О начале переговоров между Ливаном и Израилем о демаркации морской границы

Первый раунд переговоров между делегациями Ливана и Израиля по демаркации морской границы пройдет в среду в Эн-Накуре, где находится штаб-квартира Временных сил ООН в Ливане (ВСООНЛ). Об этом сообщил 10 октября корр. ТАСС официальный представитель ВСООНЛ Андреа Тененти. «Миротворцы предоставляют площадку для переговоров и берут на себя обеспечение безопасности», — отметил он. По словам Тененти, в роли куратора переговоров выступит специальный координатор ООН по Ливану Ян Кубиш, который, как ожидается, сделает заявление по итогам встречи делегаций. В Эн-Накуру прибудет также помощник госсекретаря США по делам Ближнего Востока Дэвид Шенкер, осуществлявший с 2019 года посредническую миссию между сторонами. То есть, формально эти переговоры курирует не ООН, а Вашингтон. Они собственно и состоятся во многом ровно по этой причине. Если точнее, то весь комплекс недавних санкций США против финансовой системы Ливана, включая и пресловутый «Закон Цезаря», в конечно счете был призван обеспечить успех ближневосточной стратегии зятя президента Д.Трампа Дж,Кушнера, который не смог протолкнуть свою редакцию БВУ «пакетом» и перешел в этой связи к алгоритму заключения двухсторонних сделок. Торопливость Кушнера понятна: президентские выборы в США приближаются и их итог далеко не ясен. Таким образом, грубо говоря, суть нынешних требований американцев: уступки в обмен за облегчение экономических санкций. Согласно сообщению пресс-службы президента республики, ливанскую делегацию возглавит бригадный генерал ВВС Бассам Ясин, в нее входит полковник ВМС Мазен Басбус, эксперт нефтяной администрации Ливана Виссам Шбат и эксперт по пограничным вопросам Наджиб Мессихи. Президент Ливана Мишель Аун на встрече с членами делегации во вторник подчеркнул, что переговоры с Израилем «носят технический характер и не должны выходить за эти рамки». Как указывает пресс-служба, глава государства «выразил надежду на то, что будет найдено справедливое решение, которое обеспечит суверенные права ливанского народа». Спецкоординатор ООН по Ливану Ян Кубиш в свою очередь заявил на встрече с президентом Ауном, что видит свою задачу в том, чтобы «содействовать успешному проведению переговоров». В штабе миротворцев в Эн-Накуре после конфликта 2006 года проводятся на регулярной основе трехсторонние встречи между военными делегациями Ливана, Израиля и командованием ВСООНЛ, которые посвящены поддержанию режима прекращения огня. Ранее спикер ливанского парламента Набих Берри заявил, что переговоры в Эн-Накуре «не означают нормализации отношений с Израилем и не приведут к мирному договору». Тем не менее, по его словам, в случае их успеха будет подписано двустороннее пограничное соглашение. «Это принесет экономическую выгоду Ливану», — подчеркнул он. Многие эксперты с такой оценкой не согласны, хотя рискнем предположить, что речь идет именно о демаркации без дальнейших сделок о политической нормализации отношений. Американцы и израильтяне довольствуются в этой связи минимумом, что устраивает в целом и ливанцев.
Разногласия между Ливаном и Израилем касаются шельфового блока 9 в Средиземном море, где предположительно имеются крупные запасы углеводородов. Речь идет о спорном участке в 856 кв. км, каждая сторона считает его частью своей исключительной экономической зоны. Как сообщил спикер Берри, консорциум в составе французской компании Total, итальянской Eni  и российской «Новатэк» планирует приступить к разведочному бурению на нефть и газ на морском шельфе в районе блока 9 в конце года. Консорциум выиграл первый лицензионный тендер в Ливане в 2018 году и провел пробное бурение на шельфовом блоке 4 в феврале. Однако проведение буровых работ на блоке 9 было перенесено на вторую половину года из-за пандемии коронавируса. Все это происходит на фоне, который не вполне способствует проведению такого рода консультаций. Ливан сейчас переживает беспрецедентный политический, экономический кризис и кризис в области безопасности, который загнал политические силы в угол в отношении имеющихся вариантов спасения страны от полного краха. Испытывая нехватку времени, ливанские политические силы стремятся активизировать французскую инициативу и как можно скорее сформировать правительство национального спасения. С другой стороны, переговоры с Израилем о демаркации сухопутных и морских границ усугубляют ряд сложных вопросов. В Бейруте широко распространились предубеждения о намерениях Израиля и США максимально политизировать эти переговоры, в то время как Израиль решил пригласить к участию в делегации политического советника Биньямина Нетаньяху и заместителя директора международных организаций Министерства иностранных дел Израиля. Эти опасения были учтены американцами: Израиль в конечном счете отказался от идеи привлечь к переговорам высокопоставленных политических чиновников, назначив во главе делегации министра энергетики Юваля Штайница. В израильскую делегацию также входит начальник отдела стратегического планирования ЦАХАЛа бригадный генерал Орен Ситтер. Израиль также пытается при прямой поддержке Вашингтона привлечь к переговорам советника Нетаньяху по внешней политике Реувена Азара и заместителя директора международных организаций МИД Израиля Алона Бара. Возможное достижение рамочного соглашения о демаркации границ является чисто американо-израильским достижением, поскольку оно было достигнуто после официального отказа Ливана сделать это в течение последних восьми лет; в частности, после того, как посол США Фредерик Хофф предложил разделить спорную морскую зону в 2012 году. Рассматриваемая территория занимает 860 кв. км, из которых, по мнению Хоффа, Ливан сохранит 500 кв. км. Ливан отклонил это предложение, считая все это ливанской территорией, а не спорным районом. Ливан усилил свое неприятие демаркации границы на основе израильских условий после того, как лидер «Хизбаллы» Хасан Насралла объявил, что движение будет решительно реагировать на бурение Израилем нефтяных и газовых скважин в ливанских территориальных водах. Это произошло после того, как Израиль уже провел геологоразведывательные операции. Опасаясь ответной реакции этой партии, которая могла бы нацелиться на израильские газопроводы, Израиль уже заключил соглашения с Кипром, Грецией и Египтом о создании морского трубопровода для транспортировки газа в Грецию, затем в Италию и различные европейские страны. То есть, применили принцип коллективной ответственности и теперь стараются поставить точку в этой дискуссии.

Обратим внимание и на заявление спикера ливанского парламента Набиха Берри, который несколько дней назад заявил, что в отношении возможного соглашения с Израилем было достигнуто рамочное соглашение. Он использовал новый тип языка, когда говорил об Израиле; исчезла типичная, официальная и популярная «оккупированная Палестина, враг и оккупационное государство», что дает основание некоторым экспертам полагать, что эти переговоры — не что иное, как «дорожная карта» для нормализации отношений с Израилем. Заявление Берри говорит также и о том, что давление США и Израиля вынудило ливанские власти изменить свое мнение и начать переговоры о демаркации границы. Это развитие событий связано, конечно, с предстоящими в следующем месяце президентскими выборами в США. Израиль явно оказал давление на Вашингтон через Дж,Кушнера, чтобы добиться чего-то в пограничном вопросе, пока Трамп все еще находится у власти. Официальные лица в Ливане считают, что можно частично компенсировать причины экономического коллапса и найти решения, инвестируя в запасы нефти и газа в ливанских территориальных водах, даже если это означает разделение прав на этот район с Израилем. Это говорит о том, что ливанские политики готовы пойти на уступки, которые позволили бы признать новые сухопутные и морские границы с Израилем, несмотря на то, что соглашение о перемирии 1949 года предоставило Ливану все морские и сухопутные районы, которые внезапно стали «спорными», большая часть которых теперь будет передана в контексте демаркации границы. И это предел уступок, о полной нормализации отношений Ливана с Израилем пока говорить преждевременно. И прогресс на этом направлении будет среди прочих зависеть и от ответных смягчающих санкции шагов Вашингтона в случае уступок со стороны Бейрута.

49.92MB | MySQL:110 | 0,844sec