Иран: июль 2008 года. Экономическая ситуация

1. НЕКОТОРЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

В июле заметных изменений в социально-экономической ситуации в Иране отмечено не было. Страна по-прежнему находится в состоянии, если не экономического кризиса, то в состоянии стагнации. Социальная политика правительства президента Махмуда Ахмадинежада пронизана популизмом и не отвечает потребностям основной массы населения.

В этом месяце появилось несколько сообщений по некоторым отраслям иранской экономики.

Нефть. В июле было объявлено, что в Иране открыто несколько новых нефтяных месторождений.

Министр нефти Исламской Республики Голям Хосейн Нозари сообщил, что в районе иранского поселка Асалуйе (южная провинция Бушер) открыто новое месторождение с запасами нефти 525 млн баррелей. Этот район до настоящего момента был известен прежде всего огромными запасами газа.

Министр проинформировал также, что на юге ИРИ открыто еще несколько нефтяных полей. В том числе крупное нефтяное месторождение, которое оценивается в 1,1 млрд. баррелей, а разведанные там запасы составляют около 230 млн. баррелей.

Иран занимает второе место после Саудовской Аравии по размерам запасов жидких углеводородов и является вторым в ОПЕК и четвертым в мире поставщиком нефти на мировой рынок. По оценке, резервы нефти в Иране составляют 136 млрд. баррелей.

Сталь. Мировые цены на сталь превысили все исторические показатели. Можно уверенно говорить, что беспрецедентно высокие цены на черные металлы станут катализатором новых структурных изменений в мировой экономике

Эксперты полагают, что рост цен на металлопродукцию обусловлен в частности значительным ростом потребления в странах Персидского залива.

Специалисты считают, что глобальные мощности по производству стали увеличатся в 2010 году до 1,85 млрд. тонн с 1,56 млрд. тонн в 2007 году. При этом половина прироста придется на Китай. Но помимо Китая значительное влияние на баланс спроса-предложения на мировом стальном рынке в ближайшие годы будет оказывать и ближневосточный регион. Иран, являясь крупным продуцентом стали в регионе, планирует к 2010 году повысить более чем вдвое свои производственные мощности — почти до 30 млн тонн.

В последние годы тут активно наращивается импорт стальной продукции — в 2007 году его объем дошел до 35 млн. тонн (годовой прирост — 35%). Лидирует в этом отношении Иран, увеличивший закупки на 60%, до 12 млн тонн. ОАЭ на втором месте, рост — на 36%, до 9 млн тонн. Производители стального проката в этом регионе планируют значительно увеличить закупки длинномерных продуктов, таких как арматурная сталь (для строительного сегмента).

Танки. Иран начал серийное производство легких танков Tosan для частей быстрого реагирования. Выпуск танка национальной разработки налажен Тегераном в рамках реализации стратегии по самостоятельному обеспечению потребностей вооруженных сил в военной технике. Танк Tosan весит не более 25 тонн и оснащен пушкой калибра 90 миллиметров и усовершенствованной системой управления огнем. Его особенностью является возможность преодоления больших расстояний своим ходом, в то время как обычно для этого используются специальные танковозы. Ранее иранские специалисты также разработали тяжелый танк Zulfiqar на базе российского Т-72. Он оснащен двигателем мощностью 1.000 лошадиных сил и может развивать скорость до 70 километров в час. Вооружение танка включает пушку калибра 125 миллиметров и пулеметы калибров 7,62 и 12,7 миллиметра.

2. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

13 июля российский нефтегазовый концерн «Газпром» и Национальная иранская нефтяная компания (NIOC) подписали в Тегеране меморандум о взаимопонимании в области сотрудничества в нефтегазовой сфере.

Меморандум был подписан во время визита в Иран главы «Газпрома» Алексея Миллера. С иранской стороны документ подписали министр нефти ИРИ Г.Х.Нозари и руководитель Национальной иранской нефтяной компании Сейфалла Джашн Саз.

Документ предусматривает участие «Газпрома» в разработке крупнейшего в мире газоконденсатного месторождения «Южный Парс» и нефтяного месторождения «Северный Азадеган», транспортировке нефти из Каспийского региона в Оманский залив по маршруту Нека-Джаск (иранские города, расположенные на Каспии и Оманском заливе), реализации проекта трубопровода Иран-Пакистан-Индия, по которому «голубое топливо» из Исламской Республики будет поступать в Южную Азию, а также совместное строительство нефтеочистительного завода на севере Ирана.

Планируются также так называемые своп-операции, то есть снабжение газпромовским газом районов на севере Ирана и получение взамен голубого топлива на юге страны для последующего экспорта в третьи государства.

По доказанным запасам газа (28,13 триллиона кубических метров) Иран занимает второе место в мире после России. Но иранские газовые недра до сих пор плохо разработаны. В 2006 году добыча природного газа в стране составила всего 105 миллиардов кубических метров. При всем при этом потребление газа в ИРИ превышает добычу, что вынуждает Тегеран покрывать дефицит за счет импорта из Туркмении. Потребности в газе самого Ирана растут в среднем на 7% в год. Поэтому, естественно, разработка новых месторождений жизненно важна для Ирана.

Кстати, российский концерн уже участвовал в разработке второй и третьей фаз «Южного Парса».

По данным СМИ, инициатива расширения сотрудничества принадлежала иранской стороне.

И это понятно. Визит г-на Миллера в Иран произошел всего через несколько дней после того, как французская нефтегазовая компания Total объявила, что выходит из проекта по разработке месторождения «Южный Парс» в Иране и прекращает инвестиции в экономику страны по причине политических рисков. В мае 2008 года об отказе от участия в разработке «Южного Парса» заявили британо-нидерландская Royal Dutch Shell и испанская Repsol.

Как известно, Total одна из немногих в мире компаний, обладающая современными технологиями и мощностями по переработке природного газа в сжиженный природный газ (СПГ).

Именно французы планировали создать в Иране инфраструктуру по добыче газа, переработке его в жидкое состояние, перекачку в специальные танкеры. Это, несомненно, превратило бы Иран в мировой центр производства и экспорта СПГ. Однако теперь эти проекты откладываются на неопределенный срок.

Иран, по-видимому, возвращается к идее экспорта газа трубопроводным методом.

Заместитель министра нефти Ирана по вопросам планирования Акбар Торкан на днях заявил, что страны Европы нуждаются в иранском газе, однако некоторые европейские компании, такие как Total, Shell и Repsol потеряли очень много времени в плане вложения инвестиций и разработки 11-ой и 13-ой фаз месторождения Южный Парс, поэтому есть предложение экспортировать газ, получаемый на этих фазах, в Европу не поставками СПГ, как планировалось, а по трубопроводу. По словам заместителя министра нефти, Иран может протянуть трубопровод до своей границы, а от иранских границ до стран назначения линию трубопровода могут продолжить европейские покупатели.

В этой связи следует отметить, что Россия и Иран на европейском рынке являются естественными конкурентами, и не исключено, что это противостояние может возрасти. Поэтому договоренности между «Газпромом» и NIOC являются, кроме всего прочего, возможностью конкурировать в цивилизованных рамках.

Эти же цели преследуют периодически созываемые форумы стран-производителей газа, которые часто называют «Газовой ОПЕК». Конечно, до ОПЕК газовикам еще далеко. И пока в мировой рынок СПГ не развит, говорить о жесткой организационной структуре производителей газа преждевременно. Специалисты указывают, что реально это может произойти за горизонтами 30-40-х годов нашего века.

Если вернуться к российско-иранскому документу, подписанному в июле в Тегеране, то здесь стоит подчеркнуть, что данный документ – не договор, даже не соглашение. Это – пока меморандум, — как бы совместное заявление двух сторон о намерениях.

И все же в условиях затянувшегося разрешения иранской ядерной проблемы, решение «Газпрома» можно назвать весьма смелым с точки зрения бизнеса поступком. Поскольку западные конкуренты российского концерна испугались и покинули Иран, освободив тем самым ему место. Хотя, конечно, не исключено, что в случае осложнения ядерной ситуации вокруг ИРИ меморандум может остаться всего лишь меморандумом.

В июле Иран в целом оставался главной «горячей точкой», вызывающей почти панические движения на мировом рынке нефти,— помимо санкций до сих пор актуальной остается опасность бомбардировок Израилем атомных объектов в этой стране. Тегеран на это может ответить попыткой блокирования Ормузского пролива, по которому проходит нефтетрафик в существенных для всего мира объемах.

Так, испытание Ираном ракет «Шехаб-3», способной в случае конфликта с Израилем долететь до его территории, на время подняло цены на нефть. Затем нефть подешевела, поскольку Иран намекнул, что готов пойти на уступки в противостоянии вокруг своей ядерной программы. Это уменьшает вероятность атаки Израилем ядерных объектов Ирана, а значит, снижает опасения рынка относительно возможных перебоев в поставке нефти из этого региона.

Продолжая нефтяную тему, необходимо напомнить высказывание министра нефти Ирана Г.Х.Нозари, который сообщил в июле, что к концу марта 2010 года ежедневный экспорт иранской нефти в среднем увеличится до 3,5 млн. баррелей, это будет примерно на 1 млн. баррелей больше, чем в настоящее время. Г. Х. Нозари опроверг предположение о том, что в связи с увеличением внутреннего потребления нефти Иран пойдет на сокращение экспорта. Одновременно с этим он призвал страны-потребители нефти усилить инвестиции в экономику нефтедобывающих государств, чтобы тем самым помочь последним увеличить нефтедобычу.

Однако американцы зорко следят за крупными инвесторами в иранскую экономику и продолжают наращивать давление на западные нефтяные компании, работающие с Ираном. Заместитель госсекретаря Уильям Бернс заявил, что США изучат иранские инвестпроекты норвежской StatoilHydro на предмет нарушения американского законодательства о санкциях против Ирана. Ранее американские чиновники выражали обеспокоенность сотрудничеством Total с Ираном.

У Ирана возникают сложности не только в сфере иностранных инвестиций, но и в сельском хозяйстве. В июле было сообщено, что по прогнозу Министерства сельского хозяйства Ирана, в 1387 иранском году (март 2008 – март 2009 гг) страна вынуждена будет импортировать до 7 млн. тонн пшеницы и станет одним из крупнейших мировых импортеров данного зерна.

Напомним, что в связи с резким сокращением производства пшеницы в текущем году, Иран заявил о необходимости импорта значительных объемов зерна, хотя еще в прошлом году страна экспортировала пшеницу.

Таким образом, Иран возвращается к уровню 90-х годов, когда в среднем импортировал ежегодно около 6-6,5 млн. тонн пшеницы и входил в пятерку ведущих мировых импортеров.

Стоит отметить, что за последние 10 лет посевные площади под пшеницей в стране увеличились на 50%, а минимальная закупочная цена (по которой государство закупает пшеницу у фермеров) — выросла в 4 раза.

18 июля состоялся телефонный разговор председателя правительства России Владимира Путина с президентом Исламской Республики Иран Махмудом Ахмадинежадом.

В.Путин и М.Ахмадинежад обсудили различные аспекты торгово-экономического взаимодействия двух стран, а также сотрудничества в области энергетики, включая атомную. В данном контексте с обеих сторон была подчеркнута необходимость своевременного строительства АЭС в Бушере.

Среди других тем Путин и Ахмадинежад обсудили также вопросы, связанные с двусторонней кооперацией в области транспорта и военно-технического сотрудничества.

На этом фоне развивается российско-иранское сотрудничество, в том числе и в области транспорта:

— В июле российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) объявила, что до конца года ожидается подписание контракта с Ираном на поставку в течение 10 лет около 100 гражданских самолетов Ту-204.

— Российская железнодорожная монополия РЖД прорабатывает с Азербайджаном и Ираном трехсторонний проект строительства ветки, которая откроет прямое железнодорожное сообщение России с Ираном. Реализация проекта новой железнодорожной линии Казвин (Иран) — Решт (Иран) — Астара (Азербайджан) призвана наладить прямое железнодорожное сообщение Россия — Азербайджан — Иран и привлечь новые грузы в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг», обеспечивающий кратчайшее сообщение между странами бассейна Балтики и государствами Персидского залива, а также Индией. По расчётам специалистов, к 2010 году возможные объёмы перевозок в коридоре составят 10,2 – 17,1 млн. тонн, из них большая часть (6,8 – 8,6 млн. тонн) – в сообщении Россия – Иран.

В рамках проекта правительство Ирана намерено выделить Азербайджану средства для строительства пограничного железнодорожного перехода протяженностью 8 километров.

Дорога будет сооружена между городом Астара в Азербайджане и населенным пунктом Астара в Иране. Ожидается, что строительство магистрали увеличит объем железнодорожных перевозок между странами до 1,2 миллиона тонн.

— В Перми побывала делегация Исламской Республики Иран. Иранская сторона заинтересована в создании на территории Пермского края совместного ирано-российского предприятия.

По словам заместителя председателя краевого правительства Юрия Уткина, руководство региона в свою очередь заинтересовано, чтобы на территории региона велась глубокая переработка древесины. “У нас создан ряд льготных условий для инвесторов, в том числе налоговая ставка на прибыль в 20%”, — отметил г-н Уткин.

В свою очередь генеральный директор Организации лесного хозяйства Ирана Сеедваджихолла Мусавимирколахи отметил, что иранская сторона намерена продолжить сотрудничество с Россией в сфере поставок древесины.

Ежегодно из России в Иран экспортируется 1 млн. кубометров пиломатериалов. Для внутреннего рынка республики этого недостаточно. В дальнейшем Организация лесного хозяйства планирует увеличить объемы поставок в три раза и обеспечивать древесиной ближайшие с Ираном страны.

— Возможные варианты экономического сотрудничества Астрахани и Республики Иран обсуждались 10 июля на встрече мэра Астрахани Сергея Боженова с новым Генеральным консулом Исламской Республики Иран в Астрахани Мирмохаммадом Мейгуни Сейедом Голамрезой. На встрече были определены первостепенные перспективы, среди которых главным был вопрос инвестиций.

Между тем, не только торговля стала объектом обсуждения. Консул рассказал о намерениях иранских бизнесменов построить в Астрахани завод для фасовки и упаковки фисташек. Сергей Боженов также поделился планами о строительстве логистического центра в микрорайоне имени Бабаевского. С пуском в эксплуатацию этого объекта мэрия планирует обеспечить доставку и складирование грузов из Ирана, Казахстана и других стран.

Для более подробного обсуждения возможных инвестиционных перспектив планируется встреча Сергея Боженова с представителями бизнес-сообщества из Ирана.

— В начале осени на встрече с коллегами из других прикаспийских государств глава Росрыболовства Андрей Крайний планирует предложить ввести на несколько лет мораторий на вылов осетров.

По его словам, Азербайджан, Туркмения и Казахстан поддерживают Россию в этом намерении. Вопрос только, как отреагирует на это Иран. В последние годы эта страна практически захватила мировой рынок черной икры. Но проблемы с осетрами в южной — персидской — части Каспийского моря нет. Иранцы построили сотни осетровых заводов, выпускают в море многие миллионы мальков, а за незаконный лов реликтовой рыбы там полагается смертная казнь.

— Иран, Афганистан и Таджикистан рассматривают возможность строительства трансграничной железнодорожной ветки, которая соединит эти три страны. Об этом сообщил заместитель начальника государственного унитарного предприятия «Таджикская железная дорога» (ТЖД) Владимир Собкалов.

Владимир Собкалов сообщил, что в Афганистане вскоре должна пройти встреча рабочей группы железнодорожников трёх стран, которые намерены рассмотреть и определить место прохождения путей. Таджикской стороной уже подготовлено технико-экономическое обоснование данной ветки до границы с Афганистаном.

Вопрос строительства железной дороги рассматривается тремя персоязычными странами на протяжении последних двух лет как возможность быстрой доставки грузов из Таджикистана к портам Персидского залива и обратно. По мнению экспертов, данная дорога позволит увеличить товарооборот и углубить торговые отношения между тремя странами.

Ожидается, что президент Таджикистана Эмомали Рахмон рассмотрит данный вопрос со своими коллегами из Афганистана – Хамидом Карзаем и Ирана – Махмудом Ахмадинеджадом в конце августа этого года в Душанбе в ходе двусторонних встреч в рамках проведения саммита Шанхайской организации сотрудничества.

В июле было отмечено два почти сенсационных события, связанных с внешнеэкономической деятельностью ИРИ.

Так, в июле российской таможней была пресечена попытка поставки из России в Иран тонны оружейного тантала. В Астраханской области направлено в суд уголовное дело в отношении 39-летнего гражданина Узбекистана Анара Годжаева, обвиненного в попытке вывезти в Иран около тонны тантала, используемого, в том числе, для создания оружия массового поражения. В ходе расследования уголовного дела было установлено, что с февраля 2006 года Годжаев является учредителем компании «АГС Импекс», осуществлявшей поставки товаров в ИРИ. В июле 2007-го к нему обратился его компаньон и бывший одноклассник с просьбой переправить в Иран изделия на основе металлического тантала — танталовые листы и фольгу. Зная о том, что этот материал является стратегическим сырьем, Годжаев указал в таможенной декларации недостоверные сведения, представив его как «алюмокобальтмолибденовый катализатор», не требующий специального оформления. Товар был отгружен для отправки на теплоход «Ишим», но при досмотре сотрудники таможни установили несоответствие содержимого контейнера товару, заявленному в таможенной декларации.

Экспертиза подтвердила, что контрабандный товар может быть использован при создании оружия массового поражения, средств его доставки или иной военной техники. Годжаеву было предъявлено обвинение в контрабанде материалов и стратегически важных сырьевых товаров, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения. Эта статья грозит лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с возможным штрафом до 1 млн. рублей.

Этот факт еще раз демонстрирует, что иранская сторона использует все возможности для создания оружия массового поражения и средств его доставки.

Другим заслуживающим внимание моментом был визит в Москву генерального секретаря Совета национальной безопасности Саудовской Аравии Бандара бен Султана.

Президент РФ Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин провели переговоры с Бандаром бен Султаном. Речь шла о подписании крупных оружейных контрактов и развитии бизнес-проектов в Саудовской Аравии с участием российских компаний.

Аналитики считают, что главным элементом союзнических отношений между Россией и Саудовской Аравией должно стать подписание соглашения по военно-техническому сотрудничеству. Саудовская Аравия проявляет интерес к конкретным видам вооружений: в феврале Эр-Рияд говорил о готовности купить свыше 100 БМП-3 на сумму около $200 млн, около 150 танков Т-90С на $600 млн и свыше 160 вертолетов типов Ми-17, Ми-35 и Ми-26 на общую сумму порядка $1,6 млрд. В связи с испытаниями в Иране ракет, которые могут покрыть цели на всей территории королевства, саудовских военных очень интересуют и различные системы ПВО. Последнее время переговоры в основном ведутся по закупкам танков и вертолетов. Детали этих соглашений, судя по всему, оговаривались в июле в Москве.

Глава Совбеза Саудовской Аравии Бандар бен Султан уже не первый влиятельный саудовский принц, побывавший в России за последнее время. В феврале для переговоров с тогдашним президентом Владимиром Путиным Москву посетил глава МИД Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал. Тогда принц привез личное послание от короля Абдаллы, в котором Эр-Рияд выражал крайнюю обеспокоенность ростом иранского влияния на Ближнем Востоке. Руководство королевства советовало Москве свернуть сотрудничество с Тегераном, а взамен сулило выгодные контракты с Саудовской Аравией. По сути, России предложили сдать важного партнера на Ближнем Востоке. В ходе нынешнего визита Бандар бен Султан конкретизировал прежние предложения.

Примечательно, что Бандар бен Султан считается в Эр-Рияде человеком, наиболее тесно связанным с нынешним руководством США: он проработал послом в Вашингтоне свыше 20 лет и дружит с семейством Буш. Особенно крепкие отношения его связывают с вице-президентом Диком Чейни, являющимся главным сторонником жесткого подхода к решению иранской проблемы — вплоть до силовой операции. Не исключено, что нынешние щедрые предложения Эр-Рияда Москве были заранее согласованы с Вашингтоном, который сейчас особо заинтересован в нейтрализации союзников Тегерана.

Как полагают аналитики, выгодные предложения могут стать платой за согласие России не поддерживать Иран.

Однако пресс-секретарь премьер-министра России Дмитрий Песков опроверг появившиеся сообщения о том, что Саудовская Аравия предложила России ряд контрактов в сфере военно-технического сотрудничества в обмен на свертывание отношений в этой сфере с Ираном.

«Информация некоторых СМИ о том, что на встрече принца Саудовской Аравии Бандара ибн Султана с председателем правительства РФ Владимиром Путиным руководство Саудовской Аравии предложило Москве ряд контрактов в сфере военной техники в обмен на свертывание сотрудничества с Ираном, не соответствует действительности», – заявил он.

«Отношения Москвы и Тегерана, также как двусторонние отношения нашей страны с Саудовской Аравией, – самостоятельные и попытка увязать их содержание не имеет под собой оснований».

3. ИНВЕСТИЦИИ

Инвестиции в иранскую экономику, несмотря на санкции и гневные заявления европейских политиков продолжают поступать в Иран.

Так, не успела 10 июля французская нефтегазовая компания Total объявить, что выходит из проекта по разработке месторождения «Южный Парс» в Иране и прекращает инвестиции в экономику страны по причине политических рисков. (В мае 2008 года об отказе от участия в разработке «Южного Парса» заявили британо-нидерландская Royal Dutch Shell и испанская Repsol), как германская компания «Иштайн» заявила о вложении инвестиции в Иран в размере 100 миллионов евро для установления оборудования по сжижению газа. Компания «Иштайн» установила такого рода оборудования в России, Китае, Саудовской Аравии и Катаре.

При этом, Федеральное управление Германии расследовало условия контракта и оборудования, и дала разрешение данной компании начать установление оборудований в Иране.

В июле министр иностранных дел Италии Франко Фраттини подтвердил, что кабинет Сильвио Берлускони не собирается заставлять итальянские компании свертывать свое присутствие на территории ИРИ. «Демократическое правительство не может навязывать свою волю промышленности и принуждать ее уйти из той или иной страны», — отметил Фраттини. Италия считается крупнейшим торговым партнером Ирана в Европе. Основную лепту вносят крупные инвестиции итальянского энергетического концерна ЭНИ. Автогигант «Фиат» недавно объявил о решении приступить к выпуску седанов в Иране до начала 2009 года. Соответствующее соглашение с иранскими партнерами было подписано более 3 лет назад.

Рим не планирует в одностороннем порядке вводить санкции против Тегерана за его отказ от прекращения работ по обогащению урана, заметил глава МИД. Однако Италия подчинится решению Европейского союза, если будет решено ужесточить политические и экономические меры воздействия на ИРИ. В этом случае Рим «будет соблюдать» рамки санкций ЕС, уточнил министр.

52.41MB | MySQL:103 | 0,466sec