Ситуация в Турции: октябрь 2020 г.

В зоне повышенного внимания высшего политического и военного руководства Турции в этот период находились, прежде всего, острые вопросы внешнеполитической проблематики, неурегулированность которых существенно усугубляет и без того сложную ситуацию в экономике и в целом на внутриполитическом поле страны.

В предыдущей статье мы акцентировали внимание на резком обострении обстановки на Южном Кавказе, связанном с тлеющим армяно-азербайджанским противостоянием, которое в этот раз резко переросло в широкомасштабный вооруженный конфликт. Обратила на себя особое внимание воинственная позиция Анкары, которая открыто демонстрировала свою вовлеченность в этот конфликт и на самом высоком уровне неоднократно заявляла о готовности оказать Баку всестороннюю поддержку не только на дипломатическом направлении за столом переговоров, но и на поле боя. Вспоминается начало сирийской трагедии, когда Вашингтон, «науськивая» Анкару немедленно вмешаться во внутриполитические процессы в Сирии, обещая взамен совместно убрать с политической арены страны Б.Асада максимум в течение трех месяцев, создать выгодные для турок предпосылки для решения курдской проблемы, нефтяные, транспортные и иные преференции, а также целый ряд других «благ» …

Сегодня мы знаем о результатах реального развития событий на этом направлении. Похоже, уроки развития событий на сирийском направлении не пошли впрок. Анкара озвучивает свою жесткую позицию по Карабаху, при этом многие ее аспекты в своем озвучивании даже опережают заявления из Баку, который является непосредственным участником конфликта. Р.Т.Эрдоган критикует Минскую группу ОБСЕ и ее сопредседателей Францию, Россию и США, заявляет, что они не только не решают, но и мешают решению проблемы и даже потребовал вообще прекращения ее работы. Президент Турции заявил, что Минская группа ОБСЕ должна завершить переговоры по Нагорному Карабаху и «вернуть территории» Азербайджану. «Азербайджан всего лишь требует возвращения оккупированных территорий, но Минская группа, в частности США, Франция и Россия, затягивает процесс. Все, что Минская группа должна сделать, так это сейчас же завершить переговоры и отдать территории их владельцу». По мнению турецкого лидера, «сегодня азербайджанский народ ведёт активную борьбу за деоккупацию исторических земель».

Глава турецкой дипломатии М.Чавушоглу говорил о том, что перемирие бесполезно, и подчеркивал, что все сопредседатели организации симпатизируют армянской стороне. То есть, по мнению Анкары, кто-то должен представлять и интересы Азербайджана. Отсюда критика Минской группы, а также заявления Баку о том, что Анкара должна быть вовлечена в процесс поиска путей мирного урегулирования ничуть не меньше, чем сопредседатели Минской группы.

А министр национальной обороны Турции Хулуси Акар, в свою очередь, назвал «неубедительными и неискренними» призывы Минской группы ОБСЕ к прекращению огня в Нагорном Карабахе. «Призывы к прекращению огня, озвученные странами, которые годами не могут найти справедливого урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе, не являются убедительными и искренними. Турция будет до последнего поддерживать братский Азербайджан в справедливой борьбе за освобождение родных земель», — заявил он.

Следует обратить внимание, что такая неуважительная со стороны Анкары оценка Минской группы и ее сопредседателей прозвучала после Совместного заявления России, Франции и США, призывающего конфликтующие стороны незамедлительно прекратить огонь в Нагорном Карабахе. При этом это заявление стало первым за последние семь лет подобным документом, под которым стоят подписи лидеров трёх держав. Последний раз президенты в таком составе выразили свою солидарную волю, подписав общее коммюнике в далёком 2013 году по итогам саммита «Большой восьмёрки». Тогда речь шла о Сирии. То, что интересы трёх стран вновь сошлись после столь длительной паузы, событие неординарное. И одна из весомых причин этого в чрезмерно эмоциональной и воинственной позиции Турции, которая активно пытается изменить расклад сил в регионе и в мире в целом.

Эти и другие аналогичные заявления турецкой стороны не оставили в Европе без внимания. Все более воинственной становится риторика властей Турции, в том числе на фоне конфликта в Нагорном Карабахе. Об этом заявил председатель Европарламента Давид Сассоли 15 октября на пресс-конференции на полях саммита ЕС в Брюсселе. Отвечая на вопросы журналистов о том, почему Евросоюз не может решительно повлиять на поведение Турции, в том числе в Средиземном море, лидер Европарламента отметил возросшую турецкую агрессивность. «Турецкая риторика становится все более воинственной, и конфликт в Нагорном Карабахе явно не смягчает ее», — заявил Д.Сассоли, отметив, что не раз поднимал данный вопрос на встречах с лидерами Евросоюза.

Агентство Bloomberg, в свою очередь, сделало вывод, что президент Турции поставил под угрозу отношения и со своим российским коллегой Владимиром Путиным, втянув Турцию в пограничные боестолкновения между Азербайджаном и Арменией в борьбе за спорный Нагорный Карабах. По данным агентства, Турция решительно поддерживает Азербайджан в столкновениях поскольку видит в этом средство для расширения своей зоны влияния на Кавказе, но она рискует получить отпор со стороны России, которая может нанести удар по турецким интересам на нескольких очень чувствительных для Турции площадках. «Эрдоган действительно испытывает терпение Путина. Он всё больше и больше раздражает его», — считает Bloomberg.

Турции и России удалось установить взаимовыгодные отношения, отягощённые разногласиями в сирийской и ливийской гражданских войнах, в которых обе страны поддерживают противоборствующие стороны, отмечается в статье. По данным Bloomberg, Нагорный Карабах вызывает особый дискомфорт у России. Если будет доказано прямое участие турецких военных или боевиков из Сирии, это станет красной линией. Это не та многополярность, которую хотел бы видеть российский президент. В статье указывается, что Париж и Москва заявили о прохождении сирийских боевиков транзитом через Турцию для борьбы с армянскими войсками. Турция и Азербайджан отрицают эти обвинения. Эрдогану следует быть осторожным, чтобы не переступить границы. Его страна — крупная региональная держава, но он не должен забывать, что Россия считает себя доминирующим здесь игроком», — полагает Bloomberg.

Все ждали реакции из Москвы. И ее убедительно продемонстрировали, без излишних слов и эмоций, но её почувствовали, прежде всего в Анкаре, которая уже посчитала себя участником урегулирования конфликта, не только за столом мирных переговоров, но и силовым путем на поле боя.  Из заявлений экспертов можно сделать вывод, что Анкара после такой активной со своей стороны прелюдии к конфликту ожидала от Москвы приглашения совместно заняться решением кризиса. Однако в заявлении после многочасовых переговоров 9 октября о Турции ничего не было сказано. Более того в четвертом пункте было обозначено, что вопросом будут заниматься три страны и никто больше вовлечен в процесс не будет. В Турции считают, что подобный шаг со стороны России — это «стратегическая подножка», которой, в результате продуманного политического маневра Анкару оставили не у дел. Об этом на первой полосе написала, в частности, турецкая газета Karar. Кремль дал понять Анкаре, что карабахский конфликт – это дело только Еревана и Баку. Турецкие власти затаили обиду за то, что Турцию просто-напросто проигнорировали. Судя по всему, Анкара занервничала.

О том, что из московского послания Анкарой был сделан соответствующий вывод, свидетельствует дальнейшее реальное развитие событий. Состоялся по инициативе турок телефонный разговор министров иностранных дел России и Турции. Они подчеркнули безальтернативность мирного урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. «В развитие регулярных российско-турецких контактов на высшем и высоком уровне предметно обсуждена ситуация вокруг Нагорного Карабаха. Министры подчеркнули безальтернативность мирного урегулирования проблемы. Подтверждена необходимость неукоснительного выполнения положений московского заявления министров иностранных дел Российской Федерации, Азербайджанской Республики и Республики Армения от 10 октября. В практическом плане отмечена востребованность незамедлительного установления режима прекращения огня и согласования механизмов контроля за его соблюдением. Также акцентирована важность оперативного согласования шагов по возобновлению переговорного процесса в рамках механизмов Минской группы ОБСЕ с прицелом на достижение реальных результатов», — отмечается в заявлении МИД РФ.

В ходе беседы стороны затронули положение дел с выполнением резолюций СБ ООН по Сирии и Ливии, а также вопросы урегулирования внутриукраинского конфликта на основе Минских договоренностей. Состоялся обмен мнениями о взаимодействии в Организации Черноморского экономического сотрудничества и в комитете Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, министры обсудили график предстоящих российско-турецких контактов.

Однако, несмотря на поддержку турецким министром в беседе с российским коллегой безальтернативности мирного урегулирования конфликта, турецкий МИД сделал заявление, в котором констатировал, что Азербайджан дал Армении последний шанс для вывода войск с оккупированных территорий республики. В заявлении также подчеркивается, что соглашение о прекращении огня – важный шаг, однако он ни в коей мере не может заменить долгосрочного урегулирования нагорно-карабахской проблемы.  «Начиная с 27 сентября Азербайджан демонстрирует всему миру решимость и готовность собственными силами освободить земли, находящиеся уже 30 лет под армянской оккупацией. Анкара поддержит лишь те шаги по урегулированию карабахского конфликта, которые отвечают интересам Азербайджана. Турция выражает решимость и далее поддерживать Азербайджан как на поле боя, так и за столом переговоров», — подчеркивается в документе внешнеполитического ведомства Турции. Все-таки в заявлениях стал присутствовать «стол переговоров».

Что касается вопроса предстоящих российско-турецких двусторонних контактов, то напомним, что ранее в структуре этих контактов не только имела место, но и эффективно функционировала Рабочая группа по Южному Кавказу. Обращала на себя внимание регулярность этих консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел двух стран и их периодичность, 5 – 6 туров ежегодно, в рамках которых рассматривались все возникающие вопросы по закавказской тематике и борьбе с международным терроризмом. Любые конфликтные ситуации и спорные вопросы «гасились на корню» с учетом всех заинтересованных сторон. На наш взгляд, было бы целесообразно возобновить на нынешнем этапе такую практику.

Турция и ранее прозрачно намекала о «своем праве присутствовать на Кавказе». Реальное развитие событий в октябре в зоне нынешнего армяно-азербайджанского конфликта свидетельствует о том, что в Анкаре принято решение о переходе от намеков к практическим шагам. В СМИ появились сведения, указывающие на степень вовлеченности Турции в конфликт.

В конце минувшего лета прошли совместные турецко-азербайджанские учения, после которых на территории Азербайджана осталась часть военной группировки Анкары. Это порядка 600 военнослужащих, среди которых — тактическая группа из 200 человек, 50 инструкторов в Нахичевани, 90 военных советников в Баку. Плюс 120 человек летно-технического состава на авиабазе Габала, 20 операторов беспилотников на аэродроме Далляр, 50 инструкторов на аэродроме Евлах, 50 инструкторов в 4-м армейском корпусе (Пирекешкюль) и 20 человек на военно-морской базе и в военном училище имени Гейдара Алиева в Баку. Как пишет газета «Коммерсант», в группировку также входили 18 БМП, одна реактивная система залпового огня, 6 самолетов, 8 вертолетов, до 20 беспилотников. Со ссылкой на свои источники в военно-дипломатическом корпусе, «Коммерсант» утверждает, что в сентябре-октябре Турция перебросила в Азербайджан значительное количество вооружений и живой силы, которые приняли участие в боевых действиях в зоне карабахского конфликта. 4 сентября — самолетом С-130, 18 сентября — самолетом CN-235, 25 сентября — самолетом A400M. При этом, в Анкаре понимают, что на нынешнем этапе Россия слишком занята Белоруссией, Украиной и судьбой своих энергетических проектов в Европе, чтобы полновесно втягиваться в конфликт вокруг Нагорного Карабаха.

Представляют, на наш взгляд, интерес сведения об использовании в боевых действиях на Кавказе беспилотников. Самым известным из них во время нынешнего обострения в Карабахе стал турецкий ударный Bayraktar TB2. Большинство видеозаписей ударов по целям в Карабахе, которые распространяют азербайджанские военные, эксперты приписывают именно ему. Этот дрон, разработанный турецкой компанией Baykar несколько лет назад, способен действовать под контролем оператора или самостоятельно, его можно применять для разведки, наблюдения или нанесения ударов. Он несет управляемые авиабомбы с лазерным наведением MAM (Mini Akıllı Mühimmat — «Умные мини-боеприпасы») производства турецкой компании Roketsan Roket Sanayii ve Ticaret A.S.

Турция применяла их в Сирии во время операции в феврале 2020 года, а также в Ливии, где Bayraktar TB2 действовали против армии Х.Хафтара. Такие дроны Турция продала Украине, а 6 октября турецкое новостное агентство Анадолу сообщило, что интерес к ним проявляет и Сербия. Отсутствие официальной информации об экспорте и применении турецких дронов, возможно, связано с использованием технологий третьих стран. Тем не менее, стало известно, что Канада приостановила экспорт технологий в Турцию для их производства из-за подозрений в применении их в Карабахе.

По данным центра исследования военных беспилотников американского Бард-колледжа, год назад на вооружении азербайджанской армии были израильские разведывательно-дозорные беспилотники Heron TP (2 единицы) и Hermes 4507 (10 единиц), барражирующие боеприпасы Sky Striker (100 единиц) и Harop (50 единиц). Кроме того, по данным того же источника в Азербайджане, на совместном с Израилем предприятии Azad systems выпускались дрон-разведчик Aerostar и «камикадзе» Orbiter1K и Orbiter-3. Наконец, еще два дальних Hermes 900 были у береговой охраны.

О степени вовлеченности турок говорят и публичные заявления турецкого лидера. Президент Турции Р.Т.Эрдоган заявил, что Турция, как и Россия, имеет право находиться в Карабахе. «Насколько Россия планирует находиться там ради мира, настолько и Турция, как и Россия, имеет право быть там ради установления мира. Я верю в это. Вы знаете, что Турция также являются частью Минской Группы ОБСЕ, однако тройка (сопредседатели – Россия, Франция, США) не смогли найти решения. Азербайджан справедливо говорит: если Армения предлагает Россию, тогда мы предлагаем Турцию. Если честно, я не думаю, чтобы Россия была против этого. Мне об этом не докладывали. Если кто-то говорит об обратном, они лишь указывают на своё отношение к этому вопросу. Мы решим этот вопрос совместно, как решали проблемы в Сирии», — сказал турецкий президент.

Отдельно в этом заявлении турецкий лидер упомянул о зенитных ракетных комплексах С-400, купленных у России. Он подтвердил, что ЗРК действительно прошли испытания. «Подход США нас не касается, мы не будем их спрашивать. У Греции есть С-300, спрашивают ли США Грецию по этой теме? Нет. Испытания С-400 будут продолжены, и мы с уверенностью пойдем своим путем», – пояснил президент. Напомним, ранее генсек НАТО Йенс Столтенберг в очередной раз призвал Турцию найти альтернативу ЗРК С-400. По его мнению, эти комплексы не совместимы с системами стран альянса.

Диалог с турками в октябре сложился очень непросто, но он продолжается. На это в очередной раз указал глава российского внешнеполитического ведомства. Подходы России и Турции не всегда совпадают, но обе страны будут и дальше взаимодействовать для урегулирования конфликтных ситуаций в мире, заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в Афинах. По его словам, Москва и Анкара не раз объединяли усилия по «созданию условий для урегулирования кризисных ситуаций. Такое взаимодействие с Турцией мы продолжим», — подчеркнул Лавров. «У нас с Анкарой хорошие отношения, но не без проблем. Далеко не во всем наши подходы к тем или иным проблемам совпадают», — отметил при этом министр.

Подтвердил это и состоявшийся 27 октября по инициативе турецкой стороны телефонный разговор президентов России и Турции. Р.Т.Эрдоган рассказал о его содержании на заседании парламентской фракции, правящей ПСР. Турецкий президент предложил в беседе с российским лидером вместе решить проблему Нагорного Карабаха. «Мы провели хорошие переговоры с Путиным. Подробно обсудили Карабах. Мы сказали: давайте уже закончим это все на Кавказе. Хотите, мы сообща сделаем шаги, поговорим со сторонами», — сказал турецкий президент.

Президент Турции сообщил, что в беседе с В.Путиным, предложил российскому коллеге обсудить ситуацию на Южном Кавказе с премьер-министром Армении Николом Пашиняном, а сам выразил готовность провести разговор с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. «Давайте сообща мирно урегулируем этот вопрос. Предпримем искренний шаг. Настало время окончательно урегулировать этот конфликт», — сказал президент. Р.Т.Эрдоган, по его словам, также сообщил президенту РФ, что «по подтвержденным данным разведслужб, в оккупированном Карабахе на стороне Армении воюют 2 тыс. курдских террористов PПK. Им платят по 600 долларов».

Представляет интерес оценка российско-турецких отношений на нынешнем этапе известного в Турции хорошо информированного политолога Сами Кохена. На страницах влиятельной в стране газеты «Миллиет» он проанализировал все проблемные точки в отношениях Москвы и Анкары, включая конфликт вокруг Нагорного Карабаха и сделал однозначный вывод: при всех различиях в позициях сторон в Сирии, Ливии, в армяно-азербайджанском конфликте, российско-турецкий диалог необходим и возможен, так как это отвечает не только национальным интересам двух стран, но и стабильности в регионе и мире в целом.

Из других событий октября на турецком внешнеполитическом векторе остановимся, уже по традиции, на отношениях в этот период Анкары с Вашингтоном и НАТО. Так, два американских сенатора призвали администрацию президента США Дональда Трампа ввести санкции против Турции, после того, как появились сообщения о том, что она испытала российскую систему противоракетной обороны на американских самолётах, принадлежащих союзнику по НАТО Греции. По данным американского издания The Hill, система С-400 якобы была активирована, когда самолёт вернулся с совместных военных учений Греции, Франции, Италии и Кипра в конце августа, проведённых в ответ на действия Турции в Восточном Средиземноморье.

Американские законодатели призывают Белый дом ввести санкции против Турции с тех пор, как она согласилась купить у Москвы С-400 в 2017 году. Анкара приняла поставку российских систем в прошлом году. Сенаторы также подали запрос после сообщений на прошлой неделе о том, что Турция планирует протестировать радары системы. «Учитывая эту информацию, мы вновь призываем вас ввести санкции в отношении Турции, как того требует закон», — написали сенаторы Крис Ван Холлен и Джеймс Ланкфорд в письме госсекретарю Майку Помпео, указывает The Hill. Сенаторы попросили Помпео подтвердить, действительно ли Турция активировала радары С-400 для обнаружения греческих самолётов и интегрировала ли Анкара эту систему в тактическую линию передачи данных НАТО, спросив, позволит ли это «России собирать информацию о союзниках по НАТО».

Анкаре не удалось успокоить американских законодателей даже заявлением о том, С-400 не будут интегрированы в структуру командного управления НАТО и будут задействованы независимо от неё. Об этом 21 октября сообщил министр обороны Турции Хулуси Акар. Он указал, что приобретение российских ЗРС С-400 не означает, что Турция отдаляется от НАТО. Анкара всё ещё готова приобрести у США ЗРК Patriot на выгодных для неё условиях, сказал турецкий министр.

Наряду с этим, США заявили, что Турция задолжала международным медицинским компаниям 2,3 млрд долларов и должна погасить этот долг, чтобы предотвратить уход американских фармацевтических фирм с турецкого рынка. По данным Reuters, президент Турции Р.Т.Эрдоган и его зять, министр финансов и казначейства Берат Албайрак, пообещали быстро погасить задолженность ещё год назад, когда она составляла 230 млн долларов, но это обязательство не было выполнено, заявил посол США в Турции Дэвид Саттерфилд.

Турция сейчас просит компании согласиться на значительное сокращение суммы задолженности. Негативные последствия для неплатежей или их сокращений будут, добавил американский дипломат. «Компании рассмотрят возможность ухода с турецкого рынка или сократят своё присутствие на нём. Это не то направление, которое служит интересам Турции», — сказал он. Агентство отмечает, что турецкое правительство стремится заключить соглашение о свободной торговле с Соединёнными Штатами, чтобы помочь диверсифицировать свой экспорт и увеличить двустороннюю торговлю до 100 млрд долларов с 21 млрд долларов в прошлом году. Но отношения между двумя странами испортились в последние годы после того, как Анкара закупила у России зенитные ракетные комплексы С-400 и отказалась освободить американского пастора, обвиненного в 2018 году в терроризме.

Подчёркивается также, что дефицит бюджета Турции значительно увеличился за последние два года. Начало этому процессу положил валютный кризис в 2018 году, затем в марте этого года вспышка коронавируса. Все это побудило правительство резко увеличить расходы для ускорения экономического роста. Турецкая лира торгуется на рекордно низком уровне по отношению к доллару, что еще больше оказывает давление на государственные финансы. Турция в качестве одного из выходов из такой ситуации стремилась пересмотреть цены на лекарства, чтобы сократить расходы на здравоохранение, заявляя, что они несправедливы.

Американские медиакомпании также могут в конечном итоге покинуть турецкий рынок после того, как правящая Партия справедливости и развития (ПСР) Р.Т.Эрдогана приняла закон через парламент, делающий их более подотчётными по поводу контента, сказал Д. Саттерфилд. «Политика, которая обязывает крупные компании социальных сетей хранить данные пользователей только в Турции, может создать игровое поле с изначально неравными условиями», — добавил он.

Наряду с этим, впервые в истории турецкого членства в НАТО Конгресс США запустил процедуру исключения Турции из альянса. Резолюция об исключении Турции была внесена на рассмотрение в Палату представителей США. В ней отмечается, что данное предложение связано с тем, что страна «оказывает открытую поддержку Азербайджану в вооруженном конфликте в Нагорном Карабахе». Представители армянского лобби в очередной раз продемонстрировали свое влияние и реальные возможности в американском Конгрессе.

В частности, в резолюции отмечается, что к боям на данной территории страна привлекла террористов из «Аль-Каиды» и «Исламского государства» Обе организации признаны террористическими и запрещены в РФ. Подтверждением участия Турции на стороне Азербайджана является также сбитый в небе над Арменией турецкий истребитель F-16. Канада уже приостановила поставки оружия в Турцию, так как страна использует его в вооруженном конфликте. При этом в НАТО призывают прекратить вооруженное противостояние на границе двух стран и сесть за стол переговоров.

Еще одной причиной предложения исключить Турцию из НАТО стало опасное обострение отношений с Грецией. Ранее Турция открыла новое месторождение природного газа около греческого острова Кастелоризо и начала проводить там сейсмические исследования. При этом Греция считает эту территорию своей экономической зоной и выступает против любой добычи сторонней страны на данной территории. Греция призвала ЕС ввести санкции против агрессора. Турция же сейчас ищет способы, как доказать законность добычи газа на данной территории.

Кроме этого, и в Германии все громче звучат голоса тех, кто призывает к исключению Турции из альянса. Помимо политиков из Левой партии теперь и лидер фракции СДПГ в бундестаге Рольф Мютцених (Rolf Mützenich ) поставил под сомнение членство Анкары в НАТО. При этом 58% немцев считают, что Турцию надо исключать из НАТО. Таковы результаты репрезентативного опроса, проведенного международной аналитической компанией YouGov по заказу информационного агентства DPA.

В исследовании, проходившем с 25 по 28 октября, приняли участие более 2000 человек. Лишь 18% из них высказались против исключения Турции из НАТО. Большая часть опрошенных полагает, что правительству Германии следует занять более жесткую позицию в отношении Турции: 61% респондентов поддерживают экономические санкции против турецкого президента Р.Т.Эрдогана, а 69% — полный запрет на продажу оружия Анкаре.

Конечно, выход Турции из НАТО маловероятен. В Брюсселе считают исключение Турции из альянса маловероятным и почти невозможным с правовой точки зрения, так как положения Североатлантического договора не предусматривают исключения страны из альянса. Хотя само государство-член альянса теоретически может объявить о выходе из НАТО в соответствии со статьей 13-й договора, но это было бы длительным процессом, который потребовал бы одобрения и ратификации всеми странами-членами организации. Бывший министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel) назвал в комментарии для Der Tagesspiegel идею исключения Турция из НАТО «гротескной», подчеркнув, что этот шаг привел бы к появлению «новой серьезной угрозы безопасности на восточных границах ЕС».

Пока что признаков того, что Турция по собственной инициативе может покинуть НАТО, нет. На встрече в Брюсселе на прошлой неделе подчеркивалось стратегическое значение Турции для альянса. В очередной раз отмечалось географическое положение Турции, ее роль в борьбе с терроризмом и контроле над перемещением беженцев. Более того, исключение могло бы серьезно повлиять на военные возможности альянса, так как Турция имеет вторую по численности армию в НАТО.

Выйдет ли Турция сама из альянса? Этот вариант также маловероятен, потому что между альянсом и Турцией существует обоюдная зависимость. Альянс предоставляет Анкаре платформу для дискуссий с самыми влиятельными странами мира. Помимо этого, Турция сейчас находится во внешнеполитической изоляции, считает немецкая DW. Высшие политические и военные руководители Турции при всех негативных оценках своей позиции по целому ряду вопросов со стороны НАТО твердо заявляют, что Анкара была, есть и будет в альянсе надежным партнером и союзником, всегда готова выполнять свои обязательства в соответствии с Договором о создании НАТО.

О продолжающихся разногласиях в турецко-американских отношениях говорит и тот факт, что несмотря на все усилия Анкары, американский судья 1 октября отказался отклонить обвинительный акт, в котором турецкий государственный банк Halkbank обвиняется в помощи Ирану в уклонении от американских санкций. Окружной судья США Ричард Берман отклонил заявление Halkbank о том, что Закон об иностранном суверенном иммунитете защищает его от судебного преследования, заявив, что этот закон не предоставляет иммунитета в уголовном процессе. Он также пояснил, что исключение для коммерческой деятельности «явно применимо и поддерживает судебное преследование в отношении Halkbank», сославшись на взаимодействие банка с должностными лицами Министерства финансов США и предполагаемое отмывание более 1 млрд долларов через финансовую систему Соединённых Штатов.

Halkbank не признаёт себя виновным в обвинениях в банковском мошенничестве, отмывании денег и заговоре, выдвинутых еще в октябре прошлого года. Напомним, что прокуратура США обвинила Halkbank в использовании подставных компаний в Иране, Турции и Объединённых Арабских Эмиратах для уклонения от санкций, позволяя конвертировать доходы от нефти и газа на золото и способствуя фиктивным закупкам продуктов питания и лекарств. Они также обвинили Halkbank в том, что он помог Ирану тайно перевести 20 млрд долларов из заблокированных средств, включая 1 млрд долларов через счета в США.

Судебный процесс назначен на 1 марта 2021 года. Halkbank отдельно попросил федеральный апелляционный суд Манхэттена заменить Бермана другим судьей из-за его предполагаемой предвзятости. Судья это категорически опровергает. Он курировал несколько связанных между собой дел, включая осуждение в 2018 году бывшего исполнительного директора Halkbank Мехмета Хакана Атиллы и признание вины Резы Зарраба, турецко-иранского бизнесмена, давшего показания против Атиллы.

Отмечается, что дело турецкого кредитора усилило напряжённость в американо-турецких отношениях и вновь привлекло внимание к недавним мемуарам бывшего советника США по национальной безопасности Джона Болтона, который написал, что президент Турции в 2018 году вручил президенту США Дональду Трампу служебную записку, в которой говорилось, что Halkbank следует признать «невиновным», на что Д. Трамп пообещал, что проблема будет «решена» после замены прокуроров.

Некоторый незначительный позитив достигнут турецкой дипломатией в сфере отношений с Евросоюзом. Лидеры стран ЕС не ввели санкции против Турции из-за действий страны в Средиземном море, заявил глава Евросовета Шарль Мишель. «Мы согласовали подход, который открывает двойную стратегию. Мы решили, что хотим дать шанс политическому диалогу в общих интересах», — заявил он. С другой стороны, по его словам, ЕС выразил приверженность своим ценностям и солидарность с Грецией и Кипром. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен уточнила, что Брюссель готов в любой момент ввести санкции против Анкары, в случае продолжения провокаций в отношении Кипра. Ранее НАТО объявило о создании военного механизма для разрешения конфликта между Грецией и Турцией.

Несмотря на не введение санкций и призыв к политическому диалогу, МИД Турции все же жестко отреагировал на заявление ЕС. «Касающиеся нашей страны решения, принятые 1 октября на саммите глав государств — членов ЕС, содержат некоторые положительные элементы, однако многие положения оторваны от действительности. Решения саммита свидетельствуют о том, как, с одной стороны, некоторые страны ЕС хотят улучшения отношений с нашей страной, а с другой, греко-кипрский дуэт взял в заложники отношения между ЕС и Турцией», — подчеркивается в документе МИД Турции. Анкара позитивно встретила намерения возобновить переговоры по ситуации в Восточном Средиземноморье. «Однако эти переговоры должны быть направлены не только на разграничение морских юрисдикций, но также на общую деэскалацию в отношениях между Грецией и Турцией», — подчеркнули в министерстве иностранных дел.

Высказался по этому вопросу и министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. Европейский союз не должен «даже осмелиться» ввести санкции против Турции из-за напряжённости в отношениях с Грецией и Кипром по поводу углеводородных ресурсов в Восточном Средиземноморье. Санкции со стороны блока «имели бы противоположный эффект и только укрепили бы нашу решимость защищать наши права и права турок-киприотов», — отметил министр.

Кроме того, министр заявил, что Турция выполнила свои обязательства по беженцам перед ЕС. «Благодаря нашим усилиям нелегальные миграционные потоки в Европу сократились на 92%», — сказал он, отметив, что блок не выполнил своих обязательств перед Анкарой. Напомним, что Турция и ЕС в 2016 году договорились о сделке, направленной на сокращение потока сирийских беженцев, прибывающих в Грецию. Согласно сделке, ЕС пообещал выделить Турции 6 млрд евро помощи для помощи мигрантам. Сделка также включала в себя прекращение визовых ограничений, применяемых к турецким гражданам при поездках в Европу с июня 2016 года, но они всё ещё остаются.

Следует отметить, что и Европейский союз указал на резкое сокращение числа мигрантов, незаконно въезжающих через Турцию, отметив, что эта цифра достигла самого низкого уровня, зафиксированного за пять лет. Комиссия ЕС и Европейская служба внешних связей сообщила, что за первые девять месяцев 2020 года число мигрантов, незаконно въезжающих из Турции, сократилось на 70%, составив 14 тыс. 579 человек по сравнению с 48 тыс. 554 за аналогичный период прошлого года. Турция является одним из основных перевалочных пунктов для беженцев, стремящихся попасть в Европу по морю, отмечает немецкая DW. Соглашение между Турцией и ЕС от 2016 года способствовало резкому снижению количества мигрантов, пользующихся этим маршрутом, что действительно говорит о выполнении Турцией своих обязательств, чего нельзя сказать о ее партнерах из ЕС.

Наряду с этим, не лучшим образом продолжают развиваться события и в двухстороннем плане с одним их «тяжеловесов» ЕС, Францией. Президент Турции раскритиковал своего французского коллегу Эммануэля Макрона за его предложение защитить светские ценности Франции от «исламистского сепаратизма». «Заявление Макрона о том, что «ислам находится в кризисе» — это открытая провокация, демонстрирующая неуважение. Кто вы такой, чтобы говорить о структуре ислама?» — заявил президент Турции.  Р.Т.Эрдоган заявил также об «антиисламских выпадах Макрона» и «расистском терроризме», назвав слова французского президента «угрозой национальной безопасности» и рекомендовал Макрону «проверить свою психику». Кроме того, он призвал жителей Турции бойкотировать французские товары.

Напомним, что президент Франции заявил, что ислам является религией, «переживающей кризис» во всем мире, а также рассказал о планах его правительства в декабре представить законопроект, направленный на усиление закона от 1905 года, официально разделяющего церковь и государство. План включает более строгий надзор за обучением и более жесткий контроль иностранных источников финансирования мечетей. Он добавил, что мусульманское население Франции, насчитывающее около 6 млн человек, находится под угрозой формирования «контробщества». Э. Макрон давно призывал к структурированию представительства ислама во Франции и освобождению его от иностранного влияния. Р.Т. Эрдоган заявил, что Э. Макрону следует «уделять больше внимания вопросам, о которых он не осведомлён». «Мы ожидаем, что он будет действовать как ответственный государственный деятель, а не как колониальный губернатор», — добавил турецкий президент.

Президента поддержал его партнер по правительственной коалиции генеральный председатель правой Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели. Он обрушился с критикой на президента Франции за его спорные планы по «исламскому сепаратизму» и отношение к публикациям кощунственных карикатур на пророка Мухаммеда. Д. Бахчели назвал французского лидера «политическим шизофреником», а также призвал его сосредоточиться на «реальных политических проблемах своей страны». «Исламофобия растёт в западных странах и достигла сегодня тревожного уровня, религиозная поляризация будет катастрофой для человечества», — отметил Д. Бахчели.

Слова турецкого лидера в адрес президента Франции неприемлемы, особенно в свете убийства преподавателя, которое произошло в пригороде Парижа. Об этом заявил официальный представитель кабмина ФРГ Штеффен Зайберт. С критикой Р.Т.Эрдогана за высказывания в адрес французского лидера выступили ряд других стран ЕС.

На наш взгляд, интерес может представить оценка внешней политики Анкары Сонера Джагаптая, директора турецкой исследовательской программы в Вашингтонском институте ближневосточной политики. По его мнению, «региональная политика Турции дала обратный эффект. Несмотря на стремление быть региональной державой с хорошими отношениями со своими соседями, Турция сегодня не имеет таковых», — утверждает он. Турция, поскольку другие отношения терпят неудачу, обратилась теперь к поддержке своего традиционного союзника, Азербайджана, в его продолжающемся конфликте с Арменией. По мнению С.Джагаптая, экономическая ситуация в Турции может положить конец нынешней турецкой внешнеполитической линии. «Экономика — это ахиллесова пята Эрдогана не только внутри страны, но и во внешней политике. Не только экономика определяет, сможет ли Турция продолжать разминать свои мускулы, но даже если экономика будет расти, у Турции не будет бюджета, чтобы оплатить все эти сражения и фронты в сфере внешней политики», — считает эксперт.

Из других событий октября на внешнеполитическом векторе следует отметить визит в Турцию президента Украины В.Зеленского. Обращает на себя внимание тот факт, что в рамках переговоров гораздо чаще чем обычно звучала крымская и донецкая проблематика с ярко выраженной антироссийской направленностью. По итогам переговоров президенты двух стран подписали Совместное заявление. В документе подтверждено стремление укреплять стратегическое партнерство между двумя государствами, отмечена важность реализации договоренностей, закрепленных в Совместной декларации по результатам Восьмого заседания Стратегического совета высокого уровня между Украиной и Турцией 3 февраля 2020 года в Киеве.

Турция, подчеркивая приверженность принципам и нормам международного права, вновь подтвердила свою безусловную поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины в признанных международным сообществом границах и приветствует сотрудничество в рамках инициированной Украиной Крымской платформы. Выражено «согласие активно продолжить усилия, направленные на деоккупацию Крыма и города Севастополь, а также восстановление контроля Украины над отдельными районами Донецкой и Луганской областей Украины». Также стороны «выразили намерение продолжать координацию совместных усилий для обеспечения защиты прав человека в оккупированном Крыме и городе Севастополь, а также для освобождения всех незаконно задержанных граждан Украины».

Наряду с этим, Турция поддержала перспективу членства Украины в Североатлантическом альянсе и приветствует признание Украины как партнера с расширенными возможностями. Кроме того, Турция продолжит содействовать Украине в достижении критериев членства в альянсе, а также совместимости украинских Вооруженных сил и НАТО, в том числе путем проведения соответствующих совместных военных учений. Отмечена важность объединения усилий для укрепления мира, безопасности и стабильности в Черноморском регионе в рамках региональных механизмов и НАТО.

По итогам переговоров были подписаны двухсторонние соглашения, которые носят первичный характер, такие как Меморандум о намерениях между Министерством обороны Украины и Управлением по вопросам оборонной промышленности Турции, а также Рамочное военное соглашение о формировании правовых основ украинско-турецкого сотрудничества в сфере обороны. Кроме того, подписан Протокол Двенадцатого заседания Межправительственной украинско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

В Крыму жестко отреагировали на антикрымские заявления, прозвучавшие в Турции. Анкара допустит серьезную ошибку, если согласится на предложение Украины войти в так называемую «Крымскую платформу», которая по сути является враждебно настроенным против крымчан антикрымским союзом, заявил глава комитета парламента Крыма по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрий Гемпель. Он пояснил, что Анкара рискует не только потерять надежного партнера в лице России. По его словам, Турция также может перестать быть привлекательным местом для российских туристов. «Уверен, что Крым в скором времени станет более привлекателен для туристов, чем самые разрекламированные турецкие курорты», – констатировал Ю.Гемпель. Напомним, что ранее президент Украины В.Зеленский заявил, что Турция и Украина могут совместными усилиями изменить ситуацию в Черном море и Крыму в свою пользу.

Интерес могут представить появившиеся в турецких СМИ сообщения по проблематике двусторонних отношений в военной сфере о намерении Украины закупить у Турции 48 беспилотных летательных аппаратов Bayraktar производства компании Baykar Defence. Напомним, что в прошлом году бывший президент Украины Петр Порошенко подписал соглашение о покупке 12-ти дронов Bayraktar. В военных кругах Украины также указывают, что, поскольку Киев и Анкара стремятся расширить военно-техническое сотрудничество, часть производственного процесса для производства Bayraktar может быть перенесена в Украину. По мнению экспертов, такой шаг позволит Киеву снизить стоимость реализации этого проекта на 35%. Примечательно, что в Украине, по имеющимся сведениям, проявляют повышенный интерес к использованию беспилотных летательных аппаратов Bayraktar в вооруженном конфликте между Арменией и Азербайджаном.

Практический «выхлоп» из хлопотного сотрудничества с Украиной в военной сфере уже есть. Депутат Верховной рады Украины от партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Илья Кива 30 октября заявил, что ему стало известно о поставках Киевом оружия в Азербайджан. «Мне стало известно, что Украина активно участвует в военном конфликте между Арменией и Турцией с Азербайджаном, на стороне Азербайджана, поставляя туда оружие. Очередной груз от «Укрспецэкспорта» вылетел в Стамбул, а оттуда в Баку, где получатель – МО Азербайджана», – написал Кива в своем телеграм-канале. Он также разместил скриншот с сайта Flightradar 24. Согласно скриншоту, самолет Boeing 747 – 4R7 (F) с грузом «оборудование» вылетел из Киева 30 октября в 6.22 (7.22 мск). «Готовлю депутатский запрос», – добавил депутат.

Из внутриполитических событий в этот период следует обратить внимание на тот факт, что в стране продолжает набирать обороты подготовка к всеобщим парламентским и президентским выборам. Турецкие оппозиционные партии работают над программой по созданию альянса на предстоящих выборах. В программу войдут договорённости по разным вопросам, включая систему правосудия и свободы. Партии также планируют включить в данный документ рекомендации по возвращению к парламентской системе с расширенными полномочиями. Напомним, что оппозиция на выборах 2018 года сформировала Национальный альянс, в который вошли основная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) и Хорошая партия. Кроме того, данный союз против правительственного альянса поддержала и прокурдская Партия демократии народов (ПДН). Перед выборами 2018 года партии опубликовали двухстраничный протокол. На этот раз его объём будет расширен. По данным местных СМИ, почти все оппозиционные партии работают над конституционными изменениями в соответствии с планируемым ими возвращением к парламентской системе.

Напомним, что турецкие избиратели поддержали изменение системы правления в стране с парламентской на президентскую по итогам референдума по конституционным поправкам, прошедшего 16 апреля 2017 года. Официально страна перешла на президентскую форму правления, сменившую 95-летнюю парламентскую систему, 9 июля 2018 года. Система предоставила широкие полномочия президенту Р.Т.Эрдогану и разрешила ему одновременно взять на себя полномочия лидера правящей партии и президента. В выборах, запланированных на 2023 год, примут участие две новые партии: Партия будущего и Партия демократии и прогресса (DEVA), основанные бывшими высокопоставленными функционерами ПСР и партнерами Р.Т.Эрдогана, которые теперь входят в ряды оппозиции.

Что касается сроков проведения будущих выборов, то президент Турции вновь отклонил призывы оппозиции к досрочным выборам в республике. В Турции не планируется проведение президентских и парламентских выборов до июня 2023 года, заявил Р.Т. Эрдоган, несмотря на призыв лидера основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаля Кылычдароглу рассмотреть вопрос о досрочном голосовании. Если выборы состоятся вовремя, они совпадут со столетием Турецкой Республики.

Согласно озвученным в конце октября данным очередного исследования социологического агентства KONDA, поддержка правящей ПСР упала на 2,4%. В связи с этим ожидаемое правящей партией количество голосов на данный момент составляет 36,7%. Партнёр ПСР по коалиции, правая Партия националистического движения (ПНД), также потеряла 1,1%, а ожидаемое количество голосов ее сторонников упало до 10,6%. С учётом данного обстоятельства общая поддержка этого альянса составляет 47,3%. Наряду с этим, опрос показал, что Хорошая партия, созданная бывшими членами ПНД, получила поддержку в 14,8%. Основную оппозиционную Народно-республиканскую партию (НРП) поддерживают 21,6% избирателей, а прокурдскую Партию демократии народов (НДП) — 11,5%. Оставшиеся партии Турции, включая две отколовшиеся от ПСР Партию будущего и Партию демократии и прорыва (DEVA), набрали 4,8% голосов.

На предпочтения избирателей большое влияние оказывает нынешнее состояние экономики, показатели которой не внушают им оптимизма. Курс турецкой лиры снизился в октябре, продлив самую длинную полосу падения с 1999 года. Курс упал до отметки 8,1429 за доллар. Валюта слабеет в течение девяти недель подряд, что привело к потерям лиры в этом году до 27%. Турция, похоже, рискует повторить валютный кризис 2018 года, указывают местные экономисты. Аналитики возлагают вину за падение на Центральный банк Турции, указывая на его неспособность повысить базовую процентную ставку на октябрьском заседании. Вместо этого банк решил сохранить ставку на уровне 10,25%, ниже текущей инфляции в 11,8%, и скорректировать другие инструменты денежно-кредитной политики.

Так, турецкие государственные банки продали 26 октября по меньшей мере 800 млн долларов за лиры, чтобы помочь стабилизировать валюту, сообщает Bloomberg. Центральный банк заключил валютные свопы с этими кредиторами и потратил десятки миллиардов долларов своих валютных резервов в этом году на защиту лиры. «Турция всё ещё может закончить 2020 год с более резким обесцениванием, чем 2018 год», — заявил Эрик Мейерссон, старший экономист Handelsbanken, указывая на отсутствие значимых изменений в финансовой политике. Он напомнил, что лира потеряла почти 30% своей стоимости в 2018 году, частично из-за слабой денежно-кредитной политики. Потери достигли пика в августе того же года, когда президент Р.Т.Эрдоган вступил в политическое противостояние с президентом США Дональдом Трампом из-за задержания Турцией американского пастора по обвинению в терроризме, что привело к экономическим санкциям Вашингтона.

По словам известного экономиста профессора Стивена Ханке, Турция угрожающими темпами тратит свои валютные резервы на поддержку лиры. Он считает, что экономическая политика президента Р.Т. Эрдогана и его зятя, министра финансов и казначейства Берата Албайрака, обрушила лиру, и Турции следует принять экстренные меры, чтобы переломить эту тенденцию. «Валютные резервы Турции сгорают, как во время пожара», — заявил С.Ханке в своём комментарии в Twitter. Экономист напомнил, что с июля с.г. Центральный банк потратил почти 10 млрд долларов, в результате чего его резервы составляют 41,12 млрд долларов.

Турецкий статистический институт (TurkStat) объявил 12 октября, что в июле уровень безработицы в Турции составил 13,4%, снизившись на 0,5 процентных пунктов. По данным института, в июле число безработных в возрасте от 15 лет и старше сократилось на 369 тыс. до 4,22 млн по сравнению с июлем 2019 года. Уровень безработицы в несельскохозяйственном секторе за тот же период уменьшился на 0,6 процентных пункта до 15,9% в годовом исчислении. В TurkStat добавили, что уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет составил 25,9% при снижении на 1,2 процентных пункта. Надо сказать, что в июне уровень безработицы в стране приравнивался к 13,4%, при этом число безработных составляло 4,1 млн человек в возрасте 15 лет и старше. Однако исследовательское подразделение крупнейшего турецкого профсоюза DISK сообщает, что безработица в Турции более чем вдвое превышает официальные цифры, поскольку правительство не включает в свои расчёты миллионы безработных.

С такой оценкой экономики и финансов Турции не согласен министр финансов и казначейства Берат Албайрак. Он заявил, что турецкая экономика растёт, хотя турецкая лира ослабла до рекордно низкого уровня выше 8,05 по отношению к доллару. «Последние данные показывают, что наша экономика растёт», — написал Б. Албайрак в своём твиттере, вызвав удивление у многих экономистов при таком падении курса лиры в стране. Лира ослабла до рекордно низкого уровня 26 октября, пострадав от беспокойства инвесторов по поводу решения Центрального банка республики сохранить свою ставку на удержании и различных источников геополитической озабоченности. Напряжённость в отношениях с США, конфликт с Францией, спор между Турцией и Грецией по поводу морских прав и вовлеченность Турции в конфликт в Нагорном Карабахе — всё это стало причиной серьезного беспокойства инвесторов.

Берата Албайрака поддержала коллега по правительству министр торговли Турции Рухсар Пекджан. Она заявила, выступая в Союзе экспортеров Турции, что турецкий экспорт в сентябре с.г. вырос на 4,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 28,5% по сравнению с августом с.г. и составил 16,013 млрд долларов. Р. Пекджан напомнила, что экспорт Турции в сентябре 2020 года достиг рекордного показателя за всю историю. Министр поздравила всех экспортеров с достижением нового рекорда. В третьем квартале по сравнению со вторым экспорт вырос на 34,5%, сказала Пекджан. «Эти цифры доказывают, что Турция смогла избавиться от негативного влияния пандемии и успешно восстановилась в период нормализации», — сказала министр.

Важным событием является решение парламента Турции, который 7 октября в очередной раз утвердил предложение о предоставлении правительству полномочий на проведение трансграничных военных операций в соседних Ираке и Сирии. Предложение, представленное правительством президента Р.Т.Эрдогана, позволит турецким военным проводить трансграничные операции на севере Ирака и Сирии в течение еще одного года, с 30 октября 2020 года по 30 октября 2021 года. Правящая ПСР, основная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП), а также младший партнёр ПСР по коалиции, правая Партия националистического движения (ПНД) и Хорошая партия поддержали данный законопроект, в то время как прокурдская Партия демократии народов (ПДН) проголосовала против этого предложения. Напомним, что с 2016 года Турция провела три трансграничные операции в Сирии, нацеленные на курдские силы, которые она считает реальной угрозой национальной безопасности из-за их связи с курдами на её собственной территории. Турция и поддерживаемые ею подразделения сирийской оппозиции взяли под свой контроль в Сирии три области — северо-западный анклав Африн, Идлиб и Рас-эль-Айн. Кроме того, страна регулярно, несмотря на протесты иракских властей, наносит авиаудары по позициям запрещённой Рабочей партии Курдистана (РПК) на севере Ирака в районе иракского горного хребта Кандиль.

 

52.11MB | MySQL:101 | 0,425sec