США переносят свое противостояние с Россией и Китаем в Северную Африку

Информационный портал New Libya обратился к теме недавнего визита министра обороны США Марка Эспера по странам Магриба. Вашингтон, вопреки многим прогнозам, не ушедший с североафриканского направления, продемонстрировал свою способность в достаточно короткий срок качественно наращивать дипломатические усилия и добиваться результатов там, где его европейские партнеры могли месяцами топтаться на месте. Уменьшив градус ливийского противостояния до степени, позволяющей не беспокоиться о вещах принципиальных, таких как безопасное и прогнозируемое поступление нужного количества нефти на рынок и свободное перемещение коммерческих судов в Восточном Средиземноморье, США решили заняться сдерживанием конкурентов, Китая, в первую очередь, и России, во вторую.  Трех дней, проведенных министром обороны США Марком Эспером, путешествуя между столицами Магриба, было достаточно, чтобы обсудить средства сдерживания российской и китайской экспансии в регионе, который Вашингтон считает стратегически важным для своих интересов и интересов своих союзников в Средиземноморье. Три страны, которые посетил Эспер, являются партнерами НАТО, но не являются ее членами, поскольку их подразделения ежегодно проводят маневры с силами НАТО в рамках так называемого «Средиземноморского диалога». С 1994 года в этом «диалоге», с целью «установления хороших отношений и лучшего двустороннего взаимопонимания, а также содействия региональной безопасности и стабильности» участвовали помимо Израиля, шесть арабских стран, не являющихся членами альянса.

Эсперу предшествовал командующий Африканским командованием США (AFRICOM) генерал Стивен Таунсенд, который посетил регион за неделю до визита министра обороны. Перед тем, как Эспер объявил, что Америка стремится сдержать влияние России и Китая в Северной Африке, генерал Таунсенд заявил, приступая к своим обязанностям в мае прошлого года, что Россия и Китай представляют основную угрозу для американского лидерства на африканском континенте, даже если он ожидает, что Китай опередит Россию в области коммерческого обмена с местными странами.

Десятилетнее соглашение с Тунисом

Если вопросы терроризма и ливийского кризиса были общим знаменателем в переговорах М.Эспера с официальными лицами, с которыми он встречался во время своего турне по Магрибу, то итоги поездки, с точки зрения двусторонних отношений, были не менее важны. В Тунисе, первой остановке визита, М.Эспер и его тунисский коллега Ибрагим Бартаджи подписали соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, которое продлится десять лет. Содержание соглашения не разглашается, но американский министр подчеркнул, что цель его визита — укрепить отношения с этим «великим» союзником в регионе и обсудить угрозы, которые джихадистские организации, такие как «Исламское государство» и «Аль-Каида» (запрещены в РФ – авт.), представляют для Туниса. Соглашение, статьи которого оставались конфиденциальными, было предназначено «помочь Тунису защитить свои порты и границы и отразить терроризм», — сказал М.Эспер. Это первое в своем роде соглашение с Тунисом, а ссылка на порты и границы может указывать на то, что тунисцы запросили разведывательную и материально-техническую поддержку у 6-го флота ВМС США в Средиземном море, чтобы предотвратить любые террористические атаки, которые могут исходить с моря или с границы с Ливией.

Напомним, что террористические группы пересекли тунисско-ливийскую границу в марте 2016 года с целью создания «исламского эмирата» в городе Бен-Гардан, но подразделения сил безопасности и военные устранили нападавших при решительной поддержке жителей города, и в результате операции 43 нападавших были убиты и 7 из них арестованы. В этом контексте американцы просили тунисцев еще со времен покойного президента Зин Абидина Бен Али перенести штаб военного командования США в Африке из Германии в Тунис, но их просьба не была удовлетворена. Затем они попросили правительства, пришедшие после его свержения, создать разведывательную базу на юге страны для наблюдения за ситуацией в Ливии, а также в регионе Сахеля и Сахары. Их просьба также не была удовлетворена. Тем не менее, Тунис поддерживает тесные отношения сотрудничества с НАТО, и в 2015 году ему был предоставлен статус предпочтительного партнера, не входящего в альянс.

Американцы подчеркнули, что соглашение, подписанное М.Эспером 14 октября, является «дорожной картой» для развития отношений посредством обучения на случай, если Тунис решит закупить высокоточное оружие. Что касается тунисских властей, то они неоднократно подтверждали, что на его территории нет американской военной базы, и что они не согласятся на создание такой базы в будущем. Однако в 2017 году американские СМИ сообщили, что на базе Сиди Ахмед в провинции Бизерта (Север) находилась американская военная группа, специализирующаяся на эксплуатации беспилотных самолетов.

После этого военное командование США в Африке объявило в заявлении, опубликованном в мае, что перед лицом эскалации ситуации в Ливии оно намерено направить группы поддержки в Тунис, что вызвало широкую критику со стороны партий, ассоциаций и тунисского общественного мнения. Резкая реакция побудила AFRICOM подтвердить во втором заявлении, что эти группы будут предназначены для совместной подготовки, а не для боевых действий. Доказано, что тесные военные отношения между Вашингтоном и столицами Магриба, включая Тунис, беспокоят их традиционных партнеров, особенно Францию ​​и Италию, с которыми с момента обретения независимости осуществляются программы военного сотрудничества. Согласно заявлению AFRICOM, после революции 2011 года, Пентагон выделил почти один миллиард долларов на поддержку тунисской армии.

Изоляция террористических вооруженных формирований

Растущий интерес США к Северной Африке укладывается в рамки использования ее стратегического положения для изоляции широко распространенных вооруженных группировок в Ливии, включая юг, в направлении стран Сахеля и Сахары, после того, как 5100 французских военных не смогли сдержать и уничтожить эти сети. Расширение американского присутствия также направлено на ограничение расширения российского влияния в регионе, особенно после первого российско-африканского саммита в октябре 2019 года, на котором собралось большое количество африканских президентов. Американцы почувствовали, что Россия, которая находилась вдали от континента три десятилетия, то есть после распада бывшего Советского Союза, возвращается с туда с определенной силой, после того как смогла собрать столько президентов вокруг Владимира Путина.

Визит М.Эспера в Алжир имел особое значение из-за его военного веса и стратегического положения, которое выходит за рамки четырех стран Сахеля и Сахары, в которых активно действуют террористические группы и сети, занимающиеся контрабандой оружия и наркотиков. Американцы поощряли создание группировки «Майдан», в которую вошли силы пяти стран Сахары во главе с Алжиром, а также укрепляли военное сотрудничество с алжирской армией, которая мобилизовала около 40 000 солдат, для наблюдения за границами протяженностью до 7000 км, чтобы предотвратить проникновение террористических элементов с юга Сахары.

Из переговоров министра обороны США с президентом Алжира Абдельмаджидом Теббуном (который также является министром обороны) и начальником штаба алжирской армии генерал-майором Саидом Шенгрихой наблюдатели пришли к выводу о желании Вашингтона ослабить влияние России, поскольку Алжир является самым важным покупателем российского оружия в регионе.

М.Эспер — первый министр обороны США, приехавший Алжир с тех пор, как Каспар Уайнбергер посетил его 14 лет назад. Однако, отношения между двумя сторонами в последние годы оставались крепкими благодаря постоянному сотрудничеству в борьбе с террористическими элементами и группами в Средиземноморье и в регионе Сахеля. И если Алжир является самым важным покупателем российского оружия в Северной Африке, США по-прежнему делают ставку на то, чтобы завоевать расположение алжирцев, чтобы они покупали американское оружие. Алжир недавно договорился с Россией о сделке по покупке 18 боевых самолетов Су-35. Ответственные алжирские круги связывают эту сделку с необходимостью замены перехватчиков МиГ-25, срок эксплуатации которых истек и которые планируется снять с вооружения в конце этого года. По словам главы российской военно-промышленной группы «Рособоронэкспорт» А.А.Михеева, Алжир занимает третье место в мире среди заказчиков Су-35, который считается гордостью российской авиастроительной промышленности, поскольку он многофункциональный, способен нести восемь тонн оружия и оснащен передовыми радиолокационными станциями.

Алжирцы испытали этот тип самолетов еще десять лет назад, когда закупили первую партию Су-24. Сегодня Алжир считается четвертой военной державой в Африке по численности личного состава вооруженных сил. По средствам, выделяемым в оборонный бюджет, Алжир занимает первое место, с примерно 6 млрд долларов.

М.Эспер завершил свой тур по Магрибу в Рабате, верном историческом союзнике Соединенных Штатов. Марокко считается стратегическим союзником и верным клиентом Америки со времен холодной войны. Статистические данные о сделках по продаже оружия, заключенных за последние годы, показывают, что 91% марокканского импорта оружия поступает из США. Администрация США согласилась продать Марокко 36 вертолетов «Апач» за 4,25 млрд долларов, 24 истребителя F-16 и 24 учебно-тренировочных самолета в дополнение к ремонту 200 старых танков «Абрамс». Рабат также запросил закупку ракет класса «земля-воздух», систем внутренней связи, устройств управления навигацией в дополнение к запасным частям.

Схиратское соглашение

Три файла относятся к переговорам Эспера с марокканскими лидерами, которые представляют собой развитие двустороннего сотрудничества в сфере вооруженных сил и безопасности и усиление координации в борьбе с террористическими организациями, в дополнение к событиям в ливийском досье, в котором Марокко играет видную роль, проведя переговоры 2015 года, приведшие к подписанию Соглашения в Схирате, и, наконец, встреч в Бузнике, которые проложили процесс урегулирования и направлены на мирное разрешения споров. Госсекретарь США Майк Помпео обсудил эти вопросы с высокопоставленными официальными лицами Марокко во время официального визита в Рабат в декабре прошлого года.

Как и в Тунисе, марокканцы подписали с американским госсекретарем соглашение о военном сотрудничестве, чтобы улучшить уже развитую координацию, поскольку Марокко ежегодно принимает маневры под контролем военного Командования США в Африке, процесс, который был отменен в этом году из-за пандемии коронавируса. Американцы положительно оценивают то, что Марокко поддержало ливийский диалог в Бузнике в начале прошлого месяца, который завершился рамочным соглашением, устанавливающим «критерии и прозрачные и объективные механизмы для занятия суверенных позиций».

Визит М.Эспера в Рабат совпал с началом второго раунда переговоров в Бузнике с участием делегации Президентского совета и еще одной делегации парламента, который, как предполагается, посвящен, в основном, обсуждению статьи 15 Ливийского политического соглашения, подписанного в Схирате, которая вращается вокруг так называемых «суверенных позиций», включая главу Центрального банка, главу Комиссии по борьбе с коррупцией, председателя Управляющего совета, председателя Высшей избирательной комиссии, государственного прокурора, а также председателя Судебного совета. Второй раунд политических переговоров в Бузнике последовал за встречей, организованной в египетском городе Хургада, на которой основное внимание уделялось досье по безопасности, в то время как международно признанное правительство во главе с Фаизом Сарраджем и несколько международных сторон продолжали призывать к окончательному прекращению огня на фронте под Сиртом, ради безопасности и успеха результатов начавшегося политического диалога.

С прикладной точки зрения, достигнутые договоренности и, наверняка, сделанные американцами коммерческие предложения, направлены, прежде всего, на сдерживание китайской военно-технической экспансии в Алжир и Марокко. В последние несколько лет Пекин добился определенных успехов в этих странах, что беспокоит Вашингтон, прежде всего, с контексте геополитики. Что касается российского военно-технического сотрудничества с этими странами, то по неофициальным комментариям местных заказчиков ему угрожают не столько китайские или американские конкуренты, а прогрессирующее снижение качества и стремительное устаревание предлагаемой продукции.

52.26MB | MySQL:103 | 0,628sec