Луис Морено-Окампа против аль-Башира: прокурор МУС требует ареста суданского президента

Отчаявшись добиться от Судана выдачи Ахмеда Харуна, министра по гуманитарным делам (экс-главы МВД), и Али Кошейбы, одного из полевых командиров «Джанджавид», обвиняемых в целой серии преступлений против жителей Дарфура, прокурор МУС Луис Морено-Окампа пошел ва-банк. Впервые за всё время дарфурского конфликта обвинения в совершении геноцида в отношении мирного населения, преступлений против человечности и военных преступлений предъявлены действующему главе Судана Омару Хасану аль-Баширу.

Луис Морено-Окампа уже попросил выдать ордер на арест суданского президента. Теперь судьи МУС должны в течение 2-3 месяцев принять решения по этому нелегкому делу. Пока, правда в вопросе выдачи или невыдачи ордера на арест аль-Башира.

Однако одно только требование о предоставлении судебного ордера на арест лидера Судана уже всколыхнуло весь арабский мир: в самые ближайшие дни по просьбе официального Хартума будет созвано экстренное совещание Лиги арабских государств.

О реакции внутри самого Судана можно и не говорить: тысячи людей прошли по улицам Хартума, скандируя «Долой США», «Наши души и кровь за аль-Башира».

Даже Африканский союз, чьи миротворцы не раз гибли в Дарфуре, против такого решения Луис Морено-Окампа, считая, что это взорвет и без того напряженную обстановку в регионе.

В этих условиях США были даже вынуждены официально предупредить суданские власти о недопустимости каких-либо враждебных акций в отношении персонала ЮНАМИД, ООН, иностранных дипредставительств в связи с выдвинутыми прокурором МУС обвинениями в адрес Омара аль-Башира.

В тоже время США также официально отказались поддержать требования Луис Морено-Окампа. Как заявил прессекретарь Госдепа Шон Маккормак: «Соединенные Штаты никак не связаны с МУС».

Однако если взглянуть на эту ситуацию под другим углом, то мы увидим, что роль мирового жандарма вместо ООН пытается исполнить ещё относительно молодая международная организация – Международный уголовный суд (образован в 2002 году).

Если все-таки будет принято решение о привлечении к международному суду в качестве обвиняемого Омара аль-Башира, то это событие может здорово изменить мировую ситуацию.

Арест президента страны, где сотни мирных жителей гибнут в результате военных действий, где чинятся все мыслимые и немыслимые препятствия развертыванию международных миротворческих сил, а на самих представителей этих сил постоянно совершают нападения, станет суровым предупреждением всем другим африканским (и не только) лидерам.

Есть, впрочем, и иная точка зрения на подоплеку этого скандала: считается, что это последнее предупреждение суданскому президенту и если он не выдаст Ахмеда Харуна и Али Кошейбу МУС, его самого обвинят в совершенных ими преступлениях.

Как бы то ни было, прокурор МУС решился на то, на что не мог решиться даже генсек ООН: обвинил президента Судана по трем статьям Римского статута.

Интересна в этой ситуации общественная реакция в Судане и за его пределами: большинство встало на сторону аль-Башира, считая, что МУС движут не благородные мотивы, а желание поработить Судан, лишив его самого верного защитника.

Другие же, как например руководство АС, не против справедливого наказания тех лиц, которые ответственны за дарфурский кошмар, но опасаются, что арест аль-Башира приведет к полному хаосу в Судане, сведя на нет все миротворческие усилия.

Но даже не это важно, а сам факт того, что за судьбу одного президента беспокоится чуть ли не весь мир, в то время как за судьбы сотен тысяч людей, страдающих по его воле бьются лишь считанные единицы международных организаций.

Итак, главный вопрос дня: выдавать ордер на арест аль-Башира или нет. Политическая логика требует последнего решения: не выдавать, а просто хорошенько напугать самой этой возможностью суданские власти, сделав их более сговорчивыми в вопросах сотрудничества с ООН и МУС.

Но есть и другой вариант: в истории не всегда побеждали те, кто действовал предсказуемо, поэтому если Луис Морено-Окампа привезет в наручниках в Гаагу (штаб-квартиру МУС) Омара аль-Башира и добьется обвинительного вердикта для суданского лидера, он впишет свое имя во все учебники по истории.

Рассматривая вариант (пусть он и кажется сейчас фантастическим) с арестом аль-Башира, стоит отметить, что при хорошей подготовительной работе эта операция не приведет к хаосу в Судане.

Дело в том, что помимо аль-Башира, Ахмеда Харуна и Али Кошейбы в аналогичных преступлениях совершенных в Дарфуре можно обвинить практически целиком всё высшее военно-политическое руководство страны. Поэтому МУС вполне может пойти на сделку с суданской политической элитой (в первую очередь, с генералитетом): в обмен на отказ от поиска других виновных в совершении преступлений на западе Судана, выдать эту «троицу».

Ведь не развалился же Судан в начале апреля 1985 года, когда был свергнут Джаафар Нимейри: армия удержала ситуацию под своим жестким контролем. Кстати, для суданской армейской верхушки выдача международному правосудию Омара аль-Башира, Ахмеда Харуна и Али Кошейбы прекрасный способ себя «обелить» в глазах мирового сообщества.

Правда, выдача этой «дарфурской троицы» МУС может подорвать авторитет суданских генералов в глазах своего собственного населения, представив их в виде национальных предателей. Но из этой ситуации есть неплохой выход: судить Омара аль-Башира, Ахмеда Харуна и Али Кошейбу на родине и приговорить их к суровому наказанию, за совершенные ими в Дарфуре преступления.

В последнем случае с Судана можно будет снять ярлык страны, укрывающих лиц, подозреваемых в геноциде мирного населения. МУС же и мировое сообщество в целом сохранят при этом лицо, путем участия в судебном процессе в качестве международного обвинителя Луис Морено-Окампа или иных представителей МУС. Пригласить МУС к участию в судебном процессе суданскую правящую верхушку вынудит необходимость придания данному суду как можно большей легитимности в глазах всего остального мира.

При этом кто конкретно сменит аль-Башира на посту президента не так уж и важно: править все равно будет армейская верхушка, у которой есть на выбор в качестве младшего партнера по власти традиционалисты и исламисты.

Пока что наиболее вероятным сценарием развития дальнейших событий представляется отказ в выдаче Морено-Окампу ордера на арест суданского лидера, мотивированный недостаточным набором доказательств виновности аль-Башира. В этом случае аль-Башир останется под прицелом судей МУС и может добиться выдачи судебного ордера на свой арест в случае, если кардинально не пересмотрит свою политику в отношении ЮНАМИД и МУС.

Однако вовсе нельзя исключать и того варианта, что через пару месяцев по всем мировым новостным каналам будет распространено объявление о том, что «Международный уголовный суд призывает все страны и людей доброй воли оказать содействии в розыске и аресте Омара Хасана Ахмеда аль-Башира». И тогда главной интригой станет, во сколько оценят услуги по поимке суданского лидера.

62.86MB | MySQL:102 | 0,595sec