Военно-технический потенциал Израиля. Часть 5

Военно-экономический аспект реализации военно-технического потенциала Израиля

Официальный военный бюджет Израиля включает расходы Министерства обороны и расходы других министерств и ведомств, которые представлены в функциональной классификации государственного бюджета по разделу «Общественный порядок и безопасность». К другим министерствам и ведомствам по разделу «Общественный порядок и безопасность» относятся: Комитет по чрезвычайным ситуациям, Комитет по координации деятельности на территориях, Комитет по оборонной деятельности, Комиссия по атомной энергии.

В 2018 году военный бюджет составил 64,6 млрд шекелей, что на 3,4%
(2,1 млрд шекелей) больше, чем в 2017 году, а по сравнению с началом рассматриваемого периода военный бюджет увеличился на 20% (10,7 млрд шекелей). Доля расходов МО в военном бюджете в 2018 году составила 85,9% (55,5 млрд шекелей), а доля других министерств и ведомств 14,1% (9,1 млрд шекелей).

Суммарная величина расходов государства на военные цели характеризует показатель общих военных расходов (ОВР). В 2018 году общие военные расходы Израиля составили 64,6 млрд шекелей (17,9 млрд долл.).

В целом за 2014–2018 годы отмечался рост общих военных расходов. В 2019 году общие военные расходы оцениваются в 67,8 млрд шекелей (18,8 млрд долл.), а в 2020 году их объем прогнозируется в размере 71,5 млрд шекелей (19,9 млрд долл.). В среднем за период 2014–2018 годов доля общих военных расходов в ВВП страны составила 4,9%. Доля общих военных расходов в государственном бюджете на данный период составила в среднем 12,8%.

Помимо собственных источников военного финансирования в Израиле есть достаточно крупные внешние. В качестве главного внешнего источника финансирования выступает ежегодная безвозмездная военная помощь США. С 1999 года выделение средств осуществляется на основе «Меморандума о взаимопонимании» между правительствами США и Израиля в формате десятилетнего цикла. В частности, в сентябре 2016 года с учетом окончания в 2018 году очередного соглашения, было заключен новый пакет на 38 млрд. долл. (на 2019–2028 годы).

Ввиду того, что данные средства являются целевыми, получаемыми извне в рамках военно-технического сотрудничества, в общие военные расходы они не входят. Вместе с тем, они могут быть учтены для оценки общего объема средств, за счет которых осуществляется строительство и содержание ВС Израиля.

Показатели уровня милитаризации экономики Израиля
в 2014–2020 годах, %

Военная помощь США Израилю осуществляется по двум основным программам: «Финансирование военной помощи иностранным государствам» (Foreign Military Financin», FMF), администрируемая Государственным департаментом США и «Противоракетная оборона Израиля» (Israel Missile Defense, IMD) по линии американского Министерства обороны.

Часть выделяемых средств – 25-30%, идет на финансирование НИОКР и закупки военной продукции у военной промышленности Израиля, остальные – на прямые поставки из США ВВТ и другой продукции военного назначения.

Данные поставки осуществляются в рамках следующих программ:

– «Военные продажи иностранным государствам» (Foreign Military Sales, FMS);

– «Прямые коммерческие продажи» (Direct Commercial Sales, DCS);

– «Передача военных излишков» (Excess Defense Articles, EDA).

Объем военной помощи Израилю со стороны правительства США за последние пять лет оценивается в 18,5 млрд долл.

С учетом данных сумм, выделяемых на фактически законодательно закрепленной основе, вместе с тем поступающих из внешних источников, в отношении Израиля можно говорить о таком понятии, как совокупные финансовые ресурсы на военные нужды. Использование данного показателя необходимо для оценки реальных объемов финансирования строительства вооруженных сил страны (см. таблица).

Объем совокупных финансовых ресурсов на военные нужды в 2018 году составил 22,6 млрд. долл. Прогнозируется его увеличение на 1,1 млрд. долл. к 2020 году.

Финансирование военного строительства в Израиле

 

Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Общие военные расходы,

млрд долл.

15,0 15,5 15,5 17,4 17,9 18,8 19,9
Общие военные расходы,

млрд шекелей

53,9 60,3 59,0 62,5 64,6 67,8 71,5
Общие военные расходы,

(в постоянных ценах

2015 г. = 100% ), млрд шекелей

55,3 60,3 58,4 61,8 63,1 65,4 67,8
Военный бюджет,

млрд шекелей

53,9 60,3 59,0 62,5 64,6 67,8 71,5
Министерства обороны 53,1 59,4 58,2 54,1 55,5 56,9 58,5
других министерств и ведомств 0,8 0,9 0,8 8,4 9,1 10,9 13,0
Изменение общих военных расходов, %:              
в текущих ценах -6,7 11,9 -2,2 6,0 3,3 5,0 5,5
в постоянных ценах -7,6 9,0 -3,1 5,8 2,2 3,6 3,7
Доля общих военных расходов, %              
в валовом внутреннем продукте 4,9 5,2 4,8 4,9 4,9 4,9 4,9
в государственном бюджете 12,5 13,7 12,7 12,7 12,5 12,5 12,5
Военная помощь США,
млрд долл.
3,8 3,7 3,6 3,8 3,6 3,8 3,8
«Финансирование военной помощи иностранным государствам», млрд долл. 3,1 3,1 3,1 3,2 3,1 3,3 3,3
«Противоракетная оборона Израиля», млрд долл. 0,7 0,6 0,5 0,6 0,5 0,5 0,5
Совокупные финансовые ресурсы на военные нужды, млрд долл.: 18,8 19,2 19,1 21,1 21,5 22,6 23,7
Среднегодовой курс,

шекелей за долл.

3,6 3,9 3,8 3,6 3,6 3,6 3,6

Для целевой структуры расходов МО Израиля характерны ряд особенностей. Расходы на содержание военнослужащих за период с 2014 по 2018 годы увеличились на 15,1% и составили 19,8 млрд шекелей (5,5 млрд долл.). Расходы на содержание гражданского персонала выросли на 15,2%  и составили в 2018 году 3,8 млрд шекелей (1,1 млрд долл.), также, в течение рассматриваемого периода последовательно увеличилась доля расходов на содержание военнослужащих и гражданских служащих в бюджете министерства обороны. Данная тенденция сохранится на ближайшую перспективу, что является результатом выполнения планов развития ВС.

Расходы на боевую подготовку и МТО войск увеличились на 4,8% за рассматриваемый период и составили в 2018 году 19,6 млрд шекелей (5,4 млрд долл.), расходы на строительство военных объектов выросли на 9,1% и составили 1,2 млрд шекелей (0,3 млрд долл.). При этом их доля в бюджете МО сохранялась в течение всего периода.

Расходы на техническое оснащение ВС Израиля (суммарно расходы на закупки ВВТ и НИОКР) в 2018 году по бюджету Министерства обороны составили 11,1 млрд шекелей (3,1 млрд долл.). Вместе с тем, общие объемы средств на данные цели составили 22,3 млрд шекелей (6,2 млрд долл.), при этом значительную их часть – 50,2% (3,1 млрд долл.), составила военная помощь США. Данная тенденция с незначительными колебаниями сохранялась в течение рассматриваемого периода. При этом доля расходов на техническое оснащение ВС в бюджете МО несколько сокращалась в рассматриваемый период.

Среди видов ВС большая часть расходов военного бюджета направляется на содержание СВ – 26,6 млрд шекелей в 2018 году (48%). Расходы на ВВС составили 25 млрд шекелей (45%). В целом, в рассматриваемый период доли СВ и ВВС, а также расходов, не классифицированных по видам ВС, сохранялись при незначительных колебаниях. На ВМС в 2018 году было выделено 3,3 млрд шекелей (6,0%), при этом за рассматриваемый период наблюдается некоторое сокращение их доли.

 

Структура военных расходов Израиля

 

Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019

(оценка)

2020 (прогноз)
Общие военные расходы,

млрд шекелей

53,9 60,3 59,0 62,5 64,6 67,8 71,5
Военный бюджет,

млрд шекелей

53,9 60,3 59,0 62,5 64,6 67,8 71,5
Расходы МО,

млрд шекелей

53,1 59,4 58,2 54,1 55,5 56,9 58,5
Расходы других министерств и ведомств 0,8 0,9 0,8 8,4 9,1 10,9 13,0
Расходы МО по целевому назначению,

 млрд. шекелей

             
содержание в/сл 17,2 18,3 18,7 19,7 19,8 20,4 21,0
содержание г/сл 3,3 3,5 3,5 3,7 3,8 4,6 4,7
боевая подготовка и МТО 18,7 21,2 20,8 19,4 19,6 20,2 20,7
закупки ВВТ 9,1 10,8 10,0 7,3 7,9 7,5 7,8
НИОКР 3,7 4,3 4,0 2,9 3,2 3,0 3,1
строительство военных объектов 1,1 1,3 1,2 1,1 1,2 1,2 1,2
Прочие
 по видам ВС              
      СВ 26,0 29,1 27,9 26,0 26,6 27,3 28,1
      ВВС 23,4 26,1 26,2 24,3 25,0 26,2 26,9
      ВМС 3,2 3,6 3,5 3,2 3,3 2,8 2,9
неклассифицированные по видам ВС 0,5 0,6 0,6 0,5 0,6 0,6 0,6

 

В целом, военно-политическое руководство Израиля уделяет значительное внимание развитию национальных ВС. Ежегодное увеличение объемов финансирования военного строительства является свидетельством целенаправленного выполнения руководством Израиля задач изложенных в плане «Гидеон» («План развития вооруженных сил с 2016 по 2020 год»), заключающихся в следующем:

  • оптимизация численности ВС Израиля предусматривает сокращения: военнослужащих контрактной службы, численности небоевых подразделений, срока срочной службы с 36 до 32 месяцев с одновременным увеличением количества ежегодных призывов в армию с трех до четырех; личного состава штабных и командных структур ВС Израиля на 6%;
  • содействие американо-израильскому взаимодействию по вопросам развития национального военно-промышленного комплекса Израиля, а также участие в совместных проектах по разработке и внедрению передовых видов вооружения в армиях обеих стран;
  • создание войск киберзащиты;
  • приобретение многоцелевых самолетов 5-го поколения F-35 и создание на их основе двух истребительно-бомбардировочных эскадрилий;
  • приобретение четырех корветов проекта К-130 типа «Брауншвейг» и создание на их основе эскадры боевых корветов с местом дислокации на главной военно-морской базе Хайфа. Кроме того, принятие в боевой состав ВМС Израиля шестой дизель-электрической подводной лодки типа «Усовершенствованный Долфин»;
  • переход на эшелонированную систему противоракетной обороны в составе комплексов «Айрон дом», «Дэвид слинг» и «Эрроу-3».

Основной целью выполнения плана является приведение национальных вооруженных сил в соответствие современным требованиям изменившейся военно-политической обстановки в ближневосточном регионе.

 

Выводы по исследованию

Таким образом, современная ВТП Израиля направлена на создание боеспособных и высокотехнологичных ВС, формирование научно-технологического задела для разработки перспективных образцов ВВСТ, а также на реализацию программ по модернизации техники отечественного производства. Израиль обладает развитым ВПК и входит в число мировых лидеров по производству ВВСТ. Это способствует активному расширению военно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами и позволяет последовательно повышать уровень экспорта вооружений и услуг. Наибольших результатов страна достигла в сфере модернизации авиационной и бронетанковой техники, в том числе советского производства, заняв одно из лидирующих мест на мировом рынке ВВСТ в этой области.

Израиль в течение трех последних десятилетий освоил технологии производства баллистических ракет и добился существенных успехов в развитии национальной ракетной программы. В результате страна располагает собственной научной и производственной базой, что дает ей возможность самостоятельно проводить НИОКР в области ракетной техники, а также производить и испытывать твердотопливные баллистические ракеты.

В настоящее время баллистическое ракетное вооружение в Израиле развивается в следующих основных направлениях: повышение уровня ТТХ баллистических ракет (максимальная дальность стрельбы, точность, и др.); совершенствование научно-производственной и полигонно-испытательной базы.

На вооружении ВВС Израиля состоит широкая номенклатура летательных аппаратов и авиационного управляемого оружия, разработанного и созданного в стране. Тактико-технические характеристики этого оружия незначительно уступают, а в некоторых случаях превосходят лучшие образцы ВВТ ВЗС, поэтому это оружие также состоит на вооружении других стран, в том числе США, Индии, Турции. В период до 2035 года наряду с совершенствованием существующего ВВТ, израильская авиационная промышленность продолжит создавать их новые образцы.

Учитывая, что в настоящее время Израиль не располагает крупной производственно-технической базой, а тем более финансовыми средствами для создания эскадренных миноносцев, фрегатов, противолодочных кораблей и подводных лодок, потребности ВМС в период до 2035 года будут удовлетворяться в основном за счет импорта в рамках международной военной помощи. Однако поставляемые из-за рубежа надводные корабли и подводные лодки, вероятнее, будут оснащаться морским ракетным и артиллерийским оружием и радиоэлектронным вооружением национального производства.

Анализ развития бронетанкового вооружения и техники показывает, что изменение конструкции основных агрегатов и систем, совершенствование параметров тактико-технических характеристик происходит, главным образом, с целью улучшения основных свойств боевых машин: огневой мощи, защиты, подвижности, командной управляемости и эксплуатационно-технических показателей.

Исследование долгосрочных планов строительства ВС Израиля, НИОКР в области совершенствования боевых машин позволило выявить следующие основные направления развития наземного ВВТ на период до 2035 года:

– повышение огневой мощи за счет совершенствования комплекса вооружения и внедрения нашлемных систем целеуказания и отображения информации;

– увеличение внутреннего объема машин путем размещения комплексов вооружения в безэкипажных башнях для размещения большего количества десанта в полном боевом оснащении и роботизированных комплексов, включая беспилотные летательные аппараты;

– повышение защищенности экипажа и десанта посредством установки комплексов активной защиты «Трофи»;

– повышение подвижности и маневренности за счет разработки машин на колесном шасси;

– сопряжение информационно-управляющих систем боевых машин с единой автоматизированной системой управления тактического звена.

Решение проблемы защиты населения Израиля и его территории от ракетных угроз до 2035 является для страны одной из актуальных задач, требующей постоянного внимания со стороны его военно-политического руководства.

Военная промышленность Израиля значительно расширяет свое участие в секторе противовоздушной и противоракетной обороны. Совместно с США национальные корпорации продолжат развивать ПРК «Айрон дом», «Дэвидс слинг», «Эрроу» (с ПР «Эрроу-2, -3»), а также перспективные комплексы лазерного оружия для национальной системы ПВО/ПРО. При этом, наряду с последовательным развитием огневой компоненты ПВО/ПРО, будут развиваться разведывательно-информационные средства и системы автоматизированного управления ими.

Военно-политическое руководство Израиля проводят активную работу по оснащению национальных вооруженных сил современными радиоэлектронными системами и средствами боевого обеспечения. Особое внимание уделяется наращиванию возможностей скрытной разведки за противником, возможностям своевременного реагирования на возникающие угрозы, в первую очередь от Ирана. Для достижения этих целей проводятся работы по оснащению ВС современными системами и средствами разведки как собственного производства, так и зарубежными аналогами.

Израиль стремительно сокращает отставание от ведущих зарубежных стран в вопросе оснащения ВС средствами РЭБ. Завершается формирование объединенной системы РЭБ на базе комплекса «Комджам», средствами индивидуальной и групповой защиты оснащаются бронетехника и летательные аппараты, в том числе БПЛА. В ближайшие годы при сохранении текущих темпов развития Израиль станет одним из мировых лидеров в области производства средств РЭБ.

 

Список использованных источников

  1. Усова Ю. Израиль в системе международных отношений ближневосточного региона в первое десятилетие XXI века – см. Израиль в современном мире. Сборник научных статей. М: Издательство «Влал текс», 2009. – 159 с.
  2. М.Татаринов / Военно-техническое сотрудничество Израиля с зарубежными странами / Зарубежное военное обозрение. 2014. – № 12. – С. 23 –27.
  3. Jane’s defense weekly – April 2019.
  4. Jane’s defense weekly – April 2019.
  5. Jane’s defense weekly – April 2020.
  6. Jane’s defense weekly – April 2019.
  7. SPECTRA early warning & defense S-band digital radar. 2 p.
  8. Strategic Studies Institute and U.S. Army War College Press ANOTHER BRICK IN THE WALL: THE ISRAELI EXPERIENCE IN MISSILE DEFENSE Jean-Loup Samaan // April 2015
  9. ULTRA early warning UHF digital radar family. 2 p.
  10. ULTRA-C1 mobile air defense and early warning UHF radar. 2 p.
  11. Jane’s Fighting Ships 2017–2018.
  12. The Military Balance 2018.
  13. Jane’s Weapon Naval 2017–2018.
  14. Undersea Defence Technology conference proceedings 2012–2016.
  15. MAST SchIBZ – Power Network with Fuel Cells, 2016.
  16. Jane’s defense weekly – April 2018.
  17. Jane’s defense weekly – April 2019.
  18. Jane’s defense weekly – April 2019.
  19. Israel Defense Directory 2018–19. Sibat marcom@mod.gov.il.
  20. S. Foreign Aid to Israel. Congressional Research Service Report. April 10, 2018.
  21. Army Guide monthly. 6 June 2018. www.army-guide.com.
  22. Kenneth S. Brower. The Israel Defense Forces, 1948–2017. May 2018.
  23. Artillery: future insight. Defence IQ. November 2014.
  24. gunterspace.com.
  25. janes.com.
  26. Jane’s defense weekly – April 2020.
  27. elbitsystems.com – EW and self-protection
  28. Jane’s defense weekly – April 2019.
  29. elbitsystems.com – DIRCM
  30. Electronic Warfare: Annual Handbook Issue 22. – UK: Shephard Media, 2018. – p. 159.
  31. iai.com – Airborne self-protection systems
  32. elbitsystems.com – Electro-optics
  33. Jane’s defense weekly – April 2019.
  34. Jane’s international defense review–April 2019. – p. 20, 4
49.97MB | MySQL:113 | 0,732sec