О ходе процесса урегулирования ливийского конфликта

Глава МИД РФ Сергей Лавров и и. о. спецпредставителя генерального секретаря ООН по Ливии Стефани Уильямс 16 октября обсудили на встрече в Москве ход ливийского урегулирования. С российской стороны была подтверждена необходимость прозрачного и справедливого распределения доходов от экспорта нефти в связи с возобновлением нефтедобычи в Ливии, говорится в распространенном в пятницу сообщении МИД РФ. «Состоялось обстоятельное обсуждение широкого круга вопросов, связанных с развитием ситуации в Ливии. При этом был с удовлетворением констатирован сохраняющийся на протяжении четырех месяцев режим прекращения боевых действий. Отмечена также важность дальнейшей координации усилий международного сообщества при ведущей роли ООН с целью устойчивого продвижения межливийского переговорного процесса в интересах скорейшего вывода страны из затянувшегося системного кризиса», — говорится в сообщении. Лавров подтвердил намерение России продолжать активное содействие дальнейшему сближению позиций ливийских сторон, конечная цель которого заключается в формировании в Ливии единых органов власти на основе решений Берлинской мирной конференции и резолюции 2510 СБ ООН. «Подтверждена необходимость справедливого и транспарентного распределения доходов от экспорта нефти в интересах всех ливийцев на фоне решения о возобновлении деятельности нефтяной отрасли Ливии. При этом было подчеркнуто, что залогом успеха набирающего обороты процесса ливийского урегулирования является участие в нем всех обладающих влиянием на земле политических сил, стремящихся обеспечить территориальную целостность и суверенитет ливийского государства», — указали в МИД. Уильямс в свою очередь проинформировала Лаврова о подготовке к проведению в Тунисе форума ливийского политического диалога с участием представителей всех политических сил и регионов Ливии. Стороны также отметили позитивные итоги состоявшихся в сентябре и октябре межливийских контактов. В тот же день также состоялись развернутые консультации Уильямс со спецпредставителем президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителем министра иностранных дел России Михаилом Богдановым. Таким образом. надо констатировать, что эти встречи надо расценивать (как и более раннюю встречу Уильямс с президентом Туниса Кайсом Саидом 13 октября) как попытку американки сохранить положительную динамику внутриливийских переговоров в преддверии переговоров в Тунисе в следующем месяце, направленных на прекращение ливийского конфликта. При этом остается высокий риск того, что, что к тому времени у миссии Организации Объединенных Наций в Ливии (МООНПЛ), не будет официального руководителя. Собственно получение согласия Москвы на продолжение своих обязанностей, как минимум, на период тунисского раунда переговоров, было еще одной из целей визита С.Уильямс в Москву. Полномочия этого американского дипломата, директора МООНПЛ по политическим вопросам и ее фактического руководителя после отставки специального посланника Гасана Саламе в марте, заканчивается 3 ноября, и пока нет никаких планов преемственности. Планируемая замена Г.Саламе Николаем Младеновым, нынешним специальным координатором ООН по ближневосточному мирному процессу, пока имеет мало шансов на практическую реализацию. Этот болгарский дипломат на сегодня является единственным кандидатом, пользуется поддержкой Вашингтона и не вызывает раздражения в ЕС (прежде всего, в рамках консенсуса в отношении него у Парижа и Рима), но пока негативно воспринимается в Африканском союзе, который настаивает на своей роли в урегулировании ливийского конфликта и хочет видеть у руля МООНПЛ африканского дипломата. Эти настроения особенно усилились после того, как Вашингтон не без поддержки ряда членов АС провалил кандидатуру на этот пост в лице алжирца Р.Ламамре. И этот момент разногласий используется Москвой, которая всячески старается максимально ограничить влияние проамериканских представителей на этом посту, а лучше — создать условия для прихода на этот пост максимально нейтрального кандидата от АС. Особенно с учетом нынешней американской повестки дня по минимизации российского военного присутствия в той или иной степени в Ливии, чему и был посвящен последний по времени визит в сентябре главы Пентагона М.Эспера в Алжир, Тунис и Марокко. Его основной целью было формирование единой негативной позиции этих стран по возможности присутствия российских ЧВК в Ливии с перспективой создания там российских военных баз, а совсем не темы ВТС.

Если мандат С.Уильямс не будет продлен в последний момент, у МООНПЛ не будет лидера, когда пройдут первые тунисские сессии форума внутриливийского политического диалога. Эти переговоры будут столь же сложными, сколь и амбициозными: предполагается, что они должны объединить выводы и итоги не менее трех раундов предварительных переговоров. В сентябре в Бузнике (Марокко) собрались делегации с востока и запада Ливии, возглавляемые соответственно председателем Палаты представителей Акилой Салехом Исой и председателем Высшего государственного совета Халедом аль-Мишри, которые согласовали теоретические критерии назначения в ключевые государственные учреждения , такие как Центральный банк, Ревизионная служба и Верховный суд. Акила Салех Иса и Халед аль-Мишри вновь встретились в Каире 11-13 октября, чтобы обсудить конституционные положения будущего государственного аппарата. Тем временем объединенный военный комитет «5+5», который должен объединить ливийскую армию, провел свое последнее по времени заседание в египетском г. Хургада с 28 по 30 сентября. Теоретически Уильямс может надеяться заключить в Тунисе соглашение, которое проложит путь к выборам и формированию новой исполнительной власти. Реальность гораздо сложнее. Назначив Акилу Салеха Ису главным представителем Киренаики (для чего Брюссель даже снял с него свои санкции), и МООНПЛ, и Вашингтон пытаются окончательно маргинализировать сейчас командующего Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифу Хафтара. Но в самой Палате представителей Хафтар пользуется поддержкой около 30 депутатов, достаточной для того, чтобы Акила Салех Исса не смог собрать кворум, необходимый для одобрения результатов переговоров. В свою очередь выходцы из Мисураты Фатхи Башага и Ахмед Майтига борются за позиции в Триполитании. В Триполи ситуация еще более нестабильна. Ахмед Майтига, заместитель премьер-министра ПНС Фаиза Сарраджа в Президентском совете, в середине сентября договорился с Хафтаром в Москве о возобновлении добычи нефти. Хафтар согласился разблокировать некоторую прибрежную инфраструктуру, а 12 октября Мустафа Саналла, возглавляющий контролируемую Триполи Национальную нефтяную корпорацию (ННК), возобновил разработку месторождения Шарара. Со своей стороны, министр внутренних дел и политический тяжеловес Фатхи Башага все еще надеется заменить Сарраджа на посту главы ПНС. По этому вопросу он заключил прямое соглашение с Акилой Салехом Исой, которое, как говорят, было «одобрено» Вашингтоном и Каиром. Но в данном случае напомним требование МООНПЛ от участников форума воздерживаться от утверждения каких-либо позиций в будущей исполнительной структуре лично для себя. Лидеры ополчения в Триполитании, тем временем, отказываются интегрировать свои силы в «воссоединенный» аппарат безопасности. Наконец, военные лидеры в Триполитании и Киренаике продолжают укреплять линию фронта при материально-технической поддержке своих иностранных покровителей: Турции, с одной стороны, Объединенных Арабских Эмиратов и России — с другой.

52.01MB | MySQL:101 | 0,385sec