О некоторых аспектах политики Алжира в отношении ливийского конфликта

Ливийцам необходимо втянуться в процесс мирного урегулирования под эгидой ООН, чтобы выйти из кризиса. Об этом заявил 23 сентября алжирский президент Абдельмаджид Теббун, выступивший с видеообращением к участникам общеполитических дебатов 75-й сессии Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН. «Мы делаем особый упор на резолюции ООН, нормы международной законности. Исходя из этого подхода, Алжир работал и продолжает работать в направлении сближения различных ливийских сторон», — подчеркнул он. «Призываем братский ливийский народ втянуться в мирный процесс под эгидой ООН для того, чтобы выйти из нынешнего кризиса, не допуская никакого иностранного вмешательства, которое бы означало покушение на суверенитет Ливии, — отметил Теббун. — Алжир приветствует прозвучавшие недавно заявления ливийских сторон о прекращении огня. В связи с этим призываем эти стороны подкрепить свои слова действиями». Алжир на протяжении последних лет регулярно выступает с инициативами, нацеленными на политическое урегулирование кризиса в Ливии. Две страны имеют общую сухопутную границу протяженностью более 1 тыс. км. В этой связи отметим, что Алжир продолжает пытаться позиционировать себя, как «равноудаленную от сторон внутриливийского конфликта силу», при этом стараясь не педалировать собственное посредничество в этом вопросе. Собственно с этой точки надо рассматривать планируемые в Алжире новые ротации в посольстве АНДР в Каире.

Согласно некоторым данным, Белаид Моханд-Усейд, который был пресс-секретарем президента Абдельмаджида Теббуна, вскоре может вернуться на дипломатическую службу, которую он покинул в 2012 году. Президент предлагает ему занять пост посла АНДР в Каире. Сейчас этот пост занимает Моханд Салах Ладжузи, которого президент назначил ровно год назад после отставки Надира Ларбауи. Белаид Моханд-Усейду имеет хороший послужной дипломатический список в прошлом: он был заместителем главы алжирской дипломатической миссии в Эр-Рияде и представителем в Организации исламского сотрудничества с 1983 по 1986 год, а затем послом в Бахрейне (1986-1993 годы). Его назначение в Каир таким образом имеет цель сгладить нынешние противоречия между Каиром и Алжиром по вопросу ливийского досье, где египетский президент Абдель Фаттах ас-Сиси оказывает военную поддержку Халифе Хафтару. В данном случае эта египетская политика находит жесткую оппозицию со стороны алжирских военных. Начальник Генерального штаба алжирской армии Саид Шенгриха полон решимости не допустить, чтобы Ливия попала под подавляющее египетское влияние, и в связи с этим Алжир настаивает на «инклюзивном» политическом решении путем переговоров, имея ввиду прежде всего такой вариант, который отодвинет на политическую периферию Х.Хафтара. Это вторая мысль, которую новый посол должен всячески доносить до Каира. Этот вариант в Алжире полагают определяющим фактором: Хафтару, несмотря на всю его антиисламистскую риторику алжирцы не доверяют, несмотря на встречу с ним в феврале алжирского министра иностранных дел Сабри Бухадума. Они полагают, что его окончательная военная победа резко усилит позиции Каира и Парижа в Ливии. Однако при этом Алжир не хочет оставлять поле внутриливийского боя полностью открытым и для Турции, которая вооружает и помогает властям Триполи и полна решимости оказывать и в дальнейшем прямое влияние на ливийские дела. В данном случае алжирские военные опасаются, что усиление Турции в Ливии самым негативным образом отразиться на росте исламистских настроений в самом Алжире. Собственно именно этим опасением надо объяснить и отказ Алжира предоставлять свою территорию в качестве тыловой базы для переброски в Ливию турецких военных грузов, на чем отдельно настаивал в прошлом году президент Турции Р.Т.Эрдоган. Таким образом, если Белаид Моханд-Усейд займет пост посла АНДР в Египте, то экс-дипломату и нынешнему пресс-секретарю президента придется найти тонкую грань и нужный тон в диалоге с Каиром по вопросу ливийского досье и путей урегулирования конфликта. В некотором роде он должен стать неким мостом неформальной дипломатии между Каиром и Анкарой.

В этом назначении Моханда-Усейда есть и внутриполитический смысл. Оно также позволило бы А.Теббуну выбрать своего пресс-секретаря с меньшим политическим багажом в прошлом, что принципиально с точки зрения налаживания диалога с местной оппозицией. Бывший глава официального агентства печати APS, в 1999 году Моханд-Усейд стал секретарем (незарегистрированной) политической партии Вафа, основанной Ахмедом Талебом Ибрагими. Он был кандидатом на президентских выборах 2009 года, прежде чем создать свое собственное движение Parti de la justice et de la liberté, которое было официально признано в 2012 году. В том же году он присоединился к правительству Селлаля и занимал пост министра связи в течение года. С тех пор он держался в тени, но его прошлое не позволяло Теббуну в окончательно публично дистанцироваться от эпохи А.Бутефлики. В этой связи местные эксперты говорят о том, что Моханд-Усейд может сменить другой карьерный дипломат, Амар Белани, который в настоящее время является послом в Европейском союзе и НАТО и не отягощен смутным политическим прошлым, что должно символизировать в том числе и поворот Алжира к более тесной координации с этими структурами.

62.83MB | MySQL:102 | 0,627sec