Сирия: примирение откладывается?

В 20-х числах октября 2020 г. Народный совет (парламент) САР упразднил Генеральное управление по национальному примирению. Данный орган занимался различного рода мероприятиями в целях достижения договоренностей между враждующими сторонами в САР. Одновременно был убит руководитель территориальной комиссии по примирению в западных пригородах Дамаска Адель Мисто.

Данное убийство породило множество вопросов и спекуляций относительно того, кто мог стоять за смертью А.Мисто, и с какой целью был совершен данный теракт. Необходимо заметить, что А.Мисто удалось выжить в ходе проведения миротворческой операции в Кудсайе. Меньше повезло шейху Аднану аль-Афьюни муфтию Дамаска, который был убит. Оба были лояльны режиму, занимались миротворчеством и не принимали участия в боевых операциях. При этом ни одна из противоборствующих сторон не взяла на себя ответственность за совершенные преступления.

Стоит предположить, что сделать это могли силы, заинтересованные в том, чтобы окончательно закрыть тему примирения и взять под свой полный контроль силовой вариант управления ситуацией в Сирии. К сожалению, несмотря на предпринимаемые Россией усилия по достижению примирения и политического урегулирования сирийского кризиса, они не смогли полностью достичь поставленных целей.

По оценке местных наблюдателей. проиранские вооруженные формирования использовали в своих интересах процесс примирения. Они значительно упрочили свои позиции. Стремясь сорвать процесс примирения, эти подразделения  физически избавились от его адептов, уничтожив символы примирения в Дамаске и его пригородах.

В тоже время, стоит напомнить, что именно Иран впервые в 2012 г. выдвинул идею примирения и пытался ее реализовать на практике, одновременно поддерживая вооруженным путем президента САР Башара Асада.

Однако в отличии от Ирана, который не смог добиться каких-либо субстантивных результатов на этом пути, России удалось не только продемонстрировать эффективность своей работы по примирению враждующих сторон в Дераа, Дамаске и его пригородах, но и закрепить полученные позитивные результаты. В итоге действия России привели к тому, что был сформирован определенный плацдарм для дальнейшего продвижения идеи урегулирования сирийского кризиса мирным путем.

Устранение лиц напрямую причастных к процессу примирения может свидетельствовать о том, что в стране действуют определенные силы, которые не заинтересованы в прекращении боевых действий в стране и, более того, стремятся усилить свои позиции в силовых структурах сирийского режима и даже контролировать их.

Ряд сирийских оппозиционных экспертов считают, что произошедшее выгодно Ирану и его сторонникам, которые стремятся создать своеобразный пул бенефициариев усиления Ирана в САР, связанных с ним будь то религиозными, социальными узами или общими интересами безопасности. Эти силы считают, что продолжение военных действий будет способствовать укреплению позиций Ирана в стране, его более глубокому проникновению с социальную ткань сирийского общества и установлению контроля над процессами мира и войны в САР. К тому же, они надеются таким путем попытаться изменить демографическую ситуацию в стратегически важных районах страны (Дамаск, провинции Дераа и Кунейтра) заселив их близким по духу и вере Ирану населением, на которое можно было бы в последствии опереться в случае  возникновения конфликтной ситуации на Голанских высотах.

Так, по данным на середину октября с.г. Сирийской обсерватории по правам человека (SOHR)  на юге Сирии не прекращаются боевые действия. Речь прежде всего идет о Дераа. Именно в этой стратегически важной провинции юга Сирии Россия стремится усилить позиции 5-го корпуса ВС САР (фактически создан РФ – авт.), чтобы окончательно взять под свой контроль Дераа.

Одновременно Иран продолжает рекрутирование в подконтрольные ему подразделения новых бойцов, используя материальные и религиозные стимулы, и продолжает процессы шиитизации населения отдельных районов Дераа. В результате действий ИРИ сегодня общая численность подконтрольных Тегерану элементов в Дераа составляет около 8 тысяч человек. При этом не стоит забывать о частях 4-й дивизии, которой командует брат президент Махер Асад, отличающийся определенной лояльностью к ИРИ.

По тем же данным, эскалация конфликта между указанными выше силами за контроль над районами Дераа на фоне полного бездействия сил режима ведет к полному хаосу и анархии на этих территориях. По данным SOHR с июня по октябрь 2020 г. на данной территории было зафиксировано более 700 случаев боестолкновений и  покушений на местных военных и гражданских руководителей. всего было убито 474 человека, из них 130 гражданских, 211 военнослужащих правительственных войск, в том числе 23 бойца ливанской «Хизбаллы» и 22 военных из 5-го корпуса.

На самом деле юг Сирии дает пример полной неспособности правящего режима установить в этих районах порядок и обеспечить безопасность местного населения. В Дераа по-прежнему продолжаются убийства гражданского населения и военных. По данным местных наблюдателей только за сутки 30 октября 2020 г. было убито и ранено около 30 человек По тем же данным, силы режима стали регулярно проводить в Дераа силовые операции, не считаясь с потерями, поскольку именно в этом районе режиму придется доказать своим союзникам, что действующая власть может считаться надежным партнером и союзником в определении будущего собственной страны.           Сирийский режим полагает, что добиться поставленной задачи можно упрочив силовой контроль за этим районом и тем самым вынудить местные формирования пойти на определенные уступки и склонить их  к примирению. Однако на деле сделать это весьма непросто с учетом того, что многие отряды связанны с Ираном или Россией и фактически не реагируют на подобные акции режима.

В этой связи, Дамаск был вынужден прибегнуть к тактике адресной ликвидации отдельных боевых командиров, которые перешли на сторону режима в ходе процесса примирения, но сегодня ушли под «протекторат» России или Ирана. Примером может служить убийство в конце 20-х чисел октября 2020 г. одного из бывших военных руководителей «Тахрир аш-Шам» в Тафасе.

На самом деле, несмотря на старания режима, одному ему удержать под контролем даже провинцию Дераа, население которой до событий в Сирии составляло около 1 млн человек, тем более добиться там примирения, явно не под силу. Юг Сирии слишком важный в стратегическом отношении район, где сопрягаются интересы ключевых игроков на поле сирийского конфликта; России, Ирана, Израиля, США. И в этой связи процесс урегулирования в Дераа и провинциях может затянуться на неопределенное время.

52.21MB | MySQL:103 | 0,508sec