Gumrukleme Gida Silah Hiozm и Dis Tic допустили нарушения эмбарго в соответствии с пунктом 9 резолюции 1970 из-за их определенного участия в закупках и физической передаче военной техники ПНС». В докладе ООН сообщалось, что чартерные рейсы с оружием и военной техникой получили дипломатическое разрешение Министерства иностранных дел Турции на полеты в Мисурату. Это было необычно для обычного коммерческого рейса, говорилось в отчете. Турецкая оборонная промышленность контролируется президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом и членами его семьи, и в докладе экспертной группы ООН были отмечены компании, управляемые родственниками Эрдогана или его близкими союзниками. Например, зять Эрдогана Сельчук Байрактар, технический сотрудник компании Baykar Makina, которая производит вооруженные и невооруженные беспилотники для турецких военных и правоохранительных органов, стал главой турецкой оборонной промышленности после своей свадьбы с одной из дочерей Эрдогана. Baykar  Makina также получила государственную поддержку для расширения  выпуска своей продукции. Более того, Этем Санкак, бизнесмен, близкий к Эрдогану, превратился в важную фигуру турецкой оборонной промышленности после покупки компании BMC в 2014 году. Первоначально BMC принадлежала холдингу Cukurova Holding, но в 2013 году была конфискована правительством и продана Санкаку по сильно сниженной цене, а долги компании были оплачены налогоплательщиками. Санкак, открыто заявивший о своей преданности к Эрдогану, является членом Исполнительного комитета правящей Партии справедливости и развития (ПСР).

В июне докладчики ООН направили совместное письмо турецкому правительству с просьбой предоставить дополнительную информацию о его роли в вербовке, финансировании, транспортировке и размещении сирийских боевиков-джихадистов в Ливии. Письмо ООН также показало, как турецкое правительство использовало своего полувоенного подрядчика САДАТ для этих операций. «Турецкие власти якобы заключили контракты с частными военными и охранными компаниями для облегчения отбора, а также подготовки официальной и контрактной документации для боевиков, очевидно, в координации с турецкими службами безопасности. Одной из компаний, упомянутых в этом контексте, была Sadat International Defence Consultancy [САДАТ]», — говорится в письме. 1 сентября в докладе генерального инспектора Министерства обороны США было указано, что эта структура контролировала надзор и выплаты наемникам. САДАТ, которая полностью финансируется и поддерживается турецким правительством, принадлежит отставному генералу Аднану Танрыверди, бывшему главному военному помощнику президента Эрдогана.

Таким образом, дипломатическая война между ЕС и Анкарой никуда не ушла, несмотря на ряд недавних оптимистических сигналов о готовности Турции начать переговорный процесс с Афинами при посредничестве НАТО. Об этом было заявлено 3 сентября, а уже 5 сентября министр иностранных дел М.Чавушоглу это фактически опровергнул. Он подчеркнул тогда, что Греция не поддерживает диалог по ситуации в Восточном Средиземноморье, и что Франция является главным подстрекателем такого поведения Афин. Выступая в пятницу на пресс-конференции в турецкой столице Анкаре, Чавушоглу заявил: «Греция еще раз продемонстрировала, что не поддерживает диалог, отказавшись от посредничества НАТО». Он также подчеркнул, что его греческий коллега отвергает безоговорочный диалог по поводу нынешней напряженности в Восточном Средиземноморье. Он продолжил: «Франция — это страна, которая больше всего провоцирует Грецию». В этой связи сразу отметим, что все усилия по линии НАТО направлены не на развязывание узла этого противостояния, а прежде всего на минимизацию возможности прямых военных инцидентов между двумя или более странами-членами НАТО. А это стремление совсем не отменяет продолжение дипломатической и холодной войны в Средиземноморье. Чавушоглу отметил, что комментарии, полученные им от западных стран, свидетельствуют о том, что позиция Греции несправедлива в отношении Восточного Средиземноморья. Как демонстрирует последние по времени  события с наложением санкции на турецкие суда по инициативе Брюсселя эти заявления Чавушоглу далеки от действительности. Более того, позиция Кипра в отношении формирования единой повестки дня ЕС по белорусскому досье жестко увязывается Никосией с дальнейшим санкционным прессингом Брюсселя в отношении Турции. И ливийское досье в данном случае нельзя выделять из общего контекста этого противостояния.

52.16MB | MySQL:103 | 0,484sec