Мирный договоры с ОАЭ и Бахрейном, самолеты f-35 и внутренняя политика Израиля

Есть весьма серьезные основания полагать, что Израилю предстоят в ближайшие полгода новые досрочные выборы в Кнессет, четвертые подряд (последние досрочные выборы состоялись в мае этого года). Политики от возглавляемой премьер-министром Биньямином Нетаньяху партии израильской партии власти Ликуд открыто говорят о том, что о роспуске Кнессета нынешнего созыва будет объявлено в конце декабря в связи с непреодолимыми разногласиями между Ликудом и его основным партнером по правящей коалиции, центристской партией «Бело-голубые», возглавляемой министром обороны и «альтернативным премьер-министром» Биньямином (Бени) Ганцем. В реальности ситуация, сложившаяся вокруг принятия (а точнее — непринятия) государственного бюджета, была преднамеренно спровоцирована премьер-министром с тем, чтобы развалить правящую коалицию и не выполнять своих коалиционных обязательств о ротации с Бени Ганцем на посту премьер-министра. Так или иначе, можно утверждать, что очередная предвыборная кампания в еврейском государстве фактически уже началась.

На протяжении трех предыдущих избирательных кампаний Биньямин Нетаньяху успешно разыгрывал карту обещания распространить израильский суверенитет на Иорданскую долину и еврейские поселения Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией). Это позволяло ему позиционировать себя в качестве непререкаемого вождя правого лагеря («правыми» в Израиле традиционно называют противников территориальных уступок арабам) и нейтрализовать практически любую критику справа. Теперь, после того, как премьер-министр нарушил свое обещание и отказался от планов аннексии, назначенной на июль месяц, этот трюк больше не сработает. Настоящие правые партии – возглавляемый депутатом Кнессета Нафтали Беннетом религиозно-сионистский блок «Ямина» и возглавляемая депутатом Кнессета Авигдором Либерманом партия «Наш дом – Израиль» (НДИ), базовым электоратом которой являются репатрианты из бывшего СССР, находятся в оппозиции. Попытки ликудовской пропаганды обвинять «Ямину» и НДИ в том, что они «перешли в левый лагерь», в условиях, когда партнерами Ликуда по правящей коалиции являются центристы, религиозные ультраортодоксы и откровенно левые (возглавляемая министром экономики Амиром Перецом партия Авода), не работают. Об этом убедительно свидетельствуют данные все без исключения опросов общественного мнения, проводившихся с начала августа. Электоральный потенциал «Ямины» (и в значительно меньшей степени НДИ) резко возрос за счет Ликуда. Разочарованию избирателей в Ликуде и лично в Биньямине Нетаньяху, помимо нарушения обещания о распространении суверенитета, в значительной степени способствовали резкое ухудшение экономической ситуации в стране, вызванное пандемией коронавируса и неспособность правительства организовать жизнь страны в этих условиях, а также засилье ультраортодоксальных религиозных партий, получивших в нынешней правящей коалиции практически неограниченное влияние на принятие решений.

В этих условиях Биньямин Нетаньяху и его приближенные сосредотачивают свои пропагандистские усилия на нормализации отношений с рядом арабских государств. Поскольку в США сейчас тоже идет избирательная кампания, а нормализация отношений между арабским миром и Израилем является важной составной часть плана урегулирования ближневосточного конфликта, разработанного нынешней американской администрацией, пропаганда такого рода идет на пользу и президенту США Дональду Трампу. До сих пор при посредничестве США были подписаны договоры о мире между Израилем с одной стороны и Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном с другой. В пятницу было объявлено, что власти Судана также намерены нормализовать отношения с еврейским государством. За это США обещали вычеркнуть Судан из своего черного списка, государств, поддерживающих террор, что крайне важно для суданской экономики, находящейся в катастрофическом положении.

Если с ценой, которую получит Судан за нормализацию отношений с Израилем, особых проблем у израильтян нет, то по поводу цены, которая была обещана за аналогичный шаг ОАЭ, а, возможно, и Бахрейну, возникли серьезные проблемы, напрямую влияющие на внутриполитические процессы в еврейском государстве. Речь идет о продаже США Объединенным Арабским Эмиратам новейших боевых самолетов F-35, которые на сегодняшний день имеются на Ближнем Востоке лишь на вооружении ЦАХАЛа. Такой шаг в принципе противоречит существующим между Израилем и США в рамках стратегического сотрудничества договоренностям, согласно которым последние обязуются поддерживать качественное военное превосходство Израиля на Ближнем Востоке. Очевидно, ОАЭ стремятся приобрести эти самолеты не для противостояния с Израилем (между двумя этими странами никогда не было войны), а для противостояния иранской угрозе. Однако степень доверия между Израилем и ОАЭ невелика. Кроме того, израильтяне опасаются, что вслед за ОАЭ американцы, исходя из своих экономических и политических интересов, начнут поставлять самолеты F-35 другим арабским государствам, прежде всего, Бахрейну и Саудовской Аравии.

Данный вопрос поднимался еще накануне подписания мирного договора между Израилем и ОАЭ, однако Биньямин Нетаньяху, полностью отстранивший от подписания этого договора как министра иностранных дел Гавриэля (Габи) Ашкенази («Бело-голубые»), так и министра обороны Бени Ганца с тем, что присвоить себе весь успех за подписание этого договора, отрицал, что в качестве одного из условий подписания договора выдвигалось требование согласия Израиля на упомянутую сделку между США и ОАЭ. Однако действительность оказалась иной, и сейчас в Израиле разгорается по данному поводу политический скандал, который может привести к дальнейшему ослаблению позиций Ликуда и личном премьер-министра Биньямина Нетаньяху.

В пятницу премьер-министр Биньямин Нетаньяху и министр обороны Бени Ганц независимо друг от друга публично объявили, что они против продажи Соединенными Штатами Америки самолетов F-35 ОАЭ. Это произошло после возвращения министра обороны из рабочей поездки в США. Оба политика говорили о договоре о гарантии сохранения военного превосходства Израиля, которой был подписан в ходе этого визита Бени Ганцем и американскими министром обороны Марком Эспером.

Бени Ганц проинформировал в своем выступлении в СМИ о переговорах, проведенных им в Пентагоне, и о подписанном соглашении, которое было достигнуто после длительного диалога между Министерством обороны Израиля и Пентагона, которые начались сразу же после его предыдущего визита  в США, состоявшегося месяц назад. Министр обороны Израиля подчеркнул, что договоренности, достигнутые с Соединенными Штатами, предусматривают долгосрочные программы закупок, которые гарантируют Израилю приобретение новейших систем вооружения и качественно повысят его военный потенциал и таким образом обеспечат сохранение военного превосходства еврейского государства в ближневосточном регионе на ближайшие десятилетия. В ходе визита представители американской администрации проинформировали израильского министра обороны о том, что в ближайшее время администрация намерена объявить Конгрессу США о своем намерении продать определенные системы новейших вооружений ОАЭ. Таким образом, целью Бени Ганца была минимизация ущерба, наносимого безопасности Израиля данной сделкой, которую он уже не в силах предотвратить.

Биньямин Нетаньяху и Бени Ганц согласились между собой в том, что в свете того факта, что Соединенные Штаты повышают военный потенциал Израиля и сохраняют его качественное превосходство, Израиль не будет выступать против продажи этих систем вооружений ОАЭ. При этом канцелярия премьер-министра сочла необходимым поспешно обнародовать в этой связи специальное заявления, в каков в частности было сказано, что «нет ничего нового в том, что Объединенные Арабские Эмираты хотят получать F-35 уже на протяжении нескольких лет, но не было никакого требования, чтобы Израиль согласился на это в качестве условия подписания мирного договора, и действительно, обсуждение (данного вопроса – В.Ч.) с Израилем состоялось только месяц назад во время визита министра обороны Ганца в Вашингтон и после подписания мирного договора (с ОАЭ и Бахрейном – В.Ч.)».

Из канцелярии же министра обороны было по тому же поводу сообщено, что только «после подписания мирного договора с Объединенными Арабскими Эмиратами министру обороны стало известно о том, что параллельно идут переговоры о продаже новейших вооружений, о чем был известно израильским представителями, причастным к переговорам, но было скрыто от Министерства обороны, которое было не причастно к этим переговорам. Министр обороны рассматривает достижение мира и стабильности в регионе как высшую стратегическую ценности и поэтому с момента подписания договора он независимо (от Биньямина Нетаньяху – В.Ч.) и упорно осуществлял контакты с американской администрацией для того, чтобы обеспечить выполнение договора при гарантировании безопасности Государства Израиль, сохранения его качественного преимущества и повышения военного потенциала ЦАХАЛа в ближайшие десятилетия».

В ответ на это из канцелярии премьер-министра заявили в дополнение к сказанному ранее, что никакого согласия на продажу самолетов F-35 ОАЭ в рамках переговоров о подписании мирного договора не давалось и что все переговоры с Пентагоном по этому поводу велись исключительно представителями Министерства обороны и «больше никем». Однако большинство израильтян более склонно верить в этом вопрос не Биньямину Нетаньяху, а Бени Ганцу, который фактически обвинил премьер-министра в том, что он ради достижения договора с ОАЭ дал от имени Израиля согласия на поставку им новейших американских вооружений, не проинформировав об этом Министерство обороны. Показательны в этом смысле слова главы независимого израильского Исследовательского института национальной безопасности, генерал-лейтенанта запаса Амоса Ядлина, который публично заявил, что «самой тяжелой проблемой является не само новейшее вооружение (поставляемое американцами Объединенным Арабским Эмиратами – В.Ч.), а лживые опровержения со стороны премьер-министра после того, как он в очередной раз скрыл свое существенное с точки государственной безопасности решение от высокопоставленных министров правительства Израиля и от силовых структур».

Необходимо подчеркнуть, что обвинения в адрес премьер-министра Биньямина Нетаньяху, раздающиеся сейчас со стороны Бени Ганца, Амоса Ядлина и других израильских политиков и военных комментаторов СМИ, не являются голословными и не базируются на догадках.  Так, например, на прошлой неделе влиятельная и хорошо информированная американская газета New York Times сообщила, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху не возражал против планов администрации президента Дональда Трампа продать новейшие системы вооружений, в частности самолеты F-35, ОАЭ, несмотря на то, что публично он затем заявлял, что он выступал против этой сделки.

Канцелярия Биньямина Нетаньяху заявила по поводу процитированного выше заявления Амоса Ядлина, что «повторение безосновательных утверждений против премьер-министра не превращает их в правду. Ни на каком этапе переговоров между Израилем и США, которые привели к историческому прорыву (мирному договору с ОАЭ и Бахрейном – В.Ч.), Нетаньяху не давал согласия Израиля на продажу новейших вооружений Объединенным Арабским Эмиратам».

В заключение представляется необходимым подчеркнуть, что отчетливое большинство израильтян не доверяет опровержениям Биньямина Нетаньяху, исходя из недавнего опыта. В этой связи можно с уверенностью утверждать, что вопрос регулярно повторяющаяся лживость заявлений действующего премьер-министра будет одним из трендов его оппонентов в разворачивающейся новой избирательной кампании.

52.03MB | MySQL:112 | 0,810sec