Турецкий взгляд на Нагорный Карабах: конференция фонда SETAV. Часть 3

12 октября с.г. в главном мозговом центре Турции Фонде политических экономических и социальных исследований (SETAV) прошла конференция, посвященная нагорно-карабахскому конфликту. Лейтмотивом мероприятия, состоявшегося в формате онлайн конференция, стала позиция международных игроков и их взгляд на нынешнюю обстановку на Южном Кавказе. Речь шла о позициях России, Германии (если говорить шире, то ЕС) и США. Напомним, что в предыдущих мероприятиях Фонда много можно было слышать о позиции самой Турции и Азербайджана.

На этот раз, на первый план в мероприятии Фонда вышли международные игроки. Что, во многом связано с той миротворческой инициативой, которую предприняло российское руководство, собрав в Москве глав внешнеполитических ведомств России, Армении и Азербайджана 9 октября. Да, перемирие не продержалось и суток. Однако, переговоры в Москве стали стартовой площадкой для диалога. Очень важно, что начались они именно в Москве, а не где бы то ни было ещё. Что заставило ряд турецких экспертов говорить о том, то «Россия поставила Турции в Нагорном Карабахе стратегическую подножку». В том смысле, что не только Армения, но и Азербайджан отправился договариваться в Москву.

Впрочем, как можно заметить из последующего развития событий, забеспокоилась турецкая сторона совершенно напрасно.

Азербайджан не заинтересован в перемирии. По крайней мере, сейчас. А появление главы внешнеполитического ведомства в Москве – это просто жест в сторону Москвы, визит вежливости, но не визит «осознанной необходимости». Просто Азербайджан отдал должное Москве, а заодно показал Турции, что она, конечно, Азербайджану помогает. Но ведь всегда можно помочь больше, чтобы обеспечить большую динамику наступления азербайджанских Вооруженных сил.

Зачем наступающей стороне, которая юридически находится в своем праве на эту территорию вести переговоры о миротворчестве?

Главная задача Азербайджана сегодня – это не допустить того, чтобы включились механизмы ОДКБ. А для этого просто надо избежать ударов по армянской территории.

Разумеется, у Армении цель – ровно противоположная: подставиться под удар своей территории, чтобы можно было бы «вызвать дух Кремля». Соответственно, все действия Армении этих дней надо пропускать через призму настойчивого желания армянской стороны втянуть на своей стороне в конфликт в Нагорном Карабахе российские Вооруженные силы, причем не в статусе миротворцев, а в статусе воюющей стороны.

Кардинальным образом расходятся взгляды сторон на то, на каких условиях могло бы быть заключено перемирие. Озвучивание этих требований – лишь констатация невозможности, на сегодняшний день, армяно-азербайджанских договоренностей.

Для Азербайджана это уход Армении с оккупированных территорий. Для Армении – это проведение референдума о независимости Нагорного Карабаха с заранее предсказуемым исходом. Так что, разумеется, армянская позиция является для Азербайджана категорически неприемлемой. В условиях военных успехов Азербайджана ему попросту нет резона останавливаться.

Тот факт, что телефонный разговор между президентами В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом состоялся по инициативе турецкой стороны, не должен обманывать никого.

В этом звонке, Турция не была слабой стороной – просто потому, что она не является «просящей стороной». Аксараю нечего просить у Кремля, потому что своей цели турки пока добиваются.

При этом, в Анкаре предварительно убедились в том, что Россия не будет втягиваться в конфликт на стороне Армении и Нагорного Карабаха. Предельно ясно на этот счет выразился президент России В.Путин (Нагорный Карабах не является территорией Армении) и пресс-секретарь президента Д.Песков, который отметил и то, что Россия, если и отправит своих миротворцев в Нагорный Карабах, то лишь по приглашению обеих сторон противостояния. Разумеется, на этом этапе, никакого приглашения России со стороны Азербайджана быть не может.

Более того, миротворчество в Нагорном Карабахе имеет ещё и один минус. Во всяком случае для России.

Если возникнет какая-то линия разделения противоборствующих сил, то, совершенно очевидно, что в неё войдут и турецкие военнослужащие. Уже сейчас президент Азербайджана И.Алиев говорит о том, что Турция должна быть частью нагорно-карабахского урегулирования.

А это — уже расклад, при котором освобожденные Азербайджаном территории становятся плацдармом для Вооруженных сил Турции. Именно поэтому для России неприемлемы любые предлагаемые Турцией, как можно судить, варианты по разделению Нагорного Карабаха на зоны влияния – российскую и турецкую. Даже тот факт, что Турция – страна НАТО – не самая большая проблема по сравнению с тем, каков характер устремлений Турции на современном этапе её развития.

Напомним, что предыдущую Часть 2 статьи (ссылка: http://www.iimes.ru/?p=73746) мы закончили на рассмотрении Сессии «Вопрос – Ответ» в адрес докладчиков на мероприятии Фонда политических, экономических и социальных исследований SETAV и на том тезисе, что для Азербайджана сегодня есть только один путь решения проблемы Нагорного Карабаха, и это – военный путь.

При этом, один из выступающих (Зафер Меше, координатор Берлинского офиса SETAV) отметил и те процессы, которые сейчас наблюдаются в отношении российских энергетических проектов.

В частности, то давление, которое сегодня оказывается на проект газопровода «Северный поток – 2». Разумеется, это наблюдение от турецкого аналитика должно наводить слушателей на мысль о том непростом положении, в котором сегодня находится Российская Федерация. Которая теряет на глазах европейский рынок (надо ли говорить о том, что Турция – как рынок сбыта углеводородов для России в нынешних условиях крайне важна, прежде всего, по поставкам природного газа – В.К.)

По Нагорному Карабаху, Германия занимает отчетливо «пацифистскую позицию». А Франция, напротив, проводит, по словам Зафера Меше, «пост колониальную политику». При этом, по наблюдениям докладчика, разделения между Германией и Францией на «хорошего и плохого полицейских» нет. Просто Германия, как она показала это в Восточном Средиземноморье, организую договоренности между Турцией и Грецией, в наши дни пытается выступать с позиций миротворца.

Хотя турецкий докладчик отметил при этом и фактор христианской Армении. При это подразумевая, что с противоположной стороны – мусульманский Азербайджан. И это оказывает влияние, как можно было понять турецкого докладчика, и на предпочтения миротворцев минской группы.

Координатор Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETAV) в Вашингтоне Кадир Устюн отметил наличие в Вашингтоне сильного антитурецкого лобби. И сейчас, по его словам, это лобби использует фактор Азербайджана для критики Турции. Антитурецкие СМИ широко распространены в прессе и в Интернете. В определенной степени, как отметил докладчик, это связано с внутренней политикой в США. При том, что немногие американцы – в курсе, где расположен Нагорный Карабах.

Вообще, возможно, главным выводом докладчика по позиции США в отношении Нагорного Карабаха является вывод об отсутствии со стороны американцев серьезной политики в отношении этой проблемы.

Впрочем, автор, все же, предсказал рост давления на Азербайджан и на Турцию, а также на поставляющий вооружение Азербайджану Израиль, со стороны США. Как минимум, потому, что Армения пытается придать характер нынешнему конфликту очередного «геноцида армян» и даже больше «геноцида христиан».

Итак, подводя черту, под анализом мероприятия, проведенного со стороны анкарского Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции, можно заметить следующее.

Мероприятие было посвящено позиции зарубежных игроков в отношении событий в Нагорном Карабахе – тех игроков, которые являются сопредседателями Минской группы и имеют достаточно возможностей, чтобы потенциально вмешаться в ход конфликта.

Отметим, что буквально накануне конфликта у Турция была возможность непосредственно убедиться в том, что никакого санкционного давления Европа на Турцию оказывать не собирается. Просто по причине отсутствия единой политической воли. Причем, санкции в отношении Турции не были применены в связи с вопросом, который куда как больше занимает Европу, чем Нагорный Карабах. Речь, все же, идет о Восточном Средиземноморье, которое является зоной серьезных, непосредственных экономических интересов европейцев. Понятно, что Нагорный Карабах такого статуса в глазах Европы не имеет и рассчитывать на то, что он станет фактором серьезного давления на Турцию не приходится. Тем более, в отсутствие единства мнений по данному вопросу между двумя ведущими европейскими державами – между Германией и Францией.

США, невзирая на сильную христианскую повестку, которая может быть применена к событиям в Нагорном Карабахе сейчас слишком заняты президентскими выборами. А Нагорный Карабах – это не та тема, на которой Дональд Трамп может заработать немедленные очки, которые ему сейчас нужны. Так что, на активное вмешательство США эксперты SETAV также не рассчитывают.

Что же до России, то Россия заняла позицию равноудаленности от Азербайджана и Армении, заявив о том, что ОДКБ не является применимым в случае Нагорного Карабаха. На самом деле, нынешняя позиция России развязывает руки Азербайджану в установлении контроля над Нагорным Карабахом. При этом, Россия слишком занята Белоруссией, Украиной и судьбой своих энергетических проектов в Европе, чтобы втягиваться в конфликт вокруг Нагорного Карабаха.

Тот вывод, который напрашивается после выступлений всех докладчиков на конференции, заключается в том, что на сегодняшний день созрела ситуация для того, чтобы вопрос Нагорного Карабаха был бы решен силовым путем. И в этом смысле, Азербайджану и Турции не в состоянии помешать ни США, ни ЕС, ни России. А, следовательно, можно говорить о том, что на данном этапе Азербайджан и Турция могут действовать достаточно свободно. Однако, вопрос, не прозвучавший на мероприятии, заключается в том, насколько долго продлится такая ситуация – это, в результате, и определит интенсивность действий Турции и Азербайджана в Нагорном Карабахе.

52.22MB | MySQL:103 | 0,488sec