Ситуация в Марокко: сентябрь 2020 г.

1 сентября стало известно, что 7 находящихся в заключении активистов протестного движения «Хирак», действовавшего в 2016 – 2017 гг. на севере Марокко, начали голодовку с требованием их освобождения. Как сообщил Ахмед Зефзафи – отец лидера движения – Насер Зефзафи и его помощник Наджиб Ахемджик начали голодовку 19-ю днями ранее. Затем к ним присоединились еще 5 человек. По словам А.Зефзафи, «они требуют их освобождения, так как убеждены в своей невиновности». Его сын – 40-летний безработный – стал витриной движения «Хирак», получив 20 лет тюрьмы строгого режима по обвинению в «заговоре с целью нанесения ущерба безопасности государства».

Другие участники голодовки отбывают с 2018 г. сроки заключения от 15 до 20 лет в трех тюрьмах королевства.

5 сентября марокканский дипломатический источник сообщил, что на следующий день Марокко примет ливийских парламентариев – сторонников Правительства национального согласия (ПНС) и восточного правительства Ливии. Предполагалось, что в составе каждой из делегаций будет по 5 депутатов. ПНС представят члены Высшего государственного совета (ВГС), восточное правительство – депутаты избранного и международно признанного парламента, большинство членов Палаты представителей уже давно перебрались в Тобрук.

Спикер Палаты представителей Акила Салех и глава ВГС Халед аль-Мишри раздельно побывали в Марокко в конце июля. Как сообщило тогда информационное агентство МАП, визиты двух политиков «вписывались в намерения ливийских сторон придать новую динамику посреднической роли Марокко и политическому соглашению от 2015г. для вывода (Ливии) из кризиса».

17 декабря 2015 г. в марокканском городке Схират под эгидой ООН было подписано соглашение о политическом урегулировании в Ливии, на основании которого было создано ПНС. Одним из условий законности ПНС было его одобрение международно признанным парламентом. Оно не было выполнено из-за отказа Палаты представителей делать это.

8 сентября информационное агентство МАП сообщило, что встреча делегаций ВГС и Палаты представителей завершилась «важными компромиссами». Она проходила в присутствии главы МИД Марокко Насера Буриты. Как отметил последний, Марокко предоставило только площадку для переговоров и не хотело выдвигать какие-либо инициативы. Он призвал к тому, чтобы ливийцы сами решили свои проблемы под эгидой ООН.

В совместной декларации по итогам встречи отмечалось, что «две стороны надеются прийти к позитивным и конкретным результатам, способным открыть дорогу к достижению глобального политического урегулирования».

Согласно МАП, среди «важных компромиссов» значились, в частности, установление ясных норм для «искоренения коррупции и прекращения расхищения государственных средств», а также для «прекращения состояния институционального раскола».

Как сообщил глава делегации ВГС на встрече Абдесалям ас-Сафрауи, в Бузнике «диалог концентрировался вокруг назначений, которые необходимо сделать во главе основных институтов страны». По данным ливийских СМИ, камнями преткновения стали посты глав Центрального банка, компании NOC и начальника Генштаба.

Переговоры в Бузнике завершились 10 сентября появлением финального коммюнике, в котором сообщалось о достижении глобального соглашения о главах основных институтов Ливии. Этот документ определяет «критерии, гласные и объективные механизмы, по которым будут назначаться главы основных институтов и ведомств». Делегации договорились вновь встретиться в конце сентября для того, чтобы финализировать механизмы, которые будут «гарантировать активацию и реализацию этого соглашения».

Текст коммюнике зачитал участник делегации Палаты представителей Идрис Омран.

7 сентября в связи с распространением коронавируса в первый день нового учебного года марокканские власти закрыли все школы и университеты в Касабланке, установили контроль за перемещениями жителей экономической столицы королевства, перекрыли все выезды из города и ввели ночной комендантский час. Все эти рестрикции были введены на 2-недельный срок. Днем ранее был побит рекорд по числу заразившихся с 2234 случаями, из них 42% — в Касабланке. Власти считают, что рост числа заразившихся связан с недисциплинированностью марокканцев.

К тому дню с начала марта в Марокко были зафиксированы свыше 72 тысяч заразившихся коронавирусом, из них скончались 1361 человек.

9 сентября правительство Марокко приняло решение продлить на месяц, до 10 октября, режим чрезвычайного санитарного положения, введенный еще в середине марта. Тем не менее несмотря на закрытые границы, с 10 сентября в Марокко могли въехать иностранцы, либо имеющие приглашение работодателя, либо забронировавшие отель.

16 сентября стало известно, что в Марокко на тот день из-за ковида были закрыты 2250 школ. Таким образом, из 7 млн учащихся 950 тысяч школьников были лишены возможности посещать занятия. К тому дню в Марокко было зафиксировано свыше 90 тысяч случаев инфицирования, 1648 человек умерли из-за коронавируса.

10 сентября марокканская полиция объявила о нейтрализации ячейки «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) из пяти человек, готовивших в королевстве теракты с использованием смертников. При арестованных были обнаружены пояса смертников. Аресты производились в предместьях Рабата и Танжере. Двое оказали ожесточенное сопротивление при задержании. Один из них в Темаре (пригород Рабата) попытался подорваться с помощью газового баллона. Уже позднее стало известно, что участники группы готовили атаки смертников против физических лиц и зданий силовых ведомств. Главарем группы был 37-летний торговец рыбой вразнос. В 2004 г. он осуждался за уголовное преступление.

18 сентября несколько сотен человек вышли на манифестацию в Рабате против того пути, по которому пошла «нормализация отношений между арабскими странами и Израилем», имея ввиду соглашения, подписанные с ним ОАЭ и Бахрейном. Среди участников акции были замечены как сторонники левых организаций, так и исламистских.

Израильские СМИ недавно назвали Марокко среди тех арабских стран, которые готовы нормализовать отношения с Израилем. Более того, они анонсировали открытие в ближайшее время прямого воздушного сообщения.

25 сентября испанская Фемида выписала международные мандаты на арест трех марокканских военнослужащих, обвиняемых в убийстве двух молодых испанцев марокканского происхождения в водах близ испанского анклава Мелилья 27 октября 2013 г. 19-летний Мухаммед Амин Мухаммед Дрис и 24-летний Абдеслям Ахмед Али перемещались на борту резиновой моторной лодки, когда по ним открыли огонь марокканские морские пехотинцы, осуществлявшие патрулирование акватории в рамках борьбы против незаконной иммиграции. Согласно докладу марокканской Королевской жандармерии, испанцы не повиновались требованию остановиться и попытались скрыться, несмотря на предупредительную сначала стрельбу. Испанские судебные власти сообщили, что мандаты появились после того, как они поняли невозможность заслушать марокканских военных в «качестве подозреваемых».

28 сентября были подведены предварительные итоги начавшейся в конце августа полицейской операции по борьбе с производством поддельного спиртного и контрабандной торговлей крепкими напитками. По данным АФП, ссылавшегося на марокканскую полицию, с 31 августа по 22 сентября было выполнено свыше 400 акций в виде полицейских рейдов, арестов «алкогольных баронов», закрытии питейных заведений и магазинов. За это время были изъяты из оборота свыше 1,2 млн бутылок спиртного, закрыты 87заведений, арестованы по меньшей мере 45 человек. Среди арестованных оказался Саид Буканнуф, названный в СМИ «бароном алкогольных напитков в Марокко». Он владеет сетями продаж, баров и складов.

Теоретически марокканский закон запрещает продавать алкоголь мусульманам, но его никто не соблюдает. Достаточно увидеть хоть один раз вечернюю очередь жаждущих попасть в специализированный магазин.

29 сентября марокканская юстиция начала расследование в связи с недавним созданием общественной организации, выступающей против «марокканской оккупации» Западной Сахары. С инициативой ее создания выступила известная сторонница независимости сахарских провинций Аминату Хайдар.

Королевский прокурор г.Эль-Аюн (административный центр сахарских провинций) объявил о начале расследования после информации о созыве т.н. учредительного конгресса «Сахарской инстанции против марокканской оккупации». Согласно марокканским СМИ, указанная выше организация была создана 20 сентября в Эль-Аюне сторонниками независимости Западной Сахары во главе с А.Хайдар. Согласно коммюнике королевского прокурора, создание такой организации является «покушением на территориальную целостность королевства и побуждает к совершению актов, подпадающих под Уголовный кодекс».

В целом, в сентябре Марокко подтвердило свою репутацию посредника, признаваемого всеми сторонами внутриливийского конфликта. Однако даже этом треке тут же наметилось очевидное региональное соперничество между Рабатом и Алжиром, последствия которого пока не предсказуемы.

53.14MB | MySQL:103 | 0,517sec