Ситуация в Турции: июль 2008 г.

При всей насыщенности в июле сферы внешней политики Турции важными событиями, внимание экспертов все же было, в первую очередь, приковано к развитию внутриполитической ситуации в стране. Это связано с продолжением рассмотрения в Конституционном суде Турции дела о закрытии правящей в стране Партии справедливости и развития /ПСР/. В вину ПСР вменяется ряд актов, направленных на «ползучую» исламизацию различных сфер жизни Турции, включая разрешение на ношение в вузах мусульманского платка. В обвинительном заключении Высшего кассационного суда, объемом 162 страницы наряду с закрытием ПСР содержится требование о наложении сроком на пять лет запрета на политическую деятельность президента Абдуллаха Гюля, премьер-министра Реджепа Эрдогана, бывшего председателя парламента Бюлента Арынча и еще 68 ведущих функционеров ПСР, а также ряда членов правительства.

28 июля 11 членов Конституционного суда после проведенных предварительных заслушиваний основного обвинителя Главного прокурора Высшего кассационного суда Турции Абдуррахмана Ялчинкая /Abdurrahman Yalcinkaya/ и представителей защиты ПСР в соответствии с принятым решением приступили к непосредственному рассмотрению дела. «Риск увеличивается каждый день. Опасность ясна и конкретна. Единственный путь защитить общество — это запретить партию», — констатировал прокурор. Руководство ПСР и защита партии, в свою очередь, заявили, что действия главного прокурора — это атака на демократию. По результатам этого непосредственного рассмотрения дела судьи примут окончательное решение о закрытии или же о продолжении деятельности ПСР. Этот вердикт может сыграть решающую роль в современной истории Турецкой республики.

Президент Турции Абдуллах Гюль прокомментировал события, происходящие в стране на нынешнем этапе. Перед вылетом в Казахстан для участия в мероприятиях в связи с 10-летием объявления Астаны столицей этой страны, А. Гюль ответил в аэропорту на вопросы журналистов. По словам главы государства, в связи с напряженной ситуацией в стране приняты соответствующие меры. «Очень важно, чтобы не был нанесен ущерб национальным интересам Турции, ее стратегическим целям, государственным структурам. Я уже делился с общественностью по этому поводу. Наряду с этим, я провожу встречи, о которых вы знаете и не знаете, провожу работу, которую собираюсь продолжить», заявил президент. Он также отметил, что «на каждого ложится ответственность. Если Турция находится в такой ситуации, то задача каждого — всеми силами вывести страну из этого состояния», — подчеркнул глава государства.

Что касается ущерба национальным интересам, то эксперты уже сегодня указывают, что политическая неопределенность в Турции привела к убыткам для экономики страны в 20 миллиардов турецких лир (16 миллиардов долларов), Об этом сообщил государственный министр Мехмет Шимшек, отвечающий в правительстве за экономические вопросы. Он также сказал, что котировки компаний на основной в Турции Стамбульской фондовой бирже (IMKB) с марта этого года обесценились в общей сложности на 80 миллиардов долларов. А ведь вплоть до недавнего времени экономические успехи Турции считались образцовыми и ставились в пример другим странам исламского мира.

Так, власти страны приступили к осуществлению поистине кардинальных политических, экономических и социальных реформ. Анкара начала переговоры с ЕС относительно условий вступления в эту организацию в качестве полноправного члена. С помощью МВФ были проведены структурные реформы. Турция быстро интегрировалась в глобальную экономику. Общий объем зарубежных инвестиций достиг рекордной отметки в 35 миллиардов долларов. Действия Партии справедливости и развития пробудили надежду на то, что ислам и демократия могут отлично уживаться. Турция с уверенностью смотрела в будущее.

Однако правящей ПСР так и не удалось найти путь к решению ряда специфических турецких проблем, в частности — курдского вопроса и очень чувствительной для общества проблемы ношения хиджабов в университетах, которая, кстати, и сыграла роль своеобразного детонатора нынешнего острого внутриполитического кризиса. Сегодня с Турцией связывают скорее такие понятия как нестабильность и неуверенность. Конфликты между старой светской элитой и укорененной в исламской религии правящей ПСР достигли апогея.

Представитель Евросоюза по вопросам расширения Олли Рен предупредил, что эта дискуссия о закрытии правящей ПСР может негативно отразиться на шансах Турции стать членом ЕС. По словам Рена, этот вопрос должен решаться путем голосования, а не в судах. Кто бы ни вышел победителем в этой борьбе за власть в Турции, его первоочередной задачей после преодоления внутриполитического кризиса будет вернуть Турцию на путь европейской интеграции. Но что делать европейцам, когда альтернатива звучит так: либо Турция, все больше ориентирующаяся на исламские ценности, либо Турция, основанная на устаревающих националистических идеях?

Ни в том, ни в другом варианте европейцы, судя по всему, не заинтересованы. Как не заинтересованы они и в утрате надежного политического и военного союзника Европы в этом беспокойном регионе на границе с Ираком. Сейчас противники принятия Турции в Евросоюз требуют прервать с ней переговоры. Но это станет опасным сигналом, который приведет лишь к ужесточению позиций противоборствующих сил в самой Турции.

Конституционный суд Турции вечером 30 июля после трех дней заседаний отклонил иск о роспуске правящей Партии справедливости и развития. Для решения о запрете партии не хватило одного голоса. 6 судей из 11 проголосовали за закрытие ПСР, 1/председатель суда/ высказался против такого решения. 4 судьи проголосовали за предупреждение партии в виде вынесения вердикта о сокращении наполовину выделяемых этой организации средств из государственного бюджета. Об этом сообщил председатель суда Хашим Кылыч. Таким образом, судебный процесс над правящей ПСР завершен, однако, по мнению экспертов, прекращение жесткого противостояния сторонников партии и оппозиции в ближайшей перспективе маловероятно.

Наряду с процессом рассмотрения дела в Конституционном суде о закрытии правящей ПСР еще одним фактором, способствующим обострению и без того сложной внутриполитической ситуации стала серия арестов более ста заговорщиков, осуществленная властями 1 и 23 июля. По заявлению турецких властей, была предотвращена попытка государственного переворота и устранения нынешнего правительства. Указывается также, что арестованные в большинстве своем принадлежат к закрытой организации «Эргенекон» (Ergenekon), которая объединяет в своих рядах ультра-националистов и сторонников светского государства, целью которых являлось создание террористической группировки для организации военного переворота. Операция началась еще в июне прошлого года, когда в одном из жилых домов был обнаружен склад оружия. Стало известно о существовании тайной организации «Эргенекон», которая хотела организовать массовые народные выступления, спровоцировать столкновения с полицией и воспользоваться кризисом для свержения правительства Реджепа Эрдогана..

«Эргенекон» — это название мифической прародины тюркских народов, где после кровопролитных сражений нашла пристанище группа уцелевших бойцов. Они и заложили основу нации, а потом под предводительством «серого волка» /эмблема турецких националистов/ вышли в мир. Среди арестованных известные генералы в отставке, представители деловых кругов, журналисты, юристы. Их обвиняют в создании террористической организации. Ряд экспертов рассматривает эти аресты как ответную атаку правительства на оппозицию, пытающуюся закрыть правящую ПСР.

Со своей стороны турецкое военное командование, которое считает себя главным хранителем светских устоев государства, заложенных еще основателем Турецкой республики, «отцом турецкой нации» Кемалем Ататюрком, отвергает любые предположения о связи с заговорщиками. Отметим, что некоторые СМИ Турции распространили информацию о том, что в рядах ВС Турции была создана тайная организация и свыше 20 офицеров были связаны с «Эргенекон». Высказываются предположения, что организация «Эргенекон» имеет также отношение к совершению убийства главного редактора армянской газеты «Акос» Гранта Динка и к организации покушения на жизнь лауреата Нобелевской премии в области литературы Орхана Памука.

Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган заявил по поводу ареста заговорщиков: «Эти люди выступают не против Партии справедливости и развития. Они выступают против демократии и воли народа».

Лидер же ведущей оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Турции Дениз Байкал подверг критике ситуацию в связи с делом по организации «Эргенекон». На заседании парламентской фракции возглавляемой им партии он заявил, что данное дело является политизированным. Лидер НРП подверг сомнению предъявленные обвинения, заявив о том, что речи о каком-либо заговоре или же перевороте нет.

На фоне этой жесткой конфронтации лаицистов и сторонников умеренного ислама в стране произошла вспышка насилия. 27 июля в воскресенье поздно вечером в рабочем квартале Стамбула Гюнгерен прогремели два взрыва. Первым оказалась шумовая бомба — ловушка, привлекшая к себе внимание толпы, а вторым — мощный смертоносный удар. В результате теракта 17 мирных граждан погибли, 154 человек ранены. Это самый кровавый теракт в Турции за последние пять лет против гражданского населения.

Многие политологи видят выход из острого политического кризиса в создании новой политической партии. «Сегодня в политике возникла пустота. Политика должна обновится. Но ни одна из существующих политических сил не сможет совершить это. Существует необходимость по созданию новой политической организации». Об этом в интервью турецкому телеканалу NTV сказал один из основателей ПСР, бывший заместитель премьер-министра Турции Абдуллятиф Шенер, который в настоящее время уже по собственному желанию покинул ряды правящей партии.

В качестве основной причины сложившейся в стране ситуации, он назвал политику поляризации: «Я не принял участие в прошлых парламентских выборах, предпочтя преподавание в вузе. Несмотря на это, со мной обсуждают политические темы и проблемы страны. Сегодня в стране существует необходимость по созданию центристской партии. Моей задачей является возглавить эту организацию для устранения проблем в стране», — констатировал политик.

Из вопросов внешней политики в турецких политических и дипломатических кругах обратили особое внимание на оживление турецко-армянских контактов. В мае и июле с.г. в Швейцарии состоялись два раунда турецко-армянских переговоров. В них приняли участие высокопоставленные представители дипломатических ведомств двух стран. «Такие контакты необходимы для нормализации отношений. Есть проблемы и разногласия по вопросу событий 1915 года, однако мы одобряем конструктивный диалог, направленный на их преодоление», — заявил министр иностранных дел Турции Али Бабаджан. Турецкие эксперты цитируют также слова представителя турецкого МИД по печати Бурака Озюгергина, который напомнил, что Турция одной из первых признала в 1991 году независимость Армении и сегодня встречи представителей двух стран имеют место.

В свою очередь президент Армении Серж Саргсян, оценивая состоявшиеся встречи, заметил, что «контакты между представителями дипломатических кругов Армении и Турции не прекращались и нет никакой сенсации в том, что такие встречи состоялись в Швейцарии». От установления отношений выиграют и Армении, и Турция. Конечно, в обеих странах есть люди, которые придерживаются другого мнения, но это не значит, что мы должны сидеть сложа руки, — подчеркнул президент Армении.

Необходимо отметить, что сегодня обе стороны действительно демонстрируют готовность к нормализации отношений. Серж Саргсян пригласил своего турецкого коллегу Абдуллаха Гюля на футбольный матч между сборными Армении и Турции, который состоится в Ереване в октябре с.г. Президент Турции посетил в рамках церемонии закладки турецкой части железной дороги Баку-Тбилиси-Карс древний город Ани, что в вилайете Карс на востоке современной Турции. Как известно Ани – древняя столица армянского Анийского царства и его посещение президентом Турции рассматривается местными экспертами как признак готовности турецкой стороны улучшить отношения с Арменией.

В связи с активным формированием на нынешнем этапе предпосылок для диалога между Турцией и Арменией, в турецких политических кругах все чаще указывают на Россию как посредника и гаранта возможных договоренностей. Москва знает о тяжелом историческом наследии, доставшемся Турции и Армении, а потому стремилась и будет стремиться к тому, чтобы решить спорные вопросы между этими странами региона. Ведь урегулирование существующих проблем отвечает не только интересам Турции и Армении, но и региона в целом. В частности, это открывает путь к более эффективной реализации многих региональных энергетических и транспортных проектов, а также активизации работы в рамках организации Черноморское экономическое сотрудничество /ЧЭС/, что в значительной мере повысит уровень безопасности и благосостояния всех народов региона.

В июле Турция продолжила свою посредническую миссию в установлении диалога между Израилем и Сирией. Третий раунд непрямых сирийско-израильских контактов прошел с 1-го по 3-е июля в Стамбуле. Как сообщили по его итогам представители турецкого МИД, встречи носили «конструктивный характер, затронули основополагающие вопросы и дали основание надеяться, что стороны перейдут, наконец, к прямому диалогу».

Сирия продолжит мирные переговоры с Израилем через турецких посредников. Об этом сообщил глава МИД Сирии Валид Муаллем в эфире телеканала «Аль-Джазира». Министр не сообщил о времени и месте проведения четвертого раунда непрямых контактов. По его словам, «встречи носят подготовительный характер с целью начала в будущем прямого диалога о мире». В. Муаллем особо подчеркнул, что «сирийцы и израильтяне пока не вышли на этап прямых переговоров, так как это потребует серьезных международных обязательств со стороны США, Евросоюза и России, наряду с важной ролью, которую следует отвести в этом процессе ООН».

Источник в политическом руководстве Израиля заявил в интервью «Гаарец», что Турция оказывает давление на Сирию, чтобы заставить ее пойти на прямые переговоры с Израилем. По его словам, турки передали сирийцам послание, согласно которому канал непрямых переговоров исчерпал себя и стороны должны перейти к прямому диалогу. Согласно информации, поступающей в Иерусалим, речь идет о достаточно серьезном давлении со стороны Анкары.

Глава израильского правительства, встречавшийся 8 июля с министром иностранных дел Италии Франко Фраттини, заявил, что заинтересован в быстром продвижении на пути переговорного процесса с Сирией. «Хочу, чтобы сирийцы знали, что я достаточно серьезен в своих намерениях и думаю, что пришло время для продвижения вперед», — сказал Э. Ольмерт на встрече с Ф. Фраттини. Итальянский министр, в свою очередь, рассказал о недавней встрече с главой сирийского МИДа Валидом Муалемом. Последний выразил удовлетворение форматом ведущихся в Турции переговоров.

Турки, по мнению высокопоставленного израильского источника, по внутриполитическим соображениям хотят повышения статуса контактов. Анкара опасается, что пальму первенства в миротворческих усилиях у них «отберет» Париж, который в последние недели вновь начал сближаться с Дамаском. Израиль и Турция хотели прямых переговоров, однако Сирия ответила отказом. Асад в интервью газете Le Gidaro объяснил причину отказа: «Прямые переговоры требуют американского посредничества. США могут сыграть жизненно важную роль в диалоге. В этом плане мы возлагаем надежды на следующего президента США». Эта позиция Сирии, а также сроки возможного четвертого раунда переговоров обсуждалась 29 июля на закрытых секретных турецко-израильских переговорах в Анкаре. Израильскую сторону представляли на них представляли советники Э. Ольмерта Йорам Турбович и Шалом Туржеман.

Из российско-турецких отношений следует выделить визит в Турцию 1-2 июля министра иностранных дел Сергея Лаврова. В ходе двухдневного визита главы российского внешнеполитического ведомства состоялись переговоры с турецким коллегой Али Бабаджаном, встреча с президентом страны Абдуллахом Гюлем. Российский министр по прибытию в Анкару возложил венок к мавзолею основателя Турецкой республики Кемаля Ататюрка, сделал запись в книге почетных гостей: «С благодарной памятью о великом сыне турецкого народа», осмотрел музей первого президента Турции.

В ходе переговоров состоялся продуктивный обмен мнениями по иракскому и ближневосточному урегулированию, ситуации вокруг иранской ядерной программы, положению в Закавказье и Центральной Азии, кипрской проблематике, вопросам безопасности в Черноморском регионе, совместной борьбы с международным терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Главы дипломатических ведомств подтвердили необходимость продолжения усилий по решению проблемы иранской ядерной программы мирным, дипломатическим путем.

По итогам переговоров в резиденции министра иностранных дел Турции состоялась совместная пресс-конференция. Оба министра отметили схожесть и близость позиций двух стран по вышеперечисленным вопросам, а также выразили удовлетворение тем фактом, что по итогам пяти месяцев этого года объем товарооборота между двумя странами превысил 16 млрд. долларов. Этот показатель по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 65 процентов. В результате впервые в истории межгосударственных отношений Россия стала для Турции первым торговым партнером. Стороны отметили динамичный рост взаимных инвестиций и договорились расширять сотрудничество в торгово-экономической сфере таким образом, «чтобы представители деловых кругов обеих стран чувствовали себя в этом процессе комфортно».

Сергей Лавров констатировал также, что многоплановое партнерство России и Турции является одним из важнейших факторов стабильности в регионе. Москва и Анкара, подчеркнул российский министр, будут готовить новые контакты на высшем уровне. Али Бабаджан, в свою очередь, указал на важность российского направления во внешней политике Турции. Стороны подтвердили заинтересованность углублять свое сотрудничество в реализации региональных энергетических проектов.

Глава российского внешнеполитического ведомства высказал признательность турецким властям за содействие в открытии памятника российским соотечественникам в Гелиболу. Его турецкий коллега с удовлетворением сообщил журналистам, что переговоры в Анкаре совпали с подписанием в Москве на уровне министерств сельского хозяйства российско-турецкого Меморандума. Это означает, что июньский кризис, связанный с запретом на поставки в Россию турецких овощей и фруктов преодолен. Эти факты текущих двусторонних отношений говорят о высоком уровне доверия между двумя странами, который позволяет решать все вопросы за столом переговоров.

В политических и дипломатических кругах Турции, оценивая итоги визита Сергея Лаврова, особо указывают на стабильный рост товарооборота и активный политический диалог между двумя странами. Это позволяет, по мнению турецких экспертов, успешно решать задачу вывода двусторонних отношений на уровень комплексного многопланового партнерства. Такая задача поставлена в Политической декларации, которая была подписана президентами России и Турции в декабре 2004 года. Июльский визит главы МИД РФ в Анкару, по мнению экспертов двух стран, – весомый вклад в достижение этой цели.

Решению этой задачи, полагают они, способствовала и первая личная встреча президентов России и Турции, организованная практически сразу же после визита в Анкару Сергея Лаврова. Встреча состоялась в Казахстане в рамках праздничных мероприятий, посвященных 10-летию столицы республики Астаны. Стороны рассматривают ее как логичное укрепление российско-турецкого политического диалога, реализацию тех договоренностей, которые были достигнуты в ходе переговоров в Анкаре министра иностранных дел России.

Один из ведущих в Турции новостных телеканалов CNN Turk обратил особое внимание на слова президента России о том, что российско-турецкие отношения развиваются сегодня последовательно и уверенно. Влиятельное в политических кругах информационное агентство «АНКА» процитировало слова Дмитрия Медведева, который с удовлетворением отметил впечатляющий итог двустороннего торгово-экономического сотрудничества за пять месяцев этого года. Россия впервые за всю историю межгосударственных российско-турецких отношений стала ведущим торговым партнером Турции. «Это показывает, насколько фундаментально значимы наши двусторонние связи», — подчеркнул российский президент.

При всей значимости того факта, что российско-турецкий товарооборот измеряется сегодня десятками миллиардов долларов, не менее важными являются и совместные гуманитарные акции двух стран. Это и Годы национальной культуры в России и Турции, в рамках которых миллионы россиян и турок смогли ближе узнать и лучше понять друг друга. Это и масштабные мероприятия связанные с Годом русского языка в Турции. Это и открытие в турецком городе Гелиболу мемориала Памяти о россиянах, создание которого стало возможным благодаря слаженной и кропотливой работы представителей российских и турецких общественных организаций, представителей официальных властей и деловых кругов двух стран. По мнению Дмитрия Медведева, это хороший пример гуманитарного сотрудничества.

В турецких политических и дипломатических кругах указывают и на слова президента Турции, который, в свою очередь, выразил уверенность в необходимости дальнейшего расширения отношений с Россией по всем направлениям. «Важно, что для этого у Москвы и Анкары есть политическая воля», — констатировал Абдуллах Гюль. В подтверждение этого в ходе беседы Дмитрий Медведев пригласил президента Турции посетить Москву с официальным визитом. Абдуллах Гюль с удовлетворением принял приглашение и, в свою очередь, заявил, что будет рад видеть российского коллегу в Турции.

52.17MB | MySQL:103 | 0,483sec