Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (14-20 июля 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили вокруг ядерной программы Ирана и событий, связанных с Ираком и Суданом. На консультациях 19 июля в Женеве Иран не дал конкретного ответа на переданные ему 14 июня предложения «шестерки посредников (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция) об отказе от продолжения работ по обогащению урана в обмен на начало многопланового сотрудничества, в т. ч. в сфере мирного атома. Президент США Дж. Буш и премьер-министр Ирака Н. аль-Малики 18 июля договорились определить в будущем соглашении о стратегическом партнерстве между двумя странами общие временные параметры сокращения численности американских войск в Ираке. Экстренное совещание министров иностранных дел стран-членов Лиги арабских государств в Каире 19 июля осудило требование прокурора Международного уголовного суда (МУС) Л. Морено-Окампо о выдаче ордера на арест президента Судана О. аль-Башира.

Официальные лица Ирана еще до консультаций в Женеве заявили, что в Тегеране не переступят «красную черту», т. е. продолжат линию на категорический отказ от любых «приостановок или замораживаний» работ, связанных с обогащением урана. Тем не менее, верховный представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Х. Солана по итогам встречи с секретарем Высшего совета национальной безопасности ИРИ С. Джалили сообщил: «Мы продолжаем надеется, что от Тегерана поступят конструктивные предложения». Следующий раунд консультаций между Х. Соланой и С. Джалили должен состояться через две недели.

Более определенно оценили итоги женевских консультаций в Вашингтоне, где представитель госдепартамента заявил, что иранским «лидерам необходимо сделать выбор между сотрудничеством, которое принесет выгоду всем, и конфронтацией, которая может привести лишь к дальнейшей изоляции». Кроме того, «Иран должен прекратить обогащение урана для того, чтобы иметь переговоры с участием США». Заместитель госсекретаря США У. Бернс сообщил другим участникам «шестерки», что американцы потребуют введения новых санкций против Ирана в Совете Безопасности ООН в сентябре в случае, если иранская сторона не выполнит требований международного сообщества о прекращении обогащения урана.

Президент Ирана М. Ахмадинежад 20 июля расценил итоги встречи в Женеве как «шаг вперед» в переговорном процессе.

Президент США Дж. Буш впервые, хотя и в общей форме, заявил о согласии определить «временной горизонт» для сокращения численности американских войск в Ираке. Со своей стороны, премьер-министр Ирака Н. аль-Малики в интервью немецкому журналу «Шпигель» утверждал, что войскам США следует покинуть Ирак «как можно скорее». В этом же интервью аль-Малики фактически выразил согласие с намерением кандидата на пост президента США от Демократической партии Б. Обамы вывести американские войска из страны в течение 16 месяцев. Позднее в Багдаде подчеркнули, что это вовсе не означает, что глава иракского правительства высказался в поддержку Обамы как кандидата на президентский пост.

19 июля в иракское правительство после бойкота, продолжавшегося с августа 2007 г., вернулись вице-премьер и пять министров, представляющих крупнейший суннитский парламентский блок «Иракский фронт согласия». В то же время парламент не смог принять законопроект о выборах в провинциальные органы власти, что произошло из-за противодействия депутатов от курдских партий, настаивающих на принадлежности северного г. Киркук к Курдской автономии. Дата нового обсуждения законопроекта назначена на 21 июля. Отметим, что непринятие избирательного закона ставит под угрозу срыва проведение местных выборов, назначенных на октябрь с. г.

16 июля командование ВС США передало провинцию Эль-Кадисийя (административный центр г. Эд-Диванийя) под контроль иракских властей. Эль-Кадисийя стала десятой из 18 провинций Ирака, где за вопросы безопасности отвечают иракцы.

В целом обстановка в Ираке продолжает оставаться сложной, с заметными элементами напряженности в ряде районов, особенно на севере и в центре страны.

14 июля прокурор Международного уголовного суда Л. Морено-Окампо потребовал выдать ордер на арест президента Судана О. аль-Башира, которому предъявлены обвинения в причастности к массовым убийствам мирных жителей в западном регионе страны Дарфуре. Решение по данному вопросу суд должен принять в течение двух-трех месяцев. Фактически речь идет о первом требовании ареста, с которым прокурор МУС выступил в отношении действующего главы государства. Судан, не ратифицировавший Статут этого суда, официально заявил, что его решения не будут иметь для страны юридической силы. Против судебного преследования суданского президента высказался генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, Африканский союз (АС), ОИК. Так в Африканском союзе считают, что реализация подобного решения суда может взорвать ситуацию в Судане. Лига арабских государств расценила действия МУС как «опасный прецедент», нарушающий суверенитет Судана. В урегулировании ситуации, возникшей вокруг О. аль-Башира, суданское руководство попросило содействия у России и Китая, а также у ЛАГ и АС. В первую очередь, речь идет о поддержке в случае рассмотрения вопроса о действиях суда в Совете Безопасности ООН.

Очень сложной сохраняется обстановка в Афганистане, где активизировались действия боевиков движения «Талибан», «Аль-Каиды» и некоторых других вооруженных оппозиционных группировок. С целью достижения перелома в ухудшающейся ситуации Пентагон рассматривает вопрос о направлении в Афганистан дополнительных контингентов ВС США. Причем, по словам главы американского военного ведомства Р. Гейтса, это следует сделать «как можно скорее», т. к. в Афганистане «идут тяжелые бои», что требует дополнительных сил.

Между тем повышенная интенсивность боевых действий зачастую приводит к ошибочным ударам войск США и их союзников по НАТО по мирным жителям и представителям законной власти. В итоге имеются многочисленные человеческие жертвы, что лишь способствует усилению антиамериканских и антизападных настроений у афганцев.

Обостряются отношения между Кабулом и Исламабадом. 14 июля президент Афганистана Х. Карзай открыто обвинил пакистанские спецслужбы в организации недавних терактов на территории страны. Афганские власти временно заморозили работу двусторонних межправительственных комиссий, в т. ч. по пограничным вопросам. Пакистан все предъявляемые ему обвинения отвергает.

Президент Х. Карзай 14 июля выступил против использования афганской территории в качестве базы для возможного нанесения ударов по Ирану.

Премьер-министр Пакистана Ю. Р. Гилани 19 июля вновь решительно отверг возможность действий иностранных войск на территории страны, подчеркнув, что национальная армия и силы безопасности в состоянии самостоятельно и успешно вести борьбу против терроризма. Со своей стороны, командование Международных сил по содействию безопасности в Афганистане (ISAF) заявило, что у него «нет намерений, планов и мандата на трансграничные операции в Пакистане», но при этом военные ISAF «имеют право отвечать огнем по территории Пакистана, если они подвергнутся обстрелу с той стороны». Одновременно представитель ISAF подчеркнул, что такого рода действия могут предприниматься только в тесном контакте с пакистанскими военными.

Председатель Комитета начальников штабов ВС США адмирал М. Муллен, недавно посетивший Исламабад, в ходе встреч с руководителями Пакистана заявил им, что возможность проникать через границу их страны является «ключевым фактором», обусловившим рост числа нападений боевиков в Афганистане. В этой связи адмирал настаивал на необходимости принятия пакистанскими властями надлежащих мер по укреплению границы. Аналогичного мнения придерживается и глава Пентагона Р. Гейтс, призвавший правительство Пакистана «к полному пониманию важности и реальности существующей опасности», исходящей от активизации действий боевиков как «для их собственной страны, так и для Афганистана». Гейтс отметил, что в последние недели пакистанские военные проводят боевые операции против сторонников талибов в районах, прилегающих к афганской границе, но подчеркнул, что эти усилия должны быть «более интенсивными».

В ответ на возвращение ливанской радикальной группировкой «Хизбалла» тел двух израильских солдат, погибших летом 2006 г., Израиль освободил из тюрем пятерых ливанцев, отбывавших наказание за террористические действия, а также выдал тела 199 погибших ливанских и палестинских боевиков.

Глава недавно созданного в Ливане правительства национального единства Ф. ас-Синьора заявил, что кабинет министров в своей работе первостепенное внимание уделит экономическим проблемам и укреплению стабильности в стране. Ас-Синьора призвал министров «работать как единая команда, вне зависимости от партийной принадлежности».

Неспокойной сохраняется ситуация в крупнейшем городе ливанского севера – Триполи, где на минувшей неделе вновь произошли вооруженные столкновения между сторонниками парламентского большинства и оппозиции.

Обстановка в зоне палестино-израильского конфликта продолжает оставаться сложной. Тем не менее, Израиль и ХАМАС в основном придерживаются условий перемирия, достигнутого в июне с. г. Правительство Израиля 14 июля одобрило планы строительства 25 промышленных предприятий на территории еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ). Официально подчеркивается, что возведение новых предприятий будет производиться в районах, которые в рамках будущего палестино-израильского мирного соглашения должны остаться в пределах границ Государства Израиль. Премьер-министр Великобритании Г Браун, прибывший 20 июля в Израиль и на палестинские территории, предложил Израилю заморозить строительство еврейских поселений на ЗБРИ «для снятия негативного фона» на переговорах с палестинцами.

Президент Йемена А. А. Салех 17 июля в своем обращении к нации объявил об окончании начавшегося летом 2004 г. вооруженного противостояния с исламистскими мятежниками на северо-западе страны в провинции Саада. Вместе с тем, по имеющейся информации, отдельные вооруженные столкновения между правительственными силами и мятежниками имели место и после выступления главы государства.

В столице Сомали Могадишо продолжаются тяжелые бои подразделений армии временного правительства страны и эфиопских войск с отрядами исламистских мятежников из группировки «Союз исламских судов». Одновременно в различных районах Сомали происходят многочисленные вооруженные столкновения на почве межплеменных и межклановых противоречий. Наиболее часто причиной этих столкновений становится борьба за пастбища, воду и пахотные земли.

На прошедшей неделе в Алжире с официальным визитом находилась канцлер Германии А. Меркель. Главной темой ее переговоров с президентом АНДР А. Бутефликой стали вопросы широкого двустороннего экономического сотрудничества, особенно поставок алжирского природного газа в ФРГ. До сих пор Германия покупала в Алжире только нефть. Заметное место в диалоге заняли и вопросы налаживания масштабного немецко-алжирского военно-технического сотрудничества. Германия предложила алжирской стороне поставки самолетов, кораблей, содействие в подготовке военных кадров, а также построить предприятия по выпуску продукции военного назначения, в частности, транспортных средств для алжирской армии и сил безопасности.

Приложение

О состоянии силовых структур Афганистана

Усиление в последние месяцы боевой и террористической активности вооруженных формирования оппозиционного исламистского движения «Талибан», напряженная обстановка на востоке, юге и ряде центральных районов страны, общая неустойчивая ситуация в Афганистане все более остро ставят вопрос о необходимости повышения практической эффективности Афганской национальной армии (АНА) и полиции. Западные эксперты, учитывая советский опыт в Афганистане в 1980-х гг. и действия международной коалиции после 2001 г., пришли к выводу, что успех в войне против повстанческих сил и последующее «удержание» обстановки могут быть достигнуты только при решающей роли местных силовых структур. Именно поэтому центральное правительство в Кабуле и западная коалиция постоянно уделяют большое внимание вопросам укрепления АНА, органов МВД, местных полувоенных формирований, лояльных режиму президента Х. Карзая.

В настоящее время численность афганских ВС составляет около 61 тыс. человек, а различных формирований МВД – около 80 тыс. человек. В армии имеется 15 бригад (механизированных – 1, пехотных – 13, «коммандос» — 1) в составе 5 корпусов (201, 203, 205, 207 и 209). Наиболее боеспособным считается 201-й (кабульский) корпус. Продолжается процесс создания центрального военного аппарата – управлений министерства обороны и генштаба. Основу сухопутных войск составляет пехота. В составе АНА имеются также небольшие ВВС (Воздушный корпус, ок. 2,5 тыс. чел.). Основные аэродромы страны контролируются американскими войсками. К 2009 г. численность вооруженных сил планируется довести до 80 тыс. человек.

Зарубежные военные специалисты отмечают прогресс в деле повышения боеспособности афганской армии и укреплении полиции, однако считают этот прогресс «очень медленным». Причем темпы роста численности силовых структур заметно отстают от темпов улучшения их качественных параметров. В итоге нынешнее состояние армии и полиции Афганистана никоим образом не позволяют считать их надежной и в полной мере дееспособной опорой власти. Так, по официальным американским оценкам (июнь 2008 г.), несмотря на то, что с 2001 г. по 2007 г. на цели создания, обучения и оснащения афганских силовиков было выделено свыше 10 млрд долларов (на 2008 г. запрошено 2,852 млрд долл.), только два из 105 батальонов АНА можно считать «полностью боеспособными», а из 433 полицейских отделений ни одно не в состоянии выполнять свои функциональные обязанности в требуемом объеме, и лишь 12 из них (3 проц) способны участвовать в операциях против террористов, но и то при поддержке Международных сил по содействию безопасности в Афганистане (ISAF). Неготовность, откровенная слабость местных силовиков со всей очевидностью проявилась в их действиях при попытке покушения на президента страны Х. Карзая 27 апреля и теракте вблизи индийского посольства в Кабуле 7 июля. Части и подразделения АНА в подавляющем большинстве случаев участвуют в операциях против боевиков и террористов не самостоятельно, а совместно или при значительной поддержке (авиационной, огневой, тыловой и др.) сил ISAF.

Армия остается «плохо оснащенной, плохо организованной». Войска и органы управления на различных уровнях испытывают острый дефицит квалифицированных кадров различного профиля, а очень многие из действующих командиров, офицеров штабов и различных служб имеют слабый уровень подготовки. Процесс обучения военнослужащих организован во многих случаях на низком качественном уровне. В войсках и военно-учебных заведениях не хватает инструкторов и преподавателей. Учебно-материальная база подготовки военных кадров и войск не отвечает современным требованиям. Проведение мероприятий по боевой подготовке частей и подразделений затрудняется и тем обстоятельством, что войска практически постоянно привлекаются к боевым операциям против сил вооруженной оппозиции и различным мероприятиям по обеспечению безопасности. Слабо отработаны действия небольших подразделений, которые в нынешних афганских условиях считаются наиболее эффективными в борьбе с бандформированиями.

Афганская армия не имеет боевой авиации. В войсках мало бронетехники, артиллерийских систем, современных средств связи, инженерной техники. Дефицит вооружения и снаряжения сдерживает создание боеспособных соединений и частей. Продолжает ощущаться нехватка различных видов боеприпасов. Плохо обстоит дело с ремонтом техники. На низком уровне находится войсковой тыл, медицинское и продовольственное обеспечение.

Основная часть иностранной военной помощи поступает в Афганистан из США, которые поставили в страну крупные партии оружия, военного снаряжения, различной техники военного назначения. В войсках находится крупный контингент американских военных советников и инструкторов, которые контролируют ход строительства и обучения АНА.

Вместе с тем, вооружение и военная техника (ВВТ) афганской армии по-прежнему представлена преимущественно советскими (российскими) образцами, как оставшимися от прежней армии, так и полученными после 2001 г. из бывших соцстран и советских республик: Болгарии, Венгрии, Монголии, Польши, Румынии, Словакии, Чехии, Черногории, Словении, Литвы, Латвии, Эстонии. Эти же страны поставляют для АНА запчасти для ВВТ и боеприпасы. Значительная часть старой техники находится в разукомплектованном состоянии и используется в качестве запчастей. Партии снаряжения, вооружения и боеприпасов поступили или поступят в ближайшее время из Турции, Швейцарии, Греции, Люксембурга, Великобритании. Россия в июне 2008 г. заявила о готовности возобновить военно-техническое сотрудничество с Афганистаном, что было положительно воспринято командованием АНА (в качестве временной меры до последующего перевооружения на технику западных образцов, т. к. национальное военное строительство ориентировано на натовские стандарты).

Большинство соединений и частей имеют значительный некомплект личного состава, многие военнослужащие часто и подолгу отсутствуют на службе. Острой проблемой остается малый размер денежного довольствия военнослужащих, особенно рядового состава, что сдерживает приток добровольцев в армейские ряды. Характерным явлением остается дезертирство, особенно рядовых и сержантов. В армии очень много малограмотных и неграмотных солдат.

По американским оценкам, сложной остается «внутренняя ситуация» в частях и подразделениях, где имеют место трения между военнослужащими на почве этнической, племенной и религиозной принадлежности. Со значительными трудностями идет набор добровольцев в ряды АНА в районах с преобладающим пуштунским населением, где талибы угрожают расправами семьям военных. Командование нередко направляет в восточный и южный регионы страны части, укомплектованные преимущественно таджиками, которые к тому же плохо или полностью не владеют языком пушту. Все это приводит к трениям и даже столкновениями военных с местными жителями и полицией, укомплектованной пуштунами.

Положение дел в МВД значительно хуже, чем в армии. В полиции повсеместно процветает коррупция, местничество. Слабая связь поддерживается между центральным аппаратом МВД и полицейскими силами в провинциях. Полиция и другие структуры МВД не отличаются высокой дисциплинированностью своих сотрудников, с их стороны имеются многочисленные нарушения законности. Оснащение и вооружение формирований МВД продолжает находиться на низком уровне и не позволяет успешно решать стоящие перед ними задачи. В полиции отмечается наличие большого числа сторонников и информаторов талибов и других оппозиционных вооруженных группировок.

Правительство Афганистана, руководство США и НАТО признают слабую эффективность национальной армии и МВД и принимают меры по ее повышению. По американским оценкам, местные армия и полиция будут в целом боеспособны и смогут в основном поддерживать безопасность и порядок на большей части страны к 2010 г. Более осторожен в этом отношении президент Афганистана Х. Карзай. Он считает, что иностранная военная помощь потребуется его стране, «как минимум, еще в течение десяти лет».

Таким образом, создание боеспособных, лояльных центральному правительству вооруженных сил и полиции, способных самостоятельно вести борьбу с формированиями оппозиции, обеспечивать безопасность и порядок на местах остается одной из ключевых проблем восстановления Афганистана и государственного строительства. Без успешного решения этой задачи кабульские власти не смогут, даже при условии нахождения на афганской территории иностранных войск, установить и удерживать надежный контроль над всей территорией страны. Однако для этого потребуется значительное время и средства. А пока на обозримую перспективу основная нагрузка в вооруженной борьбе с противниками кабульского режима будет лежать на силах международной коалиции во главе с США.

52.27MB | MySQL:103 | 0,659sec