К вопросу об исключения Судана из американского списка стран-спонсоров терроризма

Власти Судана перевели в Соединенные Штаты 335 млн долларов компенсаций для семей жертв террористических атак. Об этом сообщил 20 октября Центральный банк страны. США ранее поставили выплату многомиллионных компенсаций в качестве условия для исключения Судана из списка стран — спонсоров международного терроризма. «Запрошенные средства были полностью переведены в Вашингтон», — говорится в обнародованном заявлении ЦБ Судана. Госдепартамент США пообещал исключить Хартум из черного списка еще в конце августа, назвав это «приоритетным вопросом для обоих государств». Как отмечается в заявлении ЦБ Судана, конкретные сроки исключения «связаны с техническими договоренностями, которые сейчас обсуждаются» на двустороннем уровне. По мнению ряда наблюдателей, вопрос об исключении Судана из международного террористического списка во многом может быть увязан с попыткой Вашингтона привлечь Хартум к «Авраамовым соглашениям» — договоренностям о нормализации отношений ряда арабских государств с Израилем. При посредничестве США мирные соглашения у Израиля уже заключены с ОАЭ и Бахрейном. Глава МИД Судана Омер Гамер ад-Дин, однако, заявил во вторник в Хартуме, что вопросы нормализации отношений с Израилем и исключения из террористического списка никак не связаны между собой.
Вашингтон обвинял суданские власти во главе с Омаром аль-Баширом в оказании поддержки членам террористической группировки «Аль-Каида» (запрещена в РФ) в организации взрывов у посольств США в Кении и Танзании в 1998 году. Жертвами терактов стали более 200 человек, среди которых 12 американских граждан. На Хартум была также возложена ответственность за подрыв американского эсминца «Коул» в Адене 12 октября 2000 года, унесшего жизни 17 человек. Внесение страны в список стран — спонсоров терроризма означает, что другие государства или иностранные граждане могут попасть под американские санкции в случае заключения с ней торговых сделок. Помимо Судана, в список сейчас входят Иран, КНДР и Сирия. В этой связи отметим, что Хартум при поддержке ОАЭ сумел все-таки продавить в конечном счете ключевое для себя решение президента Д.Трампа (оно еще требует формального одобрения Конгресса, что является далеко не очевидным фактом) по возвращению Судана в мировую финансовую систему. Здесь сыграл в первую очередь фактор предвыборной кампании в США. При этом отметим, что визит госсекретаря США Майка Помпео в Хартум 25 августа оказался неудачным с этой точки зрения. Помпео не смог тогда убедить премьер-министра Абдаллу Хамдока, который объяснил нежелание своего правительства четко принимать чью-либо сторону в этом вопросе нормализации отношений с Израилем, «переходным характером» своего правления, что недостаточно для того, чтобы решать дипломатический вопрос такого масштаба. Это позиция Хамдока и главных фигур возглавляемой им коалиции партий застало врасплох США и Израиль. Обе страны поставили все на военный компонент Суверенного совета Судана, полагая, что этого будет достаточно, чтобы сплотить все остальные правящие суданские элиты. Они просчитались, поскольку в Хартуме все элиты склонны получить сначала «деньги» (окончательное снятие всех санкций), а затем уже дать «стулья» (нормализация отношений с Израилем). Да и то это не факт. Суданские власти помимо всего прочего вынуждены оглядываться и на внутреннее мнение своего населения по этому вопросу.

В этой связи обратим внимание на результаты седьмого ежегодного опроса арабского индекса общественного мнения, которое в принципе имеет репутацию надежного статистического источника. В этом году в нем приняли участие 13 арабских стран, включая Судан. Результаты опроса показывают, что большинство суданцев, примерно 77%, заявили, что палестинский вопрос- это вопрос всех арабов, а не только палестинцев. Большинство в городских районах подтвердили то же самое – 72%, а в сельской местности – 79%. Суданское общественное мнение среди 74% богатых семей, 75% семей, живущих от зарплаты до зарплаты, и 80% семей с низкими доходами согласилось с этим утверждением. Что касается суданского общественного мнения по вопросу признания Израиля, то 88% женщин и 83% мужчин отвергли его. Следует отметить, что процентная доля тех, кто отказывается признать Израиль, распределяется по возрастным группам следующим образом: 85% среди лиц в возрасте от 18 до 24 лет и старше 55 лет и  90% из лиц в возрасте от 24 до 55 лет. Что касается уровня образования: 88% неграмотных, 85% тех, кто не закончил среднюю школу, 87% тех, кто закончил среднюю школу, и 85% тех, кто имеет высшее образование, отвергают признание Израиля. Доля тех, кто отказывается признавать признание в городских районах, была ниже, чем в сельской местности, — соответственно 83% и 87%. Респонденты, согласившиеся с признанием Израиля, назвали следующие причины: он неизбежно существует (2,1%), он уже признан и с ним подписаны мирные соглашения (3%), чтобы достичь всеобъемлющего мира и стабильности в регионе (2,1%), потому что это такая же страна, как и любая другая, и у нее должно быть государство (0,7%), из-за взаимных интересов (0,8%) и восхищения его прогрессом и развитием (0,3%). Те, кто согласился на признание, составляют 13,5%, а те, кто возражает, — 79,4%. Что касается причин, приводимых противниками нормализации отношений с Израилем наиболее распространенными причинами были: потому что это колониальное государство, оккупирующее и поселяющееся в Палестине (24%), потому что это террористическое государство и поддерживающее терроризм (11%), те, кто выступает против него по религиозным соображениям (8,3%), это экспансионистская страна, которая стремится доминировать или оккупировать страны арабского мира и их богатства (7,9%), потому что он вытеснил палестинский народ и продолжает угнетать и убивать его (6,8%) и из-за своей враждебности к суданскому народу и арабам в целом (5,8%). Таким образом, следует констатировать, что общий настрой суданского общества не в пользу нормализации отношений с Израилем, что вынуждены учитывать военные и гражданские власти Судана.

51.52MB | MySQL:101 | 0,398sec