Ситуация в Ливии: сентябрь 2020 г.

1 сентября глава европейской дипломатии Жозеп Боррель при посещении Триполи назвал для Евросоюза «абсолютным приоритетом» ливийское досье. В столице Ливии он обсуждал условия укрепления режима прекращения огня и пути возобновления переговоров между противоборствующими ливийскими сторонами. «Мы рады недавнему соглашению о прекращении огня и продолжаем поддерживать диалог и политическое урегулирование, — сказал он. – Евросоюз твердо поддерживает Берлинский процесс, посреднические усилия и меры по дезэскалации конфликта, включая эмбарго на поставки оружия – ключевой элемент для того, чтобы прекратить ливийский конфликт».

В ходе переговоров с главой правительства национального согласия (ПНС) Фаизом Сарраджем, в частности, обсуждался вопрос «о возобновлении военных переговоров» в формате «5 плюс 5» с Ливийской национальной армией (ЛНА) и снятии блокады с нефтеэкспортных терминалов, введенной ЛНА в январе.

На встрече с главой Национальной нефтяной компании (NOC) Мустафой Саналлой обсуждалась «необходимость гарантированного возобновления добычи нефти в интересах всех ливийцев, для единства и процветания Ливии».

До этого, 22 августа, стороны внутриливийского конфликта в лице ПНС и ЛНА раздельно объявили о прекращении огня и предстоящих выборах. Все предшествовавшие попытки урегулирования конфликта провалились.

Для Ж.Борреля это был первый визит в Ливию со времени его вступления в должность в конце 2019 г.

2 сентября исполняющая обязанности эмиссара ООН в Ливии Стефани Уильямс выразила сожаление в Совете Безопасности ООН относительно продолжающихся нарушений эмбарго на поставки оружия в Ливию, введенного в 2011 г.

По ее данным, со времени последней по времени презентации ситуации, состоявшейся 8 июля, «около 70 самолетов приземлились на аэродромах на востоке» Ливии, контролируемых ЛНА, «до 30 самолетов были направлены на аэродромы на западе страны» с грузами для сил ПНС. За это же время порты на западе Ливии приняли 9 транспортов, порты на востоке – 3 транспорта. «Иностранная поддержка усилила боевые возможности ливийских авиабаз как на западе, так и на востоке страны», — отметила она. С.Уильямс осудила покушения на суверенитет Ливии и «вопиющие нарушения» эмбарго ООН на поставки оружия в эту страну.

Она отметила, что Миссия ООН в Ливии «продолжает получать информацию о широкомасштабном присутствии иностранных наемников и агентов, что ухудшает шансы на возможное урегулирование» конфликта.

Считается, что ПНС пользуется поддержкой Турции и Катара, ЛНА – Египта, России и ОАЭ.

Как констатировалось в преамбуле предшествовавшего промежуточного доклада ООН, ПНС и ЛНА «получают все большую и большую поддержку от государственных и негосударственных акторов, что увеличивает риск сползания к международному вооруженному конфликту». Среди стран – нарушителей эмбарго авторы доклада назвали «ОАЭ, Турцию, Иорданию, Египет, Сирию и Россию».

5 сентября марокканский дипломатический источник сообщил, что на следующий день Марокко примет ливийских парламентариев – сторонников ПНС и восточного правительства Ливии. Предполагалось, что в составе каждой из делегаций будет по 5 депутатов. ПНС представят члены Высшего государственного совета (ВГС), восточное правительство – депутаты избранного и международно признанного парламента, большинство членов Палаты представителей уже давно перебрались в Тобрук.

Спикер Палаты представителей Акила Салех и глава ВГС Халед аль-Машри раздельно побывали в Марокко в конце июля. Как сообщило тогда информационное агентство МАП, визиты двух политиков «вписывались в намерения ливийских сторон придать новую динамику посреднической роли Марокко и политическому соглашению от 2015 г. для вывода (Ливии) из кризиса».

17 декабря 2015 г. в марокканском городке Схират под эгидой ООН было подписано соглашение о политическом урегулировании в Ливии, на основании которого было создано ПНС. Одним из условий законности ПНС было его одобрение международно признанным парламентом. Оно не было выполнено из-за отказа Палаты представителей делать это.

8 сентября информационное агентство МАП сообщило, что встреча делегаций ВГС и Палаты представителей завершилась «важными компромиссами». Она проходила в присутствии главы МИД Марокко Насера Буриты. В совместной декларации по итогам встречи отмечалось, что «две стороны надеются прийти к позитивным и конкретным результатам, способным открыть дорогу к достижению глобального политического урегулирования».

Согласно МАП, среди «важных компромиссов» значились, в частности, установление ясных норм для «искоренения коррупции и прекращения расхищения государственных средств», а также для «прекращения состояния институционального раскола».

Как сообщил глава делегации ВГС на встрече Абдессалям ас-Сафрауи, в Бузнике «диалог концентрировался вокруг назначений, которые необходимо сделать во главе основных институтов страны». По данным ливийских СМИ, камнями преткновения стали посты глав Центрального банка, компании NOC и начальника Генштаба.

Переговоры в Бузнике завершились 10 сентября появлением финального коммюнике, в котором сообщалось о достижении глобального соглашения о главах основных институтов Ливии. Этот документ определяет «критерии, гласные и объективные механизмы, по которым будут назначаться главы основных институтов и ведомств». Делегации договорились вновь встретиться в конце сентября для того, чтобы финализировать механизмы, которые будут «гарантировать активацию и реализацию этого соглашения».

Текст коммюнике зачитал участник делегации Палаты представителей Идрис Омран.

Параллельно со встречей в Бузнике в швейцарском Монтре в период с 7 по 9 сентября в присутствии С.Уильямс прошли межливийские консультации. Там была достигнута договоренность провести «президентские и парламентские выборы по завершении 18-месячного периода на основе обусловленных конституционных рамок» после того, как будут сформированы новые Президентский совет и ПНС.

16 сентября Ф.Саррадж – архитектор по образованию — заявил о готовности покинуть пост главы ПНС до конца октября «или позднее» с тем, чтобы уступить это место политику, который будет определен в ходе межливийских переговоров. Этот 60-летний выходец из семьи богатого предпринимателя из Триполи занял посты глав Президентского совета и ПНС в декабре 2015 г. В марте 2016 г. он прибыл в Триполи и приступил к исполнению своих обязанностей. Ему не удалось убедить избранный в 2014 г.и перебравшийся на восток страны парламент выразить доверие ПНС.

Вечером 10 сентября, 2 недели спустя после прошедших в Триполи манифестаций протеста против ухудшения условий жизни в Ливии, сотни людей вышли с аналогичными требованиями на улицы Бенгази. Участники шествия блокировали несколько улиц города. Чтобы каким-то образом ответить протестному движению, Акила Салех в экстренном порядке собрал параллельный кабинет – восточное правительство. Рано утром 13 сентября большая группа протестующих атаковала в Бенгази здание восточного правительства и подожгла его, прежде чем разбежаться. На место инцидента тут же прибыли полицейские и пожарные. В тот же день в городе Аль-Мардж в 100 км к востоку от Бенгази полицейские открыли огонь на поражение по манифестантам, которые попытались взять штурмом здание городской полиции. В результате стрельбы ранения получили по меньшей мере 5 человек. МВД параллельного правительства призвало участников манифестаций в городах на востоке Ливии «не наносить ущерб собственности государства» и «уважать право на мирные шествия».

15 сентября Совбез ООН одобрил с подачи США и Великобритании резолюцию, изменившую структуру Миссии ООН в Ливии. Теперь в ее составе помимо эмиссара будет и координатор, второе лицо в иерархии Manul численностью около 200 человек. При голосовании Россия и Китай воздержались.

16 сентября министр обороны Франции Флоранс Парли объявила о намерении Парижа вновь отправить фрегат в состав европейской миссии «Ирини», призванной контролировать соблюдение эмбарго на поставки оружия в Ливию. К участию в миссии готовится фрегат «Латуш-Тревиль». Миссия «Ирини» была запущена в апреле. С мая ее поддерживал французский фрегат «Жан Барт».

18 сентября Х.Хафтар объявил, что ЛНА разрешает возобновить при определенных условиях работу в районах нефтедобычи, а также функционирование нефтеэкспортных портов. Их работа была заморожена с января, когда ЛНА потребовала равномерно распределять доходы от экспорта нефти между востоком и западом. «Мы решили возобновить добычу и экспорт нефти при условии равного распределения доходов» и гарантиях того, что вырученные средства «не будут использованы для поддержки терроризма», заявил фельдмаршал. Известно, что Х.Хафтар справедливо обвиняет ПНС в том, что в отсутствие регулярной армии оно пользуется поддержкой исламистских и джихадистских милиций.

В качестве робкого предупреждения Турции 21 сентября расхрабрившийся Европейский союз наложил санкции на три компании – турецкую, иорданскую и казахстанскую, обвинив их в нарушении эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию. Понятно, что Анкара, где правят сторонники «Братьев-мусульман» (теоретически эта организация запрещена в РФ), могла только выразить сожаление в связи с этим решением.

Под санкции попали турецкая компания Avrasya Shipping, иорданская Med Wave Shipping и казахстанская Sigma Airlines, а также два ливийца.

По данным ЕС, компания Avrasya Shipping с помощью транспорта Cirkin нарушила эмбарго, поставляя в Ливию вооружения в период с мая по июнь 2020 г.

Амман сразу же заявил, что компания Med Wave Shipping не является иорданской.

23 сентября власти Казахстана приостановили работу трех авиакомпаний, включая Sigma Airlines, подозреваемых в нарушении эмбарго на поставки оружия в Ливию. По версии властей Казахстана, полеты самолетов этих авиакомпаний в Ливию совершались из третьих стран.

23 сентября в Ливии разбился вертолет Ми-35 ЛНА. О поставках вертолетов этого типа в Ливию никогда не сообщалось… Официально Москва всегда отвергала присутствие своих военных в Ливии, но бойцов ЧВК это никак не касается.

Вертолет упал в районе населенного пункта Сохна в центральной части Ливии. По данным западных СМИ, считается, что там находится база ЧВК «Вагнер» в Ливии. В результате катастрофы погибли 4 россиянина. По  данным все тех же СМИ, ранее в Ливии разбились 2 МиГ-29. По тем же данным, с мая с.г. в Ливию через сирийский «Хмеймим» были перегнаны по меньшей мере 14 боевых самолетов, при помощи которых удалось остановить турецкое контрнаступление, когда ЛНА побежала от Триполи.

Как представляется, в наше время нельзя скрыть очевидное, и  в частности, перемещения самолетов, даже если они летели с отключенными транспондерами, а также появление в Ливии «Панцирей» на шасси, не имеющих никакого отношения к машинам компании MAN.

24 – 25 сентября ожесточенные бои с применением тяжелого оружия шли в восточном пригороде Триполи – Таджуре. Там решили повоевать два милицейских формирования, формально относящихся к силам ПНС. Причина междоусобицы осталась неизвестной. Зато установлено, что в столкновениях  погибли как минимум 3 боевика, десятки получили ранения. Министр обороны ПНС Салахэддин ан-Намруш распорядился распустить оба формирования. Теперь остается посмотреть, как его распоряжение будет выполнено в условиях, когда ПНС не располагает регулярными воинскими формированиями.

В целом, стороны внутриливийского конфликта в сентябре соблюдали объявленные ими 22 августа односторонние режимы прекращения огня, и это вселяет определенный оптимизм – ливийцы устали воевать. Но, как представляется, еще не все сказали внешние акторы, которых вряд ли устроит существующее положение вещей.

62.85MB | MySQL:102 | 0,628sec